ТЕМА: Пищеварение в тонком кишечнике. Моторика кишечника. Пищеварения в толстом кишечнике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Пищеварение в тонком кишечнике. Моторика кишечника. Пищеварения в толстом кишечнике.



Вопросы к занятию

На какие компоненты пищи действует сок поджелудочной железы? Какие ферменты находятся в составе сока поджелудочной железы? В какой форме выделяются в просвет двенадцатиперстной кишки ферменты, действую­щие на белковую молекулу? Что такое энтерокиназа, какова её роль в организме? Как происходит нейтрализация соляной кислоты в двенадцатиперстной кишке? Фазы отделения сока под­желу­дочной железы (схемы). Чем отличается сок поджелудочной железы, активированной секретином, от сока поджелудочной железы, активированной панкреозимином?

 Какова роль жёлчи в пищеварении? Какое влияние на моторную активность жёлчного пузыря и сфинк­тер Одди оказывает блуждающий нерв? Какое влияние на моторную активность жёлчного пузыря и сфинктер Одди оказывает симпатическая иннер­вация? Какой гор­­мон желудочно-кишечного тракта оказывает наибольшее влияние на моторную активность жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей? Дайте представление о моторной деятельности тонкого кишечника, опишите основные типы сокращений. Какое влияние на моторику кишечника оказывает парасимпатическая и симпатическая система?

 Что такое полостное пищеварение, какова его функцио­нальная роль? Что такое пристеночное, мембранное пи­ще­варение, какова их функцио­нальная роль? Охарактеризуйте механизм всасывания в тонком кишечнике Na+, Cl-, воды, катионов кальция. Какие гормоны и как влияют на всасывание кальция в тонком кишечнике? Объясните механизмы всасывания углеводов и аминокислот, укажите общие закономерности и отличия. Объясните механизм всасывания продуктов гидролиза жиров.

 Охарактеризуйте особенности пищеварения в толстом кишечнике. Каково значение микрофлоры толстого кишечника для его нормального функционирования?

РАБОТА 1. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Действие липазы поджелудочной железы Уровень освоения – знание.

Результат – Оценка роли жёлчи в кишечном пищеварении.

 

Указания к оформлению протокола:

Данные эксперимента зафиксируйте.

Ответьте на вопрос:

О чём свидетельствуют результаты эксперимента?

 

 

РАБОТА 2. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – PhysioEx 9. Раздел 8: Химические и физические процессы в обеспечении пищеварения. Роль печени в обеспечении пищеварения в 12-перстной кишке. Значение pH для реализации гидролиза жиров в 12-перстной кишки.  Уровень освоения – знание.

 

Ход работы.

Поместите пустые пробирки в специальный штатив инкубатора.

В пробирку 1 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра –  рН 7,0. 

В пробирку 2 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, Н2О, буферного р-ра –  рН 7,0. 

В пробирку 3 добавьте несколько капель липазы, Н2 O, жёлчи, буферного р-ра – рН 9,0. 

В пробирку 4 добавьте несколько капель Н2 O, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра –  рН 7,0 

В пробирку 5 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра –  рН 2,0 

В пробирку 6 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра –  рН 9,0 

Решите тест: На что влияет pH? Правильный ответ d. Нажмите клавишу – Submit. Нажмите клавишу Incubate.

Запускается реакция. Решите тест: В какой пробирке липаза демонстрирует наибольшую активность? Правильный ответ – 1. Поместите пробирку 1 в pH-метр. Запустите процесс измерения. Результат запишите. Верните пробирку в штатив на место. Результат запишите. Проведите указанные процедуры с пробирками 2, 3, 4, 5, 6. Данные 2, 3, 4, 5, 6 запишите в таблицу. Решите тест: Почему сложно оценить активность липазы в пробирке 5? Правильный ответ – d. Нажмите Submit.

Рис. Общий вид установки

 

 Внесите данные в таблицу

N пробирки Реагент 1 Реагент 2 Реагент 3 Реагент 4 Время Температура pH результат
1 Липаза Масло растит. Жёлчь pH 7 60 37 6,21
2 Липаза Масло растит. Вода pH 7 60 37 6,72
3 Липаза Вода Жёлчь pH 9 60 37 9
4 Вода Масло растит. Жёлчь pH 7 60 37 7
5 Липаза Масло растит. Жёлчь pH 2 60 37 2
6 Липаза Масло растит. Жёлчь pH 9 60 37 8,97

 

Объясните полученные результаты:

1 –

2 –

3 –

4­ ­–

5 –

6–

 

РАБОТА 3. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Физиология эндокринной системы. Опыт – Влияние инсулина (поджелудочной железы) и аллоксана на уровень глюкозы в крови. Уровень освоения – знание.

Результат – Оценка качества влияния инсулина на содержание глюкозы в крови.

 

Рис. Образ рабочего экрана.

Указания к оформлению протокола:

Данные эксперимента запишите.

 

 

Вывод –

 

 

РАБОТА 4. Запись сокращений изолированного отрезка тонкой кишки кролика. Влияние ацетилхолина и адреналина на сокращения изолированного отрезка тонкой кишки кролика. Уровень освоения – знание.

Рис. Кимограммы сокращений изолированной тонкой кишки кролика под влиянием ацетилхолина (1) и адреналина (2).

 

Отрезок тонкой кишки кролика длиной 3-5 см крепится одним концом к стеклянной трубке, другим – к крюч­ку, связанному с миографом. Отрезок кишки погружается в стакан со специально приготовленным физиологическим раствором температурой 37-38 градусов. С помощью резиновой груши, надетой на стеклянную трубку, через раствор непрерывно пропускается воздух. Примерно через 5 мин. отрезок тонкой кишки начинает самопроизвольно сокращаться. Активность тон­кой кишки записывается на кимографе.  

Влияние на моторную активность кишки различных веществ исследуется в следующем порядке: 1) 0,1% р-р адреналина; 2) 0,001% р-р ацетилхолина. Вещества вводятся пипеткой каплями в физиологический раствор. После получения эффекта каждый раз физиологический раствор необходимо менять.

 

Указания к оформлению протокола:

Проанализируйте полученные кривые. Сделайте заключения о влиянии на моторную активность тонкого кишечника блуждаю­щего и симпатических нервов.

 

Закончите предложения:

Блуждающий нерв оказывает на моторику кишечника ….

 

Симпатические нервы оказывают на моторику кишечника ….

 

Ситуационные задачи

***Проверяют активность трипсина в пробе, взятой при дуоденальном зондировании, и в пробе, полученной непосредственно из протока поджелудочной железы. В какой пробе трипсин находится в активном состоя­нии, а в какой нет? Объясните почему.

ОТВЕТ. Трипсин из протока поджелудоч­ной железы поступает в виде неактивного предшественника – трипсиногена. Акти­вация фермента происходит в двенадца­типерстной кишке под действием кишеч­ного фермента энтерокиназы. Следовательно, в первой пробе трипсин находится в активном состоянии, а во второй – в неак­тивном.

 

*** У животного наблюдается понос, жирный кал, похудание. Заподозрен хро­нический панкреатит с нарушением экзокринной функции поджелудочной железы в связи с гибелью секреторных клеток ее паренхимы. Основываясь на знаниях о внешнесекреторной функции поджелу­дочной железы, назовите ферменты, ко­торые должны содержать лекарственные препараты, способные существенно улуч­шить состояние больного?

ОТВЕТ. Препараты, содержащие ферменты поджелудочной железы: протеазы, липазу и амилазу.

***Одной из эффективных лечебных проце­дур при остром панкреатите (воспаление поджелудочной железы) является назна­чение щелочного питья или промывания желудка через зонд слабощелочным рас­твором. Обоснуйте назначение щелочного питься с физиологической точки зрения.

ОТВЕТ. Важную роль в лечении больного органа играет его функциональный покой. Одним из гормонов, стимулиру­ющих работу поджелудочной железы, яв­ляется секретин, выделяющийся под влиянием соляной кислоты. Активность последней нейтрализуется вводимой в же­лудок щелочью.

 

***В клинике для устранения приступа пече­ночной колики, вызванной спазмом жёлчевыводящих путей, используют препа­раты, блокирующие М-холинорецепторы. Объясните механизм действия М-холиноблокаторов в этих случаях.

ОТВЕТ. Усиление моторной деятельно­сти жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей (спазм) вызывается стимуля­цией блуждающего нерва. Медиатором парасимпатических волокон блуждаю­щего нерва является ацетилхолин, кото­рый взаимодействует с М-холинорецепторами иннервируемых гладкомышечных клеток. Блокада М-холинорецепторов предотвращает стимулирующие влияния блуждающего нерва на сокращения жёлч­ного пузыря, жёлчевыводящих протоков и тем самым устраняет спазмы.

 

***Известно, что в составе жёлчи отсутствуют пищеварительные ферменты. Каким об­разом жёлчь участвует в пищеварении?

ОТВЕТ. Жёлчь обеспечивает эмульгиро­вание жиров, активирует панкреатиче­скую липазу, способствует всасыванию продуктов расщепления жиров, стиму­лирует перистальтику кишечника. Кроме того, жёлчь способствует установлению слабощелочной реакции в просвете тон­кой кишки, что обеспечивает эффектив­ное кишечное пищеварение.

 ТЕМА 3 Физиология выделения. Нефрон – структурно-функциональная единица почек. Механизм образования мочи. Первичная, вторичная моча. Гормональная регуляция деятельности почек.

Вопросы к занятию

Нарисуйте схему нефрона, обозначьте его элементы. Объясните биофизический механизм образования первичной мочи. Чем по составу отличается первичная моча от плазмы крови? Проходит ли молекула гемоглобина через почечный фильтр, почему? Объясните механизмы реабсорбции ионов натрия, ионов хлора, воды? Объясните механизмы реабсорбции глюкозы и аминокислот в канальцах нефрона? Каковы функции петли Генле? Что такое юкстагломерулярный аппарат (ЮГА), что входит в состав ЮГА? Охарактеризуйте 3 механизма активации ЮГА. Как называется гормон, вырабатываемый эпителиоидными клетками ЮГА, какие физиологические реакции он вызывает в организме? Охарактеризуйте физиологические процессы (3), приводящие к стабилизации системного артериального давления, связанные с активностью ЮГА. Каков механизм действия альдостерона на почки? Где вырабатывается антидиуретический гормон (АДГ)? В какой ситуации продукция АДГ увеличивается, какое состояние формируется при уменьшении его продукции? Каков физиологический механизм действия АДГ на клетки-мишени?

 

РАБОТА 1. Симуляционный эксперимент. Программное обеспеченик – LupraFiSim. Раздел: Физиология мочевыводящей системы. Влияние гидростатического давления крови, онкотического давления, диаметра выносящей и приносящей артериол на скорость образования мочи. Уровень освоения – знание.

Результат – Выведение зависимости образования мочи от величин гидростатического и онкотического давления крови, протекающей через почки.

 

Указания к оформлению протокола:

Данные эксперимента запишите. Сделайте вывод.

 

 

РАБОТА 2. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – PhyioEx.9.0. Раздел: Физиология почек. Влияние гормонов на образование мочи. Уровень освоения – знание.

Ход работы.

Запустите программу для проведения эксперимента. 1) Нажмите кнопку «Старт». Запишите полученный результат (Record Data). Нажмите кнопку «Empty Bladder». 2) Решите тест: "Почему концентрация мочи в мочевом пузыре составляет 100 мОсм?» Правильный ответ ­– c. Нажмите «Submit». 3) Решите тест: Что произойдет со скоростью образования вторичной мочи, если в дистальный извитой каналец ввести альдостерон? Правильный ответ – b. 4) Введите альдостерон через «верхнюю» крышку. Нажмите клавишу «Старт».Нажмите кнопку «Empty Bladder». 5) Решите тест: Какие компоненты тубулярной жидкости перемещаются в межклеточное пространство под влиянием альдостерона? Правильный ответ – а. Нажмите Submit. 6) Введите ADH. Решите тест: Как изменится скорость образования вторичной мочи под влиянием ADH? Правильный ответ – a. Нажмите «Старт». Нажмите кнопку «Empty Bladder». 7) Решите тест: Почему после введения ADH концентрация калия во вторичной моче повысилась? Ответ – с. 8) Решите тест: Как изменится скорость образования вторичной мочи в сравнении с исходной после введения альдостерона и ADH? Ответ – b. Введите альдостерон и ADH. «Старт». Запишите данные. Завершите эксперимент.   

 

Рис. Общий вид установки для проведения эксперимента.

Указания к оформлению протокола:

Регистрация данных эксперимента –

 

РАБОТА 3. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Физиология мочевыводящей системы. Влияние глюкозы на скорость образования (вторичной) мочи. Уровень освоения – знание.

Результат – Понимание зависимости образования мочи от повышенного содержания в крови глюкозы. (Наличие повышенного содержания глюкозы в крови определяют по показателю реакции Троммера: глюкоза в щелочной среде при нагревании переводит образующийся оксид меди (II) в гемиоксид, изменяющий цвет раствора.)

 

Указания к оформлению протокола:

Регистрация данных эксперимента –

 

 

.

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.029 с.)