Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуационные задачи ситуационные задачи↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Путенкова Л.Ю. Бычкова Т.К.
Физиология и этология животных Раздел 3. Физиология пищеварения, выделения, размножения, лактации и высшей нервной деятельности. Этология и адаптация животных.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Смоленск – 2020 ТЕМА 1. Функциональная система питания. Пищевой центр. Механизмы голода. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Фазы желудочной секреции. Регуляция желудочной секреции. Особенности пищеварения в многокамерном желудке. Переход пищи из желудка в 12-перстную кишку. Питание – одна из составляющих обмена веществ. Оно представляет собой совокупность процессов, включающих поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом веществ, необходимых для поддержания его нормальной жизнедеятельности. Вопросы к занятию Что такое пищеварение? Чем отличается желудочно-кишечный тракт у плотоядных, растительноядных и всеядных животных. Что такое голод? Механизм формирования чувства голода. Где располагается пищевой центр, из каких он состоит отделов? Как изменится пищевое поведение животного при раздражении электрическим током центра голода? Как изменится пищевое поведение животного при разрушении центра голода? Как изменится пищевое поведение животного при раздражении электрическим током центра насыщения? Как изменится пищевое поведение животного при разрушении центра насыщения? Что такое сенсорное насыщение? Что такое метаболическое насыщение? Как осуществляется компенсация поддержания концентрации питательных веществ в крови на оптимальном уровне при недостаточном поступлении в организм пищи. Чем отличаются слизистые, серозные и смешанные слюнные железы? Функции слюны. Какое количество слюны у разных видов животных, от чего оно зависит. Какими нервами иннервируются слюнные железы? Механизмы регуляции слюноотделения (нарисовать схемы). Как осуществляется глотание, где расположен центр глотания? Перечислите функции желудка. Отделы однокамерного желудка. Каков ферментный состав желудочного сока? Какова функция соляной кислоты в составе желудочного сока? Какова роль желудочной слизи, покрывающей слизистую оболочку желудка? Назовите фазы желудочной секреции, охарактеризуйте механизмы каждой фазы желудочной секреции с представлением схем. Особенности пищеварения в желудке свиньи и лошади. Пищеварение в желудке у жвачных., отделы многокамерного желудка и их значение. Что такое пищеводный желоб? Роль микроорганизмов преджелудков(бактерии, простейшие). Пищеварение в сетке и книжке. Периоды и время жвачного процесса Значение жвачки. Регуляция жвачногопроцесса.Какие факторы влияют на скорость перехода пищевых масс из желудка в двенадцатиперстную кишку? Практикум РАБОТА 1. Спонтанная секреция слюны у человека. Уровень освоения – знание Результат – Констатация феномена спонтанной секреции.
Проглотите наличную слюну. Отметьте по секундомеру время возникновения глотательного движения, возникающего в результате актуализации рефлекса глотания при накоплении слюны в полости рта. Проведите измерения 3 раза. У казания к оформлению протокола: Укажите временные интервал между глотательными движениями при спонтанной секреции слюны –
РАБОТА 2. Слюноотделение при приёме пищи. Уровень освоения – знание. Результат – Усиление слюнной секреции при введении пищи в полость рта.
Проглотите слюну. Возьмите в рот дольку сушеного яблока. Ориентировочно определите латентный период усиления слюноотделения. Отметьте по секундомеру временной интервал между глотательными движениями, возникающими при накоплении слюны в полости рта. Указания к оформлению протокола: 1. Сравните временные интервалы между глотательными движениями в условиях спонтанной секреции слюны с временными интервалами слюны при приёме пищи. Укажите причину выявленных отличий –
2. Нарисуйте рефлекторную дугу слюноотделительного рефлекса.
Решите задачу: В опытах И.П. Павлова на собаках с фистулой слюнного протока околоушной железы (рис.) было установлено, что количество выделяемой в полость рта слюны зависит от качества пищи, при этом оказалось, что наибольшие объёмы слюны выделяются в полость рта при введении в нее не пищевых, а отвергаемых веществ (слабый раствор соляной кислоты). Рис. Собака с фистулой слюнного протока околоушной железы Ответьте на вопросы: 1. Объясните причины различной секреции слюны при скармливании подопытной собаке разной пищи – мясо, молоко, мясо-сухарный порошок. 2. Объясните биологический смысл усиленной секреции слюны на отвергаемые вещества.
3. Укажите, чем отличается слюна, выделяющаяся на пищевые вещества от слюны, выделяющейся на отвергаемые вещества?
РАБОТА 3. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Пищеварительная система. Опыт – Субстратная специфичность амилазы слюны. Уровень освоения – знание. Результат – Оценка эффективности амилазы слюны при воздействии на крахмал, сахарозу, целлюлозу. Указания к оформлению протокола: Запишите полученные результаты, сравните их, сделайте вывод о направленности амилазной активности слюны при приёме углеводной пищи.
Вопросы к занятию Перечислите функции желудка. Отделы однокамерного желудка. Каков ферментный состав желудочного сока? Какова функция соляной кислоты в составе желудочного сока? Какова роль желудочной слизи, покрывающей слизистую оболочку желудка? Назовите фазы желудочной секреции, охарактеризуйте механизмы каждой фазы желудочной секреции с представлением схем. Особенности пищеварения в желудке свиньи и лошади. Пищеварение в желудке у жвачных., отделы многокамерного желудка и их значение. Что такое пищеводный желоб? Роль микроорганизмов преджелудков(бактерии, простейшие). Пищеварение в сетке и книжке. Периоды и время жвачного процесса Значение жвачки. Регуляция жвачногопроцесса. Какие факторы влияют на скорость перехода пищевых масс из желудка в двенадцатиперстную кишку? Практикум РАБОТА1. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Влияние уровня pH на действие пепсина. Уровень освоения – знание. Результат – Оценка эффективности пепсина при различных параметрах pH.
Указания к оформлению протокола: Данные эксперимента запишите в протокол. Полученные результаты объясните. РАБОТА 2. Исследование преджелудков и сычуга у жвачных. Определение частоты сокращений рубца Исследование рубца у жвачных производится с левой стороны в области голодной ямки, методом осмотра, пальпации, аускультации и перкуссии. С помощью пальпации можно определить число и силу сокращений рубца, свойство содержимого, а также чувствительность его. Шумы - носят название шумов руминации и возникают они от сокращения мышечных стенок рубца и передвижения пищевых масс. Руминография: Для графической записи периодических сокращений рубца крупного рогатого скота применяется руминограф Горяиновой З.С. На барабане прибора закрепляют полоску миллиметровой бумаги, в записывающее устройство (перо) помещают 1-2 капли чернил и заводят часовой механизм. Опорные фиксаторы раздвигают таким образом, чтобы их фигурные ветви могли опираться на последнее ребро животного, а площадка ползуна на ее маклок. Опорная площадка руминография располагается в области голодной ямки. В период расслабления рубца стержень выдвигают на длину несколько большую, чем глубина голодной ямки (в 1-1,5 раз) и в таком положении закрепляют его винтом. Запись сокращения производят в течение 5 минут. На руминограмме определяют следующие показатели: 1. Частоту сокращений. Под частотой сокращений понимается количество перистальтических и антиперистальтических волн за 5 минут (Рука, положенная на область левой голодной ямки, ощущает сначала выпячивание, а затем постепенное западание брюшной стенки, что соответствует одному сокращению рубца или одной волне) Количество волн на 100 мм показывает частоту сокращений рубца. 2. Высота волн учитывается в миллиметрах от начала волны до ее вершины. Высчитывается среднее арифметическое по всем учтенным зубцам записи. 3. Продолжительность волн измеряется в секундах. Берется расстояние от начала подъема до конца волны. Число миллиметров умножают на 3, т.к. на записи руминограммы 1 мм соответствует 3 сек. Далее вычисляют среднее арифметическое продолжительности всех учтенных волн. 4. Р итмичность сокращений рубца характеризуется: а) наличием сравнительно равномерных промежутков между вершинами зубцов волн перистальтики и антиперистальтики; б) равномерностью волн по высоте. Исследование сетки: у жвачных производится пальпацией (надавливанием) в области мечевидного отростка. Исследование можно проводить слева и справа. В случаях травматическогоретикулита нередко обнаруживают проявление резких болей. В некоторых случаях ценные результаты дает перкуссия вдоль линии прикрепления диафрагмы. Исследование книжки: важным методом исследования книжки является аускультация. При выслушивании справа в области между 8 и 11 ребрами по линии плечевого сустава у здоровых животных ясно слышны негромкие крепитирующие шумы. С помощью пальпации удается иногда установить болезненность книжки. Исследование сычуга: производится в правом подреберье между 8 и 12 ребрами. При аускультации обнаруживают слабыешумы, несколько напоминающие переливание жидкости. Пальпация производится сильным давлением концами пальцев, подведенных под реберную дугу. Указание к оформлению задания Занесите полученные результаты в таблицу
Вопросы к занятию На какие компоненты пищи действует сок поджелудочной железы? Какие ферменты находятся в составе сока поджелудочной железы? В какой форме выделяются в просвет двенадцатиперстной кишки ферменты, действующие на белковую молекулу? Что такое энтерокиназа, какова её роль в организме? Как происходит нейтрализация соляной кислоты в двенадцатиперстной кишке? Фазы отделения сока поджелудочной железы (схемы). Чем отличается сок поджелудочной железы, активированной секретином, от сока поджелудочной железы, активированной панкреозимином? Какова роль жёлчи в пищеварении? Какое влияние на моторную активность жёлчного пузыря и сфинктер Одди оказывает блуждающий нерв? Какое влияние на моторную активность жёлчного пузыря и сфинктер Одди оказывает симпатическая иннервация? Какой гормон желудочно-кишечного тракта оказывает наибольшее влияние на моторную активность жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей? Дайте представление о моторной деятельности тонкого кишечника, опишите основные типы сокращений. Какое влияние на моторику кишечника оказывает парасимпатическая и симпатическая система? Что такое полостное пищеварение, какова его функциональная роль? Что такое пристеночное, мембранное пищеварение, какова их функциональная роль? Охарактеризуйте механизм всасывания в тонком кишечнике Na+, Cl-, воды, катионов кальция. Какие гормоны и как влияют на всасывание кальция в тонком кишечнике? Объясните механизмы всасывания углеводов и аминокислот, укажите общие закономерности и отличия. Объясните механизм всасывания продуктов гидролиза жиров. Охарактеризуйте особенности пищеварения в толстом кишечнике. Каково значение микрофлоры толстого кишечника для его нормального функционирования? РАБОТА 1. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Действие липазы поджелудочной железы Уровень освоения – знание. Результат – Оценка роли жёлчи в кишечном пищеварении.
Указания к оформлению протокола: Данные эксперимента зафиксируйте. Ответьте на вопрос: О чём свидетельствуют результаты эксперимента?
РАБОТА 2. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – PhysioEx 9. Раздел 8: Химические и физические процессы в обеспечении пищеварения. Роль печени в обеспечении пищеварения в 12-перстной кишке. Значение pH для реализации гидролиза жиров в 12-перстной кишки. Уровень освоения – знание.
Ход работы. Поместите пустые пробирки в специальный штатив инкубатора. В пробирку 1 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра – рН 7,0. В пробирку 2 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, Н2О, буферного р-ра – рН 7,0. В пробирку 3 добавьте несколько капель липазы, Н2 O, жёлчи, буферного р-ра – рН 9,0. В пробирку 4 добавьте несколько капель Н2 O, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра – рН 7,0 В пробирку 5 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра – рН 2,0 В пробирку 6 добавьте несколько капель липазы, растительного масла, жёлчи, буферного р-ра – рН 9,0 Решите тест: На что влияет pH? Правильный ответ d. Нажмите клавишу – Submit. Нажмите клавишу Incubate. Запускается реакция. Решите тест: В какой пробирке липаза демонстрирует наибольшую активность? Правильный ответ – 1. Поместите пробирку 1 в pH-метр. Запустите процесс измерения. Результат запишите. Верните пробирку в штатив на место. Результат запишите. Проведите указанные процедуры с пробирками 2, 3, 4, 5, 6. Данные 2, 3, 4, 5, 6 запишите в таблицу. Решите тест: Почему сложно оценить активность липазы в пробирке 5? Правильный ответ – d. Нажмите Submit. Рис. Общий вид установки
Внесите данные в таблицу
Объясните полученные результаты: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6–
РАБОТА 3. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Физиология эндокринной системы. Опыт – Влияние инсулина (поджелудочной железы) и аллоксана на уровень глюкозы в крови. Уровень освоения – знание. Результат – Оценка качества влияния инсулина на содержание глюкозы в крови.
Рис. Образ рабочего экрана. Указания к оформлению протокола: Данные эксперимента запишите.
Вывод –
РАБОТА 4. Запись сокращений изолированного отрезка тонкой кишки кролика. Влияние ацетилхолина и адреналина на сокращения изолированного отрезка тонкой кишки кролика. Уровень освоения – знание. Рис. Кимограммы сокращений изолированной тонкой кишки кролика под влиянием ацетилхолина (1) и адреналина (2).
Отрезок тонкой кишки кролика длиной 3-5 см крепится одним концом к стеклянной трубке, другим – к крючку, связанному с миографом. Отрезок кишки погружается в стакан со специально приготовленным физиологическим раствором температурой 37-38 градусов. С помощью резиновой груши, надетой на стеклянную трубку, через раствор непрерывно пропускается воздух. Примерно через 5 мин. отрезок тонкой кишки начинает самопроизвольно сокращаться. Активность тонкой кишки записывается на кимографе. Влияние на моторную активность кишки различных веществ исследуется в следующем порядке: 1) 0,1% р-р адреналина; 2) 0,001% р-р ацетилхолина. Вещества вводятся пипеткой каплями в физиологический раствор. После получения эффекта каждый раз физиологический раствор необходимо менять.
Указания к оформлению протокола: Проанализируйте полученные кривые. Сделайте заключения о влиянии на моторную активность тонкого кишечника блуждающего и симпатических нервов.
Закончите предложения: Блуждающий нерв оказывает на моторику кишечника ….
Симпатические нервы оказывают на моторику кишечника ….
Ситуационные задачи ***Проверяют активность трипсина в пробе, взятой при дуоденальном зондировании, и в пробе, полученной непосредственно из протока поджелудочной железы. В какой пробе трипсин находится в активном состоянии, а в какой нет? Объясните почему. ОТВЕТ. Трипсин из протока поджелудочной железы поступает в виде неактивного предшественника – трипсиногена. Активация фермента происходит в двенадцатиперстной кишке под действием кишечного фермента энтерокиназы. Следовательно, в первой пробе трипсин находится в активном состоянии, а во второй – в неактивном.
*** У животного наблюдается понос, жирный кал, похудание. Заподозрен хронический панкреатит с нарушением экзокринной функции поджелудочной железы в связи с гибелью секреторных клеток ее паренхимы. Основываясь на знаниях о внешнесекреторной функции поджелудочной железы, назовите ферменты, которые должны содержать лекарственные препараты, способные существенно улучшить состояние больного? ОТВЕТ. Препараты, содержащие ферменты поджелудочной железы: протеазы, липазу и амилазу. ***Одной из эффективных лечебных процедур при остром панкреатите (воспаление поджелудочной железы) является назначение щелочного питья или промывания желудка через зонд слабощелочным раствором. Обоснуйте назначение щелочного питься с физиологической точки зрения. ОТВЕТ. Важную роль в лечении больного органа играет его функциональный покой. Одним из гормонов, стимулирующих работу поджелудочной железы, является секретин, выделяющийся под влиянием соляной кислоты. Активность последней нейтрализуется вводимой в желудок щелочью.
***В клинике для устранения приступа печеночной колики, вызванной спазмом жёлчевыводящих путей, используют препараты, блокирующие М-холинорецепторы. Объясните механизм действия М-холиноблокаторов в этих случаях. ОТВЕТ. Усиление моторной деятельности жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей (спазм) вызывается стимуляцией блуждающего нерва. Медиатором парасимпатических волокон блуждающего нерва является ацетилхолин, который взаимодействует с М-холинорецепторами иннервируемых гладкомышечных клеток. Блокада М-холинорецепторов предотвращает стимулирующие влияния блуждающего нерва на сокращения жёлчного пузыря, жёлчевыводящих протоков и тем самым устраняет спазмы.
***Известно, что в составе жёлчи отсутствуют пищеварительные ферменты. Каким образом жёлчь участвует в пищеварении? ОТВЕТ. Жёлчь обеспечивает эмульгирование жиров, активирует панкреатическую липазу, способствует всасыванию продуктов расщепления жиров, стимулирует перистальтику кишечника. Кроме того, жёлчь способствует установлению слабощелочной реакции в просвете тонкой кишки, что обеспечивает эффективное кишечное пищеварение. ТЕМА 3 Физиология выделения. Нефрон – структурно-функциональная единица почек. Механизм образования мочи. Первичная, вторичная моча. Гормональная регуляция деятельности почек. Вопросы к занятию Нарисуйте схему нефрона, обозначьте его элементы. Объясните биофизический механизм образования первичной мочи. Чем по составу отличается первичная моча от плазмы крови? Проходит ли молекула гемоглобина через почечный фильтр, почему? Объясните механизмы реабсорбции ионов натрия, ионов хлора, воды? Объясните механизмы реабсорбции глюкозы и аминокислот в канальцах нефрона? Каковы функции петли Генле? Что такое юкстагломерулярный аппарат (ЮГА), что входит в состав ЮГА? Охарактеризуйте 3 механизма активации ЮГА. Как называется гормон, вырабатываемый эпителиоидными клетками ЮГА, какие физиологические реакции он вызывает в организме? Охарактеризуйте физиологические процессы (3), приводящие к стабилизации системного артериального давления, связанные с активностью ЮГА. Каков механизм действия альдостерона на почки? Где вырабатывается антидиуретический гормон (АДГ)? В какой ситуации продукция АДГ увеличивается, какое состояние формируется при уменьшении его продукции? Каков физиологический механизм действия АДГ на клетки-мишени?
РАБОТА 1. Симуляционный эксперимент. Программное обеспеченик – LupraFiSim. Раздел: Физиология мочевыводящей системы. Влияние гидростатического давления крови, онкотического давления, диаметра выносящей и приносящей артериол на скорость образования мочи. Уровень освоения – знание. Результат – Выведение зависимости образования мочи от величин гидростатического и онкотического давления крови, протекающей через почки.
Указания к оформлению протокола: Данные эксперимента запишите. Сделайте вывод.
РАБОТА 2. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – PhyioEx.9.0. Раздел: Физиология почек. Влияние гормонов на образование мочи. Уровень освоения – знание. Ход работы. Запустите программу для проведения эксперимента. 1) Нажмите кнопку «Старт». Запишите полученный результат (Record Data). Нажмите кнопку «Empty Bladder». 2) Решите тест: "Почему концентрация мочи в мочевом пузыре составляет 100 мОсм?» Правильный ответ – c. Нажмите «Submit». 3) Решите тест: Что произойдет со скоростью образования вторичной мочи, если в дистальный извитой каналец ввести альдостерон? Правильный ответ – b. 4) Введите альдостерон через «верхнюю» крышку. Нажмите клавишу «Старт».Нажмите кнопку «Empty Bladder». 5) Решите тест: Какие компоненты тубулярной жидкости перемещаются в межклеточное пространство под влиянием альдостерона? Правильный ответ – а. Нажмите Submit. 6) Введите ADH. Решите тест: Как изменится скорость образования вторичной мочи под влиянием ADH? Правильный ответ – a. Нажмите «Старт». Нажмите кнопку «Empty Bladder». 7) Решите тест: Почему после введения ADH концентрация калия во вторичной моче повысилась? Ответ – с. 8) Решите тест: Как изменится скорость образования вторичной мочи в сравнении с исходной после введения альдостерона и ADH? Ответ – b. Введите альдостерон и ADH. «Старт». Запишите данные. Завершите эксперимент.
Рис. Общий вид установки для проведения эксперимента. Указания к оформлению протокола: Регистрация данных эксперимента –
РАБОТА 3. Симуляционный эксперимент. Программное обеспечение – LupraFiSim. Раздел: Физиология мочевыводящей системы. Влияние глюкозы на скорость образования (вторичной) мочи. Уровень освоения – знание. Результат – Понимание зависимости образования мочи от повышенного содержания в крови глюкозы. (Наличие повышенного содержания глюкозы в крови определяют по показателю реакции Троммера: глюкоза в щелочной среде при нагревании переводит образующийся оксид меди (II) в гемиоксид, изменяющий цвет раствора.)
Указания к оформлению протокола: Регистрация данных эксперимента –
.
Вопросы к занятию Объясните механизмы участия почек в стабилизации рН плазмы крови в отношении слабых и сильных кислот. Где располагается центр осморегуляции, каким образом он возбуждается? С какими структурами головного мозга связан центр жажды, какие изменения в их активности он вызывает? Какие механизмы обеспечивают стабилизацию константы осмотического давления плазмы крови при тенденции её уменьшения или увеличения? Какие изменения отмечаются при возбуждении волюморецепторов левого и правого предсердий, какое это имеет приспособительное значение? Кожа. Ее строение и функции. Выделительная система кожи. Потовые железы, состав, свойства и значение пота. Регуляция потоотделения. Сальные железы и их значение. Секреция кожного сала и его состав. Значение жиропота овец. Ситуационные задачи ***У больного имеется заболевание почек, при этом отмечается протеинурия – выделение белка с мочой. Поражение какого отдела нефрона может вызвать протеинурию? Почему? ОТВЕТ. Поражение клубочков. В норме через клубочковый фильтр проходят лишь единичные белковые молекулы, которые реабсорбируются в проксимальном канальце. Выраженная протеинурия возможна только при нарушении структуры почечного фильтра – базальной мембраны, общей для эндотелия капилляров и подоцитов капсулы Боумена-Шумлянского.
***У больного после удаления опухоли гипоталамо-гипофизарной области резко повысилось количество суточной мочи, при этом концентрация веществ в моче значительно снизилась. У больного наблюдалась выраженная жажда. С чем могут быть связаны эти симптомы? Какие препараты следует назначить данному больному? ОТВЕТ. У больного отмечаются признаки дефицита АДГ – гормона, усиливающего реабсорбцию воды в собирательных трубках, что в норме приводит к минимизации диуреза и повышению концентрации веществ в составе вторичной (конечной) мочи. В случае нарушения продукции АДГ возникают полиурия (увеличенное образование мочи), снижение концентрации веществ в моче, жажда. К такому состоянию привела перенесенная операция, в ходе которой были повреждены аксоны нейронов супраоптического ядра (место образования АДГ), связывающих его с задней долей гипофиза. В задней доле гипофиза АДГ накапливается в пресинаптических терминалях и поступает в кровь при возбуждении нейронов супраоптического ядра. Больному могут помочь аналоги АДГ.
***У животного частое и обильное мочеиспускание, жажда, анализ мочи выявил снижение удельного веса, а также увеличение объёма суточного диуреза. Содержание глюкозы в плазме крови было нормальным и составило 4,4 ммоль/л. Какова наиболее вероятная причина повышенного диуреза и жажды. ОТВЕТ. Вероятно, у больного несахарный диабет – состояние, связанное с отсутствием или значительным уменьшением выработки АДГ. Это сопровождается выделением большого количества низкоконцентрированной мочи, снижением объёма внеклеточной жидкости, увеличением ее осмотического давления, активацией осморецепторов и возбуждением гипоталамического центра жажды.
***У животного в условиях хронического эксперимента была повреждена клубочковая зона коры надпочечников. Как при этом изменится реабсорбция натрия в канальцах нефрона? ОТВЕТ. Уменьшится, так как клубочковая зона надпочечников является источником альдостерона, который увеличивает реабсорбцию натрия (и секрецию калия) в дистальном отделе нефрона.
***У пациента выявлено повышенное содержание глюкозы в моче, причем содержание глюкозы в крови во всех анализах оказалось нормальным. Какой отдел нефрона может быть поражен? Обоснуйте ответ. ОТВЕТ. Проксимальный отдел нефрона. Глюкоза свободно фильтруется в клубочках, в норме она полностью реабсорбируется в проксимальных канальцах, поэтому при нормальном содержании глюкозы в крови в моче она может появиться только при нарушении механизмов реабсорбции.
***У больного сахарным диабетом концентрация глюкозы в крови 15 ммоль/л (норма 4-5 ммоль/л). Как и почему изменится суточный объём первичной и вторичной мочи? ОТВЕТ. Объём первичной мочи не изменится, так как фильтрационное давление в капсуле Шумлянского-Боумена остается прежним. Объём вторичной мочи увеличится в результате уменьшения реабсорбции воды в дистальном отделе нефрона и в собирательных трубках из-за появления глюкозы в канальцевой жидкости и увеличения её осмотического давления Тема 5 Физиология системы размножения. Сперматогенез. Фолликулогенез и оогенез. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов и полового цикла у самок. Вопросы к занятию Половая и физиологическая зрелость самцов и самок.Органы размножения и их функции у самцов Сперматогенез, его основные периоды и фазы. Регуляция сперматогенеза. Акросома и ее значение. Придаточные половые железы, их функции. Органы размножения и их функции у самок. Основные фазы оогенеза. Физиологические механизмы овуляции. Образование желтого тела. Продолжительность полового цикла у разных животных. Фазы полового цикла. Нервная и гуморальная регуляция полового цикла. Вопросы к занятию Осеменение, типы его. Продвижение и переживаемость спермиев в половых путях самки. Что такое капацитация? Как и где происходит оплодотворение? Через какое время зародыш оказывается в матке у разных животных? Продолжительность беременности у разных видов животных. Развитие плода в матке: зародышевая, эмбриональная и плодная фазы. Функциональные изменения в половых органах и организме самок, связанные с беременностью. Образование и функции плодных оболочек. Типы плацент. Продолжительность беременности у разных животных. Особенности кровообращения у плодаю. Регуляция беременности.
Тема 7 Система лактации. Процесс молокообразования и молокоотдачи. Вопросы к занятию Понятие лактации. Лактационный период у разных животных. Рост и развитие молочных желез, их регуляция. Строение вымени, кровоснабжение и иннервация. Что такое сухостойный период, сколько он длится? Молоко, его состав у разных видов с.-х. животных. Молозиво, его состав, биологическая роль. Процесс молокообразования. Синтез основных компонентов молока: белков, липидов и углеводов. Предшественники основных частей молока в крови. Регуляция процессов молокообразования. Распределение и накопление молока в отделах емкостной системы вымени. Регуляция молоковыведения. Рефлекс молокоотдачи. Физиологические основы ручного и машинного доения коров. ТЕМА 8. Высшая нервная деятельность (ВНД). Врожденное и приобретенное поведение. Условно-рефлекторное поведениеживотных. Архитектоника целостного поведенческого акта. Память Вопросы к занятию Приведите пример ориентировочного рефлекса. Чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов? Каково значение ориентировочного рефлекса? Укажите основные отличия условного рефлекса от безусловного? Какие рефлексы называются условными? Что произойдет с условным рефлексом после удаления коры больших полушарий? Охарактеризуйте правила образования условных рефлексов? Какова зависимость величины условнорефлекторной реакции от силы условного раздражителя? Какими компонентами характеризуются условные рефлексы? Как классифицируются условные рефлексы? Как выработать условный рефлекс на время? Как можно выработать условный рефлекс на действие фармакологического агента? Что такое условный рефлекс 2 порядка? Как называются по Павлову корковые центры, между которыми образуется временная связь при образовании условного рефлекса? Нарисуйте схему формирования временной связи в процессе образования условного слюноотделительного рефлекса (по Павлову). Каков механизм кратковременной памяти? Как формируется долговременная память? Нарисуйте схему функциональной системы поведенческого акта. Охарактеризуйте стадию афферентного синтеза. Каково значение стадии принятия решения? Что такое акцептор результатов действия? Охарактеризуйте варианты оценки результатов поведенческого акта. В чем проявляется адаптивный смысл отрицательных эмоций.
Практикум РАБОТА 1. Выработка оборонительного избегательного условного рефлекса у мыши (демонстрация). Уровень освоения – знание.
В опыте используется платформа. Стеклянный колпак, установленный на платформе, ограничивает передвижение мыши. Основанием платформы является электродный пол, через который лапки мыши можно раздражать электрическим током (безусловный раздражитель). В центре стеклянного колпака укреплен стержень, цепляясь за который, мышь может «уходить» от действия болевого раздражителя. В качестве условного сигнала используется звонок (условный раздражитель). В ходе выработки избегательного условного рефлекса проводят сочетание условного и безусловного раздражителей. 1. Приведите свой пример выработки условного рефлекса на базе пищевого подкрепления.
2. Нарисуйте схему образования временной связи в коре головного мозга условного оборонительного рефлекса (По Павлову). РАБОТА 2. Анализ соматических и вегетативных компонентов условно-рефлекторной оборонительной реакции у животного, пребывающего в кабинете врача. Уровень освоения – знание.
Врач должен помнить о возможности условно-рефлекторного изменения поведенияживотных, входящих в кабинет врача. Раздражителями, вызывающими специфические, чаще всего «оборонительные» условнорефлекторные реакции больных, являются, с одной стороны, компоненты обстановочной афферентации, с другой – афферентации, предшествующие конкретным манипуляциям врача.
Указания к оформлению протокола: Опишите возможные условно-рефлекторные изменения физиологического состоянияживотного, пребывающего в кабинете врача, по показателям:
пульса –
кровяного давления –
частоты дыхания –
доминирующего эмоционального состояния –
РАБОТА 3. Психофизиологические особенности процесса формирование нового двигательного навыка у человека. Уровень освоения – знание.
Становление двигательного навыка представляет собой системный процесс, в составе которого ведущая роль принадлежит выработке временных связей. Известно, что в начале выработки временная связь, на базе которой инициируется двигательный акт, возникает как генерализованная реакция на обстановку в целом. Постепенно навык становится более точным. Хорошо отработанный навык переходит в автоматизм, осуществляемый с включением минимального количества центральных нервных структур, вегетативных и соматических эффекторов.
Для выполнения работы - в протокольных тетрадях в дополнение к имеющимся рисункам нарисуйте 3 пятиконечные звезды диаметром 6-7 см. Внутри каждого наружного контура звезды проведите внутренний контур звезды. Интервал между контурами – 4-5 мм. Глядя в зеркало, попробуйте нарисовать новый контур звезды, вписав его между наружным и внутренним контурами.
Указания к оформлению протокола: 1. Отметьте, сколько времени потребовалось у Вас на выполнение рисунков. Чем объясняются различия результатов?
2. Оцените степень эмоционального напряжения при выполнении заданий в 1 и 3 опытах.
РАБОТА 5. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.018 с.) |