Средства, активизирующие восприятие реципиента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства, активизирующие восприятие реципиента



 
· вербальная составляющая являются частью иконического компонента; · использование метафорической и комплементарной корреляции; · использование контрастных цветов для представления фактической информации (желтый и черный); · метафорическая корреляция; · использование контрастирующих цветов для выделения объектов (противопоставление яркий-темный);  

· метафорическая и комплиментарная корреляция;

· изменения кегля текста

 

       

 

Таким образом, первое видео можно отнести к убеждающим, поскольку в нем преобладают логические средства воздействия. Второе видео относится к дневниковым видео с квази-устным вербальным компонентом, в котором нет явного перевеса будь то в сторону логических или эмоционально-оценочных воздейственных средств. Однако очевидно, что внушающий аспект видео 2 более ярко выражен по сравнению с видео 1 в связи с большим объемом эмоционально-оценочных методов воздействия. Для видео 3 характерная высокая степень эмоциональности, в связи с чем видео можно было бы отнести к внушающим, однако, наличие спаянности изобразительного и вербального компонента, а также большая роль текстовых вставок и влияние монтажа как инструмента когезии говорят о смешенном характере видео. 

Для анализа результатов опроса необходимо отметить, что внушающий потенциал видео рассматривается в процентном соотношении, в связи с малым количеством респондентов. В таком случае при 28 опрошенных, видео, обладающее 100% уровнем внушения, набрало бы 1260 баллов. В таком случае, процент внушения первого видео составляет 74.6%, второго – 75.5%, а третьего – 69%. Как можно заметить, разница между потенциалом видео 1 и видео 2 составляет менее 1%, что позволяет заключить, что оба КТ относятся к внушающим, несмотря на преобладающий логический элемент. В свою очередь видео 3 относится к убеждающим, что подтверждает разрыв в 6.5%, т.к. числовые показатели такого типа КТ при анализе по методу семантического дифференциала обычно ниже. Стоит отметить, что невербальный, в частности аудиальный и изобразительный компонент превосходствует по семантической наполненности и числу в третьем видео, что позволяет заключить, что внушающий потенциал КТ не находится в пропорциональной зависимости от количественных показателей визуальной составляющей.

Выводы по главе 3

Анализ восприятия видеоблогов с использованием метода семантического дифференциала в совокупности с результатами исследования, проведенного в предыдущей главе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Воздейственный потенциал видео зависит не от наличия или отсутствия в нем невербального компонента и его количественного преобладания, но от преобладающего характера эмоционально-оценочных средств;

2. Согласно проведенному опросу, убеждующие видео оказывают меньшее внушающее воздействие на реципиента и, следовательно, получают меньшую оценку, нежели видео внушающего характера;

3. Степень креолизации видеотекста влияет на коэффициент воздейственного потенциала только в том случае, если невербальный компонент обладает теми же эмоционально-оценочными характеристиками, что и дополняемый им вербальный.

 


 

Заключение

Настоящая работа посвящена изучению феномена креолизованного текста и его разновидности, представленной в сети Интернет – видеоблога. В ходе исследования были рассмотрены вопросы теории креолизованного текста, а именно: понятие изучаемого явления и его соотношение с дефинициями «поликодовый текст», «многоканальный текст», «лингвовизуальный комлекс», «изоверб» и некоторыми другими. Понятийный аппарат исследований в области креолизованных текстов в целом и в особенности, тех из них, что состоят более чем из двух разнородных семантических элементов, ещё до конца не сформирован в современной лингвистике. Тем не менее, наиболее общим и предпочтительным является понимание креолизованного текста как синтеза вербального и невербального компонентов, образующих сложное смысловое целое.

Анализ теоретических источников позволяет заключить, что креолизованный текст может быть поделен на классы в зависимости от степени креолизации, от характера иконического и/или вербального компонента, или от коммуникативной направленности, и применение того или иного подхода определяется целями исследования. В данной работе видеоблог рассматривался, с одной стороны, как трехмерный комплексный креолизованный текст с существенной степенью вовлеченности реципиента.

В ходе исследования было проанализировано 11 видеоблогов (6 русскоязычных и 5 англоязычных, 50 видео), размещенных на видеохостинге YouTube, также был рассмотрен потенциал воздействия видеоблога на реципиента на материале видео данных видеоблогов. С опорой на информацию, полученную при изучении литературы по теме настоящей работы, были охарактеризованы структурные, языковые (в том числе стилистические) и невербальные особенности данного вида креолизованных текстов.

К основным характеристикам вербального компонента видеоблога можно отнести разговорный стиль общения, перенос характеристик устной речи в письменную среду, а также наличие неизменяемых речевых формул приветствия и прощания, маркирующих индивидуальный авторский стиль. Стилистический аспект языка видеоблога богат средствами воздействия и включает, например, такие, как метафора, гипербола, аллюзия.

Основу невербального компонента видеоблога составляют изображения, кино-референсы, нестатичные изобразительные комплексы, графика и т.п., состоящие с вербальным компонентом в отношениях комплиментарной, контекстной, метафорической, автографической корреляции и позволяющие добиваться цели, заданной авторской интенцией.

Изучение механизмов воздействия, применяемых в креолизованном тексте, позволяет заключить, что определение того или иного текста как внушающего, информирующего или убеждающего напрямую зависит от пременяемых логических и/или эмоционально-оценочных средств, которые находятся в корреляции со стилистическими приемами оформления текста и характером невербального компонента. На основании полученных в ходе исследования данных было установлено, что среди отобранных видеоблогов превалируют внушающие креолизованные тексты, что подтверждают результаты проведенного опроса.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для дальнейшего изучения креолизованных текстов, видеоблогов и нтернет-коммуникации в целом. Сведения, приведенные в настоящей работе, могут быть полезны при подготовке образовательных материалов в курсе теории текста, медиалингвистики, а также для создания образовательного медиаконтента и в рамках урока иностранного языка с использованием видео на платформе YouTube.


 

Список литературы

1. Ainsworth S. The functions of multiple representations / / Computers & Education. 1999. 33.

2. Blood R.. Webblogs: A History and Perspective. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html 

3. Merrell F. A semiotic theory of texts. – Berlin: Mouton de Gruyter, 1985.

4. Saint-Martin F. Verbal and visual semantics // Advances in visual semiotics. – Berlin: Mouton de Gruyter, 1994. - Pp. 375-401.

5. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ.фак. иностр. яз. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с.

6. Анисимова, Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. – 1992. – № 1. – с. 71−78.

7. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблема эффективности коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 41-115.

8. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.

9. Бернацкая А.А. К проблеме “креолизации” текста: история и современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник. – Красноярск, 2000. – Вып. 3(11). - С. 104-110.

10. Варгина Е.И. Научный текст и его воздействие (на материале английского языка). – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 212 с.

11. Волкова, Т. Ф. Типологические и методологические аспекты изучения креолизованного гипертекста в языкознании и рекламоведении / Т. Ф. Волкова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 213-216.

12. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С. 180-189.

13. Дубовицкая, Л. В. Транскультурная интертекстуальность на примере креолизованных текстов письменной коммуникации  // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Лингвистика. - М.: МГОУ, 2012. - Вып. 1. - С. 18-23.

14. Дубовицкая Л.В. Феномен креолизованного текста (на материале креолизованных текстов письменной коммуникации): автореферат дис.... кандидата филологических наук: 10.02.19. – М., 2013. – 21с.

15. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов// Лингвистика текста: Материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч.I. М.,1974.

16. Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. М. и С. Сабашниковых, 1998. Ч. 12. 944 с.

17. Ильин М.И. Англоязчные мультимедийные средства массовой коммуникации: вербальная и невербальная составляющие воздействия в блоге: бакалаврская работа: 45.03.02 / Санкт-Петербургский государственный университет: науч. рук. Е. И. Варгина -  Санкт-Петербург, 2017. 139 с.

18. Качало А.А. Лингвовизуальные тексты в межкультурной коммуникации: бакалаврская работа: 45.03.02 / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Гуманитарный институт; науч. рук. О. Г. Ветрова. -  Санкт-Петербург, 2016. 89 с.

19.  Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений / Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 120 с.

20. Левченко М.Н., Изгаршева А.В. Креолизованный текст в системе "Интернет" // Вестник МГОУ. 2018. №4.

21. Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X–XVII вв.). – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Алетейя, 2001. - 759 с

22. Лотман Ю. М. Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.

23. Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. №2.

24. Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: пособие по спецкурсу. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 129 с.

25. Мусохранова А.А., Крапивкина О.А. ТИПОЛОГИЯ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ // European Student Scientific Journal. – 2014. – № 3.

26. Мухутдинова Д.Р. Тексты с различной степенью креолизации: соотношение вербальных и невербальных компонентов мультимедийной истории // Язык и репрезентация культурных кодов. VIII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых. (Самара, 11 мая 2018 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), под общ. ред.: А.А. Безруковой – Самара: изд-во «Инсома-пресс», 2018. – С. 28-30.

27.  Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Сост. и ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. – изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. - С. 278-298.

28. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

29. Поспелова, А.Г. Функциональный аспект изучения речевых актов: иллокутивно-интерактивная характеристика // Трехаспектность грамматики. - СПб., 1992. - С.68-85.

30. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. №1. С. 43-55.

31.  Сонин А.Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. – М, 2005. – 220 с.

32. Спиридонова В.А. Функциональная семантика электронного интерактивного англоязычного комментария. дис.... кандидата филологических наук: 10.02.04. Санкт-Петербург, 2016. 157 с.

33. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 344 с.

34. Шилин В.А. Vlog as a type of Internet text (stylistic aspect) // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №2. С. 1-14.

35. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 472 с.

 


 

Приложение I. Методическое приложение: комплекс упражнений с использованием видеоблога

видео: https://www.youtube.com/watch?v=SXpzqbHcp4M

ConnorFranta “This Changed Everything”

Упражнение 1. Pre-Listening and Listening for gist

Целевая аудитория: студенты лингвистического факультета, 2 курс

Время работы: 15-20 минут

Решаемые методические задачи:

· подготовка к аудированию;

· практика слушания для общего понимания;

· тренировка монологического высказывания на заданную тему;

· актуализация лексики по теме Sport and Self-Inprovement.

Практическая цель использования материала:

· развитие навыков аудирования и контролируемого говорения

Текст задания:

A  Before watching the video think about these questions:

1. Have you ever tried to change your life completely? Why?

2. What is the way to improve one’s life?

3. What could probably help you to change your life for the better?

4. What is the role of a sport in the process of rearranging your life?

B  Watch the video of Connor Franta who decided to participate in Nike LA 13.1 Half-Marathon and revise your answers to the questions above.

· Do they correlate with those of Connor?

· Try to predict the results of his venture.

o Will he succeed?

o What place will he take in the marathon?

Верные ответы: (примерно; задание не подразумевает ограничений)

1. No, I have never tried to change my life because I’ve always lived well enough due to the care of parent. Though I definitely thought of a great change in times of bad mood or difficulties. I think everyone sooner or later faces a need of improving their life or of a complete renovation.

2. Life-improvement comes through reading books, leaving your place and moving away, changing profession and acquaintances, starting a hobby, etc.

3. Students’ own answer.

4. Sport influences health both on mental and physical levels, which eventually leads to the whole lot of improvements.

B      Students are expected to notice Connor’s expectations of the marathon and evaluate his abilities by the video.

Упражнение 2. Listening for specific information.

Целевая аудитория: студенты лингвистического факультета, 2 курс

Время работы: 5-12 минут

Решаемые методические задачи:

· практика слушания для поиска детальной информации;

Практическая цель использования материала:

· развитие навыков аудирования;

· развитие лингвистической догадки;

· расширение вокабуляра.

Текст задания:

Watch the video once again and focus on details. You’ll have to be precise while completing the task so consider taking notes.

Look at the information given below and say whether it is true, false or not stated.

1. Identifying desire as fulfilling one’s personal want, Connor refers to it as ‘the why’.

2. According to Connor to get to your destination you need goals, planning and routine.

3.  Connor’s parents used to run half-marathons and they were known as ‘the running family’.

4.  Connor has never been to Beaverton before.

5.  LA 13.1 Half-Marathon will take place in April.

Верные ответы: 1. F, 2. T, 3. F, 4. NS, 5. T.

Упражнение 3. Listening for specific information and vocabulary practice.

Целевая аудитория: студенты лингвистического факультета, 2 курс

Время работы: 5-12 минут

Решаемые методические задачи:

· практика слушания для поиска детальной информации

· введение и отработка новой лексики



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.041 с.)