Невербальный компонент видеоблога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальный компонент видеоблога



Невербальный компонент смысловой составляющей видеоблога включает в себя такие единицы, как музыка и звуковые эффекты, изображения и графику, а также монтаж. Между названными единицами и вербальным компонентом возникают отношения, указанные в пункте 1.3 первой главы данной работы, но также семантическая корреляция, которая в зависимости от функциональной направленности связи подразделяется на следующие категории:

· комплементарная, возникающая между кодами, когда невербальные объекты дополняют информацию, представленную вербальными средствами;

· метафорическая, направленная на установление ассоциативных связей между вербальным и невербальным компонентом;

· контекстуальная, возникающая в ситуации, когда невербальный компонент минимально обозначается лингвистическими средствами;

· автографическая, когда взаимодействующие объекты характеризуют автора КТ [17, с. 62-68].

Основываясь на этой классификации при анализе тех или иных изобразительных и графических объектов в структуре КТ, можно говорить об их функции в процессе построения повествования. Так, наиболее распространенным типом корреляции является комплементарная, реализующаяся в основном, с помощью изображений-вставок. Используемые в такой связи, они, как правило, служат в качестве пояснения вербальной составляющей КТ и не являются основой повествования, но дополняют её.

В качестве яркого примера можно рассмотреть видеоблог Леонида Парфёнова Parfenon, жанрово-тематической спецификой которого является анализ современных автору событий через призму собственного опыта с привлечением элементов популярной и классической культуры. Как можно видеть на рисунке 19, используется несколько видов наглядности, в том числе изобразительная.

Рис. 19

Стоит отметить, что в приведенном выше видео («Парфенон #37: Ярды, хрущоба, митинг, опера, бордо, тачка-1932») интеграция изобразительного компонента сопровождалась вербальным комментарием в устной и/или письменной форме.

Однако подобный вид корреляции может быт представлен не только между вербальным и изобразительным элементами, но и между вербальным и аудиальным. Так, например, в видео «Парфенон #29: «Ван Гоги» - Серебряков, памяти Малашенко, красная Этна, «Юморист» Л. Парфёнов проводит параллели между советским периодом и современность, между фильмами «Юморист» и «Ночной Дозор» и дополняет своё мнение примерами песен, использованных в них в качестве саунд-трека.

Кроме того, широким распространением пользуется создание комплементарной корреляции между вербальным компонентом и не статичным невербальным элементом – видео-вставкой. Встречающиеся практически в каждом посте видеоблога, подобные дополнительные негомогенные невербальные элементы можно поделить на документальные (преимущественно заимствованные кадры журналистской съемки), мультипликационные и автографические. Несмотря на формальное разнообразие, данные дополнения выполняют одну и ту же функцию и находятся в зависимости от вербалльного компонента.

Рис. 20

Одним из наиболее сложных вариантов корреляции является метафорическая, основанная на семантическом переносе. Реализация данных коррелятивных отношений происходит не только сопоставления изображения вербальному тексту, но дополняется монтажом, звуковыми эффектами и аудио-сопровождением в целом.

Однако поскольку видео – это синтез когнитивных кодов, направленных, в первую очередь, на зрительное восприятие, речь идет в основном о феномене визуальной метафоры. Триптих слово – изображение – монтаж способствует увеличению воздейственного потенциала КТ, т.к. формируется три плана содержания метафоры, при этом монтажная склейка может повлечь за собой создание концепта, отличного или не связанного с перцептами, входящими в состав визуальной метафоры.

Говоря о единицах, конституирующих метафорическую корреляцию, необходимо упомянуть распространенный способ её создания – кино-референс. В некотором роде, отсылка к известному произведению кинематографии сходна с видео-вставкой, упомянутой ранее, однако, в отличие от неё подобная ссылка, обладая собственным контекстом (поскольку подразумевается наличие у реципиента фоновых знаний о цитируемом эпизоде), способна провоцировать отдельные от основного повествования ассоциации.

Так, например, видео «Вечное сияние чистого разума или как собрать рок группу» на канале LongLive обладает цикличной структурой и является в некоторой степени оммажем на фильм, упомянутый в названии. Автор добивается эффекта проживания сюжета кинокартины за счет параллельного монтажа, как бы продлевая кадры фильма кадрами своего видео. Стоит отметить идентичные ракурсы и схожую цветокоррекцию (см. рис. 21). Таким образом автор не только отдаёт дань своему любимому фильму, но передает концепт поиска себя и одиночества, ставит перед зрителем проблему, решение которой приходит по окончании видео, где тоже применяется параллелизм.

Немалую роль при создании определенной атмосферы играет фоновая музыка, которая является одним из наиболее очевидных свидетельств авторской интенции. Функционально звуковое сопровождение практически равносильно монтажу, поскольку оно способно встраиваться в триптих, упомянутый ранее, и дополнять его или заменять изобразительный компонент. При этом изменение музыки соразмерно сюжетному повороту, что явно прослеживается на примере видеоблога ТОПЛЕС, научно-популярные видео которого строятся на приеме ретардации. Для удержания внимания зрителя, автор в некоторых случаях меняет до пяти композиций за одно двадцатиминутное видео.

Если механизм метафорической корреляции строится на семантическом переносе, то с контекстуальной корреляцией ситуация обстоит несколько иначе. Поскольку при такой взаимосвязи невербальный компонент не объясняется вербальным, он не находится в прямой суппозиции, но косвенно является добавочным элементом смысловой составляющей целого текста. Анализ материалов позволяет заключить, что контекстуальная корреляция чаще всего находит воплощение через графические средства и анимацию.

Справедливо будет заметить, что данные средства гораздо чаще используются в эстетической функции, однако, они также могут являться важным смыслообразующим звеном. Примером может послужить видео Arzamas Academy «Что такое Серебряный век? • Видеоистория русской культуры. Серия 5», в котором объединились все названные выше виды корреляции. Тем не менее, стоит отметить использование анимированных эмотиконов и футажа взрыва в качестве отметки для поворотных моментов в повествовании, в то время как вся визуальная линия нарратива строится на использовании графической симуляции экрана компьютера (рис. 22). Это создает дополнительный эффект вовлеченности зрителя, а также позволяет автору передать сложную идею понятным каждому современному человеку языком.

Заключительным и одновременно наименее представленным видом корреляции является автографическая корреляция, апеллирующая к создателю КТ. С одной стороны, она реализуется различными изобразительными и графическими средствами, встроенными в само полотно видеоряда (см. рис. 23), а с другой стороны, она отражена в логотипе канала, который зритель может наблюдать как в описании видео, так и при просмотре. Автографическая корреляция позволяет создать образ и имидж автора, но также способствует повышению уровня интеракции.

Таким образом, невербальный компонент видеоблога включает в себя элементы различных семиотических систем, различные виды корреляций которых с вербальным компонентом, являются инструментом для создания сложного смыслового целого креолизованного текста.

 

Рис. 21

 

Рис. 22

Рис. 23

 

Выводы по главе 2

1. Структура видеоблога как креолизованного текста состоит из основных смыслообразующих и факультативных элементов. Основные элементы видеоблога включают в себя вебральный компонент (устная, квази-устная и письменная речь) и невербальный компонент (аудиосопроводение, изображения, кино-референс, цветовое оформление, графика и т.д.).

2. Такие элементы как приветствие, постановка проблемы и обозначение тематики, текст видео per se, прощание и призыв к интеракции, и речевые единицы, выражающие их, составляют структуру вербального компонента видеоблога. Для данных элементов характерна словесная краткость, неформальность, повторяемость. Одной из основных функций речевых формул, конституирующих прощание и приветствие в видеоблоге, является маркирование авторского стиля.

3. Видеоблог как продукт речевой деятельности обладает такими специфическими чертами, как разговорный стиль общения, перенос характеристик устной речи в письменную, широкое использование параграфемных средств.

4. Стилистическое оформление вербального компонента видеоблога базируется на следующих приемах: метафора, гипербола, олицетворение, аллюзия. Их совокупность определяет набор логических и/или эмоционально-оценочных средств воздействия, на основе характеристики которых КТ делятся на информирующие, убеждающие и внушающие. Анализ практического материала позволяет заключить, что среди рассмотренных видеоблогов превалируют внушающие КТ.

5. Невербальные элементы видеоблога, вступая в отношения корреляции с вербальным компонентом, способствуют созданию сложного смыслового целого. При этом организация и набор методов их использования является инструментом воздействия на реципиента и определяет как специфику отдельного видео, так и всего видеоблога.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.011 с.)