Методика изучения субъективного состояния организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения субъективного состояния организма



    При гигиеническом нормировании различных видов деятельности обязательным является изучение субъективного состояния организма и эмоционального статуса человека.

    У детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с этой целью применяется методика цветописи, при которой эмоциональное состояние отражается через палитру красок. Испытуемому выдается таблица с цветовыми полосами, и он должен отметить полосу, символизирующую его состояние в данный момент.

Фамилия, имя:   Дата исследования: Время:
Цвет Мое настроение на период обследования
красный  
оранжевый  
желтый  
зеленый  
голубой  
фиолетовый  
черный  
белый  

 

Обработка производится по распространенности и динамике цветов.

Все цвета объединяются в 3 основные группы:

- «радостную» - красный, оранжевый, желтый;

- «уравновешенную» - зеленый, голубой;

- «грустную» - синий, фиолетовый, черный.

При оценке эмоционального статуса личности и коллектива наиболее информативным является увеличение «уравновешенной» группы за счет снижения «грустной». При увеличении «радостной» группы необходимо дополнительное изучение физиологических показателей (частоты пульса, латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции) для диагностики возможной начальной стадии утомления – возбуждения.

Начиная с 14 лет, для этой цели может быть использован тест «САН» - самочувствие, активность, настроение. Тестовая карта состоит из 30 пар антонимов, из них:

- № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 характеризуют самочувствие и отражают силу, здоровье, утомление;

- № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 характеризуют активность и отражают подвижность, скорость и темп протекания функций;

- № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 характеризуют настроение, эмоциональное состояние.

Исследуемому предлагают из 7 позиций в каждой строке отметить ту, которая более всего отражает его состояние в момент исследования. Перед выполнением теста дается устная инструкция: «Предлагаемая Вам карта служит для оценки состояния человека в момент исследования. Карта состоит из 30 пар слов, характеризующих разные стороны самочувствия, активности и настроения. Между каждой парой слов расположен ряд цифр, отражающий выраженность того или иного признака в баллах. Вы должны зачеркнуть ту цифру, которая более всего соответствует Вашему состоянию, например, между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3.

«0» соответствует Вашему среднему самочувствию, которое Вы не можете отнести ни к плохому, ни к хорошему.

«1» слева и справа от нуля отражают самочувствие несколько лучше или хуже среднего.

«2» - хорошее или плохое.

«3» - прекрасное или отвратительное.

Не задумывайтесь над каждой строкой, отмечайте цифры по первому впечатлению».

При расшифровке карты все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем бал 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, кодируется 1, балл 0 – 4, а балл 3, отражающий прекрасное самочувствие, активность и настроение – 7.

Для каждой категории рассчитывается средняя арифметическая, среднеквадратическое отклонение и ошибка среднеарифметической. При величине среднеквадратического отклонения более 1,5 баллов результаты тестирования считаются сомнительными.

Индивидуальные показатели САН весьма вариабельны, однако, в качестве ориентиров можно пользоваться следующими стандартами пределов нормального колебания средней арифметической для:

- самочувствия – 6,5-4,3;

- активности – 6,0-3,9

- настроения – 6,2-3,9.

Используется также и показатель дивергенции – разницы между средними величинами самочувствия и активности. расхождение между ними более, чем на 0,6 балла свидетельствует об утомлении.

Для выявления уровня тревожности проводят анкетирование с использованием шкалы самооценки Спилбергера. Для того чтобы рассчитать реактивную (ситуационную) тревожность необходимо подсчитать сумму ответов на вопросы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 (∑1) и сумму ответов на вопросы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20 (∑2).

    Расчет реактивной тревожности производят по формуле RT = ∑1 - ∑2 + 35. Если полученное значение меньше 30, то реактивная тревожность оценивается как низкая; от 31 до 45 – умеренная; если 46 и более – высокая.

Для того, чтобы рассчитать личностную тревожность необходимо подсчитать сумму ответов на вопросы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40 (∑1) и сумму ответов на вопросы 21,26,27,30,33,36,39 (∑2).

Расчет реактивной тревожности производят по формуле LT = ∑1 - ∑2 + 35. Если полученное значение меньше 30, то реактивная тревожность оценивается как низкая; от 31 до 45 – умеренная; если 46 и более – высокая.

ШКАЛА САМООЦЕНКИ СПИЛБЕРГЕРА

(РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ)

Ф.И._________________________________________________________________

школа № ____________ класс___________ дата обследования_________

 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Нет, это не так Пожалуй, так верно Совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен (есть какие-то проблемы) 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

ШКАЛА САМООЦЕНКИ СПИЛБЕРГЕРА

(ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ)

Ф.И.________________________________________________________________

школа № ____________ класс___________ дата обследования_________

 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Почти никогда иногда часто Почти всегда
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решение 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра (нет настроения) 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Гигиенические требования к выбору методов для оценки работоспособности, функционального и субъективного состояния организма.

2. Метод использования корректурных проб и дозированных заданий при оценке умственной работоспособности детей и подростков.

3. Методика проведения хронорефлексометрии.

4. Методика проведения треморометрии и исследования тонкой координации движений.

5. Исследование устойчивости ясного видения.

6. Методика оценки общей физической работоспособности

7. Методы изучения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

8. Методы оценки уровня физической подготовленности детей и подростков.

9. Методы изучения функционального состояния центральной нервной системы.

10.  Методы изучения субъективного состояния организма детей и подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.014 с.)