Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы
Для изучения функциональных возможностей энергообеспечивающих систем могут использоваться функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. При этом должны быть выполнены следующие требования: - возможность количественного измерения физической нагрузки; - участие в работе не менее двух третей мышечной массы организма; - точная воспроизводимость при повторном применении теста; - стандартность условий проведения исследований; - безопасность и доступность теста для детей. Исследование частоты сердечных сокращений и артериального давления широко распространены для оценки влияния различных нагрузок на организм детей и подростков. Частота сердечных сокращений (ЧСС) - лабильный и информативный показатель функционального состояния сердечно сосудистой системы, определяется пальпаторно за определенный отрезок времени (10-30 с). Исследование артериального давления (АД) имеет большое значение для выявления влияния негативных факторов на организм детей, а также в объективной оценке состояния здоровья. Установлена значительная распространенность гипертонических состояний у учащихся школ с углубленным изучением математики, информатики и вычислительной техники, иностранных языков и других предметов. Артериальное давление измеряется тонометром (по методу Н.С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после 10-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого ребенка должна быть удобно расположена на столе ладонью вверх. Измерения проводятся не менее 3-х раз, фиксируются повторяющиеся параметры. Отсутствие в образовательных учреждений "возрастных" манжет может затруднить выполнение исследования АД. Однако специальные возрастные коррективы с учетом физического развития позволяют проводить оценку АД и у младших школьников при использовании стандартной манжеты в массовых осмотрах. Корректировке подлежат лишь показатели систолического давления (таблица 3).
Таблица 3 Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты
Оценка результатов проводится с использованием процентильных таблиц распределения артериального давления у детей и подростков (НИИ ГИОЗДИП НЦЗД РАМН, 2006). При этом нормальное артериальное давление определяется, когда значения систолического и диастолического давления находятся в пределах 10-89 процентилей кривой распределения артериального давления в популяции для соответствующего возраста и пола; пограничная артериальная гипертензия - при значениях в пределах 90-94 процентилей; артериальная гипертензия диагностируется, если уровень систолического и диастолического давления превышает 95 процентиль; артериальная гипотензия, когда они находятся ниже 5 процентиля.
Полученные данные сравниваются со средневозрастными показателями АД для школьников данного региона. Расчет адаптационного потенциала, характеризующего адаптационные резервы системы кровообращения, проводится по следующей формуле: АП=0,011*(ЧП)+0,014*(САД)+0,008*(ДАД)+0,009*(М)-0,009*(Р)+0,014*(КВ)-0,27, где АП – адаптационный потенциал; ЧП – частота пульса, уд./мин.; САД – систолическое давление, мм рт.ст.; ДАД – диастолическое давление, мм рт.ст.; М – масса тела, кг; Р – рост, см; КВ – возраст, лет. Оценка результатов проводится с использованием шкалы для оценки уровня здоровья школьников в зависимости от степени адаптации (Приложение 2, таблица 3). Оценка результатов у студентов проводится с использованием следующих критериев: удовлетворительная адаптация - 2,20 и менее - для юношей; 1,96 и менее – для девушек; напряжение адаптации – 2,21 - 2,43 - для юношей; 1,97- 2,23 - для девушек; неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации – 2,44 и более - для юношей; 2,24 и более – для девушек. Систолический объем крови (СОК, ударный объем) – количество (объем) крови, выбрасываемое каждым из желудочков сердца при одном сокращении. Для определения СОК применяется формула Старра: СОК=90,97+0,54*ПД–0,54*ДАД–0,61*В, где ПД – пульсовое давление, ДАД – диастолическое артериальное давление, В – возраст испытуемого. У детей и подростков 7-18 лет увеличение СОК происходит по мере роста ребенка (от 36 до 60 мл). У девочек максимальное увеличение приходится на период 12-14 лет (+10 мл), у мальчиков - на 13-16 лет (+10,6 мл). Это связано с несколько более поздним началом и окончанием пубертатного скачка у мальчиков и соответственной разницей в сроках окончательного структурного завершения развития элементов миокарда. У спортсменов величины СОК в покое чаще всего колеблются в диапазоне от 50 до 100 мл. При мышечной деятельности СОК увеличивается у юных спортсменов 15-18 лет – от 100 до 125 мл.
Минутный объем крови (МОК) – это количество крови, выбрасываемое сердцем в течение 1 мин. Он характеризует уровень кровоснабжения тканей и связанную с ним доставку к тканям кислорода и выведение из них углекислоты. Определяется по формуле: МОК = СОК*ЧСС, где МОК – минутный объем крови; СОК – систолический объем крови; ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 мин. У детей и подростков в покое МОК – от 3 до 4,5 л/мин, при физической нагрузке может достигать у 15-летних спортсменов 9-10 л/мин. Пульсовое давление (ПД) – это разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением и косвенно свидетельствует о величине систолического выброса, т.е. об увеличении ударного объема сердца. Средние показатели пульсового давления в покое составляет 40-70 мм рт.ст. Чем выше показатель пульсового давления, тем более тренированнее сердечно-сосудистая система. Коэффициент выносливости (KВ) представляет собой интегральную величину, объединяющую ЧСС и систолическое и диастолическое давление, определяется по формуле Kваса: КВ=(ЧСС*10)/ПД, где КВ - коэффициент выносливости, ЧСС – частота сердечных сокращений уд.мин., ПД – пульсовое давление мм рт.ст.. В норме KВ равен 12-16 усл. ед. Увеличение его указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение на усиление. Учитывалось, что увеличение КВ, связанное с уменьшением ПД, являлось показателем детренированности сердечно-сосудистой системы. Коэффициент экономичности кровообращения (KЭK) вычисляется по формуле: KЭK=ПД*ЧСС. КЭК в норме равен 2600, при утомлении - увеличивается, а с ростом тренированности сердечно-сосудистой системы - уменьшается. Индекс Робинсона (ИР) или «двойное произведение» (ДП) представляет собой интегральную величину, объединяющую систолическое артериальное давление и ЧСС. ИР используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов в миокарде, определяется по следующей формуле: ИР=ЧСС*СД/100, где ЧСС – частота сердечных сокращений, САД – систолическое артериальное давление. Критерии для оценки: низкий – более 111, ниже среднего – 110-95, средний – 94-85, выше среднего – 84-70, высокий – менее 70. Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 секунд). Обследуемый школьник садится у края стола слева от врача. На левом плече его закрепляют манжетку тонометра, левую руку он кладет на стол ладонью кверху. После 5-10-минутного отдыха подсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. Затем обучающийся, не снимая манжетки (тонометр отключается), встает и проделывает ритмично (лучше под метроном) 20 глубоких приседаний за 30 секунд, вытягивая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитывают пульс в течение первых 10 секунд, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30-40 секунд.
Начиная с 50-й секунды вновь подсчитывают частоту пульса по десятисекундным отрезкам времени до возвращения его к исходным данным. После этого вновь измеряют артериальное давление. Для детей 3 и 4 лет проба выполняется с помощью взрослых, и нагрузкой являются 10 приседаний за 15 секунд. Оценку результатов пробы производят по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения показателей к исходным величинам. В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25-50 % по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4-6 дыхательных движений в минуту. При этом данные показатели должны вернуться к исходным величинам через 2-3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50 % и более значительное увеличение показателей дыхания. Ортостатическая проба служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики. У обследуемого после 5-минутного пребывания в положении лежа дважды подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. Затем по команде обследуемый спокойно (без рывков) занимает положение стоя. Пульс подсчитывается на 2-й и 3-й минутах пребывания в вертикальном положении, артериальное давление определяется на 3-й и 5-й минутах. Оценка пробы может быть осуществлена или по пульсу, или по пульсу и артериальному давлению по трехбалльной системе (таблица 4). Таблица 4 Оценка ортостатической пробы
Реакцию системы кровообращения на функциональную пробу у детей можно оценить путем использования различных формул, косвенно характеризующих интегральный показатель функции кровообращения - минутный объем кровообращения.
Наиболее распространена формула Б.П. Кушелевского, названная им показателем качества реакции (ПКР): ПКР = РД2-РД1/Р2-Р1 где РД1 - пульсовое давление до нагрузки, РД2 - пульсовое давление после нагрузки, Р1 - пульс до нагрузки, Р2 - пульс после нагрузки в мин. Принято считать, что ПКР в пределах от 0,5 до 1 является показателем хорошего функционального состояния системы кровообращения. Отклонения в ту или иную сторону свидетельствуют об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Функциональное состояние системы дыхания может быть оценено по частоте дыхания, жизненной емкости легких в покое, после физических нагрузок, а также по функциональным пробам дыхательной системы. В практике контроля за физическим воспитанием школьников используются простые и доступные пробы, позволяющие в определенной степени оценить функциональное состояние системы дыхания. Проба с задержкой дыхания позволяет судить о кислородном обеспечении организма и необходима при ведении самоконтроля за дыхательной системой. Благодаря простоте и информативности наиболее доступной является проба Штанге и Генчи. Кроме того, этот тест характеризует общий уровень тренированности организма, не требуя специальной подготовки и инвентаря. Проба Штанге. Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Затем уже в положении сидя нужно задержать дыхание на полном вдохе, предварительно сделав три вдоха на 3/4 глубины. На нос рекомендуется одеть специальный зажим или просто придержать его пальцами. Время задержки фиксируется в секундах. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд. Принципы оценки: 5 лет - 24-22 с; 6 лет - 30-26 с; 7 лет - 36-30 с; 8 лет - 40-36 с; 9 лет - 44-40 с; 10 лет - 50 с; 11 лет - 51-44 с; 12 лет - 60-48 с; 13 лет-61-50 с; 14 лет - 64-54 с; 15 лет-68-60 с; 16 лет - 71-64 с. Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса и вычислить значение ПР. ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста) У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2 – в противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода. Проба Генча. Для проведения пробы также понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, после трех дыханий на 3/4 глубины. Во время задержки можно пользоваться зажимом для носа или держать нос пальцами. Время фиксируется по секундомеру в секундах. Также как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания. У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12-13 с. При снижении устойчивости организма к гипоксии продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается.
Оценку проводят по индексу устойчивости к гипоксии (ИУГ) с учетом времени задержки дыхания: ИУГ= ЧСС за 30 сек. после задержки дыхания/время задержки дыхания В норме ИУГ меньше или равен 1 (чем меньше, тем выше устойчивость к гипоксии). Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут. Так, проба Штанге и Генчи является отличным тестом не только при самоконтроле за дыхательной системой, но и за сердечно-сосудистой. Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата детей и подростков может определяться по показателям динамометрии. Измерение силы правой и левой руки производится детским или взрослым ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Во время тестирования ни динамометр, ни кисть не должны касаться тела. Нельзя разрешать делать резких движений, сходить с места и опускать руку. Выполняется 2-3 попытки, сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат. Показателем мышечной выносливости является время удержания усилия, равного 3/4 от максимального. Исследование проводится с помощью динамометров, позволяющих визуально контролировать поддержание усилия на заданном уровне (динамометр Розенблата, электродинамометр).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.021 с.) |