С помощью хронометража может быть исследовано продолжительность и характер двигательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С помощью хронометража может быть исследовано продолжительность и характер двигательной деятельности.



Хронометраж - простая и доступная методика исследования, позволяющая установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей и подростков.

Перед проведением наблюдений необходимо ознакомиться с деятельностью, которую будут выполнять дети, выяснить ее основные элементы. Составляется примерная схема последовательности деятельности ребенка, для чего необходимо правильно разделить, выделить отдельные элементы урока, занятия и подготовить протокол наблюдения.

Хронометраж проводится с использованием секундомера.

Метод хронометража позволяет получить следующие данные:

1) продолжительность конкретной деятельности ребенка и ее отдельных элементов, их чередование;

2) плотность занятий ребенка;

3) плотность конкретных учебных элементов деятельности детей;

4) количество микропауз, самопроизвольных перерывов;

5) почасовую производительность труда детей и подростков в период производственной практики, трудовой деятельности.

Плотность занятия - это отношение времени, в течение которого обучающийся занят учебной работой, к общей  продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснения воспитателя или педагога, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места.

Для трудовой деятельности и физического воспитания важно также определить время выполнения конкретного задания по освоению соответствующей операции или упражнения, которое также может быть выражено в процентах, по отношению ко времени, в течение которого ребенок занят учебной деятельностью.

Результаты хронометража обычно представляются в табличном виде.

На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности детей и подростков обосновываются рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные (учебно-воспитательные и физические) нагрузки, организация отдыха детей.

Хронометраж может быть индивидуальным и массовым. Для характеристики учебной активности учащихся на уроке в классе или мастерской используется массовый хронометраж по специальной форме протокола (таблица 5).

Таблица 5

Протокол массового хронометражного наблюдения

Дневник урока

Школа……………….., класс……………….

Дата ………………….. День недели……………………..

Урок по расписанию ……………………….. Предмет……………….

Содержание урока……………………………………………………….

№ п/п Фамилии учеников Временные периоды

Временные периоды, мин

Оценка деятельности

    1-2 3-4 5-6 7-8 и т.д. 43-44 + - От У
1 2 3 4 и т.д. Иванов Петров Сидорова Дьяконов                    

(+) - работает на уроке; (-) – любой вид отвлечения; От – отвечает учителю; У- вышел из класса.

Исследователь одновременно наблюдает за 20 учениками и каждые 2 минуты ведет учет числа работающих и неработающих учащихся, пользуясь хронокартой. Обработка и анализ данных хронокарты включает подсчет количества отметок "+", "-", "От", "У" по горизонтали, по вертикали. В целом общее число отметок принимается за 100%. Активность учащихся на уроке определяется отношением количества отметок "+" (работает) и "От" (отвечает учителю) к общему числу отметок, выраженном в процентах.

Индивидуальный хронометраж дает возможность получить более точную временную характеристику отдельных элементов урока. Наблюдение осуществляется за 1-2 учащимся и в протоколе фиксируется время, затраченное на отдельные виды деятельности и отдых.

Физическую работоспособность (PWC170) можно определить с помощью степ-теста, предложенного Ф. Климптоном в 1962 году. Общая физическая работоспособность PWC170 (physical working capacity) позволяет оценить качество ответной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы к стандартной физической нагрузке, позволяет судить о степени приспособления организма к нагрузке, выраженной в количестве выполненной работы (в кг/мин или Вт). Высота ступеньки подбирается индивидуально с помощью таблицы в зависимости от длины стопы испытуемого (таблица 6).

Таблица 6

Определение высоты ступеней степ-теста по длине ноги (Ф. Климптон, 1962)

Длина ноги (в см) Высота ступени (в см)
53 16
55 17
58 18
60 19
62 20
65 21
67 22
70 23
72 24

  Каждое восхождение состоит из четырех шагов, при котором испытуемый осуществляет на 4 счета подъем и спуск по ступеньке, количество подъемов – 30 в 1 минуту. Перед началом пробы определяется масса тела и в положении сидя проводится подсчет ЧСС. Сразу после проведения функциональной пробы измерения повторяют. Далее по формуле рассчитывают работу, выполняемую при подъеме на ступеньку:

PWC170=(170-ЧСС в покое)/(ЧСС после нагрузки – ЧСС в покое)*N,

где N – работа (кгм/мин), выполненная при подъеме на ступеньку (N = 1,33*P*n*h); P – масса испытуемого, кг; n – количество восхождений в 1 мин; h – высота ступеньки, м; 1,33 – коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со скамейки.

Поскольку основным источником энергии при выполнении мышечной работы являются процессы, происходящие с участием кислорода (аэробные процессы), то о физической работоспособности человека судят также по величине максимального потребления кислорода (МПК). Величину МПК рассчитывают по следующей формуле:

МПК=1,7*PWC170 + 1240

МПК - это то количество кислорода, которое потребляет человек в единицу времени (л/мин) при выполнении физической работы. Величина МПК зависит от тренированности и спортивной специализации, возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы крови, а также от возраста, пола и веса человека. МПК является интегральным показателем функционального состояния организма, характеризующим высшую границу доступного организму уровня окислительных процессов. Наиболее высокие величины абсолютного МПК достигаются к 15-20 годам.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.)