Методы оценки работоспособности и функционального состояния организма детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки работоспособности и функционального состояния организма детей и подростков



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Уфа

 2021


УДК 613.95(075.8)

ББК 51.283я7

М 54

 

       Рецензенты:

       Доктор медицинских наук, профессор А.Г. Сетко - заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России.

       Кандидат медицинских наук, доцент Е.Г. Степанов - Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Главный государственный санитарный врач по Республике Башкортостан.

           

 

              Учебное пособие: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / сост.: Т.Р. Зулькарнаев, Е.А. Поварго, А.И. Агафонов, А.Т. Зулькарнаева, Р.Н. Зигитбаев, Н.С. Кондрова, - Уфа: БГМУ, 2021. – 88 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело и ООП специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело для изучения дисциплины «Гигиена детей и подростков» на основании рабочей программы и действующего учебного плана.

В пособии излагаются современные подходы к оценке умственной и физической работоспособности обучающихся, приведены данные, полученные сотрудниками кафедры гигиены.  

Пособие оснащено описанием компьютерных программ для оценки умственной работоспособности, созданных на кафедре гигиены, тестовыми заданиями и ситуационными задачами для самоконтроля знаний.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы обучающихся по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело.

           

 

Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

УДК 613.95(075.8)

ББК 51.283я7

М 54

  © Т.Р. Зулькарнаев, Е.А. Поварго, А.И. Агафонов, А.Т. Зулькарнаева, Р.Н. Зигитбаев, Н.С. Кондрова
    © Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2021

Содержание

 

Стр.

Введение 4
1. Методы изучения умственной и физической работоспособности 6
1.1. Методы оценки умственной работоспособности 7
1.2. Методы изучения функционального состояния, физической работоспособности и двигательной активности детей и подростков 22
1.3. Оценка уровня физической подготовленности детей и подростков 35
1.4. Методика изучения субъективного состояния организма 40
2. Оценка готовности детей к обучению в школе 48
2.1. Критерии готовности детей к обучению в школе и методика их определения 49
2.2. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе 64
Приложения 71

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных задач гигиены детей и подростков является нормирование и обоснование условий и режима обучения детей и подростков в образовательных организациях. Для обоснования существующих норм используются различные методы оценки работоспособности. Данное учебное пособие необходимо для освоения студентами навыков гигиенической оценки режимов обучения, работоспособности и функциональной готовности детей к обучению в школе. В него включены современные методы оценки умственной и физической работоспособности. Пособие содержит также описание компьютерных программ, разработанных на кафедре гигиены, для проведения хронорефлексометрии и корректурных проб.

    В приложении представлены современные данные НИИ ГиОЗДиП ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России: средневозрастные значения частоты сердечных сокращений и частоты дыхательных движений в 1 мин у детей и подростков; артериальное давление, мм. рт. ст.; шкала для оценки уровня здоровья школьников в зависимости от уровня адаптации; средние возрастно-половые значения физической работоспособности детей и подростков; возрастно-половые нормативы показателей физической подготовленности детей и подростков. Также приведены средние значения основных функциональных показателей, полученные сотрудниками кафедры гигиены ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России (2015): силовой индекс, коэффициент выносливости, пульсовое давление, коэффициент экономичности кровообращения, индекс Робинсона. Учебное пособие может быть использовано обучающимися в качестве дополнительной литературы при изучении учебной дисциплины «Гигиена детей и подростков».

    Содержание учебного пособия соответствует ФГОС ВО, ООП и рабочей программе дисциплины по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело.

Компетенции, для формирования которых необходимо данное пособие:

    ПК-1 - способность и готовность к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека;

ПК-12 - способность и готовность к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров.

        


Должен уметь:

1. Исследовать и оценивать физическую и умственную работоспособность детей и подростков.

2.  Проводить исследование функционального состояния различных органов и систем организма ребенка.  

3. Проводить исследование и оценку субъективного состояния детей и подростков. 

должен владеть: способностью изучать и оценивать факторы среды обитания и реакцию организма на их воздействие, интерпретировать результаты гигиенических исследований.

должен сформировать компетенции: ПК-1, ПК-12.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по указанной теме:

Метод дозированных заданий

При проведении дозированных заданий в рабочее время мы можем получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого применяют составленные комплексы арифметических действий, пробные диктанты и корректурные таблицы.

Арифметические задания состоят из некоторого количества (10-15) примеров на все четыре действия, по сложности должны соответствовать возрасту и подготовленности обучающихся, чтобы большинство обследуемых могли их выполнить за короткий период времени (3-5 минут). К решению примеров обучающиеся должны приступить одновременно по команде «Начали», время работы фиксируется секундомером. Решение может быть письменным так и устным с записью только ответов. Через 5 минут подается команда «Закончили» и собираются листовки с решениями. То же самое делается и в конце занятия. Учитывается количество правильно решенных примеров перед занятием и в конце его. Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала занятия к его концу расценивается как снижение работоспособности, увеличение – как повышение.

Пробные диктанты также позволяют выявить изменения работоспособности. Недостатком этого метода является сложность определения причин ошибок, которые могут быть связаны либо с понижением работоспособности, либо с нетвердым знанием грамматики учащимся. При оценке учитывают среднее количество ошибок, приходящееся на одного обучающегося, количество работ, содержащих от 1 до 3-х, от 4 до 5-ти и более ошибок.

Наиболее распространенным методом оценки умственной работоспособности в отношении образовательной деятельности являются различные варианты дозированной работы по специальным корректурным тестам. Они позволяют получить как количественные, так и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого используются буквенные корректурные таблицы В.Я. Анфимова и А.Г. Иванова-Смоленского (приложение №1), которые представляют собой бланк с набранными на нем типографским способом различными буквами русского алфавита (в языковом плане соответствующий текст лишен какой-либо смысловой нагрузки).

    При использовании таблицы В.Я. Анфимова задание дается школьникам всего класса по схеме в зависимости от задачи исследования. Результаты первого исследования принимаются как исходный.

Исследование проводится в течение 2-х минут с использованием секундомера.

Ученикам предлагается зачеркнуть одну букву (например, «К») и подчеркнуть другую (например «В»). Поскольку каждая буква повторяется одинаковое количество раз на 100 печатных знаков, то сочетание букв не имеет значения.

    Перед проведением пробы экспериментатор разъясняет детям, для чего проводиться корректурная проба, и необходимость внимательного и серьезного отношения к этой работе. Разъясняется также, в каком порядке следует зачеркивать буквы (каждая строчка читается слева направо, а строки сверху вниз), у каждого ребенка должен быть карандаш или ручка. Затем дается указание об одновременном по команде экспериментатора («начали») начале работы и одновременном при слове «закончили» прекращении ее с обязательной отметкой на том месте, где учащийся закончил читать буквы. Для того чтобы ученики не продолжали работу по истечении установленного времени, по окончании работы экспериментатору следует предложить немедленно передать таблицы вперед по рядам к первой парте, а не собирать их самостоятельно.

Чтобы не было повторения заданий в течение дня, рекомендуется дать им следующий порядок:

Дни недели 1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 5-й урок 6-й урок
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота К/А Л/Н Н/А Р/К Л/Н К/А В/Н Т/И Е/В Н/Р Т/П В/П И/К А/В П/И П/А Н/Е Р/К Е/Р И/Р В/К К/Е К/Л Т/Л А/Е Н/К Р/Е В/И А/И Н/В Л/В В/П К/Т Р/Т В/Р Е/И

Буквы, которые ученики должны зачеркивать или подчеркивать, не только называют, но их можно записывать на доске, стирая при начале исследования.

    При обработке корректурных проб подчитывается количество всех прослеженных букв, для быстрого подсчета считается количество полных строк, которое умножается на 40 (количество букв в каждой строке).

    Далее учитываются ошибки. При этом за ошибку принимается:

1) пропущенная целая строка;

2) зачеркнута или подчеркнута не нужная буква;

3) нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута;

4) буква зачеркнута, в то время, как ее следовало подчеркнуть, и наоборот.

Для возможности сопоставленья полученных данных расчет ошибок ведется на 500 знаков. 

    Дальнейшая обработка полученных данных проводится 2 способами.

Во-первых, вычисляется среднее количество прослеженных знаков и сделанных на 500 знаков ошибок после каждого урока, за весь учебный день, за всю неделю:

КПБ = (N х 40) + n,

где КПБ – количество просмотренных букв;

N – количество просмотренных строк;

n – количество букв последней строки, просмотренной не полностью.

    Для вычисления стандартизированной (ожидаемой на 500 просмотренных букв) ошибки Х необходимо составить и решить следующую пропорцию:

                      КПБ               – количество ошибок
                     500 букв           – Х ошибок

    Во-вторых, проводиться оценка индивидуальных сдвигов у каждого ученика. Для оценки индивидуальных сдвигов необходимо пользоваться следующей схемой.

Таблица 1

Хронорефлексометрия

Хронорефлексометрия — методика, широко используемая для оценки функционального состояния нервной си­стемы. Она позволяет определить изменение соотношения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) на основе измерения скрытого времени двига­тельной реакции обследуемого на зрительный или слуховой раздражитель, а также позволяет судить о быстроте протекания нервных процессов и уровнях функционального состояния соответствующих рефлекторных дуг.

Рисунок 1. Многоканальный хронорефлексометр

Для проведения исследования используют многока­нальный хронорефлексометр (рисунок 1, Кучма В.Р., 2012), состоящий из трех частей: измерительной части, блока раздражителей и специаль­ного «запоминающего» устройства, которая дает воз­можность проводить измерения одновременно у несколь­ких испытуемых. Датчиками прибора служат кнопочные уст­ройства, которые нажимают обследуемые. Данный прибор определяет латентный период двигательной реакции с точностью до тысячных долей секунды.

Исследование начинают с инструктирования обследуемого, его просят нажать на кнопку аппарата и при поступлении светового (или звукового) сигнала на панели прибора быстро отпустить кнопку. Такой прием позволяет определить время простой реакции (от мо­мента предъявления раздражителя до начала двигатель­ной реакции обследуемых), которая характеризует состояние возбудительных процессов.

В процессе каждого исследования про­изводят по 3 измерения, и средняя величина их принимает­ся за показатель скрытого времени реакции. Отсчет вре­мени производят в милисекундах. Реакция мо­жет считаться измененной, если разница между показаниями одного обследуемого составляет ±0,01 с.

По этой методике можно определить не только величину скрытого времени условной двигательной реакции, но и состояние дифференцировки с целью изучения активного двигательного торможения. Для этого вводят два раз­дражителя: либо свет различного цвета, либо звук раз­личной частоты. Чаще используется  зрительно-моторная реакция. Обследуемому предлагают отпускать кнопку только при появлении светового сигнала определенного цвета, (он служит положительным раздра­жителем); свет другого цвета является отрицательным (дифференцировочным) раздражителем — при его появлении обследуе­мый должен держать палец на кнопке. В каждом иссле­довании оба раздражителя подаются не менее 3 раз с интервалом 10-12 с. Срывом дифференцировочной реак­ции считают случай, когда обследуемый отпускает кноп­ку при подаче отрицательного раздражителя. Исследо­вание обычно проводят в соответствии с отдельными пе­риодами деятельности (в начале и конце урока, смены, недели и т. д.). По динамике величины латентного периода и уменьшению или увеличению случаев срыва дифференцировки судят о функциональных измерениях высшей нервной деятельности, об улучшении или ухуд­шении подвижности нервных процессов. Удлинение ла­тентного периода и увеличение количества случаев сры­вов дифференцировки к концу учебных занятий свиде­тельствует о снижении общей умственной работоспособ­ности обследуемых. Латентное время моторной реакции может уменьшаться, что свидетельствует о хорошей концентрации тормозного процесса.

На кафедре гигиены создана компьютерная программа для оценки скрытого (латентного) времени двигательной реакции обследуемого на зрительный раздражитель.

При запуске программы на экране монитора появляются три клавиши: «Тест 1», «Тест 2» и «Выход» для выхода из программы. Тест 1 – программа, предназначенная для определения скрытого времени двигательной реакции на зрительный раздражитель, тест 2 – для оценки состояния дифференцировки.

При выборе с помощью «мышки» теста №1, на экране появляется квадрат с надписью по верхнему краю: «Здесь появится красный квадрат», слева от него – клавиша с надписью «Готов», справа – с надписью «Выйти» для выхода из данного теста. После нажатия клавиши «Готов» под квадратом появляется клавиша с надписью «Когда появится красный квадрат, нажмите сюда». Курсор «мышки» необходимо переместить на эту клавишу. Обследуемый должен нажать на левую клавишу «мышки» при появлении на экране красного квадрата. Следом за этим на экране автоматически показывается результат - латентное время двигательной реакции обследуемого на этот зрительный раздражитель, выраженное в миллисекундах. Нажав клавишу «Выйти», вновь попадаем на первую страницу программы.

Последовательность действий при выборе теста №2 аналогична: нажать на клавишу «Тест 2», затем – на клавишу «Готов» и переместить курсор на клавишу с надписью «Когда появится красный квадрат, нажмите сюда». На экране мелькают квадраты различных цветов, нажимать же на эту клавишу необходимо только при появлении красного квадрата. После окончания тестирования на экране появляется результат: количество правильно выбранных квадратов, количество ошибок и время скрытой двигательной реакции в миллисекундах.

Таблица 2

Схема для оценки данных хронорефлексометрии

Характер взаимоотношения процессов возбуждения и торможения

Время скрытого периода

 

 

Количество ошибок

Простой реакции Реакции с дифференцировкой
Оптимальное соотношение Уменьшается Уменьшается Уменьшается
Ослабление активного торможения Уменьшается Увеличивается или остается без изменения Увеличивается
Нарастание охранительного торможения Увеличивается Увеличивается Остается без изменения или увеличивается

Определение величины

Рисунок 2. Подставка для фиксации головы обследуемого при исследовании устойчивости ясного видения

По указанию обследуемый начинает внимательно смотреть в кольцо. Кольцо бывает то видно ясно и отчет­ливо, то расплывается, и очертания его теряют ясность. При исчезновении разрыва в кольце обследуемый гово­рит: «Не вижу» или нажимает рычаг регистрирующего прибора; при появлении разрыва в кольце говорит: «Ви­жу» или отпускает рычаг. Длительность ясного и неясно­го видения регистрируется с помощью секундомера. Наблюдения проводят в течение 2 мин. По­казателем устойчивости ясного видения служит процент­ное отношение всего времени ясного видения к общему времени наблюдения. Отклонения в пределах ±10% считают снижением или увеличением показателя.

Треморометрия

Треморометрия – определение двигательной координации и точности движений. Позволяет установить изменение функционального состояния нервно – мышечного аппарата мелких мышц кисти рук. Исследования проводят на треморометре, состоящем из металлического планшета с фигурными отверстиями, счётчика импульсов и металлического щупа в виде тонкой спицы.

При проведении исследования обследуемый удерживает металлическую спицу электрощупа в отверстии панели прибора (диаметр отверстия 5 мм) в течение 30 секунд, стараясь не касаться стенок отверстия. Рука обследуемого находится навесу в вытянутом горизонтальном положении. Каждое касание регистрируется электросчётчиком. Определяют общее количество касаний за 30 секунд. Существенное нарастание тремора указывает на неблагоприятные функциональные изменения в центральной нервной системе.

Актография

Актография – объективная регистрация «двигательного беспокойства». Позволяет определить раннее утомление, выражающееся в охранительном возбуждении. Для проведения исследования на сиденье и спинке стула и на внутренней поверхности крышки стола монтируют пневмодатчики.

    Изменения давления в системе, возникающие при каждом движении учащегося или при использовании им дополнительной опоры (крышка стола), регистрируются на равномерно движущейся ленте. Записи обычно ведутся в течение всего учебного дня. На актограмме регистрируются колебания разной амплитуды. Колебания малой амплитуды соответствуют движениям, связанным с учебным процессом, а колебания большой амплитуды связаны с изменением положения тела. Таким образом, по частоте колебаний и величине амплитуды можно судить о динамике «двигательного беспокойства» от начала к концу занятий.

 

Дневник урока

Школа……………….., класс……………….

Дата ………………….. День недели……………………..

Урок по расписанию ……………………….. Предмет……………….

Содержание урока……………………………………………………….

№ п/п Фамилии учеников Временные периоды

Временные периоды, мин

Оценка деятельности

    1-2 3-4 5-6 7-8 и т.д. 43-44 + - От У
1 2 3 4 и т.д. Иванов Петров Сидорова Дьяконов                    

(+) - работает на уроке; (-) – любой вид отвлечения; От – отвечает учителю; У- вышел из класса.

Исследователь одновременно наблюдает за 20 учениками и каждые 2 минуты ведет учет числа работающих и неработающих учащихся, пользуясь хронокартой. Обработка и анализ данных хронокарты включает подсчет количества отметок "+", "-", "От", "У" по горизонтали, по вертикали. В целом общее число отметок принимается за 100%. Активность учащихся на уроке определяется отношением количества отметок "+" (работает) и "От" (отвечает учителю) к общему числу отметок, выраженном в процентах.

Индивидуальный хронометраж дает возможность получить более точную временную характеристику отдельных элементов урока. Наблюдение осуществляется за 1-2 учащимся и в протоколе фиксируется время, затраченное на отдельные виды деятельности и отдых.

Физическую работоспособность (PWC170) можно определить с помощью степ-теста, предложенного Ф. Климптоном в 1962 году. Общая физическая работоспособность PWC170 (physical working capacity) позволяет оценить качество ответной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы к стандартной физической нагрузке, позволяет судить о степени приспособления организма к нагрузке, выраженной в количестве выполненной работы (в кг/мин или Вт). Высота ступеньки подбирается индивидуально с помощью таблицы в зависимости от длины стопы испытуемого (таблица 6).

Таблица 6

Определение высоты ступеней степ-теста по длине ноги (Ф. Климптон, 1962)

Длина ноги (в см) Высота ступени (в см)
53 16
55 17
58 18
60 19
62 20
65 21
67 22
70 23
72 24

  Каждое восхождение состоит из четырех шагов, при котором испытуемый осуществляет на 4 счета подъем и спуск по ступеньке, количество подъемов – 30 в 1 минуту. Перед началом пробы определяется масса тела и в положении сидя проводится подсчет ЧСС. Сразу после проведения функциональной пробы измерения повторяют. Далее по формуле рассчитывают работу, выполняемую при подъеме на ступеньку:

PWC170=(170-ЧСС в покое)/(ЧСС после нагрузки – ЧСС в покое)*N,

где N – работа (кгм/мин), выполненная при подъеме на ступеньку (N = 1,33*P*n*h); P – масса испытуемого, кг; n – количество восхождений в 1 мин; h – высота ступеньки, м; 1,33 – коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со скамейки.

Поскольку основным источником энергии при выполнении мышечной работы являются процессы, происходящие с участием кислорода (аэробные процессы), то о физической работоспособности человека судят также по величине максимального потребления кислорода (МПК). Величину МПК рассчитывают по следующей формуле:

МПК=1,7*PWC170 + 1240

МПК - это то количество кислорода, которое потребляет человек в единицу времени (л/мин) при выполнении физической работы. Величина МПК зависит от тренированности и спортивной специализации, возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы крови, а также от возраста, пола и веса человека. МПК является интегральным показателем функционального состояния организма, характеризующим высшую границу доступного организму уровня окислительных процессов. Наиболее высокие величины абсолютного МПК достигаются к 15-20 годам.

Возраст, лет

Тесты

Мальчики, юноши Девочки, девушки 7-18 Бег 30 м Бег 1000 м Подтягивание на перекладине Прыжок в длину с места Бег 30 м Бег 1000 м Подъем туловища в сед за 30 с Прыжок в длину с места

Тестирование

1. Тест «Бег на 30 м с высокого старта» позволяет оценить быстроту и скорость движений. На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 м обозначают линию старта и через 30 м — линию финиша. За линией финиша на расстоянии 5—6 м ставят яркий флажок или другой ориентир.

Тестируемому дают задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Преподаватель с секундомером становится сбоку на линии финиша, его помощник с флажком — у стартовой линии. Точность измерения - до 0,1 с. Для большей точности преподаватель может пользоваться двумя секундомерами. Участникам дается 1 попытка.

2. Тест «Бег на 1000 м», позволяющий оценить общую и скоростную выносливость, следует проводить на стадионе или на ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки в присутствии медицинского персонала (обязательно наличие медицинской аптечки). Время измеряют с точностью до 0,1 с. Беговую дистанцию размечают следующим образом, чтобы все участники могли легко ориентироваться и не изменили маршрут во время забега. Рекомендуется проводить забеги группами примерно по 3-5 человек. Участникам дается 1 попытка.

3. Тест «Подтягивание на перекладине» позволяет оценить силу и выносливость мышц верхнего плечевого пояса мальчиков и юношей с 7 лет. В висе на перекладине с прямыми руками тестируемый должен выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Участникам дается 2 попытки. В зачет идет лучший результат.

4. Тест «Подъем туловища в сед за 30 с» позволяет оценить скоростно-силовую выносливость мыши сгибателей туловища у девочек и девушек. Из исходного положения (и.п.) лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу.

По команде «Марш! участница выполняет за 30 с максимально возмож- вое число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, затылком и локтями. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.

Участница, опуская тело в и.п., должна касаться пола последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Таким образом, чтобы тело участницы должно прийти в и.п., т.е. касаться пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела. Участницам дается 1 попытка.

5. Тест «Прыжок в длину с места» позволяет оценить динамическую силу мышц нижних конечностей. Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. При этом участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате или мягком грунтовом покрытии (можно использовать яму с песком). Участникам дается 2 попытки. В зачет идет лучший результат.

В основу оценки физической подготовленности учащихся положена комбинированная процентная шкала многоуровневой градации с шагом в 1%. Эта шкала накладывается на традиционную 5-уровневую шкалу оценок по реперным (опорным) точкам: высокому уровню соответствует значение шкалы, равное 100%, среднему - 70%, низкому - 50%. Шкала позволяет интерпретировать расчетные данные в общепринятой 5-уровневой системе оценок (таблица 8).

Таблица 8

Оценочная шкала уровеня физической подготовленности

Уровень физической подготовленности

Оценка уровня
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Качествен-ная
100% и выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже Процентная
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Балльная

Базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен)

Дефицит развития качеств (тест не выполнен)

 

В основу оценочной шкалы положены данные пилотных тестирований, обработанные общепринятыми методами математической статистики с нахождением основных параметров и оценкой их с учетом закона нормального распределения по стандартным отклонениям. Результаты, лежащие в диапазоне от 70 до 100% стандартного возрастно-полового уровня ребенка, составляют по шкале оценок базовый уровень (образовательный минимум). Учащиеся с уровнем развития выше 100% могут рассматриваться как «одаренные». Им следует рекомендовать занятия в спортивных кружках и секциях (группа спортивного отбора).

Оценку результатов тестирования проводят с использованием «Таблиц оценок физической подготовленности обучающихся 7-18 лет» (Приложение, таблица).

Уровень физической подготовленности дошкольников может быть определен по специальным тестам:

-   прыжок в длину с места (ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с интенсивным взмахом руками от размеченной линии на максимальное для него расстояние и приземляется на обе ноги; при приземлении нельзя опираться сзади руками; засчитывается лучшая из 3-х попыток);

-   бросок набивного (медицинского) мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, из исходного положения стоя (ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы 2 руками вперед; при броске ступни должны касаться земли; делаются 3 попытки и засчитывается лучший результат);

-   бег на 10 м с хода (тест проводится на беговой дорожке длиной не менее 30 м. На линии начала 10 м (т.е. старта) и линии финиша делаются 2 отметки; ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы он набрал максимальную скорость к линии старта; секундомером фиксируется время забега);

- бег на 30 м со старта (тест проводится на беговой дорожке длиной не менее 40 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша; по команде ребенок из позы стоя, т.н. "высокий старт", максимально быстро пробегает 30 м; секундомером фиксируется время забега).

 

Дополнительная:

1. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям [Текст] / под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Гэотар Медиа, 2012. - 546 с.

2. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс] / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова, Н. К. Барсукова [и др.]; под ред. В. Р. Кучмы. - Электрон. текстовые дан. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - on-line. - Режим доступа: ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413821.html

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Актуальность темы. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависят от их функционального состояния. С целью предупреждения отклонений в состоянии здоровья, преждевременного утомления и переутомления детей следует оценивать их школьную зрелость.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди детей 6-7 лет свыше 40% являются «школьно незрелыми». Среди мальчиков доля таких детей значительно больше (48,6%), чем среди девочек (28,6%). В связи с этим, оценка готовности ребенка к обучению в школе с целью выявления и коррекции отклонений в состоянии здоровья и развитии школьно-необходимых функций является актуальной задачей.

Цель изучения темы: приобретение знаний по оценке «школьной зрелости» детей и обоснование рекомендуемых медицинских и психолого-педагогических мероприятий для подготовки ребенка к обучению в школе.

Задачи: овладение навыками оценки «школьной зрелости» детей с применением медицинского обследования и использования психолого-педагогических критериев, навыками разработки рекомендаций оздоровительного и педагогическогохарактера и оценки их эффективности.

    Обучающийся должен знать:

1. до изучения темы

4. Возрастные морфо-функциональные особенности детского организма.

5. Физиологическая сущность утомления и переутомления.

2. после изучения темы

· Медицинские критерии готовности детей к обучению в школе. 

· Психолого-физиологические критерии готовности детей к обучению в школе. 

· Состав и функции медико-педагогической комиссии.

· Оценка риска неблагоприятного течения адаптации к школе.

· Гигиенические мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Должен уметь

· Проводить оценку готовности детей к обучению в школе по медицинским и психолого-физиологическим критериям.

· Проводить оценку риска неблагоприятного течения адаптации к школе.

·  Разрабатывать гигиенические рекомендации по коррекции адаптационного процесса. 

должен владеть: методикой оценки готовности детей к обучению в школе по медицинским и психолого-физиологическим критериям.   

должен сформировать компетенции: ПК-1, ПК-12, ПК-16.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по указанной теме:

Медицинские критерии:

1. Уровень физического развития

2. Уровень биологического развития

3. Состояние здоровья

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Приводимые в перечне хронические заболевания и функциональные расстройства являются широко распространенными среди детей в возрастном периоде 6-8 лет и наиболее часто прогрессирующими под воздействием учебных нагрузок. Они представлены в соответствии с МКБ–10, в скобках указаны термины, наиболее принятые в практике отечественного здравоохранения.

При наличии таких нарушений здоровья крайне нежелателен приѐм детей в первые классы школ ранее 7-летнего возраста, т.к. такое состояние здоровья является неблагоприятным с прогностической точки зрения – крайне высок риск быстрого прогрессирования нарушений под влиянием нервно-эмоциональной нагрузки при обучении в общеобразовательных учреждениях.

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ:

- туберкулуз (A15-A19);

- хронический вирусный гепатит (B18).

НОВООБРАЗОВАНИЯ И БОЛЕЗНИ КРОВИ, КРОВЕТВОРЕНЫХ ОРГАНОВ И ОТДЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВОВЛЕКАЮЩИЕ ИММУННЫЙ МЕХАНИЗМ:

- злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (С81-С96);



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.18 с.)