Сведения о приданом и дарах заонежской невесты (По материалам дореволюционной печати, архивным и экспедиционным источникам). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведения о приданом и дарах заонежской невесты (По материалам дореволюционной печати, архивным и экспедиционным источникам).



В книге В.Д.Лысанова «Досюльная свадьба», изданной автором в 1916 г. в Петрозаводске, свадебный обряд Заонежья пересказан в виде пьесы из народной жизни. О приданом невесты в ней говорится следующее:

Мать невесты: «Все как надо: и коровушка и овечка будет (крову и овцу всегда дают в приданое – примечание автора), есть шуба штофная, поднизь жемчужная, серьги, шесть сарафанов, 12 станушек с рукавами с прошивками и все у самой невесты вышито».

О свадебных дарах: «Подарки? Знамо какие, ведь уж шелковых материй нам негде взять, а подарили свёкру кумачну рубашку, да ситцеву рубашку, да настилальник; свекровушки – есть сатин хорошой горошком, да 4 станушки, да платок на голову», «А вам (зятьям – К.Р.) – по рубахе кумачной, да по утиральнику; кресному – тоже, а золовкам – по рубахе, по рукавам, да по платку» [12, с.31].

О том, когда происходило дарение и показ приданого в пьесе говорится следующее:

· дарение невесты её родственниками. Перед уходом в церковь – к венцу – невеста прощается со своими родителями и родственниками, которые дают ей «подмогу», т.е. дарят её вещами и деньгами, кто чем может.

· увоз приданого. Когда жених с невестой уезжают к венцу, отец и мать невесты едут прямо в дом жениха, «куда везут и приданое невесты».

· дары невесты своей новой родне. На второй день свадьбы, после бани, «бывает завтрак, во время которого молодуха дарит свекра, свекровь и родных жениха» [12, с.118–119].

В.Дашков, описывая «сватебные обряды Олонецкого края» (1842 г.), так обозначает моменты дарения:

· первый момент. «Когда просватают невесту, она плачет, и, подходя к гостям, собирает деньги» [4, с.194]. «Тут подводят невесту, накрытую фатой; дают ей поднос с вином, и она начинает подчивать каждого. Каждый должен класть на поднос сколько–нибудь денег… Обнеся всех, невеста подносит вино и жениху, который дарит ей различные вещи, между прочим и башмаки; но она берет их и бросает…» [4, с.197].

· второй момент. «После сговора бывает вечеринка, на которую собирается вся родня с жениховой и невестиной стороны. Тут дарят друг друга. Невеста разбирает подарки, сделанные ей женихом, и после отдаривает его платком» [4, с.199].

· третий момент. «Сваху, когда она поет и расплетает косу, дарят чем-нибудь и подносят чашку кофе» [4, с.208].

· четвертый момент. Во время обеда (княжий стол в доме жениха – К.Р.) один из дружек привозит к новобрачному в дом все приданое его жены» [4, с.208].

· пятый момент. На другой день свадьбы «после бани, молодая снова начинает дарить родню и дружек, потом садится за стол, приготовленный у молодого» [4, с.209].

П.Н.Рыбников в «Свадебном обряде Петрозаводского и Повенецкого уездов» писал: «…в так называемом Заонежье свадебный обряд развился в целое сценическое представление» [12, с.11]. Рыбников указывал и моменты свадьбы, связанные с дарением. Чтобы скорее «окрутили» невесту, дружки в свадебный день «дарят деньгами плакальщицу» [12, с.26]. Родня жениха («весь поезд») дарит невесту деньгами за выпитое вино [12, с.37]: «… невеста обходит с вином всех родственников жениха, собравшихся на свадьбе, а её родители дарят их при этом подарками и угощают хлебом–солью (приговаривая: «чем бог послал»). Когда жениховцы уйдут, невеста обходит всех своих родственников, потчуя их водкой и сбирая себе подарки. «Женщины дарят её сорочками и кусками разных материй, величиною в четверть аршина, а мужчины суконными чулками, платками и деньгами» [12, с.43].

Жениховы дары. Во время обряда порученья жених дарит невесту шкатулкой с подарками, невеста либо рассматривает их, либо бросает, сопровождая свои действия заплачкою [12, с.38].

Е.В.Барсов в статье «Свадебный обряд в Заонежье» описывает, как в свадебный день жених «с своей стороны привозит невесте подарки, но она сперва не принимает, находит, что «худы»; потом берет и отдаривает жениха платком, тот также сначала ломается, но потом принимает и благодарит её поцелуями» [2, с.492]. В конце свадебного дня в доме жениха, «князя молодого», «со стола уберут чашки, поваренки и начинают раздавать дары. Невеста кланяется, приставница раздаёт; дружка колотит в грядку, стоя на скамейке…» После «княжего стола» дружка подает дары, приготовленные невестой родственникам жениха: сначала отцу со следующими словами:«не спешись принять, изволь выслушать, сама княгиня молодая долгие вечера просиживала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила, гладко катала, часто стегала, тебе, богоданной батюшко, рубашку поспешала» – отворачивается к князю и говорит: «Батюшко родной, белых рук не здымает, рубашки не принимает, потому не принимает, что не тонко прядено, не звонко ткано, не бело белено, не гладко катано, не часто стегано»; тот отвечает: «У нашей княгини возрощены братьица родные, не покуплены кони иноходныи, не построены корабли мореходныи, не езжено в города ракимскии, не покуплены шелка шамаханскии»; дружка опять обращается к отцу и говорит: «Князь молодой, сын родной челом бьет, княгиня рубашку посылает, изволь принять, счастливо держать и честно почитать». Затем дружка точно так же подносит рубашку матери, та хочет взять, а он отворачивается и говорит: «Не спешись принять, изволь выслушать: сама княгиня молодая по подольчику сорочечку строчила, около ворота золотом обшивала, изволь принять, счастливо держать и честно почитать». Свекрови дарят пять рубашек, деверю, невесткам – по одной, и всем старым и малым сродникам – по полотенцу или платку, затем начинается собирание подмоги» [2, с.494].

В «Свадебных обычаях и песнях в Толвуйской волости», записанных П.А.Гильтебрандтом от крестьянина из Космозера И.А.Касьянова (1825 года рождения), дарение происходит уже на первом этапе свадьбы – после сватовства: «Если доводится до того, чтоб уговориться о свадьбе, зажигают свечку, молятся Богу, назначают дарева и на сватовстве сватовьям дают по полотенцу (богатые – ещё по рубашке), а свекрови посылают сорочку в подарок от невесты».

В «Описании русской крестьянской свадьбы» О.Х.Агреневой–Славянской, записанной со слов Ирины Андреевны Федосовой, дарению отводится немалая часть повествования. Приведем пример раздачи даров невесты в конце свадебного дня. В доме жениха ещё во время пира «принесут дары и поставят поднос с ними на скамейку» [1, с.117]. Когда «уберут всё со стола, примутся раздавать дары. Раздает дары безуказный староста от имени невесты. Первому подает он дары свекору (несколько рубашек и на каждой по полотенцу) и говорит:

«Умели сынушки споженить,Так он челом бьёт,Вам до земли кланяется.А новобрачная княгиня рубашки подает»

Молодые кланяются свекору. Затем староста подает дары свекрови (до двенадцати рубашек, или шесть рубашек и ситцу на сарафан, и на каждой рубашке по полотенцу) и говорит:

«Наша княгиня молодаяДолго по вечеру сидела,Тонко пряла, звонко ткала,Бело белила, гладко катала,Плотно стегала -Вам рубашечку поспешала!»

Молодые кланяются свекрови. В это же время ставят на стол вино, наливки и т.п., подают поднос с рюмками молодой княгине, а молодой князь разливает и оба вместе подчуют родителей. Потом таким же порядком передарят сначала всю родню молодого, а затем уже свекор и свекровь отдаривают мать, отца и всех родных молодой. Кто принял подарок, того молодые угощают водкой или наливкой, а им кладут на блюдо или поднос деньги и, поздравляя с законным браком, желают счастья…Отдаривши молодую, все пойдут прочь от стола. Со стола все соберут: подарки свяжут в плат и положат на поднос, а с подноса деньги возьмут свекор и свекровь и благословят ими молодых» [1, с.119–120]. Когда молодые отправляются спать, их постель занимает брат молодого. Он требует с невесты выкуп. «Она дает ему полотенце, и он уходит» [1, с.120].

В экспедиционных записях, собранных за 10 лет автором статьи, о приданом невесты содержатся следующие любопытные сведения. Левичева Надежда Федоровна из д.Воробьи (1907 г.р., род. в деревне Усть–Яндома) вспоминала, что «девушкой пожила хорошо», приданое было хорошее: «одних сарафанов досюльных – 13, семь платьев (семь да восьмое); тетка, мамина сестра, в Питере жила, посылала «посылки подаркамы» [6, с.11]. Она же рассказала, что девушка обязательно получала от родителей икону в приданое, ту, которой благословляли в Богомолье: «образником завертят» и привезут вместе со «свадебной кочевухой» в дом жениха [6, с.19]. У Лупиной Анны Александровны (1911 г.р., д.Сибово Кижского прихода) свадьба была в 1930 году: «слышно было, что колхозы начинаются, у нас ещё в деревне не было». Все разговоры о приданом начинались со сватовами в рукобитье, после просватовства вокруг невесты подруги были всё время, тут и спали, помогали дошивать «станушки на ручьях» [6, с.33]. Анна Александровна вспомнила о своем приданом: «Приданое было – коробейка. Станушки, полотенца, простыни – вышивала сама. Жениху – рубашку хорошую шили, полотенце, матери его – станушку с рукавами, отцу – рубаху и полотенце». Подарки молодая раздавала родне жениха на второй день свадьбы, «Полный стол гостей. Дарили при всех. Хорошее платье, розовенькое, – свекровин подарок – надела. Волосы убраны у самой, завёрнуты. С обеда гости стали разъезжаться. Через неделю – хлебины. После хлебин увели корову, овцу, ну и приданое… сундук, комод помню да машина была швейная» [6, с.41]. В состав приданого обязательно входила икона. В свадебный день за столом в доме невесты сидели на одной подушке, над ними висела посаженая икона… «Иконку вешали и полотенце… образник называлось… краси-ивое, точиво и концы. Полотно выдержано, наметывали белой бумагой – высокий букет. Белый по белому». Это полотенце потом хранилось в сундуке, вынимали на Пасху, когда батюшка шел крестным ходом, и в свадьбу [6, с.37]. Вывозили икону из дома вместе с «кочевухой» (остатками со свадебного стола в доме невесты) «Вез кочевуху свой старичок, родной, с ихней стороны. Постель складут в дровни на лошадь и повезут. Корову в «хлебины» [6, с.38]. Шлыкова Мария Сергеевна (1907 г.р., с. Великая Губа) выходила замуж в 1926 году, о приданом своём рассказала так: «Приданое – постель, постельное, наряды, корову давали, овечку…» [6, с.47]. «Жених дарил на платье, сарафан или ещё что. Невеста, утром, верно, на второй день свадьбы, дарит станушки, точиво, ситцевые рукава. Свекрови – сорочки, свёкру – рубаху и полотенце, деверьям – полотенца и на рубаху. У кого, что есть, дарят невесту». А.К.Казистая, А.П.Терентьева, А.А.Лаптева, которые помнят свадьбы 40–50 гг. ХХ в., говорили: «Раньше свадьбы – это диво!» Когда молодые едут с венчания, «через дорогу перед домом всю коробейку вывешивали…точива всякие, всё, что в сундуке есть… Мы, например, девчонки, хочим закрыть дорогу молодым, мы и закрываем дорогу: выкупайте…» [6, с.52]. Отмеченный также и в книге Ю.Ю.Сурхаско «Карельская свадебная обрядность» карельский обычай вывешивания полотенец в доме мужа, который существовал в начале ХХ в., говорит о древнем ритуальном характере действия. Оно связано с культом предков, покровителей «рода» мужа. Возможно, такой обычай существовал и у русских в более раннее время и происходил не на улице, а в доме, у печи. Багаева Анастасия Марковна (1911 г.р., д.Яндомозеро) вспоминала, что учила её ткать, шить, вязать бабушка: «Настунька, вставай», – в четыре часа утра бабушка будила ткать». «Раньше ткали в марте месяце. В марте снуешь 10 стен. Ткали рубахи, постельники, матрасы. Если уток шерстяной, штаны, кафтаны… Станок ставили в задний угол. Стоял с марта до Паски. Убирали на зиму на сарай… С 13 лет начала ткать, с 10 бабушка научила вязать» [6, с.20]. Свадьба у Анастасии Марковны была «по-старинному», было 3 сундука «посажных»: «12 сорочек свекрови надо было подарить, свёкру – 2 рубахи и 2 утиральника (после бани 2 сорочки), 2 станушки – золовке, братьям по полотенцу» [6, с.4]. Сухова Мария Николаевна (1911 г.р., д.Каршево, Пудожье) очень емко высказалась о дарах невесты: «Бывало, невеста шьет, шьет вёснами, а всё и уйдет в один раз».

Использованная литература и источники:

1. Агренева–Славянская О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями обрядовыми, голосильными, причитательными и завывательными. В 3-х ч. Москва–Тверь. 1887–1889.

2. Барсов Е.В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е.Барсовым / Переиздание К.В.Чистова и Б.Е.Чистовой. Т.2. СПб., 1997.

3. Гура А.Г. О роли дружки в северно–русском свадебном обряде // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. – С.167–168.

4. Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842.

5. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сб. МАЭ. Л., 1929. Т.8. – С.152–193.

6. Калашникова Р.Б. Отчет об экспедициях 1989 года по теме «Заонежский свадебный обряд» // НВФ музея «Кижи». №1270.

7. Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья конца XIX – начала ХХ вв. Петрозаводск, 2001.

8. Лорви С.П. Брачные обычаи и положение в семье. Сенногубский с/с Заонежского района. 1931 г. // АКНЦ РАН. ф.6. оп.1. Ед. хр.78.

9. Лысанов В.Д. Досюльная свадьба в Заонежье. Петрозаводск, 1916.

10. Об олонецком песнотворчестве, былинах, духовных стихах. Свадебные обычаи и песни в Толвуйской волости // Записки Императорского Русского Географического общества. 1873. Т.3.

11. Певин П. Народная свадьба в Толвуйском приходе Петрозаводского уезда Олонецкой губернии // Живая старина. 1893. Вып.2. – С.219–248.

12. Рыбников П.Н. Свадебный обряд Петрозаводского и Повенецкого уездов // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.3. П., 1991.

13. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность. Л., 1977.

Основная рекомендуемая литература:

1. Барсов Е.В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е.Барсовым / Переиздание К.В.Чистова и Б.Е.Чистовой. Т.2. СПб., 1997.

2. Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья конца XIX – начала XX вв. Петрозаводск, 2001.

3. Рыбников П.Н. Свадебный обряд Петрозаводского и Повенецкого уездов // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.3. Петрозаводск, 1991.

 

Заключение

 

Традиционная культура русских Заонежья неразрывно связана с культурными традициями русского населения России, с историей государства. Она является неотъемлемой частью нашего общего культурного наследия, а в нем заключена память народа, благодаря которой каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.

Заонежье на протяжении столетий сохраняло культурные традиции Великого Новгорода, именно здесь долгое время продолжали существовать ценнейшие образцы культурного наследия средневековой Руси – былинный эпос, традиции храмостроительства, писания икон и многое другое. Считая себя потомками отважных новгородских землепроходцев, заонежане, в то же время, донесли до нас немало ценного из того, чем была богата культура представителей иных народов, тех, кто населил этот край задолго до появления новгородцев, и тех, кто переселялся сюда позднее. Заонежье долгое время являлось зоной тесных межэтнических контактов, что немало способствовало формированию особого культурного феномена, который получил название «Культура русских Заонежья».

Процесс наследования культурных традиций достаточно противоречив, представители молодого поколения всегда были склонны критически относиться к идеям, вкусам, взглядам своих предшественников. В этом – залог прогресса человечества, и, вместе с тем, причина невосполнимых утрат. Сегодня мы с большим сожалением говорим и о тех людских потерях, которые Заонежье понесло в ХХ веке, и о деградации народной культуры этого края. Время, исторические обстоятельства, а, порой, и варварское отношение потомков привели к гибели многих сторон традиционной культуры заонежан. В этом отношении сегодня чрезвычайно велика роль музеев, призванных, наряду с другими учреждениями науки и культуры, не только сберечь то культурное наследие, которое все же удалось сохранить, но и обобщить, в какой-то мере, культурно–исторический опыт народа, осмыслить его и донести до современников. Одним из таких музеев является и музей–заповедник «Кижи». Его исторически возникший центр – всемирно известный сегодня Кижский архитектурный ансамбль, пережил многое на своем веку, не раз он оказывался на грани уничтожения, но, тем не менее, продолжал существовать: то благодаря счастливому стечению обстоятельств, то старанием и радением прихожан, а то и ценой гражданского мужества людей, чья судьба пересеклась с его историей. Сегодня это не только выдающийся памятник архитектуры, для многих возродилось и его духовное значение.

Процесс культурной преемственности – это не механическое собирание и хранение достижений материальной и нематериальной культуры. Сохраняется только то, что продолжает жить и волновать человека, последующие поколения. Вместе с тем, стремительный темп современной жизни, натиск технического прогресса, порой, не оставляют времени на осмысление того, что в действительности составляет неоспоримую ценность для каждого из нас, для всего человечества. Порой именно потребность такого осмысления и приводит нас в музей. В современном мире, в котором зачастую происходит выветривание или подмена веками существовавших культурно–нравственных понятий, когда мы наблюдаем их несовпадение на различных уровнях социума – возрастном, конфессиональном и др., музей зачастую выступает островком стабильности в противовес хаотичности окружающего мира, и хранителем культурных кодов. Очень важной представляется и возможность включения музейного наследия в современную культуру.

Изучение истории отечественной культуры всегда имело исключительно важное общественное значение. Бурные политические и социально–экономические потрясения современной эпохи, радикально меняющие весь облик России, уходят корнями в нашу тысячелетнюю историю. Изучение культуры Отечества предполагает и изучение культуры своего края. История и культура Заонежья являются благодатным материалом, знакомство с ним помогает нам осознать истинную цену, уникальность и значимость нашего культурного наследия, его невероятную хрупкость и ту меру ответственности, которая неизменно ложится на плечи человека, решившего, по роду своей деятельности, стать посредником между этим наследием и общественным сознанием, которое музеи стремятся постепенно формировать путем своей разнообразной просветительской деятельности. Современный опыт показывает, что роль музейного экскурсовода сегодня очень велика. Ни путеводитель, ни аудиогид, ни компьютерные технологии не могут заменить посетителю музея живого общения, ведь давно сказано, что человеку нужен человек – с его собственным отношением и к жизни, и к интересующей нас теме – традиционной культуре русских Заонежья.

 

Использованная литература и источники

 

1. [Агапитов В.А. Сушка и обмолот зерновых в Южном Заонежье в конце XIX – начале XX вв.] // Кижский вестник №5. Петрозаводск, 2000. – С.135–140.

2. Агапитов В.А. Центры ремесел и промыслов в Заонежье. 1989. НА музея «Кижи», 1989. №1272.

3. Агапитов В.А.; Логинов К.К. Из исторического прошлого Заонежья // Кижский вестник №2. Петрозаводск, 1993. – С.110–123.

4. Аграрная история северо–запада России в 3-х томах. Л., 1971.

5. Агренева–Славянская О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями обрядовыми, голосильными, причитательными и завывательными. В 3-х ч. Москва–Тверь. 1887–1889.

6. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.II. М., 1963.

7. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Л., 1972.

8. Архангельская Карелия. Архангельск, 1908.

9. Балагуров Я.А. Приписные крестьяне Карелии в XVIII–XIX веках, Петрозаводск, 1962.

10. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

11. Барсов Е.В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е.Барсовым / Переиздание К.В.Чистова и Б.Е.Чистовой. Т.2. СПб., 1997.

12. Беляев А.Т. Дом крестьянина–бедняка Щепина Я.П. из д.Волкостров Медвежьегорского р-на. НРФ НБ музея «Кижи», 1975. №285.

13. Беляев А.Т. Памятники архитектуры, находящиеся в экспозиции музея «Кижи» (Материал для Свода памятников истории и культуры КАССР). НРФ НБ музея «Кижи», 1972. №310.

14. Благовещенский И.И. Судостроение и причины, обуславливающие развитие этой отрасли промысла в Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. В.4, 1894. Петрозаводск. – С.282–287.

15. Благовещенский С. Охотничий промысел в Олонецкой губернии. ПКОГ на 1912 год. Петрозаводск, 1912.

16. Благовещенский, И.И., Грязин Д.Л. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1895.

17. Богословский М. Земское самоуправление на Русском Севере в 17 веке. М., 1909.

18. Богословский М. Земское управление на Русском Севере в XVII в. М., 1909. Т.I. – С.29.

19. Большая Советская энциклопедия. т.35. М., 1955.

20. Большая Советская энциклопедия. т.36. М., 1955.

21. Бордзынский А.Ф. Естественно–исторические заметки из путешествий по Олонецкой губернии // Журнал МНП, 1867. Т.10.

22. Брокгауз Ф.А. (Лейпциг), Ефрон И.А. (СПб). Энциклопедический словарь. Т.25. СПб, 1898.

23. Витов М.В. Историко–географические очерки Заонежья в XVI–XVII вв. М., 1962.

24. Витов М.В. О классификации поселений // Советская этнография. 1953, №2.

25. Витухновская М.А. Музей–заповедник «Кижи». Петрозаводск, 1988.

26. Витухновская М.А. ТЭП интерьера часовни Архангела Михаили в д.Леликозеро. НРФ НБ музея «Кижи», 1982. №395.

27. Витухновская М.А., Калашникова Р.Б., Трифонова Л.В. Научная справка к ТЭПу выставки «Фольклор Заонежья». НРФ НБ музея «Кижи», 1983. №655.

28. Власова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII–XVIII вв. М., 1984.

29. [Воробьева С.В. Биография сказителя Т.Г.Рябинина] // «Рябининские чтения – 95». Петрозаводск, 1995. – С.27–36.

30. Воробьева С.В. Памятники архитектуры культового назначения музея–заповедника «Кижи». НРФ НБ музея «Кижи», 1978. №145.

31. Воробьева С.В. Сенногубская треть Кижской волости. Историко–статистическая справка. (Отчет по теме за 1999 г.). НРФ МК музея «Кижи». 1999.

32. Г.Г.Г. Крестьяне, берегите свой молочный скот. ВОГЗ. 1916, №3.

33. Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941.

34. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969.

35. Гура А.Г. О роли дружки в северно–русском свадебном обряде // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. – С.167–168.

36. Гурвич И.М. Древняя живопись Карелии. Каталог. НРФ НБ музея «Кижи», 1980. №400.

37. Гурвич И.М. Подписные иконы Леликозерской часовни. НРФ НБ музея «Кижи», 1979. №510.

38. Гурвич Л.И. Крестьянские постройки, предназначенные для обработки зерна. Риги, водяные и ветряные мельницы. НА музея «Кижи», 1982. №1556.

39. Гущин Б.А. О крестьянской общине Заонежья в пореформенный период // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. – С.171–187.

40. Гущин Б.А. Социально–экономический уклад заонежской деревни. НРФ НБ музея «Кижи», 1990. №633.

41. Гущин Б.А., Гущина В.А. К вопросу датировки памятников кижского архитектурного ансамбля. НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №477.

42. Гущина В.А. К 100-летию дома Ошевнева. 1876–1976. НРФ НБ музея «Кижи», 1976. №333.

43. Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Покровская (зимняя) церковь. НА музея «Кижи», 1976. №1524.

44. Гущина В.А. Крестьянское жилище Заонежья (дом Елизарова). НРФ НБ музея «Кижи», 1974. №1301.

45. Гущина В.А. Об уточнении датировки церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001 г. – С.136–150.

46. Гущина В.А. Писцовые книги обонежской пятины как источник сведений о памятниках архитектуры культового назначения. НРФ НБ музея «Кижи», 1974. №602.

47. Гущина В.А. Церковь Воскрешения Лазаря (из бывшего Муромского монастыря Пудожского р-на). НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №429.

48. Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №477.

49. Даль Л.В. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии // Зодчий. 1887, №11.

50. Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб, 1842.

51. Дегтярев А.Я. Русская деревня в XVI–XVIII вв. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980.

52. [Демидов И.Н., Лаврова Н.Б., Колканен А.М., Мельников И.В., Герман К.Э. Палеоэкологическая обстановка в голоцене и освоение древним человеком побережья залива Вожмариха на юге Заонежского полуострова] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.221–240.

53. Детчуев Б.В. Тридцатые годы // Наука и религия. 1989. №4. – С.15.

54. Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское народное зодчество. М., 1942.

55. История государства и права СССР. М., 1985.

56. История Карелии с древнейших времен до наших дней. Научная редакция: Н.А.Кораблев, В.Г.Макуров, Ю.А.Савватеев, М.И.Шумилов. Петрозаводск, 2001.

57. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сб. МАЭ. Л., 1929. Т.8. – С.152–193.

58. Калашникова Р.Б. Летние храмовые праздники Кижской волости // Живая старина. 1999. №4. – С.32–33.

59. Калашникова Р.Б. Отчет об экспедициях 1989 года по теме «Заонежский свадебный обряд» // НВФ музея «Кижи». №1270.

60. Камкин А.В. Общественная жизнь северной деревни XVIII века (пути и формы крестьянского общественного служения). Вологда, 1990.

61. Кижи: Путеводитель по музею–заповеднику. Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «КИЖИ». Петрозаводск, 2001.

62. Кижское восстание. Под ред. Я.А.Балагурова. Петрозаводск, 1977.

63. Колесников П.А. Северная деревня в XV – первой половине XIX вв. Вологда, 1976.

64. Колесников П.А., Индова Е.И. и др. История крестьянства европейского севера СССР. Т.2. Архангельск, 1985.

65. Коренной П.О. О нашем сельском хозяйстве. ВОГЗ. 1904, №16.

66. Коренной П.О. Сельское хозяйство в Заонежье. ВОГЗ. 1907, №20

67. Коренной П.О. Сельское хозяйство в Заонежье. ВОГЗ. 1907, №22.

68. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Ч.I. Деревянное зодчество. Петроград, 1916.

69. [Крохин В.А. Формообразование Кижского ансамбля] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.151–172.

70. Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья конца XIX – начала XX вв. Петрозаводск, 2001.

71. Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905.

72. Логинов К.К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан // Заонежье. Петрозаводск, 1992. – С.99–117.

73. Логинов К.К. Материальная культура и производственно–бытовая магия русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.

74. [Логинов К.К. Чем питались люди в древнем Заонежье] // Кижский вестник №5. Петрозаводск, 2000. №5. – С.105–122.

75. Логинов К.К. Традиционная охота и орудия охотничьего промысла в Заонежье // ПИИЭ. М., 1986.

76. Лорви С.П. Брачные обычаи и положение в семье. Сенногубский с/с Заонежского района. 1931 г. // АКНЦ РАН. ф.6. оп.1. Ед.хр.78.

77. Лысанов В.Д. Досюльная свадьба в Заонежье. П., 1916.

78. Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.

79. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962. – С.124.

80. Маслов В.В. Охота в Заонежье (середина XIX – первая треть XX вв.): Научная справка. НА музея «Кижи», 1991. №993.

81. Материалы экспедиций Агапитова В.А., м.н.с., по Заонежью, 1986 г. НА музея «Кижи». №№ 997, 998.

82. Материалы экспедиций Агапитова В.А., м.н.с., по Заонежью, 1987 г. НА музея «Кижи». №№ 1080, 1081.

83. Материалы экспедиций Агапитова В.А., м.н.с., по Заонежью в 1988 г. Личный архив.

84. Материалы экспедиций Агапитова В.А., м.н.с., по Заонежью в 1989 г. Личный архив.

85. Материалы экспедиций Воробьевой С.В. по Заонежью в 1982 и в 1987 гг. НА музея «Кижи». №№ 101, 181, 182.

86. Материалы экспедиций Наумова Ю.М., с.н.с., по Белому морю и Заонежью в 1988–1997 гг. Личный архив.

87. Материалы экспедиций Трифоновой Л.В. по Заонежью в 1987 г. НА музея «Кижи». №№ 183, 184.

88. Мельников И., Герман К. Кижи. Археология. ГИА ЭМЗ «Кижи», 2002.

89. Мельников И.В. Заонежское рыболовство XIX – начала XX века в историческом, социально–экономическом и этнографическом отношении. НА музея «Кижи», 1991. №992.

90. [Мельников И.В. Новые археологические памятники Южного Заонежья] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.197–220.

91. [Мельников И.В. Новые открытия памятников археологии на юге Заонежского полуострова] // Кижский вестник №7. Петрозаводск, 2002. – С.212–220.

92. [Мельников И.В. Рыболовный промысел в Заонежье (краткий исторический очерк)] // Кижский вестник №5. Петрозаводск, 2000. – С.122–134.

93. Мельников И.В., Воробьева С.В., Калашникова Р.Б. Кижи: путеводитель по музею–заповеднику. Петрозаводск, 2001.

94. Мельникова Н.М. Об иконостасе церкви Покрова Пресвятой Богородицы на о.Кижи. НА музея «Кижи», 2000. №1885.

95. Мильчик М.И. Заонежье на старых фотографиях. СПб., 1999.

96. Мюллер Р.Б. Карелия в XVII веке. Сборник документов. Петрозаводск, 1940.

97. Мюллер Р.Б. Очерки по истории Карелии XVI–XVII вв. Петрозаводск, 1947.

98. Мюллер Р.Б. Карелия в XVII веке Сборник документов. Петрозаводск, 1940.

99. [Набокова О.А. Выращивание и обработка льна крестьянами Пудожского уезда на рубеже XIX–XX вв.] // Кижский вестник №7. Петрозаводск, 2002. – С.67–85.

100. Набокова О.А. Приложение к ТЭПу выставки «Лен Русского Севера». НРФ НБ музея «Кижи», 1988. №1100.

101. НА РК, ф.14, оп.1, д.4/2, л.17.

102. НА РК, ф.25, оп.20, д.27/281, л.1–2.

103. НА РК, ф.25, оп.20, ед.хр.25/238, л.12.

104. НА РК, ф.25. оп.20, д.25/238, л.11.

105. НА РК, ф.27, оп.3, д.60/535, л.120–150.

106. НА РК, ф.37, оп.1, д.16/151, л.317–319.

107. НА РК, ф.25, оп.20, д.26/272, л.27

108. НАРК, ф.25, оп.1, ед.хр.75/3, л.60

109. Никольская Р.Ф. Материальная культура карел. М–Л., 1965.

110. Нилов Е.В. Муромский монастырь. Пудож, 1993.

111. Об олонецком песнотворчестве, былинах, духовных стихах. Свадебные обычаи и песни в Толвуйской волости // Записки Императорского Русского Географического общества. 1873. Т.3.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

113. Озерецковский Н.Я. Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.

114. Олонецкий сборник за 1862 г. Петрозаводск, 1862.

115. Ополовников А.В. Лазаревская церковь Муромского монастыря // Архитектурное наследие. №16. Москва, 1969.

116. Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974.

117. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983

118. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Гражданское зодчество. М., 1983.

119. Опыт описания Олонецкой губернии, составленный Бергштрессером / Бергштрессер К. СПб, 1838.

120. Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.173–193.

121. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии: генезис, эволюция, национальные особенности. Т.1. Москва, 1975.

122. [Орфинский В.П. Деревянное храмостроительство Российского Севера в контексте традиционной народной культуры] // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной научной конференции «Рябининские чтения – 99»). Петрозаводск, 2000. – С.393–401.

123. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.116–122.

124. Орфинский В.П. К вопросу о типологии этнокультурных контактов в сфере архитектуры // Проблемы российской архитектурной науки. М., 1999.

125. Основы этнографии. Под ред. С.А.Токарева. М., 1968.

126. Очерки истории Карелии. Ч.I. Петрозаводск, 1957.

127. Очерки исторической географии: Северо–Запад России: Славяне и финны. Под ред. А.С.Герда и Г.С.Лебедева. СПб., 2001.

128. Памятная книжка Олонецкой губернии за 1913 год. Петрозаводск, 1913.

129. [Пашков А.М. «Историческое сведение о приходе Кижском» – мало известный источник по истории православной культуры Кижского прихода к. XVIII – пер.пол. XIX вв.] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (материалы IV международной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003. – С.219–224.

130. Певин П. Народная свадьба в Толвуйском приходе Петрозаводского уезда Олонецкой губернии // Живая старина. 1893. Вып.2. – С.219–248.

131. Переписная и отказная книга крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда, приписанных к Олонецким железным заводам датского комиссара А.И.Бутенанта фон Розенбуша переписи стольника А. Брянчанинова и подьячего П.Курбатова 12 февраля 1696 г. РГАДА, ф.137, оп.1, д.16.

132. Песни, собранные П.Н.Рыбниковым: В 3 тт. Т.I. Былины. Л., 1989.

133. Петтерссон Л. Культовая архитектура Заонежья. Хельсинки, 1950. Перевод Н.А.Гринина, НРФ НБ музея «Кижи». №253.

134. Пийронен Э. В часовенной Карелии. Отрывки из книги. Перевод С.В.Кочнева. НРФ НБ музея «Кижи». 1990. №1259.

135. Пилявский В.И., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М., 1984.

136. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Изд. АН СССР. Л., 1930

137. Промыслы охоты на зверей и птиц в 1880 г. // ОГВ. 1841, №45

138. Пулькин М.В. Монастыри Карелии (справочное пособие). НРФ НБ музея «Кижи», 1997.

139. Романов К.К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство в СССР. Л., 1927. – С.21–50.

140. Рыбаков Б.А. Дом в системе языческого мировоззрения // Язычество древней Руси. М., 1987. – С.450–617.

141. Рыбников П.Н. Свадебный обряд Петрозаводского и Повенецкого уездов // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Т.3. П., 1991.

142. Рыбников П. Н. Этнографические заметки о заонежанах // Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1886. Ч.2. – С.1–38.

143. Рыболовство на Онежском озере. Отчет Министерству Земледелия и Гос. Имущества Н.Н.Пушкарева. СПб, 1900. – С.120–122.

144. Сазонов С.В. Население и сельская система расселения // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.123–138.

145. Славяне в Карелии: Сборник статей. Составители Водолазко В.Н., Тюриков И.П. Петрозаводск, 2003.

146. [Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников И.В., Манюхин И.С. Освоение Южного Заонежья в раннем и развитом средневековье (по материалам раскопок селища Наволок на о.Кижи)] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003»). Петрозаводск, 2003. – С.236–243.

147. Список о числе скота по Кижскому сельскому обществу, находящихся к 1 января 1877 г. НА РК. Фонд 14, оп.2, д.9/143. 1877.

148. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность. Л., 1977.

149. Трифонова Л.В. История Кижского прихода. Материалы к выставке. НРФ НБ музея «Кижи», 1996.

150. Трифонова Л.В., Воробьева С. В. ТЭП выставки «История Кижского прихода». НА музея «Кижи», 1996. №1652.

151. Трифонова Л.В. Молочное животноводство в Карелии в конце XIX – начале XX вв. НРФ НБ музея «Кижи», 1984. №1182–1183.

152. [Трифонова Л.В. Отходничество заонежан в Петербурге] // Кижский вестник №5. Петрозаводск, 2000. – С.42–53.

153. Трифонова Л.В. Ремесла и ремесленные центры олонецких и пряжинских карел конца XIX – начала XX вв. НРФ НБ музея «Кижи», 1986. №1095.

154. Трифонова Л.В. Традиционный интерьер заонежского жилища и связанный с ним бытовой уклад // Заонежье. Петрозаводск, 1992. – С.85–97.

155. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982.

156. Ушаков Ю.С. Архитектурное наследие – в строй современности. Опыт народной архитектуры Русского Севера. Л., 1980.

157. [Филатова В.Ф. Оленеостровский могильник в системе мезолитических поселений Карелии] // Кижский вестник №7. Петрозаводск, 2002. – С.177–212.

158. [Фролова Г.И. Из истории внутреннего убранства кижской Покровской церкви. Никольский иконостас] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2000. – С.173–183.

159. [Фролова Г.И. К вопросу о мастерах кижских иконостасных комплексов] // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной конференции «Рябининские чтения-99») Петрозаводск, 1999. – С.436–442.

160. Фролова Г.И., Любимцев А.Ю. Интерьер часовни Архангела Михаила из д.Леликозеро. ТЭП. НА музея «Кижи», 2000. №1897.

161. Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые книги XVI – XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.

162. Чистов К.В. Русские сказители Карелии. Л., 1980.

163. Энглит И. Как улучшать покосы. ВОГЗ. 1914, №11.

164. Этнография. Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. М., 1982.

165. Яскеляйнен А.Т. К вопросу об эволюции крестьянского жилища // Кижский вестник №4. Петрозаводск, 1994. – С.116–123.

166. Яскеляйнен А.Т. Некоторые особенности формирования объемно–планировочной структуры заонежских поселений XIX – нач. XX вв. // Кижский вестник №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. – С.194–207.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.183 с.)