VIII. Фольклорные традиции Заонежья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Фольклорные традиции Заонежья



 

Методические указания к Главе VIII «Фольклорные традиции Заонежья»

 

В данной главе собраны материалы, знакомящие с основными фольклорными жанрами, бытовавшими в Заонежье, она содержит биографические сведения о знаменитом сказителе Т.Г. Рябинине. Рекомендации относительно использования материалов изложены в «Методической разработке…», раздел III, п.18. Также их можно использовать в качестве комментария при показе мемориальной доски у главного входа в Погост, мемориальной доски на месте д. Дудкин Наволок, памятного креста на месте предполагаемого захоронения Т.Г.Рябинина (у южной стены Покровской церкви), в рассказе о часовенных праздниках, а также в комментариях, касающихся выступления фольклорного коллектива музея.

Теме «Часовенные праздники» посвящена отдельная статья. Рекомендации по использованию материалов даны в разделе III, п.22.

Раздел «Приданое и дары заонежской невесты» знакомит вас с некоторыми особенностями свадебной обрядности заонежан. Рекомендации по использованию этих сведений даны в «Методической разработке…», раздел III, п. 18.» (горница и сарай дома Елизарова). В рамках данного пособия автору не представляется целесообразным подробное изложение темы «Заонежская свадьба». Ее следует изучить самостоятельно, обратившись, например, к такому источнику, как монография В.П. Кузнецовой и К.К. Логинова «Русская свадьба Заонежья». Сведения, приведенные в приложении, такие как высказывания информаторов и т.д. могут быть использованы в экскурсии для русскоязычных посетителей с сохранением лексических и фонетических особенностей, что сделает рассказ более красочным и эмоциональным.

Следует учесть, что разделы данной главы далеко не исчерпывают тему «Фольклорные традиции Заонежья», она требует изучения широкого круга источников, приведенных в списке рекомендуемой литературы.

 

Заонежье – сокровищница русского фольклора. Основные фольклорные жанры

 

В мировой фольклористике Заонежье считается одной из «архаических зон», местом, сохранившим уникальные факты крестьянской культуры. Заонежье вошло в историю культуры как «Исландия русского эпоса», родина замечательных сказителей былин. «На материале, записанном в Карелии, – писал известный советский ученый–фольклорист М.К.Азадовский, – создавалась, в сущности, вся русская наука о фольклоре» [1, с.20].

Среди фольклорных жанров, долгое время бытовавших на территории Заонежья, следует отметить, в первую очередь, былины, исторические песни, причеть, сказки, песни.

Широкие возможности для изучения русского былинного эпоса открылись только во второй половине XIX в., после опубликования впечатляющих трудов П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга, известных как «Песни, собранные Рыбниковым» (1861–1867) и «Онежские былины» (1873). Ранее этот жанр фольклора считался безвозвратно утраченным. Сборники Рыбникова и Гильфердинга были созданы на материале, собранном в основном в Заонежье и Пудожье. Среди мест проживания лучших сказителей, в первую очередь, собиратели выделяли Сенную Губу и окрестности о.Кижи, где было расположено несколько деревень, среди них – дд. Гарницы, Потаневщина (близ современной д.Середки), Боярщина, Кургеницы, Волкостров. Каждая из них связана с именами выдающихся исполнителей былин. Это несколько поколений сказителей Рябининых, В.П.Щеголенок (Шевелев), С.Корнилов, Т.Иевлев, Л.Богданов. Все они обладали особой манерой сказывать былины, и если Рябинины тяготели к классическому исполнению, стремились точно следовать старому принятому тексту, то В.П.Щеголенок (Шевелев) был блестящим примером сказителя–импровизатора. Прах кижских сказителей ныне покоится на кладбище Кижского погоста.

Былины.

Былины («старины», «старинки») разделяются на два основных вида – героические и романтические, балладные. Героические былины воспевают подвиги богатырей, защищавших Русь от иноземных захватчиков, они несут в себе отзвуки крупных исторических событий прошлого. По традиции, каждому герою былины присущи определенные черты, узнаваем и его внешний облик, и качества характера. Центральной фигурой героического эпоса является Илья Муромец, крестьянин–богатырь, превосходящий силой, храбростью и мудростью всех окружающих. Почти не уступает ему в популярности другой богатырь – Добрыня Никитич. Кроме отваги и силы, он наделен еще и дипломатическими способностями.

В былинах романтических часто разрабатывается тема семейного счастья, с большими подробностями рассматриваются картины частной жизни богатырей, даются блестящие бытовые зарисовки.

Былина состоит из запева («зачина»), основной, повествовательной части и «исхода». Она пелась на определенный мотив. Былинное повествование отличалось медлительностью и плавностью. Этому способствовало употребление постоянных эпитетов (сабля острая, береза белая и т.д.), устойчивых словесных формул, повторение отдельных слов и их синонимов (давным – давно, со горя – со кручинушки и т.д.), а также отдельных фраз и целых эпизодов (седлание коня, пир у князя Владимира, богатырская поездка и т.д.).

Исполнение былин, выдержанных в русле традиционной поэтики, – творчество весьма своеобразное, его успех во многом зависел от индивидуальных наклонностей и способностей сказителя. В устах человека одаренного былина не являлась чем-то застывшим, в ней всегда находило воплощение личное начало, индивидуальность исполнителя. Таким, поистине, уникальным сказителем в XIX в. был Трофим Григорьевич Рябинин, которому в данном сборнике посвящена отдельная глава.

Исторические песни.

Очень близки былинам исторические песни. Главным образом, историческая песня описывает события XVII–XVIII вв., времени роста и укрепления Московского государства. С исключительной полнотой в ней отражена эпоха Ивана IV, которому принадлежит честь победоносного завершения борьбы с татарами, причинившими так много бед и горя русской земле. Высоким патриотическим чувством проникнуты и «старины» о полководце Скопине–Шуйском, одержавшем в 1610 г. победу над польскими интервентами. Как правило, исторические песни тоже входили и в репертуар сказителей былин.

Причеть.

К важнейшим жанрам фольклора следует отнести и причеть. Если исполнение былин и исторических песен было, по преимуществу, уделом мужчин, то причеть по праву считается «женским» жанром.

Причеть («плач») – это своеобразная элегическая импровизация, не имеющая устойчивого текста, создаваемая женщинами в связи с особыми семейными событиями. Это могли быть свадьба, похороны. Также поводом могли служить какие-либо жизненные обстоятельства, как правило, трагического или скорбного характера: проводы в рекруты, неурожай, голод, пожар, сочувствие горю близкого человека и т.д. Причитывающая женщина («причитальщица») уясняла для себя и своих слушателей смысл и причины произошедшего, говорила о возможных последствиях. Причитальщица (по-заонежски – «вопленица») в Заонежье была официальным общественным лицом. Хорошо знакомая с тонкостями обрядов, она руководила ходом свадеб, похорон, поминок. Свадебная, похоронная, рекрутская причеть были неотъемлемыми составляющими обрядов.

Одной из самых знаменитых воплениц Заонежья была Ирина Андреевна Федосова (1827–1889 гг.), уроженка д.Софроново Толвуйской волости. Преподаватель Петрозаводской духовной семинарии Е.В.Барсов писал о ней: «Крайне невзрачная, небольшого роста, седая и хромая, но с богатыми силами души и в высшей степени поэтическим настроением. Речь у нее живая и бойкая, то и дело льются с языка пословицы и поговорки. Тринадцати лет она была уже вопленицей, известной всему Заонежью». В 1872 г. плачи, записанные от Федосовой, были опубликованы Барсовым в двухтомнике «Причитания Северного края» (1872, 1882 гг.). Это издание было удостоено премии Императорского Географического общества.

Встреча с Ириной Федосовой произвела исключительно сильное впечатление на молодого А.М.Горького, впоследствии он ввел описание встречи с ней в первую часть романа «Жизнь Клима Самгина». Содержание и поэтические достоинства произведений народной поэтессы высоко оценил Н.А.Некрасов, который широко использовал мотивы олонецких причитаний в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эти факты приводятся не в доказательство талантливости народной поэтессы, она очевидна и не требует подтверждений. Скорее, они говорят о большом влиянии лучших образцов народного искусства на «профессиональную» литературу.

Новый этап исследования фольклора Русского Севера связан с советским периодом. В 1926 г. была организована комплексная экспедиция под руководством К.К.Романова (г.Ленинград, Государственный Институт Истории Искусства). Экспедиция носила комплексный искусствоведческий характер и исследовала все виды народного искусства Заонежья – архитектуру, декоративно–прикладное искусство, фольклор, народный театр.

Участниками экспедиции, занимавшимися сбором былин под руководством А.М.Астаховой, была обследована западная часть Заонежья, сравнительно слабо изученная в XIX в. Несмотря на то, что им удалось записать 32 былины, основной вывод, к которому пришли исследователи, состоял в том, что они оказались наблюдателями «угасания» жанра былин в Заонежье. Отмечалась «довольно резкая картина разрушения былинной традиции», в частности, тот факт, что былины к тому времени уже не бытовали, являясь неотъемлемой частью жизни, а лишь хранились в памяти. Это означало, что потребности в сказывании былин ни у исполнителей, ни у слушателей уже не было. Исчезало чувство былинного стиля, ясно просматривалась тенденция к ускорению действия. Кроме того, забывались тексты и былинные напевы. Вместе с тем, еще оставались и великолепные мастера–сказители, как наиболее значительное явление ученые отметили причитания Настасьи Степановны Богдановой (род. в д.Конда в 1856 г.).

Отдельная группа специалистов в это же время собирала сказки. Мнение руководителя группы, И.Карнауховой, о бытовании сказок в Заонежье было, напротив, весьма оптимистичным, отмечалось, что «на Русском Севере сказка живет и бытует повсюду». Учстники группы записали 138 сказок, 278 загадок, познакомились с талантливыми сказочниками: И.В.Митрофановым, П.Н.Коренной, П.Г.Горшковым.

Собирателями песенного фольклора было отмечено забывание старинных «досюльных» текстов и появление новых песен, более простых по форме и коротких, отражающих новый ритм жизни. Их называли «вертушки», «частушки».

В том же году специалистами из Москвы Б.М. и Ю.М. Соколовыми была организована еще одна экспедиция в Заонежье, которая имела название «По следам Рыбникова и Гильфердинга». Целью экспедиции было проследить эволюцию русского эпоса в местах, уже обследованных ранее. Результатом работы стало издание в 1948 г. сборника «Онежские былины». Кроме ценнейших былинных текстов он содержал характеристики всех сказителей, от которых записывались былины. Отдельная и очень подробная характеристика была дана П.И.Рябинину–Андрееву, продолжателю рябининской династии, лучшему сказителю Заонежья первой трети ХХ в.

В послевоенные годы интерес фольклористов к Заонежью все возрастает, экспедиции, организуемые самыми различными учреждениями, следуют одна за другой. Интересен тот факт, что в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания было записано большое количество новых плачей. Очевидно, что сами обстоятельства жизни вновь сделали этот жанр фольклора необходимым душе человека. Вместе с тем, количество былинных сюжетов неуклонно сокращалось. Результаты экспедиций 50–60 гг., предпринятых специалистами МГУ, показали, что Заонежье сохранило только треть былинных сюжетов, записанных собирателями XIX в. Таким образом, постепенно этот край терял свой статус сокровищницы былевого эпоса. Экспедиция 1956 года под руководством Э.В.Померанцевой записала всего четыре былинных фрагмента.

Экспедиция 70–80 гг., как и прежде, фиксировали большое количество песен, сказок, преданий, частушек, баллад, этнографических рассказов, плачей и заговоров. Записей былин, сделанных в этот период, уже нет, в последние десятилетия былины совершенно исчезли из фольклорного искусства Заонежья.

Использованная литература и источники:

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.II. М., 1963.

2. Витухновская М.А., Калашникова Р.Б., Трифонова Л.В. Научная справка к ТЭПу выставки «Фольклор Заонежья». НРФ НБ музея «Кижи», 1983. №655.

Основная рекомендуемая литература:

1. Астахова А.М. Былина в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.78–104.

2. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975.

3. Карнаухова И. Сказочники и сказка в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.104–120.

4. Кузнецова В.П., Набокова И.И. Абросимова Д.Д. Ирина Андреевна Федосова – вопленица и поэтесса. Петрозаводск, 2011.

5. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб., 1999.

6. Разумова И.А. Сказка и быличка (мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск, 1993.

7. Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. Петрозаводск, 1988.

 

Сказитель Т.Г.Рябинин

 

Собиратели и исследователи российского фольклора всегда подчеркивали значение творческой личности сказителя. «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца», – отмечал А.Ф.Гильфердинг. Собиратели не затруднялись поисками сказителей: их имена были хорошо известны в крестьянской среде, в этом проявилось их общественное признание. Не превращая свое мастерство в профессию, не порывая с крестьянским трудом, они хранили в своей памяти эпические песни, исполнение которых длилось иногда по два – три часа и более. Имена героев и живые очертания характеров, факты истории и их морально–этическая окраска, образы далеких стран и картины родной природы – все это перенималось одним сказителем у другого с поразительной точностью и тщательностью.

Большинство сказители являлись людьми доброжелательными, открытыми, эмоциональными. Многие из них бывали в артельщиках, занимались торговлей, портняжным делом и т.д. Свое искусство они передавали индивидуально. Так, известный во второй половине XVIII в. заонежский сказитель Илья Елустафьев обучил былинам и знаменитого Трофима Рябинина, основателя знаменитой крестьянской династии сказителей Рябининых, живших в конце XIX – начале XX вв. близ острова Кижи, в 70 км от уездного города Петрозаводска.

Трофим Григорьевич Рябинин стал одним из символов русского фольклора. Его репертуар состоял в общей сложности из 26 сюжетов (это свыше 6000 стихов), которые и были записаны двумя выдающимися собирателями – П.Н.Рыбниковым и А.Ф.Гильфердингом. В Кижской волости было много прекрасных сказителей: К.Романов, В.Щеголёнок, С.Корнилов, Т.Иевлев… Однако, таким знанием былин, каким владел Т.Г.Рябинин, не располагал ни один певец. Его тексты отличались художественным совершенством, а манера сказывания – искусным мастерством. Трофим Рябинин стал классиком былинного сказительства, первым среди лучших.

«Открыл» России знаменитого сказителя молодой чиновник губернской канцелярии Павел Николаевич Рыбников, отбывавший ссылку в Петрозаводске. Произошло это случайно (вспомним об отношении к Случаю, Встрече в народной мифологии). В мае 1860 г. Рыбников должен был ехать по казенной надобности из Петрозаводска на Пудожский берег. Из-за разыгравшегося шторма лодке пришлось пристать к небольшому островку Шуйнаволок, где путники решили передохнуть и переждать ветер. Много рыбацких лодок уже скопилось к тому времени у берега. Рыбников уснул у костра, разбудили его странные звуки: «… До того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления». Так впервые услышал он исполнение былины. Былину о Садко–купце, богатом госте, пел крестьянин деревни Серёдка Леонтий Богданов, магией пения пытаясь унять непогоду. Именно Леонтий Богданов уговорил Рыбникова не проезжать мимо Кижей, остановиться в д.Серёдка, где он тогда жил, чтобы послушать лучшего певца в Заонежье – Трофима Рябинина. Вот как описал Рыбников свою встречу с ним: «… Через порог избы переступил старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седеющей бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность». Встреча сказителя и собирателя фольклора, состоявшаяся в крестьянской избе деревни Серёдка, всего в двух километрах от знаменитых Кижских церквей, вошла в историю русской культуры. Они подружились: европейски образованный молодой человек 29 лет, знающий более пяти языков, и старик–сказитель, справный хозяин, «нравственная и серьёзная личность», от которого Рыбников записал 23 былины. Собиратель чувствовал, что певец былин -мастер чрезвычайно высокого класса. Большое впечатление произвела на него и личность сказителя. «Слово гордость – писал Рыбников – не исчерпывает характера Рябинина: к ней присоединяется деликатность, так что это свойство в нем следует назвать уважением к самому себе и к другим». При расставании сказитель ничего не согласился взять с Рыбникова «за науку». Когда собиратель подарил его большухе платок, Трофим Григорьевич тотчас же «отдарил» его шитым полотенцем, сказав: «Когда, Павел Николаевич, приятели расстаются надолго, то у нас в обычае дарить друг другу на память даровья».

Через 10 лет, в 1871 г., другой крупнейший собиратель олонецких былин, учёный–славист, председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического общества Александр Федорович Гильфердинг записал от Трофима Рябинина 21 былину. Основная их часть – 13 текстов – была записана им 6–8 июля 1871 г. на о.Кижи в деревне Дудкин–Наволок, где Гильфердинг расположился в одной из изб. Сюда на лодках и съезжались жившие в округе сказители: слепой Симеон Корнилов из д.Кургеницы, Василий Щеголёнок из д.Боярщина, Трофим Рябинин из д.Серёдка. Большинство былин, записанных в Кижах от Т.Г.Рябинина, повествует о подвигах богатырей святорусских – Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Со школьной скамьи всем знакомы тексты былин «Илья и Соловей» (в хрестоматии – «Илья Муромец и Соловей–разбойник»), «Илья и Идолище», «Илья и Калин–царь», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Добрыня и Змей», «Добрыня и Маринка», уникальный текст известной только на Русском Севере былины «Вольга и Микула» и другие. Слушая и наблюдая многих сказителей, Гильфердинг отмечал: «… знание былин составляет как бы преимущество наиболее исправной части крестьянского населения», а также и то, что «… былины укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни».

По приглашению А.Ф.Гильфердинга зимой 1871 г. Трофим Рябинин приехал в Петербург. Целый месяц он жил на квартире Александра Федоровича, взявшего на себя все расходы по приезду и пребыванию сказителя. Одним из наиболее памятных дней стало выступление Т.Г.Рябинина 3 декабря 1871 г. на заседании Отделения этнографии, в зале Русского Географического общества. На нём присутствовали председатель общества, Его Императорское Высочество Великий Князь Константин, президент Академии наук граф Ф.П.Литке, профессора Петербургского университета, многие ученые. Зал не вмещал всех желающих – их было более 130 человек. Газета «Русский мир» писала: «Нет сомнения, что слушать былины из уст самого сказителя (рапсода) случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек на заседание громадную публику, большая часть которой, за неимением места, стояла». Перед слушателями у стола в кресле, положив обе руки на подлокотники, сидел «старик–раскольник лет восьмидесяти, одетый в сибирку, с седой бородой и глубоко впавшими глазами, придающими ему почтенный и серьезный вид».

По просьбе редакции журнала «Русская старина», во время выступления сказителя Н.Ф.Досс снял его фотографический портрет, который впоследствии был мастерски воспроизведен гравёром Его Императорского Величества академиком Л.А.Серяковым. После выступления Т.Г.Рябинину вручили денежное вознаграждение в размере 100 рублей серебром, а великий князь Константин Николаевич удостоил певца поистине «княжеским» подарком – серебряным кубком, выполненным в древнерусском стиле. Этот дар вместе с наградами сына Рябинина – Ивана Трофимовича – долго хранился в их доме в д.Гарницы, вплоть до разорения дома во время финской оккупации в годы Великой Отечественной войны. Высоко оценив сказительское искусство Т.Г.Рябинина, Отделение этнографии постановило: ходатайствовать о награждении сказителя серебряной медалью. Медаль с надписью «За полезное» для ношения на шее на Станиславской ленте была вручена ему олонецким губернатором в марте 1872 года. Таким образом, певец былин Трофим Рябинин одним из первых в России людей крестьянского сословия получил правительственную награду. Былины из его репертуара стали образцами классического эпоса, вошли в школьные хрестоматии.

Трофим Рябинин прожил большую жизнь. Умер он 14 февраля 1885 года. По словам его сына, Ивана, «уж очень древен был: ходил, ходил, так и помер благополучной смертью». Похоронен он в ограде Кижского погоста, около Покровской церкви. На месте предполагаемого захоронения установлен памятный крест с надписью: «В земле этой покоится прах раба Божия Рябинина Трофима Григорьевича». На стене Кижского погоста, у главного входа, о том же свидетельствует мемориальная доска.

Долгое время факты биографии Т.Г.Рябинина оставались неизвестными исследователям его творчества. Научный сотрудник музея «Кижи» С.В.Воробьева в результате кропотливой многолетней работы в Национальном архиве Республики Карелия, на основе источников разного плана – Метрических книг, Ревизских сказок, Исповедальных ведомостей – выявила и уточнила многие из них. Так, выяснилось, что жену Трофима Рябинина звали Дарья Клопова, а тестя, в семью которого он, будучи сиротой, пришел примаком, – Петр Панкратов Клопов, а жили они в д.Потаневской, что рядом с Середкой. В Метрической книге 1820 г. по Сенногубскому приходу сохранилась запись о венчании Трофима Рябинина и Дарьи Петровой (Клоповой). Был уточнен состав семьи Рябинина – 16 рожденных детей. Выяснилось, что вырастивший сироту «православный мир» – не просто красивое обобщенное понятие, а ближайшие, «кровные» родственники матери, которые по несколько лет, передавая «с рук на руки», содержали сирот: Трофима и его сестру Агриппину. Сама дата рождения великого сказителя тоже долгое время оставалась загадкой. На конференции «Рябининские чтения – 95» назывались предположительные даты, начиная с 1791 г. и заканчивая 1798–99 гг. В конце 1998 г., после четырёхлетней работы в архиве, С.В.Воробьевой удалось установить точную дату рождения Трофима Григорьевича Рябинина: 15 апреля (27 апреля по новому стилю) 1801 г. Ее удалось обнаружить в черновиках Метрических книг Сенногубского прихода. Долгие поиски даты рождения сказителя объяснялись просто: при переписывании формуляра Метрической книги за 1801 г. была допущена канцелярская ошибка, пропущена нужная строка. Обнаружить ее удалось лишь при сличении чистовых записей и черновика. Дата рождения Трофима Рябинина по-особому знаменательна и значима и для истории русского фольклора, и для русской культуры в целом

Наследником поэтического таланта Т.Г.Рябинина стал его сын, Иван Трофимович Рябинин, перенявший основную часть репертуара отца – 15 былин. Он много путешествовал, исполняя былины в концертах перед благодарными слушателями С.–Петербурга, Москвы, Одессы, Софии, Белграда, Вены, Праги, Варшавы. Со временем продолжателями рябининской традиции, уходящей своими корнями в XVIII столетие, стали пасынок Ивана Трофимовича – Иван Герасимович Рябинин–Андреев (1874–1926 гг.) и его сын, член Союза писателей СССР – Петр Иванович Рябинин–Андреев (1905–1953 гг.). Последний сказитель из славной династии Рябининых, Петр Иванович донес бесценный дар сказительства до 50-х гг. ХХ века, сохранив основной рябининский репертуар, напев и манеру сказывания.

Использованная литература и источники:

1. [Воробьева С.В. Биография сказителя Т.Г.Рябинина] // «Рябининские чтения – 95». Петрозаводск, 1995. – С.27-36.

2. Калашникова Р.Б. Великий дар сказителя: К 200 - летию Трофима Рябиниа // «Северный курьер», 2001. №82. – С.4.

3. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3-х тт. Т.I. Былины. Л., 1989.

4. Чистов К.В. Русские сказители Карелии. Л., 1980.

Основная рекомендуемая литература:

1. Воробьева С.В. Некоторые особенности семейно-бытового и хозяйственного уклада в сказительских семьях и проблема сохранения и передачи традиции былинного сказительства. // Кижский вестник № 7. Петрозаводск, 2002. - С.86-98

2. Криничная Н.А. Жил в Кижской волости крестьянин. Петрозаводск, 1995.

3. Песни, собранные П.Н.Рыбниковам: В 3-х тт. Т.I. Былины. Л., 1989.

4. Чистов К.В. Русские сказители Карелии. Л., 1980.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.032 с.)