Традиция одаривания в заонежской обрядности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиция одаривания в заонежской обрядности.



Одаривание входило в обрядовую жизнь русской деревни как составная часть и календарных, и семейных праздников. Во время святок христославцы ходили по домам и пели «виноградье» с благопожеланиями хозяевам дома. Их обязательно «дарили». Считали, что чем щедрее был подарок, тем лучше жилось хозяевам дома. Правда, деньги, полученные в дар, нельзя было копить, их надлежало тратить быстро и весело. В Кижской волости в конце XIX–начале XX вв. существовал обычай: в Великий пост парни дарили девицам деревянные расписные ложки. На Пасху уже девушки «отдаривали» парней крашеными яйцами. Возвращение крестьянина с ярмарки или отхожих промыслов никогда не обходилось без гостинцев. Можно привести немало примеров любви крестьян к подарку, его подготовке и самому процессу дарения. По народным представлениям, подарок – это предмет с ярко обозначенным утилитарным назначением. Кроме того, подарок должен быть памятным, так как он представлял собой переплетение интересов и судеб двоих: того, кто дарит, и того, кого одаривают. Отсюда так часты надписи на подарках с пожеланиями, именами, фамилиями (или просто инициалами) дарящих и даримых. По крестьянским понятиям, зажиточная жизнь человека связана не только с обилием хранимого им добра, но и со щедрым одариванием своего ближнего. Чем будешь щедрее, тем станешь лучше жить. И, наконец, крестьяне чувствовали магическую силу подарка. Верили, что подарок, дареный «от чистого сердца», несёт удачу, если же дарят с тайной неприязнью, то подарок приносит вред. Поэтому и хороший, и тем более «плохой» подарок старались отдарить.

Особенно щедрое одаривание происходило во время свадьбы. Это был целый цикл ритуалов, связанных с подарками новобрачным, подарками новобрачных друг другу и подарками новобрачных другим участникам свадьбы. Регламентированное поведение во время свадьбы, связанное с дарением, способствовало обрядовому сближению невесты с женихом. Нас интересуют в первую очередь дары, которые готовила невеста своей будущей родне.

Для любой крестьянской девушки обязательным этапом жизни считалось замужество. Ко времени замужества они были научены обрабатывать лен, прясть из приготовленных волокон нити, ткать из них полотно, шить, вышивать, плести кружева. Это были рядовые женские ремёсла, которым обучались в семье. С самого детства, как только девочка «научалась» держать в руках иголку, она с помощью сестер, матери, бабушки начинала шить и вышивать впрок приданое, готовить подарки будущим, пока еще неизвестным ей, участникам свадебного действа: жениху, свёкру, свекрови и другим. Тем не менее, когда подходило время свадьбы, подготовить необходимое количество подарков помогали подруги невесты. Иногда они переходили жить в дом ее родителей, торопясь завершить приготовление даров для жениха и его родни. «Материальное» воплощение магичности даров невесты, приготовленных для будущего мужа, мы находим в наиболее древних узорах, украшавших приготовленные дары, в архаичной технике их исполнения.

Одаривание новой родни происходило на разных этапах свадьбы: после «рукобитья», во время «вывода невесты за столы» в доме невесты, на «княжем столе» в доме жениха – на второй день свадьбы. Подарки от невесты в большинстве своём были сделаны её руками: узорное тканьё, вышитые рубашки, полотенца, закрайки. Они характеризовали невесту как искусную рукодельницу. Подарки жениха, напротив, были покупными и давали представление о его щедрости и финансовом положении. Чаще всего жених дарил невесте шкатулку (ларчик), где лежали ленты, украшения, иголки, румяна, белила, пудра, пряжки, куски мыла и прочее. Очень часто подарком жениха были башмаки–«штиблеты», чулки, украшения.

Обрядовое дарение предусматривало обязательное «ломание» гостей. Когда невеста на второй день свадьбы раздаривала большую часть подарков новой родне, гости «ломались» нарочно, чтобы заставить молодых целоваться. Когда жених «дарил» невесту, он три раза отводил от её рук шкатулку, чтобы она не сразу могла открыть её и увидеть подарки.

По ходу свадебного ритуала невеста неоднократно одаривала родственников жениха. Но особенным размахом отличалась раздача даров после брачной ночи время «княжего стола», когда одаривали всю родню мужа. Этому этапу свадьбы предшествовал привоз даров и приданого в дом его родителей.

Дары невесты – вышитые станушки, закрайки, полотенца, тканое льняное полотно и т.д. заворачивались в ткань, платки или бумагу и складывались в большие сундуки. Состав даров отличался традиционностью. В книге В.П.Кузнецовой и К.К.Логинова «Русская свадьба Заонежья конца XIX – начала XX вв.» приводятся сведения информатора из деревни Сельги Медвежьегорского района, согласно которым в начале века в деревне было принято дарить свекрови – 12 сорочек, свекру – постель (домотканый матрац) и полотенце, золовкам – по 2 сорочки, деверям – по полотенцу, дяде жениха – наволочку, тетке – сорочку, остальным по мелкому дару, например, по небольшому полотенцу. В Заонежье свекрови, крестной матери, сестрам жениха дарили сорочки, украшенные широкой нарядной вышивкой, свёкру очень часто – рубаху и закраек, жениху – хорошую рубаху и полотенце с широкой вышивкой. Большую часть даров представляли собой утиральники, станушки, отрезы «на рукава». Дары распределялись по стоимости в зависимости от родства. Наиболее близкие родственники получали более дорогие дары. О дарах договаривались ещё на сватовстве, известны случаи, когда за неимением определенного количества даров свадьба расстраивалась. Обмен дарами чаще всего происходил в свадебный день: в доме невесты, когда она обходила новых родственников с чаркой, даря подарки, её отдаривали, собирая «подмогу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.004 с.)