Происхождение и датировка икон иконостаса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и датировка икон иконостаса.



В существующий сегодня иконостас преимущественно входят иконы, изначально принадлежавшие Покровской церкви, хотя и написанные в разное время. Только некоторые из них ранее принадлежали другим храмам. Среди них Царские врата, они датируются XVII в., и, предположительно, происходят из Преображенской церкви, где ранее хранились в алтаре. Столбики врат являются макетами, живопись на них не восстановлена. Сохранился лишь один подлинный столбик, который хранится ныне в фондах ГМИИРК. Из Ильинской церкви Водлозерского погоста происходит икона «Богоматерь Грузинская», которая датируется XVII в. (164? г.). Икона «София Премудрость Божия», стоящая в праздничном ряду, происходит из церкви Вознесения в д.Типиницы (XVIII в.).

Самая древняя из икон – «Спас Всемилостивый» (конец XVI в.). Она написана профессионально, и по стилю не может быть отнесена к Северным письмам, но, возможно, все же была создана в одной из северных мастерских. Древнейшие иконы с подобной иконографией относятся к эпохе Ивана Грозного. На них мы видим Спасителя, к ногам которого припадают Св. Преп. Варлаам Хутынский и Св. Преп. Сергий Радонежский. На иконе из иконостаса Покровской церкви вместо Сергия Радонежского иконописец изобразил Св. Преп. Александра Свирского, основателя Свято-Троицкого монастыря, расположенного вблизи современного г.Олонца.

Большой комплекс икон праздничного, деисусного и пророческого рядов (соответственно – 8, 10, и 11 икон) написаны в конце XVII в.[9] По мнению исследователей, эти иконы составляют единый ансамбль. Они схожи по стилю, по характеру письма, по набору используемых художником пигментов. Живопись всего комплекса икон также не характерна для Северных писем, она, скорее, близка традициям центральной России. Характерной их чертой является обилие золота и разнообразие техник золочения, светлый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выписанными, фантастически сложными архитектурными фонами. По мнению исследователей [3, стр.177–178], этот комплекс икон ранее мог находиться в приделе во имя Николы Чудотворца, который существовал в Покровской церкви до 1865 года и располагался в трапезной.

Иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость», датируются серединой – второй половиной XVIII в. Иконы «Троица Ветхозаветная» и «Вознесение Господне» появились в праздничном ряду иконостаса в XIX в. (1865 г.), когда прежний тябловый иконостас был заменен на новый, рамный, «столярной работы». Они были написаны крестьянином В.А.Потаповым из д.Огорелыши Повенецкого уезда. В это же время иконы XVII и XVIII вв., были «поновлены» и по-прежнему оставались в иконостасе.

В 1999 г. в иконостасе появились новые иконы – копии подлинных, хранящихся в фондах музея «Кижи». Их выполнили студенты–иконописцы Свято–Тихоновского Богословского Института (г.Москва). Эти иконы помещены в правом крыле иконостаса: в дейсусном ряду это «Евангелист Иоанн Богослов» и «Григорий Богослов», в пророческом – «Пророк Илия», «Пророк Аввакум» и «Пророк Иона». Необходимость написания копий, которые представляют собой зеркальное отображение оригиналов, была продиктована тем, что оригиналы предназначались не для правого, а для левого крыла иконостаса. То, что среди сохранившихся икон (и находящихся ныне в иконостасе Покровской церкви, и хранящихся в фондах музея) левосторонних больше, чем правосторонних, позволяет некоторым исследователям[10] выдвигать гипотезу, что этот комплекс икон ранее принадлежал асимметричному иконостасу, центр которого был смещен вправо.[11] Это мог быть иконостас придела Николы Чудотворца.

Использованная литература и источники:

1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живиписи. М., 1993.

2. Мельникова Н.М. Об иконостасе церкви Покрова Богородицы на о.Кижи. НА музея «Кижи», 2000. №1885.

3. [Фролова Г.И. Из истории внутреннего убранства кижской Покровской церкви. Никольский иконостас] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2000. – С.173–183.

4. [Фролова Г.И. К вопросу о мастерах кижских иконостасных комплексов] // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной конференции «Рябининские чтения-99»). Петрозаводск, 1999. – С.436–442.

5. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. - С.123–138.

Основная рекомендуемая литература:

1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

2. Платонов В.Г. Иконостасы храмов Обонежья по Писцовой книге 1628–1629 гг. и некоторые вопросы развития иконостасных композиций в XVII–XVIII вв. // Чтение по исследованию и реставрации памятников художенственной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника -реставратора И. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992.

3. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.

4. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.123–138.

· [1] Иконостас – от греч. eikon – образ, икона и stasis – стояние.

· [2] Перечисление рядов сверху вниз – практика, сложившаяся в советском искусствоведении. Согласно церковной, литургической традиции перечислять ряды следует снизу вверх [прим. сост.].

· [3] Сведения касаются иконостаса церкви – предшественницы нынешней Покровской

· [4] Ордер [лат.] - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных [колонн, пилястр] и горизонтальных [антаблемент] частей в соответствующей архитектурно–стилевой обработке.

· [5] По мнению ст.н.сотрудника музея «Кижи» В.А.Гущиной 4-хрядный тябловый иконостас был заменен в 1865 году на 3-хрядный, столярной работы.

· [6] К двунадесятым праздникам также относятся Рождество Христово, Преображение, Воздвижение креста Господня

· [7] См.: https://azbyka.ru/pochemu-vino-krov-xristova-a-xleb-ego-telo

· [8] Одигитрия – в переводе с греч.«путеводительница». Это поясное изображение Богородицы с младенцем Христом, которого она держит на левой руке.

· [9] По данным ст.н. сотрудника музея «Кижи» Г.И.Фроловой – не позже 1697/8 г.

· [10] Ст.н. сотрудник музея «Кижи» Г.И.Фролова опубликовала по этой проблеме статью в Кижском вестнике №6.

· [11] по царским вратам, располагающимся напротив престола в алтаре

 

 

Колокольня

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)