VI. Заонежская деревня конца XIX – начала XX веков: Традиционные архитектурные сооружния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Заонежская деревня конца XIX – начала XX веков: Традиционные архитектурные сооружния



 

Методические рекомендации к Главе VI «Заонежская деревня конца XIX – начала XX вв.: традиционные архитектурные сооружения»

 

Приступая к изучению материалов, собранных в данной главе, экскурсоводу следует обратить внимание на то, что было бы неправильным механически делить экскурсию на две части, одна из которых знакомит нас с храмовой архитектурой (обычно имеется ввиду Кижский архитектурный ансамбль), а другая – с гражданской. Порой вместо продуманного логического перехода от одного фрагмента экскурсии к другому, экскурсовод ограничивается фразой: «Мы познакомились с памятниками храмовой архитектуры, а теперь пойдем знакомиться с деревней». Следует помнить, что храмы и храмовые комплексы являлись неотъемлемым компонентом деревенской застройки, они стояли в соседстве с домами, хозяйственными постройками, возделанными полями и др. Все это, в конечном итоге, являло собой единый архитектурно–ландшафтный ансамбль, где сам архитектурный облик храмов мог формироваться и с учетом природного окружения, и с учетом характера застройки окрестностей. Кроме того, в деревнях нередко возводились часовни, поклонные кресты, которые тоже являются памятниками храмовой архитектуры.

Материалы, касающиеся деревенских построек, выстроены примерно в той последовательности, которую предлагает методическая разработка, где изложены и подробные методические рекомендации (см. «Методическая разработка», раздел III, пп. 13–19, 21–23).

При подготовке экскурсии перед экскурсоводом ставится задача правильно отобрать материал для своего рассказа, раскрыть типичные и индивидуальные особенности представленных в экспозиции построек, избегая ненужных повторений. Для этого необходимо использовать приемы накопления материала, сравнения памятников по принципу сходства и различия. Обратите внимание на следующие рекомендации:

1. В статье «Некоторые архитектурно-планировочные, пространственные и композиционные особенности застройки деревень на территории Заонежья…» прежде всего следует обратить внимание на терминологические понятия, которые приведены в начале статьи и которые в ней рассмотрены – это необходимо для правильного понимания данного вопроса и изучения специальной литературы.

2. В статье «Крестьянский дом-комплекс…» следует обратить внимание на то, что представленные в экспозиции дома сравниваются с описанием традиционного крестьянского жилища, сделанного П.Н.Рыбниковым в 60-х гг. XIX в. Это поможет экскурсоводу понять, какие черты являются общими для всех домов и в чем заключаются индивидуальные особенности каждого из них. Следует помнить, что одной лишь архитектурной характеристикой памятников, даже очень хорошей, этот этап экскурсии не исчерпывается. Используя различные постройки в качестве зрительной опоры, следует постепенно раскрывать такие темы, как «Традиционные занятия заонежан», «Крестьянская община в Заонежье», «Фольклорные традиции Заонежья». Стремясь, насколько возможно, воссоздать картину жизни и быта крестьян Заонежья конца XIX – начала XX вв., следует обратить внимание на то, как, порой, изменение хозяйственного и семейного уклада влекло за собой изменение архитектурно-планировочного решения крестьянского дома.

3. Относительно рассказа о других постройках, входящих в состав крестьянской усадьбы даны подробные рекомендации (см. «Методическая разработка», раздел III, п. 16).

4. К главе «Заонежская деревня…» отнесена и статья «Часовня Архангела Михаила из д.Леликозеро». Этот памятник также рекомендуется представить в экскурсии как традиционный элемент деревенской застройки (см. «Методическая разработка», раздел III, п.22). Следует объяснить причины столь широкого бытования в крае этих маленьких храмов, отметить заинтересованности жителей в их строительстве, пояснить, как они использовали часовни и т.д. Экскурсоводу необходимо уяснить, в чем состояли особенности часовенной службы, как часто приглашался священник и по каким случаям, какие таинства могли иметь место в часовнях, а какие – нет, объяснить причины. Также следует подчеркнуть, что часовни возводились на средства жителей деревни и по их волеизъявлению. Говоря о роли часовни в жизни северной деревни, обратите внимание на такое событие приходской жизни, как часовенный праздник (см. «Методическая разработка... раздел III п.23»). На примере часовни Архангела Михаила проследите, как с течением времени мог изменяться архитектурный облик такой постройки. Обратите внимание на традиционные места их возведения (см. «Методическая разработка», раздел III, п.24). Особый интерес представляет интерьер часовни, следует подчеркнуть, что в нем помещены иконы и предметы убранства, которые с давних времен находились именно в этом храме, указать на то, что здесь присутствует такой элемент конструкции, как подвесной потолок–«небо». Рассказывая об иконостасе, следует обратить внимание на особенности подбора икон и выбор сюжетов, присутствие подписных икон. На примере этих произведений древнерусской живописи так же можно охарактеризовать некоторые стилистические особенности Северных писем.

 

 

1. Некоторые архитектурно-планировочные, пространственные и композиционные особенности застройки деревень на территории Заонежья

 

Прежде, чем мы приступим к знакомству с архитектурно–планировочными и композиционными традициями застройки заонежских деревень, нам необходимо уяснить некоторые необходимые для этого терминологические понятия. Они были предложены этнографом М.В.Витовым [1, с.16] и широко используются в литературе. Система этих понятий включает следующие:

· тип поселения – погост, деревня, село, и др. Различаются по социально–экономическому признаку.

· тип заселения – озерный, речной, водораздельный (или «сележный») и др. Различия заключаются в особенностях расположения поселений на местности в зависимости от физико–географических условий

· тип расселения – гнездовой, скученный и др. Различия заключаются в особенностях группировки поселений на местности.

· форма поселения – свободная, рядовая, уличная и др. Различия заключаются в особенностях планировки.

Типы поселений в Заонежье.

Заонежское поселение, как и любое другое, должно было отвечать целому ряду условий, жизненно важных для его жителей. По социально–экономическим признакам здесь, как и на всей территории Русского Севера, можно различить три основных типа поселений: погост, деревня и село [5, с.16]. Одним из самых ранних и своеобразных типов, характерных для Севера в целом и для Заонежья в частности, был погост. Термин «погост» в административно–территориальном смысле имеет два значения: так называли и центральное поселение, и административный округ. Ввиду этого, в литературе употребляются выражения «погост–место» и «погост–волость», позволяющие различать эти два значения. В центральном поселении строилась церковь или храмовый комплекс, там проходили мирские сходы, туда приезжали новгородские наместники и купцы – «торговые гости» (слово «погост» является однокоренным с такими, как «гость», «гостинец», «гостиница» и этимологически связано с понятием «путь»). «Деревня» – это поселение крестьян–земледельцев, первоначально в 1–3, позднее – в 10–15 дворов. Термин «село» в древности означал загородное княжеское имение. Позднее под селом понималось центральное селение, к которому тяготеют деревни. В XIX в., в большинстве случаев, оно означало сравнительно крупное сельское поселение, в котором была (или существовала в прошлом) церковь. Кроме этих трех типов поселений следует отметить еще один – «починок». Название это происходит от слова «почин» и в новгородские времена употреблялось в значении «основанное новое поселение». В XVIII–XIX вв. починком на Севере называли небольшие поселения, отпочковавшиеся от старой деревни ввиду недостатка пригодных для обработки земель [5, с.16].

Типы заселения.

Типы заселения или характер расположения селений на местности повсюду формировались, в значительной степени, под влиянием местных географических и физических условий. На Русском Севере, и, в частности, в Заонежье, преобладал прибрежный тип заселения: люди здесь предпочитали селиться по берегам рек и озер. Тому было несколько причин: во первых, для земледельческого населения немаловажным было наличие пригодных для обработки земель, «большинство из которых здесь расположено узкой лентой вдоль берегов рек и озер. Часто в 100–300 м от них начинается «сузем» – водораздел, покрытый болотами или труднопроходимыми лесами. Хорошая почва для пашни и наличие близко расположенных сенокосов, которые могли располагаться в поймах рек, часто имели решающее значение при выборе места для селения» [5, с.18]. Во вторых, водоемы являлись источниками для рыбного промысла, и хотя Заонежье традиционно считалось земледельческим районом, промысел рыбы здесь также являлся одним из основных занятий населения. И, наконец, реки и озера, которые еще при освоении Русского Севера служили водно–волоковыми путями, очень долго оставались единственно удобными для людей транспортными артериями. [5, с.17]. М.В.Витов, исследовавший Заонежье по источникам XVI–XVII вв, относил к речному типу 40% поселений, к озерному – 25%. Сележный, или водораздельный тип в первоначальный период освоения Севера составлял всего 3–5%, и только в XIX в. возрос до 10–12% [5, с.19]; [2]. Преобладание прибрежных поселений подтверждают и карты Генерального межевания, составленные в первой четверти XVIII в., а также современные крупномасштабные карты, свидетельствующие об их преимущественном развитии и в настоящее время [5, с.19].

Типы расселения.

На Русском Севере они тоже имеют ряд своих отличительных особенностей. В частности, только здесь сохранился широко распространенный в старину гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались не в одиночку, а группами. Он издавна был очень характерен для Заонежья, и в ряде мест сохранился почти в неизменном виде до наших дней, тому пример – Вегорукса, Фоймогуба, Падмозеро и др. [4, с.125]. Формированию этого типа расселения во многом способствовал процесс образования починков, которые «отпочковывались» от старых поселений.

Как правило, при гнездовом расселении деревни объединял какой–либо природный элемент: излучина или устье реки, озеро, остров, полуостров и др. [6, с.6]. В Заонежье объединяющим моментом часто служило Онежское озеро. Композиционное своеобразие таких гнезд было обусловлено природными особенностями выбранного места, им были свойственны такие черты, как соподчиненность и внутренняя организованность, окрестные поселения тяготели к единому структурному центру – погосту.

Планировочные формы поселений, типы планировок.

Понятие «форма поселения» подразумевает планировку селения и ориентацию жилых домов [5, с.22]. Ряд исследователей (Ополовников А.В., Ушаков Ю.С.) в своих работах отмечают, что, по ряду причин, вопрос о планировочной структуре северных поселений во многом остается недостаточно изученным и дискуссионным. Как пишет А.В.Ополовников, «… если говорить о самых общих, основополагающих принципах планировки, … то надо сказать, что их всего только два. Один из них – это принцип свободной планировки, утвердившийся в народном зодчестве с незапамятных времен, а второй – принцип регулярно–геометрической планировки, появившийся в северных деревнях намного позже». [3, с.26].

На начальных этапах земледельческого освоения края, при преобладании малодворных поселений, и потом, на протяжении долгого времени, для заонежских деревень единственной формой являлась свободная планировка: глядя со стороны, можно было подумать, что дома, амбары, бани, изгороди ставились совершенно произвольно. Такой характер застройки диктовался, главным образом, стремлением как можно более разумно использовать пригодные для обработки участки земли. Кроме того, свободная планировка позволяла, во-первых, обеспечить наиболее удобное расположение домов относительно водоема, солнечного освещения и преобладающих ветров, а, во-вторых, так организовать жилое пространство, чтобы оно было и физически, и психологически комфортно для человека [7, с.193]. Примером свободной застройки для нас могла бы служить любая малодворная деревушка. Постепенно, по мере разрастания поселений, стала формироваться тенденция к расположению дворов в некое подобие ряда, так зародился регулярный, порядковый тип планировки северорусской деревни («порядок» – значит «ряд»). Со временем именно он наиболее широко распространился в Заонежье и встречается здесь до сих пор [6, с.5]. Порядковый тип застройки имеет целый ряд подтипов и вариантов. Не имея возможности, в рамках данной статьи, останавливаться на каждом, рассмотрим самые основные. Как уже было сказано выше, в Заонежье насчитывалось очень много поселений так называемого озерного и речного типа, наибольшее распространение в них имела прибрежно–рядовая застройка. Порядок домов при этом иногда повторял линию берега, иногда – нет, строгой регламентации не было. Главные фасады домов были ориентированы на реку или озеро. Как и прежде, учитывались такие факторы, как освещенность и роза ветров. По мере разрастания деревни, дома могли ставить и в два, и в три ряда, в этом случае фасады построек, стоящих во второй и третьей линии, смотрели на «озадки» тех, что стояли ближе к берегу, таким образом, не зависимо от ряда, они выходили «на воду». Чтобы находящийся впереди дом не закрывал вид из окна и, одновременно, солнце, их ставили «вразбежку». Если рельеф был неровным, один порядок домов ставился выше другого – терассообразно. В любом случае, порядки не были абсолютно прямыми, что объяснялось естественными причинами [4, с.11]. (В том случае, когда поселение располагалось на водоразделе и было удалено от воды, дома ориентировали на дорогу).

Ко второй половине XVIII в., в Петровскую эпоху, на государственном уровне начинают формироваться определенные правила деревенской застройки. В середине XIX в. вводится Строительный устав, который регламентирует размеры усадебных мест на которых располагались дом и огород, он предписывает и более строгую, уличную планировку. Уличная планировка преобладала там, где большую роль играл сухопутный транспорт [5, с.23]. Перестраивать деревни в улицы начинали, чаще всего, на новых «концах» разрастающихся поселений. Образовывались они там, где это было возможно по условиям рельефа, и прямизна таких улиц тоже была относительной [3, с.28]. Процесс перестройки деревень происходил повсеместно, в том числе и в Заонежье, о чем свидетельствуют планы поселений, составленные в 40-е годы XIX в. [7, с.196]. Подтверждение тому можно найти и в других источниках. К примеру, в 1866 г. ученый–фольклорист П.Н.Рыбников, сетуя на беспорядочную, как ему казалось, порядковую застройку деревень, писал: «В недавнее время начальство стало настоятельно требовать от крестьян, чтобы они устраивали свои новые дома на местах, которые будут отведены землемером» [7, с.196]. Размер усадебного места, по данным исследователя С.В.Воробьевой, в среднем составлял 13×18 саженей (т.е. около 1000 кв.м.). Распространению уличной формы поселений в Заонежье способствовала также прокладка в конце XIX в. сухопутных дорог, которые проходили по деревням и использовались круглогодично, – до этого времени их здесь, практически, не было. При строительстве новых домов их фасады могли ориентировать не на озеро, а на дорогу, привычным для нас образом, так в планировку деревень стали проникать элементы, свойственные городской застройке. Тем не менее, старые, уже сформировавшиеся участки поселений не трогали, и они продолжали существовать в прежнем виде, в результате чего многие деревни представляли собой разнообразные переходные планировочные формы [5, с.23].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.017 с.)