Славянская колонизация территории Карелии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянская колонизация территории Карелии.



Заселение славянами территории Карелии началось, вероятно, в XI в. Славяне проникали на земли Карелии традиционным для них и наиболее удобным в условиях Севера водным путем. Этот путь начинался в районе Новгорода и озера Ильмень, где жили «ильменские словене». Новгородцы по реке Волхов выходили к Ладожскому озеру. Затем путь поворачивал на восток, к устью Свири. Продвигаясь далее по долине Свири, славяне постепенно ассимилировали жившее там племя весь (предков современных вепсов). Поэтому современные вепсы живут не компактно, а разделены на группы, живущие к северу (шелтозерские) и югу (ленинградские и вологодские) от Свири. Пройдя Свирь, славяне вышли в Онежское озеро. По весьма убедительной гипотезе И.М.Муллонен славянские названия «Онежское озеро», «Онего» имеют происхождение от вепсского слова «ena» – «большое».

Вплоть до XX в. юго–западный ветер на Онежском озере называли «шелоник», поскольку с юго–запада в Ильмень впадает река Шелонь. Это получилось оттого, что на Онежское озеро новгородцы перенесли названия ветров с озера Ильмень. Данный факт является еще одним доказательством того, что заселение славянами территории Карелии происходило со стороны Новгорода.

Оказавшись на Онежском озере, славяне двинулись от истока Свири по его южному берегу. Большая часть славян устремилась к находившемуся к юго–востоку от Онежского озера Словенскому волоку, который позволял перетаскивать суда из бассейна Онежского озера в бассейн Белого моря. Вместе с тем часть славян двинулась вдоль восточного берега Онежского озера. В устье реки Водлы они еще раз разделились. Одни двинулись вдоль реки Водлы. Ими были основаны Пудожский и Водлозерский погосты. Путь по Водле привлекал тем, что через Водлу и Водлозеро можно было довольно близко подойти к побережью Белого моря. Другие продолжали двигаться вдоль восточного берега Онежского озера, скоро они оказались на территории Заонежья. Земли Заонежья в то время населяли древневепсские и карельские племена. Эта уникальная по природно–климатическим условиям территория сразу стала привлекать славян тем, что здесь можно было заниматься земледелием. Земледелие было здесь возможно из-за обилия в почве шунгита, особого минерала, получившего это свое название в честь старинного села Шуньга, в окрестностях которого шунгита было особенно много.

Приток славян на земли Заонежья относится к концу XIII – первой половине XIV вв., когда происходило временное потепление климата. По новейшим археологическим данным в южной части Заонежья славяне появились уже в XIII в. По данным известного лингвиста А.С.Герда, они являлись носителями «еще не разделенного псковско–новгородского диалекта». С учетом того, что Псков стал обособляться от Новгорода уже с середины XIII в. и юридически получил независимость в 1348 г., можно считать, что массовая славянская колонизация Заонежья началась во второй половине XIII – первой половине XIV вв. Появившиеся в Заонежье славяне были более многочисленны и постепенно ассимилировали жившее там древневепсское и древнекарельское население.

Приток славян на земли Заонежья происходил и в более позднее время, т.к. с середины XIV в. и до 1478 г. здесь имела место боярская колонизация, связанная с переселением на Север боярских крестьян из собственно новгородских земель. К концу XVI в. Заонежье, в основном, уже обрусело (по мнению исследователя К.К.Логинова, этот процесс завершился в к. XVIII – н. XIX. вв. – прим. сост.), хотя вплоть до второй половины XIX в. документы фиксируют там отдельные группы обруселых карел и обруселой «чуди» (вепсов). Следы пребывания прибалтийско–финского населения сохранились в русском говоре Заонежья с характерным для прибалтийских финнов ударением на первый слог.

Достигнув северной оконечности Онежского озера, славяне стали искать пути дальше на север. Прямого водного пути не было, но по рекам бассейна Онежского озера можно было добраться до водораздела и волоком перетащить суда в реки и озера бассейна Белого моря. В конце концов, славяне вышли к Белому морю и стали заселять его побережье.

Так происходило заселение славянами территории Карелии. Этот процесс тянулся примерно с XI по XV вв. В результате славяне заселили Посвирье, южное и восточное побережье Онежского озера,

Заонежье и побережье Белого моря. Прибалтийско–финное население сохранило за собой внутренние районы Карелии к западу от Онежского озера и Белого моря. Такое расселение сохранялось вплоть до XX в.

Следует добавить, что славянская колонизация территории Карелии шла несколькими волнами. Впереди шли ушкуйники – новгородские разбойники на больших лодках ушкуях. Их целью была охота на пушного зверя, покупка пушнины у местных охотников или грабеж населения для захвата мехов. Меха доставлялись в Новгород и оттуда переправлялись за границу. Постепенно грабеж перерос в планомерный сбор дани. Сборщики дани иногда задерживались на подвластных территориях. Они должны были где–то зимовать и складировать меха. Так появились первые новгородские фактории на территории края. Следом за ушкуйниками и сборщиками дани шли боярские «прикащики» в поисках новых земельных владений. Они искали места, пригодные для занятий земледелием и переселяли туда новгородских крестьян. И, наконец, следом за боярскими «прикащиками» на новые земли приходили монахи, стремившиеся к созданию в северных лесах православных монастырей.

Славянская колонизация территории Карелии имела большое значение и для местного прибалтийско–финского населения. Для экономики края имело большое значение, то, что новгородцы принесли сюда прогрессивную, трехпольную систему пашенного земледелия (о чем см. далее, в разделе «Земледелие…» – прим. сост.), а для культуры – распространение христианства в виде православия.

Многие известные специалисты отмечали, что славянская колонизация Севера имела мирный характер. Историк О.В.Ключевский в своем «Курсе русской истории» отмечал: «…сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго–западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев. Могли случаться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Другой знаток истории русской культуры, Д.С.Лихачев, в эссе «Заметки о русском» писал: «Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия – факт очень показательный».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.007 с.)