Программа реализации проекта 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа реализации проекта



Программа реализации проекта

«Технология музейной педагогики в современной школе на основе практико-ориентированного подхода»

2017


«Технология музейной педагогики в современной школе на основе практико-ориентированного подхода»

Введение

Закон РФ «Об образовании» определяет требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ученика в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который позволяет выйти за границы социума, в мир культуры.

Одним из современных педагогических направлений в среднем образовании является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. В решении перечисленных задач наиболее эффективной оказывается технология музейной педагогики. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, как инновационная педагогическая технология, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность.

В МБОУ СОШ №59 широко востребована технология музейной педагогики, применение которой доказало свою эффективность в решении образовательных и воспитательных задач. Большое внимание в школе уделяется краеведческой деятельности. Достижениями в данной сфере за последние три года являются:

- организация на базе школьного музея поисково-исторического клуба, который является структурным подразделением Брянского поискового отряда «Безымянная высота» БРОД ВППО «Отечество»;

- выпуск ежегодного научно-исследовательского журнала «Граф Толстой» с публикациями учащихся из средних учебных заведений Брянской области, преподавателей школ и ВУЗов;

- создание единственного в области справочника-путеводителя по школьным музеям города Брянска, включающего в себя общее описание более 30 музеев, их экспозиций и имеющихся «изюминок», красочные фотографии и контактные данные для посещения;

- организация ежегодной региональной краеведческой конференции «Мой город» с последующей публикацией статей в школьном журнале;

- установление прочных партнёрских отношений с ведущими учреждениями высшего образования и культуры (БГУ, БГАУ, БГТУ, Брянский Государственный краеведческий музей), туристическими фирмами, Центром детского и юношеского туризма и экскурсий;

- в рамках регионального компонента Брянский край создан курс «Живой истории». Он реализуется в течение всего учебного года и позволяет под руководством профессиональных реконструкторов воссоздать на практике изучаемый материал (выплавка стекла, шитье одежды, древние игры и развлечения, владение оружием и т.д.).

- и главное – открытие современной интерактивной экспозиции музея им. 1000-летия Брянска, использующей новейшие компьютерные технологии и метод исторической реконструкции. Собрана интереснейшая коллекция подлинных вещей, обеспечены условия для их сохранности. В музейном пространстве для учащихся созданы все условия для погружения в историческую реальность – изготовлены научные копии имеющихся артефактов, позволяющие посетителям использовать их по прямому назначению (примерять доспехи, стрелять из лука, работать в кузнице). Визуализированы старинный облик города и занятия жителей с помощью мультимедийных технологий, воссоздана атмосфера исторических эпох. Музей адаптирован для нужд детей-инвалидов.

Квинтэссенцией этой работы стала разработка проекта по созданию в школе музейного комплекса, который станет базой для реализации технологии музейной педагогики. Деятельность школы перейдет от отдельных удачно используемых элементов музейной педагогики к постоянно работающей инновации.

Суть предлагаемого проекта

В 2016 году в урочище «Чашин Курган», предполагаемом месте основания города Брянска, проводились масштабные археологические работы, в которых принимали участие учащиеся нашей школы. В результате раскопок были получены новые научные данные, уточняющие расположение и технологию возведения городских укреплений. На основе полученных археологических данных в рамках работы инновационной образовательной площадки предлагается создать музейный комплекс, реконструировав во дворе школы научно-восстановленный облик уголка древнейшего Брянска. Привлечь к реализации образовательное сообщество (ученые, преподаватели и учащиеся).

Создаваемый музейный комплекс (см. Приложение) будет включать городские укрепления в разрезе (земляной ров и вал, 25 метров стены, боевой ход), въездную башню с экспозицией вооружения, простое жилище-полуземлянка, хоз. постройки (кузница с горном и инструментами, гончарная мастерская с кругом и утварью), интерактивные зоны для стрельбы, фехтования, ремесла (выдувания стекла). Экспозиция задумана как «живое» музейное пространство, в которое должен активно включаться посетитель. Здесь взрослые и дети смогут приобщиться к древнерусской культуре и ощутить всю древность и значимость истории родного города, что особенно важно ввиду того, что Брянск беден сохранившимися историческими памятниками.

Исходные теоретические положения

Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика оперирует теми же понятиями и категориям и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика. Поэтому рассматривая формы, методы, принципы и средства музейной педагогики, можно выделить и технологии музейной педагогики. Более того, сама музейная педагогика может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

Большое значение для формирования музейной педагогики имел опыт образовательной деятельности музеев Англии и США, где впервые были разработаны программы для разных категорий посетителей музеев. Музейно-образовательная деятельность в Германии не была столь активна, как в Англии и США, но именно в Германии были заложены основы музейной педагогики отдельными энтузиастами музейного дела, среди которых особое место занимает А. Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея.

В России первый шаг в истории формирования музейной педагогики был сделан отечественными учеными и общественными деятелями самостоятельно. Само возникновение педагогической деятельности музеев было инициативой органов образования Санкт-Петербурга, где в 1865 г. был образован Педагогический музей, который выступил в роли общественного, научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел музея объединил творческие усилия таких видных педагогов, как Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, И. И. Пальсон, П. Г. Редкин, К. К. Сент-Илер и др. При отделе работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени: И. М. Сеченов, Н. М. Пржевальский, С. М. Соловьев, Н. Х. Вессель и др. проводили в музее публичные лекции для школьников и будущих учителей. Образовательная деятельность музеев в России продолжает развиваться в XIX-XX вв. на основе идей отечественных ученых и музейных деятелей, а также немецких теоретиков и практиков музейного дела.

Цель проекта – создание в школе современных условий для успешной реализации технологии музейной педагогики.

Задачи проекта:

1.   Создание музейного комплекса «Древний Брянск».

2.   Широкое внедрение практико-ориентированного подхода в преподавание дисциплин гуманитарного цикла.

3.   Развитие социального партнерства на базе музея (взаимодействие с учреждениями культуры и науки, ВУЗами, бизнесом, общественными организациями, поиск меценатов и спонсоров).

Проблемы, которые решает проект:

1. Отсутствие в г. Брянске актуального опыта создания интерактивного музея под открытым небом.

2. Снижение интереса к школьным музеям.

3. Недостаточный уровень взаимодействия сфер культуры и образования на уровне средней школы.

4. Недостаточное взаимодействие школы с окружающим социумом.

5. Ограниченность применения практико-ориентированного метода в цикле преподавания гуманитарных дисциплин.

6. Недоступность для широкой аудитории новейших достижений учёных.

7. Необходимость новых подходов к вызовам современности в сфере патриотического воспитания.

8. Недостаточное количество площадок для отработки профессионально-практических навыков студентами ВУЗов, отсутствие у них опыта участия в масштабных проектах (особенно педагогических).

Гипотеза: системное применение в практике музейной педагогики будет способствовать повышению качества образования в школе.

Кадровые

Кадровые ресурсы для реализации проекта обеспечены штатными сотрудниками школы и привлеченными специалистами.

Штатные сотрудники школы, реализующие внедряемую инновацию, обладают высокой квалификацией и уровнем знаний, прошли переобучение.

Общее руководство проектом и создание концепции музейного комплекса осуществляет директор школы. Заместитель директора по воспитательной работе (кандидат исторических наук) и руководитель школьного музея «имени 1000-летия г. Брянска», участвуют в создании музейного комплекса, мероприятиях по использованию комплекса в образовательно-воспитательном процессе. Заместитель директора по АХЧ осуществляет контроль технических специалистов. Администратор школьного сайта отвечает за размещение информации в сети Интернет и СМИ. Заместитель директора по учебной части, диспетчер занимаются адаптацией учебного процесса к условиям работы инновационной технологии. Педагог-психолог, учителя-предметники реализуют технологию на практике, проводят диагностику результатов.

Привлеченные специалисты

Научная общественность будет привлечена к разработке концепции музея, проверке проекта на соответствие историко-археологическим данным, работе научно-практических конференций, организации музейных и педагогических практик.

Для работ по созданию эскиза и макета музейного комплекса, консультаций и работ по строительству будут привлечены специалисты в соответствующих областях.

Учебно-методические ресурсы

Имеющиеся: активно работающий школьный музей; разработанные план и программа деятельности школьного музея; разработки экскурсий; курс уроков «живой» истории; отработанная методика проведения конференций, круглых столов и семинаров; курс «Исследовательская деятельность» в 10-11 классах; курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» в 5-х классах; краеведческие курсы на протяжении от 2-го до 11-го классов; программа поисковой деятельности учащихся в рамках поисково-исторического клуба, работающего на базе школьного музея.

Необходимые: корректировка образовательной программы, рабочих программ предметов гуманитарного цикла; разработка и проведение проблемных и проблемно-проектных семинаров для педагогов; программа деятельности и календарный план работы Центра региональных исследований.

Заключение

В ходе инновационной деятельности в МБОУ СОШ №59 при использовании практико-ориентированного метода в преподавании гуманитарных дисциплин, в воспитательной работе наш выпускник научится:

- видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- уважительно относиться к другим культурам;

- базовым навыкам исследовательской деятельности;

- обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа;

- получит более осознанные исторические знания, что поможет улучшить подготовку к ЕГЭ и успешно поступить в профильные ВУЗы.

В местном сообществе произойдет рост интереса к истории родного города, активизируется культурная жизнь, возрастёт уровень интеграции школы в сообщество. Произойдет совершенствование образовательного процесса, что положительно скажется на качестве образования и в долгосрочной перспективе улучшит человеческий капитал Брянского региона.

Вовлечение в совместную деятельность выработает у населения чувство ответственности за сохранение историко-культурного наследия Брянщины.

Брянск получит новый туристический объект; система образования, в частности школа №59 г. Брянска – новые образовательные и воспитательные возможности, а местный социум – объект досуга. Реализация проекта сделает доступными для общества открытия учёных, напомнив землякам, что Брянск - один из древнейших городов России.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Программа реализации проекта

«Технология музейной педагогики в современной школе на основе практико-ориентированного подхода»

2017


«Технология музейной педагогики в современной школе на основе практико-ориентированного подхода»

Введение

Закон РФ «Об образовании» определяет требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ученика в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который позволяет выйти за границы социума, в мир культуры.

Одним из современных педагогических направлений в среднем образовании является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. В решении перечисленных задач наиболее эффективной оказывается технология музейной педагогики. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, как инновационная педагогическая технология, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность.

В МБОУ СОШ №59 широко востребована технология музейной педагогики, применение которой доказало свою эффективность в решении образовательных и воспитательных задач. Большое внимание в школе уделяется краеведческой деятельности. Достижениями в данной сфере за последние три года являются:

- организация на базе школьного музея поисково-исторического клуба, который является структурным подразделением Брянского поискового отряда «Безымянная высота» БРОД ВППО «Отечество»;

- выпуск ежегодного научно-исследовательского журнала «Граф Толстой» с публикациями учащихся из средних учебных заведений Брянской области, преподавателей школ и ВУЗов;

- создание единственного в области справочника-путеводителя по школьным музеям города Брянска, включающего в себя общее описание более 30 музеев, их экспозиций и имеющихся «изюминок», красочные фотографии и контактные данные для посещения;

- организация ежегодной региональной краеведческой конференции «Мой город» с последующей публикацией статей в школьном журнале;

- установление прочных партнёрских отношений с ведущими учреждениями высшего образования и культуры (БГУ, БГАУ, БГТУ, Брянский Государственный краеведческий музей), туристическими фирмами, Центром детского и юношеского туризма и экскурсий;

- в рамках регионального компонента Брянский край создан курс «Живой истории». Он реализуется в течение всего учебного года и позволяет под руководством профессиональных реконструкторов воссоздать на практике изучаемый материал (выплавка стекла, шитье одежды, древние игры и развлечения, владение оружием и т.д.).

- и главное – открытие современной интерактивной экспозиции музея им. 1000-летия Брянска, использующей новейшие компьютерные технологии и метод исторической реконструкции. Собрана интереснейшая коллекция подлинных вещей, обеспечены условия для их сохранности. В музейном пространстве для учащихся созданы все условия для погружения в историческую реальность – изготовлены научные копии имеющихся артефактов, позволяющие посетителям использовать их по прямому назначению (примерять доспехи, стрелять из лука, работать в кузнице). Визуализированы старинный облик города и занятия жителей с помощью мультимедийных технологий, воссоздана атмосфера исторических эпох. Музей адаптирован для нужд детей-инвалидов.

Квинтэссенцией этой работы стала разработка проекта по созданию в школе музейного комплекса, который станет базой для реализации технологии музейной педагогики. Деятельность школы перейдет от отдельных удачно используемых элементов музейной педагогики к постоянно работающей инновации.

Суть предлагаемого проекта

В 2016 году в урочище «Чашин Курган», предполагаемом месте основания города Брянска, проводились масштабные археологические работы, в которых принимали участие учащиеся нашей школы. В результате раскопок были получены новые научные данные, уточняющие расположение и технологию возведения городских укреплений. На основе полученных археологических данных в рамках работы инновационной образовательной площадки предлагается создать музейный комплекс, реконструировав во дворе школы научно-восстановленный облик уголка древнейшего Брянска. Привлечь к реализации образовательное сообщество (ученые, преподаватели и учащиеся).

Создаваемый музейный комплекс (см. Приложение) будет включать городские укрепления в разрезе (земляной ров и вал, 25 метров стены, боевой ход), въездную башню с экспозицией вооружения, простое жилище-полуземлянка, хоз. постройки (кузница с горном и инструментами, гончарная мастерская с кругом и утварью), интерактивные зоны для стрельбы, фехтования, ремесла (выдувания стекла). Экспозиция задумана как «живое» музейное пространство, в которое должен активно включаться посетитель. Здесь взрослые и дети смогут приобщиться к древнерусской культуре и ощутить всю древность и значимость истории родного города, что особенно важно ввиду того, что Брянск беден сохранившимися историческими памятниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)