Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидумы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидумы.



 

Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получила название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.

Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.

Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).

 

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).

 

Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).

К теме любви обращено множество произведений русской и мировой литературы. Любовь между мужчиной и женщиной в разных её аспектах – предмет исследования прозаиков и поэтов. Целая галерея женских образов русской литературы, которые стали символом чистой, преданной, глубокой и бескорыстной любви и верности. Лиза (Н. Карамзин «Бедная Лиза»), полностью отдавшаяся своему чувству и столкнувшаяся с предательством, после которого не смогла жить. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), оставшаяся верной своей первой любви на всю жизнь, но не изменившая своему достоинству и чести. Катерина (А. Островский «Гроза»), способная пойти против косных устоев «темного царства» ради права на любовь. Олеся (А. Куприн «Олеся»), готовая на все для любимого. Георгий Желтков (А. Куприн «Гранатовый браслет»), маленький незаметный человек с огромным сердцем, которому был дарован «талант сродни музыкальному» - любить до самозабвения, когда весь мир и смысл сосредоточен в одном человеке. Наташа Ростова (Л. Толстой «Война и мир»), выросшая из маленькой, порывистой и восторженной девочки в жену – возлюбленную, подругу, единомышленницу, хранительницу очага, мать. Символами любви-самоотдачи, доходящей до самопожертвования, стали в мировом сознании Ромео и Джульетта (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»), согласившаяся ради возлюбленного на договор с дьяволом, Соня Мармеладова (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»), жертвующая собой ради любви к семье, но сумевшая сохранить в страшном мире чистоту и душевные силы, чтобы своей любовью вывести к свету Родиона Раскольникова.

Примером искренней любви в семье становятся семьи Ростовых и Болконских (Л. Толстой «Война и мир»), отца и сына Кирсановых (И. Тургенев «Отцы и дети»), юродивого Юшки (А. Платонов «Юшка») к его приемной дочери.

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Дружбе и её значению в жизни человека также посвящено много произведений. Стоит упомянуть дружбу героев-антиподов Обломова и Штольца (А. Гончаров «Обломов»), дополнявших друг друга, нашедших в другом то, что не хватало каждому из них; Онегина и Ленского (А. Пушкин «Евгений Онегин»), чьи отношения поэт охарактеризовал так: «От делать нечего друзья»; серьезную и глубокую дружбу-покровительство, дружбу-поддержку Андрея Болконского и Пьера Безухова (Л. Толстой «Война и мир»); отношения доктора Вернера и Григория Печорина (М. Лермонтов «Герой нашего времени»), который в своих рассуждениях отказывается признавать дружбу вообще; дружбу-ученичество Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»), странную, невозможную дружбу людей из разных миров - Петруши Гринева и Пугачева (А. Пушкин «Капитанская дочка»).

Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.

«Страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле» называет Белинский Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Не являясь эгоистом по природе (ему не свойственно восхваление своих качеств), Евгений воспитан в обществе, в котором не может найти свое предназначение. У него есть потенциал, но он не может реализовать его. Это превращает героя сначала в скучающего, а потом и равнодушного человека. Он не способен ни к дружбе, ни к любви, потому что умеет только брать, но не умеет и не готов отдавать себя, жертвовать даже малым своим удобством и благополучием. Он не готов взять на себя ответственность за другого человека и семью – и проходит мимо горячего и искреннего чувства Татьяны Лариной, осознав, что он потерял, только тогда, когда ничего нельзя вернуть. Зависимый от суждений общества, боящийся молвы, Евгений становится виновником страшной трагедии: убивает на дуэли Ленского, которого называл другом.

Эгоистичны и многие поступки Григория Печорина (М.Лермонтов «Герой нашего времени»). Неудовлетворенный своей жизнью, имеющий огромный потенциал, чувствующий в душе «силы необъятные», Печорин мучительно ищет себя. Но он герой своей эпохи, эпохи застоя, когда он не находит возможности применить эти силы во благо другим. И весь свой потенциал он растрачивает впустую, принося только горе и страдания тем, кто оказывается рядом. Зачастую он равнодушен к окружающим людям, не способен дружить и любить, быть снисходительным, прощать. При этом он по-своему привлекателен, в нем кипит жизнь, герой жаждет её, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания окружающим, но и сам мучается от своих недостатков.

Примером чистейшего эгоизма, доходящего до эгоцентризма, становится образ сына орла и земной женщины Лары (М. Горький «Старуха Изергиль»). Ларра считает себя выше окружающих, люди для него ничего не стоят и являются только источником получения желаемого. Молодой человек хочет всем пользоваться, не отдавая ничего взамен. Его гордыня преобладает над чувствами любви, дружбы, жалости. За свою гордыню герой наказан. Он лишен человеческой судьбы: не умирает, а перестает быть. Все, что осталось от героя, - тень и имя Отверженный. Суть его наказания – отвержение от людей.

Предельно эгоистичен и Молчалин из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Тихий, скромный и незаметный на первый взгляд, он всю свою жизнь строит в соответствии с одной целью – сделать карьеру и получить высокий чин. Ради этого он готов не только унижаться, но и использовать других людей. Молчалин – паразит, старающийся извлечь как можно больше выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, клянясь в любви к Лизе. Основное его чувство к другим людям – зависть, которая выходит наружу под личиной лжи и лести.

 

Негативные межличностные отношения («против других»).

К негативным межличностным отношениям можно отнести негативизм (своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям), н еприязнь к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.), н енависть (стойкая форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве, направленном на явления, противоречащие потребностям личности, убеждениям, ценностям), а грессия ( форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), ж естокость (. проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).

Примеры негативных межличностных отношений можно также найти в художественной литературе.

Жестокость, несоотносимую с женским полом, проявляет Екатерина Измайлова из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Будучи женой богатого купца, она влюбляется в работника Сергея. Понимая, что скоро её незаконная связь будет разоблачена, она с помощью Сергея сначала убивает мужа и свекра, а потом малолетнего племянника Федю, чтобы не делить с ним наследство. Будучи на каторге, она совершает и четвертое убийство – своей соперницы – а затем и самоубийство. Черная ненависть дотла сжигает героиню.

В ночлежке у Костылевых (М. Горький «На дне») в отношениях между людьми также трудно найти сочувствие. Там царит негативизм, неприязнь к другим, равнодушие. Доведенные до самого дна люди почти не способны сопереживать другим или хотя бы проявлять эмпатию. Умирающая Анна вызывает только раздражение своим бесконечным кашлем, любовные мечты Насти – насмешки и издевательства. Да и размышления о собственной жизни циничны: герои считают себя конченными людьми и не верят в возможность изменить что-то. Жестоки и хозяева ночлежного дома. Василиса Костылева, желая избавиться от мужа, подговаривает на убийство Ваську Пепла, а почувствовав соперницу в собственной сестре, хладнокровно мстит ей, обварив кипятком.

В рассказе Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» речь идет о мальчике, который подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали: «Чем помешала собака? Я не могу выгнать собаку, её уже один раз выгоняли!» Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее, не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

В повести В. Железникова «Чучело» главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)