Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Распутин «Прощание с Матерой».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В.Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там. В 1967 году В. Распутин написал повесть “Прощание с Матерой”, рассказывающую о затоплении деревень в период строительства ГЭС. Так произведение становится своеобразным памятником истории. Мы видим скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывную связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Течет жизнь, время... Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Но как у людей есть прошлое, есть предки, так есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Именно поэтому гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже. Столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести. Страшна сцена на кладбище. Это надругательство, самое настоящее. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников. Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки". А вот Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село". Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти и любви к родной земле и т.д. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Позиция автора такова: нельзя забывать вековые традиции народа, нужно любить Родину, как мать, и не быть равнодушным к святыням.
Особое место в русской литературе занимают произведения о войне. Они как памятник страшным событиям, напоминание современникам и потомкам о том, как бесчеловечна война. И эти горькие страницы истории нельзя предавать забвению. Человечество должно помнить войны, чтобы история не повторилась. А память о людях, сложивших голову на поле брани, позволит родиться в сердцах читателей добрым чувствам, стремлению к миру, любви к Отечеству. Читайте, люди, книги о войне! Не бойтесь слёз, и горечи, и страха… Читайте, люди, книги о войне, И не стыдитесь горевать, и плакать. Ведь те, кого не стало за войну, Кого сожгли, убили, растоптали, Они за нас, за наши жизни пали. И то, что живы мы, а не они, Случайности жестокая примета. Храните в душах вечные огни, И дорожите их горчайшим светом! Эти проникновенные строки участницы войны, писателя Руфи Тамариной не случайно приведены здесь. Читая книги о войне, мы возвращаемся в те далёкие годы, оживляем в своей памяти не только описанные события и героев, но и вспоминаем своих родственников, земляков, воевавших на фронте, ковавших победу в тылу. Книга о войне является как бы связующим звеном между нами, нынешним поколением, и ими, поколением сороковых. Об этом мы читаем в «Послевоенной песне» Р. Рождественского: Задохнулись канонады.
Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне, а самое главное – о том, что страшные события забвению не подлежат. Среди этих книг «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Судьба человека», «Тихий Дон» М. Шолохова, «Прокляты и убиты» В. Астафьева, «У войны — не женское лицо» С. Алексиевич и многие другие. Остановимся на нескольких произведениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.006 с.) |