В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки».



  Володя Тенков, герой рассказа В.Тендрякова, вступает в тот возраст, когда пробуждается голос совести, внутреннее «я». В его жизни произошли события, «содравшие кожу с сердца». Страшное зрелище голодных страданий, голодной смерти ссыльных не свело его с ума, потому что он видел еще более тягостную картину: приличная, воспитанная, хорошо одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой» молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени. Она не «ссыльная», не «лишёнка», не «раскулаченная». И эта безысходность, тихая, безнадежная покорность судьбе, несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце. Володя, будучи «сытым», не стал жадным, напротив, голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Он хотел накормить товарищей, разделить с ними свой хлеб. Они охотно брали его, но также охотно донесли на приятеля учительнице. Володя был чужой, прежде всего потому, что был «сытый», а в пролетарской стране, как замечает автор, это вообще стыдно, а особенно в тот ужасный год. Володя понял скрытое и открытое отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки: понял, что выделяться в этом отношении нельзя. Но, терзаясь муками совести сытого перед голодными, не в силах заглушить свой внутренний голос, он ищет самого голодного, самого несчастного. Мальчик вдруг открывает для себя «не разумом, а сердцем» истины, над которыми раньше не задумывался: как можно одному помочь, а других не заметить? Не опасно ли протягивать руку помощи открыто?

Настоящий парадокс: люди воруют для себя, Володя «воровски» не доедает то, что дала ему мать, «воровски» прячет в карман хлеб и выходит на «воровское дело» - на тайную охоту «на самого-самого голодного».

Отчего же мальчишка, затеявший благое дело, так ужасно кричит на тех, кого хотел накормить? Не только от испуга, но и, думается, от сознания своего абсолютного бессилия. К сожалению, горькая фраза отца: «Чайной ложкой море не вычерпаешь», – оказалась тоже истиной.

Но оставаться равнодушным Володя все же не мог. Его внутреннее «я» требовало ответа: как «накормить» свою голодную, неудовлетворенную совесть? Вот о чем его мысли. И он нашелся, тот, «самый-самый голодный», – несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку. У неё «пустые, не пускающие в себя глаза». Герой спас собаку, но и она спасла его, дала возможность заботиться о ком-то, успокоить, насколько это возможно, мучения совести. Кормя собаку, он «кормил» свою совесть.

В рассказе не только Володю мучит его внутреннее «я», не только он ведет разговор с самим собой. Начальник станции, с виду добросовестный, исполнительный советский служащий «в новенькой форменной фуражке», не может от стыда за всё происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности (люди умирают на подведомственной ему территории), и скрытое, смутное, а может быть, осознанное недовольство тем, что происходит в стране. Его молчание – это определенная форма протеста. Этого незначительного чиновника одолевают мысли о будущем России, о той нравственной ответственности за души маленьких граждан великой страны, которую несут взрослые. Наблюдая за любопытными испуганными мальчишками, начальник однажды изрек то ли самому себе, то ли еще кому-то: «Что же вырастит из таких людей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..». Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе «несчастной собачонки», которую мог бы кормить, отрывая хлеб от себя. Хотя думается, вряд ли собачонка помогла: перед нами не ребенок, а взрослый, серьёзный человек, переживающий глубокий нравственный разлад.

Такую же, если не сильнейшую, душевную драму переживает и отец Володи. Он поистине трагическая фигура. Воевал и проливал кровь за революцию, должен был, с точки зрения сына, осудить его поступок: мальчик давал хлеб раскулаченным людям, «куркулям», врагам советской власти. А вместо этого отец тихим голосом задает сыну вопросы, пытаясь понять его побуждения и поступки. Словно извинение звучит его фраза: «У страны не хватает на всех-то…». Отца гложет, видимо, и чувство собственной вины, и сомнение в том, чему он отдал столько сил, здоровья, горячей убежденности, сомнение в правоте дела революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы, могли трудиться, чтобы не было голодных, нищих. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, с этой земли сгоняют, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он, боец революции, привыкший смерти смотреть в лицо, ничего не может сделать. И почему у страны «не хватает»? И на кого «не хватает»? И кто за это должен отвечать? Вдвойне чувствует он вину перед сыном: он видит, что мальчик страдает, что он хочет изо всех своих детских сил помочь голодным людям, а отец, взрослый мужчина, пытается успокоить свою совесть пустыми фразами и молча проходить «мимо голодного лежбища». Он не сказал в упрек сыну ни единого слова. Душевные мучения, чувство стыда, желание понять себя наложили трагический отпечаток на облик этого человека.

Рассказ обращен ко всей стране. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, чаще вести разговор с самим собой, со своей совестью. Коротенькое произведение будоражит человеческую душу своей резкостью, неприкрытой правдой, болью за страну и человека.

 

 «Между прошлым и будущим:

Портрет моего поколения»

 

Официальный комментарий:

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Афоризмы и высказывания известных людей:

·  Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

                                                                         Сократ 399 до н.э

· Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Моё, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле ещё величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть.

                                                                            Альбер Камю

· Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

                                                                         М.Ю.Лермонтов

· Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов.

                                                                     Альберт Эйнштейн

· Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее.

                                                                           Джордж Оруэлл

· Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами.

                                                                          Сомерсет Моэм

· Нынешняя молодежь действительно ужасна. Но самое ужасное то, что мы к ней не относимся.

                                                                             Пабло Пикассо

· И общество, где не почитают стариков, и общество, где не любят молодежь, равно несовершенны.

                                                                               Андре Моруа

· Будущее приобретается в настоящем.

                                                                         Сэмюэл Джонсон

·  Наставники, которым кажется, что они понимают молодежь, - чистейшие мечтатели. Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться самой собой.

                                                                      Эрих Мария Ремарк

· Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

                                                                           Фаина Раневская

· Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи.

                                                                        Рабиндранат Тагор

· Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.

                                                                             Эльдар Рязанов

 

Тематическое направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» оставляет широкий простор для размышлений. Точка отсчета, на наш взгляд, здесь одна: портрет поколения сегодняшних выпускников, то есть людей, рожденных в XXI веке. В связи с этим определяется и круг произведений, которые могут быть использованы в качестве литературных аргументов. «Мое поколение» в этом аспекте - это поколение, сформированное ценностями нынешнего века, поэтому, как бы ни казались привлекательными образы молодых людей литературы XIX-XX веков, они могут и должны быть дополнены героями новейшей русской литературы.

Комментарий к направлению допускает возможность «дискуссионного характера» авторской позиции и «возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики». Кроме того, обратим внимание, что порассуждать над судьбами и ценностями поколения XXI можно, опираясь не только на художественные, но и на публицистические произведения.

Обратим внимание на статью Алины Абдрашитовой «Портрет моего поколения» (https://proza.ru/2014/06/30/1252), в которой представлен образ современника «изнутри».

Автор приглашает нас к серьезному размышлению об особенностях ценностных и поведенческих установок тех, кто сегодня только входит в жизнь. Она пытается показать, чем эти люди отличаются от своих предшественников и чем выделяются на «фоне всеобщей картины в истории человечества». Говорит о том, какой вклад они смогут внести в «развитие науки, культуры или искусства в нашей стране».

Статья начинается с мысли о том, что любая социальная общность, а тем более такая широкая как поколение, неоднородна. Интересен портрет положительного «героя времени», который предлагается читателю: «яркие личности, неутомимые и целеустремлённые люди, для которых каждый интересный момент – это возможность занять своё место в обществе, закрепиться в жизни, зарекомендовать себя как индивидуальность, оставить за собой добрый след». В статье перед нами предстает образ человека мыслящего, стремящегося к активной деятельности, преобразованию реальности, желающего быть полезным обществу и сохранять цивилизационные ценности своего народа.

В этом отношении показательно полемическое рассуждение автора об образе молодого поколения, создаваемого в современных медиа. Действительно, во многих публикациях проводится мысль о том, что молодежь эпохи всеобщей информатизации не просто потеряла связь с национальными духовными корнями, но и отказалась от всех нравственных ориентиров, в потоке развлечений стремится «прожигать жизнь без остатка», не способна не то чтобы создать нечто значительное, но и в принципе мыслить системно. Автор рассматриваемой статьи отвечает на подобные упреки утверждением о том, что «обществу важен каждый, без исключения», подчеркивает недопустимость социального пессимизма, призывает предоставить шанс тем, кто запутался или оказался слаб. Публицист подчеркивает важнейшую роль связи поколений в жизни российского общества, говорит о наставнической миссии старших: «Мы хотим любить, дружить и быть любимым в семье, в школе, в обществе. Мы хотим, чтобы нас научили этому».

Алина Абдрашитова говорит о сложности психологического состояния «человека на распутье», приводит в качестве примера истории своих друзей и знакомых, стремится показать, что молодые люди нередко увлекаются действительно полезными и важными для развития вещами (например, изобразительным искусством, танцами), и эти интересы, так же как и менее достойные, способны выбить их из жизненной колеи, поставить в ситуацию социального неодобрения и даже перед дилеммой: дальнейшее развитие способностей или учеба. К сожалению, замечает автор, не всегда рядом оказываются люди, способные поддержать или даже просто увидеть суть проблемы. В результате неокрепший человек теряет себя, свою оригинальность и уже не может полноценно реализоваться. Это плохо не только для него, но и для страны в целом.

Двадцатилетний автор ставит перед собой цель «дать точное определение целям и жизненно важным проблемам, уделить особое внимание образу дальнейшего существования людей своего поколения». Первая черта, на которую обращает наше внимание А. Абдрашитова – неоднородность поколения. Разные жизненные установки представителей одной эпохи определяют деление на группы, классы, общества: «Положительное общество – яркие личности, неутомимые и целеустремлённые люди, для которых каждый интересный момент – это возможность занять своё место в обществе, закрепиться в жизни, зарекомендовать себя как индивидуальность, оставить за собой добрый след… Отрицательное общество представляет собой серую массу людей, которые не думают о завтрашнем дне, не ставят перед собой каких-либо целей, планов, они считают, что жизнь – это вечный поток развлечений, но они глубоко в этом заблуждаются, это происходит тогда, когда эти развлечения заканчиваются и приходится выживать в этом нелёгком потоке жизни-реки, которая не только научит тебя быть стойким в тяжёлых ситуациях, но и причинит немало страданий и боли, которых ты порой не ждёшь…Мы сами строим свою жизнь, своё положение в ней, и только мы можем выбрать нужный путь, определяя для себя правильное направление и течение, по которому плыть всю жизнь».

Автор статьи размышляет о том, как однобоко порой воспринимают поколение ее сверстников взрослые, видя лишь нежелание познавать новое, замечая «ценники», навешиваемые молодыми людьми на все и всех. А. Абдрашитова не боится спорить с подобным мнением и приводит убедительные примеры жизни подростков, чьи устремления и цели овеяны желанием созидать. Однако случается так, что мечта творить разбивается о необходимость успевать слишком много. Этому способствует как непонимание, так и отсутствие поддержки со стороны взрослых. Рассказывая о ровеснице, чье желание стать архитектором не смогло реализоваться, публицист замечает: «По моему мнению, первой и основной причиной стало непонимание ситуации преподавателями, которым нужно было проанализировать сложившееся положение с девочкой, помочь ей разобраться в проблеме. Ведь задача старшего поколения – направлять нас и помогать найти себя в этой жизни. Девочке, в свою очередь, следовало бы быть устойчивее к неловким положениям и неприятным ситуациям, которые встречаются на жизненном пути. Сегодня есть много сильных личностей, которые пытаются «сделать себя» исключительно благодаря своему уму и настойчивости…».

Стоит отдать должное автору, отмечающему, что молодое поколение не просит уступок, освобождения от обязанностей, юные понимают и принимают ответственность за решения, от которых будет зависеть новая жизнь. Но без взаимопонимания со старшими, без поддержки путь к мечте может оборваться: «Не всё в мире зависит лишь от нас: меня, моих друзей и сверстников, так как немаловажную роль в нашем познании, развитии и воспитании играют старшие поколения. Мы хотим любить, дружить и быть любимым в семье, в школе, в обществе. Мы хотим, чтобы нас научили этому.

 Подводя итог, я хотела бы сказать, что моё поколение – это молодые, активные, талантливые и целеустремлённые люди, которые умеют любить, способны чувствовать и творить добро. Наше будущее в наших руках, и от нас зависит, как сделать его светлым, ярким и великим, наполненным яркими грёзами, таким, чтобы хотелось в нём жить и растить своих детей. Моего прекрасного будущего нет без прошлого и настоящего. Но если прошлое я изменить не в силах, то моё настоящее зависит от меня и моего поколения. Цель моей жизни – быть воспитанным, умным и обеспеченным человеком, иметь любящую семью, быть нужной своей стране. Мы сами строим своё будущее, проходя нелёгкий путь через тернии к звёздам».

К размышлению о достоинствах и недостатках современных подростков ведут произведения Елены Габовой. Обратим внимание на ее рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Повествование ведется от лица старшеклассника. В классе, где он учится, все ненавидят рыжую Светку Сергееву: «Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и ее голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я». Но на самом деле презирали ее и по другим причинам. Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание.

Летние походы всем классом на озеро с ночёвкой всегда омрачались «воем» рыжей Светки – именно так одноклассники характеризуют ее пение: «Выгребет Светка на середину озера, весла в воду опустит и начинает. Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало». При этом рассказчик признается, что у него самого пение одноклассницы не вызывало резкого неприятия: «Было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом, в котором роились еще не умеющие кусаться комары». Такое разное отношение к Светкиному голосу словно показывает читателю: не имея ничего личного против одноклассницы, рассказчик поддается чувству толпы и презирает ее потому, что презирают все. Стоит отметить, что это противопоставление будет неоднократно повторяться в рассказе. Антитеза становится основным композиционным приемом.

Мы видим, что рассказчик чувствует несправедливость в отношении к однокласснице, но при этом не способен вступиться за нее:
«Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то». И он же молча смотрит, как Женька вынуждает Сергееву остаться на берегу, унося сумку с ее вещами с теплохода. Слабость характера рассказчика, его неспособность проявить внутреннюю силу, заступиться за девушку, его желание быть таким, как все, оборачивается душевным дискомфортом, стыдом: «Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились....».

Светка Сергеева противопоставлена рассказчику и своим одноклассникам не только своими рыжими волосами и способностью петь. Ее душевные качества открывают читателю силу и чистоту героини. Она была старшей в семье. Оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже «солнце подчинялось». В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал.

Вторая часть рассказа повествует о событиях, произошедших через пять лет после того самого похода с ночёвкой.

Рассказчик идет в оперу, чтобы «культурно подковаться»: «На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством! Пока я еще ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот». Рыжуха превратилась в золотоволосую красавицу! Сам же рассказчик не смеет подойти к бывшей однокласснице. Но теперь не из презрения к ней, а из-за стыда за себя: «По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она "выла". Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...». Можно предположить, что герою стыдно стало не только за себя – за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.

Завершается рассказ горьким признанием, тоже построенным на антитезе: «Не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Рассказ Елены Габовой очень созвучен мыслям Алины Абдрашитовой Мы видим очень разных представителей одного поколения. И не можем давать однозначные оценки. Видим тех, кто идет к своей цели достойно, наперекор трудностям и невзгодам; видим тех, кто собственные недостатки и слабости маскирует презрительным отношением к другим, напоказ обижая и унижая.

Повесть Николая Баранова «Каникулы онлайн» (https://www.kostyor.ru/archives/10-12/nouvel.html) вышла в журнале «Костер» и признана независимым читательским голосованием «Лучшей повестью 2012 года». Она рассказывает о типичном современном школьнике, который приезжает на каникулы в гости к дедушке. Тот живет в исторической части Санкт-Петербурга и не имеет дома интернета. Жизнь кажется внуку Димке скучной, каникулы – безнадежно испорченными. Но потом заветный кабель находится у соседа дедушки, и Димка возвращается к жизни. Пара часов игры для него как допинг или подзарядка, после чего некоторое время можно существовать в реальном мире не в качестве бойца-шутера, а вполне обыкновенным мальчишкой. Художественное время и пространство повести словно расколоты. В первом есть только моментально проходящее время онлайн в пустом виртуальном пространстве и друг Серый, о котором Димка и знать ничего не хочет («Зачем мне знать, какой он? Я просто хочу у него выиграть!»), а еще Колька, безнадежно увязший в компьютерной игре. Другой план – это Город, Эрмитаж, новый друг Кирилл, дедушка, океанолог Максим. Мы видим, что мир города несравненно богаче и разнообразней. Время в нем идет по-другому: можно успеть посмотреть на закат, дать отпор хулигану, устроить сражение на импровизированных шпагах и сфотографировать класс на экскурсии в музее. Жизнь оказывается интересной и увлекательной, если не томиться в ожидании очередного сеанса онлайн, а просто существовать в окружающих событиях. Николай Баранов очень точно, с юмором и без морализаторства показывает, чем живут современные школьники и как можно жить по-настоящему. Короткими фразами он обрисовывает выпадение школьников из реальности: дедушка «подошел к внуку, посмотрел на лицо. Понял – внук его не видит». Он же говорит Димке: «Мы сегодня вместе больше ничего и не делали. Ты же играешь». А чего стоит вопрос Кольки о том, где находится класс «бессмертных». Читая повесть, замечаешь, что все события разворачиваются на фоне Города, с его закатом на набережной, короткой дорогой в Эрмитаж, памятником Гоголю. И дедушку зовут не случайно Николаем Васильевичем, именно он открывает для внука культуру и красоту Петербурга. Сам Петербург тоже оказывается действующим лицом повести, без которого жизнь, как в компьютерной игре, пуста.

Мир подростков, экспериментирующих с самостоятельностью, только обретающих жизненный опыт, несколько заигравшихся и вынужденных принять горькие уроки реальной жизни создает Артем Ляхович в своей повести «Черти лысые» (http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/cherti-lyisyie).

В центре внимания автора Марк («Марик», «Кошмарик») Баранович с его интересами, переживаниями, радостями и горестями, попытками ответить на главные вопросы: что такое дружба и любовь, как быть услышанным собственными родителями, как понять сложный окружающий мир.

Марик – типичный современный подросток. Он сбегает с уроков, думает о девчонках («мне смешно, когда я на них смотрю: кругом намазюкано, и вся такая прям с обложки, будто ей двадцать лет, а не четырнадцать с хвостиком…»). Кажется, он самый обыкновенный, легкий и радостный мальчишка, но в то же время Марик очень одинок. У него нет друзей, он из-за вынужденных переездов все время меняет школы. У героя нет отца, а ни с одним отчимом жизнь так и не наладилась, потому что все они были людьми недостойными. Больше всего Марик нуждается в родительской заботе, любви и внимании.

Жизнь мальчика изменяется, когда однажды в «секретном» месте, куда он любит сбегать с уроков, он встречает свою одноклассницу Милану («Ляну», «Лянку»). Милана – звезда школы. Она, кажется, живет в очень благополучной семье. Отец Лянки – успешный и состоятельный бизнесмен, она занимается языками, вокалом, много путешествует, обожает Барбадос и Гавану, но скучает в Милане… Девочка чувствует себя очень одиноко – родители, увлеченные только собственным бизнесом, пытаются «откупиться» от дочери, оплачивая ее многочисленные увлечения: «…они ругаются все время. И дерутся. Меня специально так нагрузили, чтобы я дома поменьше была», – делится Лянка переживаниями с Мариком. Подростков сближает чувство ненужности своей семье, нехватка родительского внимания: «…это была запретная тема – наши мамы».

Подростки придумывают план побега на Синее Озеро – особенное место, о котором с теплом вспоминает Марик – туда они ездили с настоящим отцом в далеком детстве. Марик и Лянка бреются наголо, чтобы родители не смогли их найти, и автостопом отправляются на поиски Синего Озера. Теперь становится понятно, что «Черти лысые» – не только название повести, но и сами герои, лысые «гуманоиды», как себя называет Марик. Это уже совсем другие подростки, убежавшие от мира взрослых, от их непонимания и нелюбви. В пути с героями случаются разные истории, веселые и почти трагичные: болезнь Лянки, знакомство с бандитом Бакланом и доброй семьей Чуховых, ночёвки на вокзалах и поиск возможности заработать, опасные встречи, и, наконец, обретение Синего Озера.

Перед читателем разворачиваются все этапы взросления Марика: в конце книги это уже не мальчишка-бунтарь, сбежавший от родителей, а серьезный вдумчивый молодой человек, который ищет и находит ответы на главные вопросы.

Образ Марика, безусловно, собирателен: он размышляет над темами, которые тревожат каждого подростка: «Как вы думаете, люди меняются?», «Как научиться понимать людей?». Финальный диалог Марика и Лянки – это почти взрослый разговор о том, что волнует подростков:

– Почему люди не понимают друг друга? – спросила меня Лянка.

– Потому что не хотят.
    – А почему не хотят?
    – Трудно это. Много работать нужно».

Таким образом, Артём Ляхович в своей повести рассказывает о миропонимании современного тинейджера, о его проблемах и радостях. Автор показывает, как ценна крепкая дружба и как трудно обрести настоящего друга, как сложно бывает найти общий язык с родителями и как важно взрослым уметь слышать собственных детей.

Представлен мир современной молодежи и в крупных жанровых формах.

Роман А.В. Дмитриева «Крестьянин и тинейджер» (http://booksonline.com.ua/view.php?book=77720), получивший в 2012 году «Русский Букер» и вошедший в шорт-лист «Большой книги», – почти классический «роман воспитания». Его герой, восемнадцатилетний московский студент Гера, отчисленный из университета, прячется от призыва в армию в глухой псковской деревне Сагачи, у крестьянина Панюкова, знакомого друга отца.

 Изначально Гера и Панюков существуют в параллельных мирах: русская деревня и проблемы ее жителей московскому студенту абсолютно не близки. Гера откровенно посмеивается над местной «дикостью» и строчит остроумные письма в Москву любимой девушке Татьяне и друзьям, но вскоре втягивается в эту жизнь и понимает, что это его народ, его страна, и ответственность за ее будущее всецело лежит на нем и его ровесниках.

 На протяжении повествования постепенно открывается внутренний мир Геры: перед нами отнюдь не легкомысленный и пустой «мажор», это молодой человек, ищущий свой путь, мечтающий стать историком, пишущий книгу о Суворове и небезразличный к прошлому родины. Принимая упрек Татьяны в инфантилизме, он понимает, что пора взрослеть, а значит, «привыкать жить» в Сагачах. Молодой человек решает помочь Панюкову, ставшему для него старшим другом, отдать долг отцу, спасти брата-наркомана, учиться, но прежде всего – перестать прятаться. Последняя страница книги соединяет в одну картину два дня в жизни Геры: мы видим нашего героя, сидящим на броне танка (значит, он все-таки пошел в армию) и вспоминающим, как год назад Панюков шел ему навстречу.

 Взросление героя стремительно. Он переживает разочарование в любви, острый конфликт со сверстниками («наркоманская» школа в отдаленном районе Москвы), боль за судьбу старшего брата. Однако самое страшное, говорит его случайный собеседник – старик, близкий Татьяне, – потерять страну. Именно это и произошло со старшим поколением – так считают оба героя. Старик, Панюков, которому за сорок, и Гера, только решающий, как и зачем ему жить, образуют композиционное трио: прошлое, настоящее и будущее России.

Проанализировав произведения, отражающие представления о современном молодом поколении, отметим, что все они были основаны на реалиях мира, в котором мы живем. Однако мир художественной литературы сегодня представлен и произведениями других направлений, воссоздающих мир фантазийный. Могут ли в качестве литературных аргументов приводится примеры из мира фэнтэзи, научной фантастики или альтернативной истории? Исходя из того, что образы героев этих произведений созданы авторами XXI века, можно считать, что характеры персонажей воплощают «духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи». Поэтому игнорировать этот пласт современной литературы мы не можем. Обратимся к нему.

Портрет поколения как нигде ярко виден в книгах, которые это поколение читает, в книгах, которые раскупают, перечитывают, по которым снимают фильмы. Нынешние выпускники выросли на книгах о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг. В героях этих книг, как ни в ком другом, виден портрет молодого поколения – детей, которые узнавали этот мир, дружили, влюблялись, разочаровывались, теряли и снова обретали вмести с Гарри, Гермионой и Роном.

Именно они идеал дружбы, к которому стремятся подростки. Причем это даже не столько дружба и сплоченность одного какого-то большого коллектива, как часто встречалось в романах и повестях советской эпохи, сколько крепкий и надежный союз нескольких людей. И Гарри, и Рон, и Гермиона совершенно разные, порой Рон даже обижал Гермиону – но они все равно стояли друг за друга горой. Когда все вокруг отвернулись от Гарри, потому что считали его потомком самого опасного волшебника – его друзья остались рядом.

Старшие школьники перечитывали эти книги позже, уже в юности, и снова видели в главных героях свои черты – стремление к правде, даже когда все вокруг против тебя, внутреннюю силу и свободу. Гарри часто попадал в ситуации, когда его поступки или слова оценивали неверно и даже обвиняли в убийствах. Он никогда не опускал руки, боролся до последнего и добивался правды. Это одна из отличительных черт юного поколения.

Еще одна черта поколения, которую можно подчеркнуть у героев цикла книг Джоан Роулинг – не судить о людях поверхностно, не строить свое отношение только с первого впечатления. И тут даже можно сказать, что читатель обретает эту черту вместе с главными героями. Так мы большую часть истории практически ненавидим Северуса Снейпа, который задирает Гарри и его друзей, встает с ними в явную оппозицию, отпускает едкие комментарии, показывает свое презрение. Северус убивает всеми любимого директора, Альбуса Дамблдора, и переходит на сторону Волан-де-Морта, главного злодея. А потом мы узнаем, что всю жизнь он нес в себе любовь к матери Гарри, Лили Поттер, всю жизнь преданно служил Альбусу, который и попросил убить его, на самом деле оберегал Гарри, хоть и не испытывал от этого восторга.

Герои этих книг, как и молодые люди современности, задаются вопросами, почему нельзя жить в мире? Почему и как появляются злодеи, как вырастают их идеи? Книги не только отвечают на эти вопросы, Джоан Роулинг не приукрашивает финал, потому что нет никакой магии, которая отменила бы ужасы войны. Мы вместе с главными героями переживаем их собственную смерть (Плакса Миртл), смерть их друзей и родственников. Братья-близнецы Уизли, веселые балагуры, разлучается, когда погибает Фред. Умирает всеми любимый Люпин вместе с женой, оставив своего сыном сиротой.

Эти книги о волшебстве, в них много сказочных мотивов, но это не мешает им рассказывать и о реальном мире, таком, какой он есть. Герои этих книг очень близки молодому поколению, потому что росли вместе, потому что они обладают теми качествами, что и сегодняшние выпускники (или, по крайней мере, хотят обладать). Потому что эти герои, хоть и живут в магическом мире, но, как и мы, знают – мы сами решаем свою судьбу. И никакая магия или что-то другое этому не поможет и не помешает.

Каждому поколению свои антиутопии. Последние 12 лет получают огромную популярность книги из серии «Голодных игр» Сьюзен Коллинз, «Дивергент» Вероники Рот, «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера. В этих книгах главные герои – подростки, которым их мир подбрасывает смертельно опасные испытания. И созданы эти испытания или руками господствующей власти (чаще всего тирании), или кругом людей, которые близки к власти и проводят шоу или эксперименты. Задача подростков – не погибнуть и выбраться живыми. Порой ценой чужой жизни. Книги не заканчиваются освобождением – узнавая понемногу изнанку, силу и слабости тех, кто устраивает эти нечеловеческие испытания, главные герои идут дальше, чтобы свергнуть существующий порядок и воздвигнуть новый. Новый счастливый мир, в котором они будут жить.

Откуда же такая слава этих книг? Не потому ли, что они отражают желание современного поколения строить свой новый, честный, совершенно другой мир? Эти антиутопии подчеркивают то, что чувствуют на себе нынешние подростки: стеснение обществом, во главе которого люди зачастую намного старше, архаичные устои, сложная и острая конкуренция, ощущение собственной силы, которую сложно проявить и реализовать.

Кроме того, герои этих книг отражают яркие черты современного поколения. Главная героиня серии книг «Голодные игры» Китнисс Эвердин живет в мире будущего, в государстве Капитолий, образованном на месте современного США. Ей 17, она живет в бедном районе и подчиняется общим правилам. И есть правила, согласно которым проводят выбор двух человек до 18 лет, которые отправятся на Арену, смертельное шоу, устраиваемое их государством. Китнисс вызывается вместо своей младшей сестры и вместе со своим знакомым, Питом Мелларком, отправляется, возможно, на смерть. Вот он, переход современного подростка в жесткой и опасный взрослый мир, в котором ему предстоит пройти немало испытаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.045 с.)