Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Васильев «летят мои кони».↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Итоговое сочинение 2020-2021 учебного года Открытые тематические направления итоговых сочинений 2020-2021 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie). В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями: «Забвению не подлежит»; «Я и другие»; «Время перемен»; «Разговор с собой»; «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». В том же источнике приведены Комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной. Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания. Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.
«Забвению не подлежит»
Официальный комментарий: Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Словарная работа: Забвение Толковый словарь В.И.Даля: ср. Забытие, запамятованье; беспамятство. Впасть в забвенье. Предать что забвенью. Забвенный, забытый, позабытый, о ком, о чем не помнят (Толковый словарь В.И.Даля) Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой: 1. Утрата памяти о чём-н. (книжн.). Предать забвению (перестать помнить, забыть). 2. чего. Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать. Википедия: Угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке. Память Толковый словарь В.И.Даля Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой: Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Историческая память Набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа.
Афоризмы и высказывания известных людей: · Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С. Пушкин · Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. А.М. Горький · Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. С.Л. Франк · Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, — обречена на вымирание. Л.Н. Толстой · Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М.В. Ломоносов · Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. Ф. Абрамов · Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов. А.С. Иванов · Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. В. Шаламов · Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть. Стефан Цвейг · В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Д.С.Лихачев · Знаете, почему всегда будут новые войны? Эрих Мария Ремарк · Сегодня становится очевидным, что истинными причинами экологического кризиса является именно забвение наших традиций бережного отношения к Природе». Ч.Т. Айтматов А. Ахматова «Реквием». Поэма А. Ахматовой «Реквием» - это произведение о репрессиях начала ХХ века. В нем раскрыто несколько тем, но тема исторической памяти проявляется в нем с особой силой, ведь Анна Андреевна сама была участницей событий: она провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде, где находился ее сын. Вместо предисловия «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то"опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». В этих скупых строках – мысль о необходимости запечатления в памяти человеческой страшных страниц истории. Так появилась поминальная поэма «Реквием» о тюремных очередях, о страшных годах ежовщины: Опять поминальный приблизился час. Эта поэма является документом эпохи, воспоминанием о страшных годах, когда были голод, репрессии и миллионы матерей, жен, сестер стояли в очередях с передачами для своих близких, которые находились в застенках НКВД. Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Поэма посвящена матерям и женам, чьи дети и мужья пострадали во время массовых сталинских репрессий в 1937-1938 годах. Благодаря произведению, мы можем точно погрузиться в то время, понять происходившее. Ахматова хотела донести до читателей не только события, но и чувства людей, оказавшихся в тяжелой ситуации. Её цель – не позволить забыть страшные страницы истории, чтобы они не повторились вновь. Актуализируется тема исторической памяти в эпилоге, где Ахматова говорит о том, что она не против, чтобы ей воздвигли памятник. Но при этом она просит не ставит его около моря, ни в царском саду, ведь связь с этими местами потеряна. Она говорит о том, что место памятнику там, где она выстояла 300 часов, возле этих тюремных стен. Это увековечит человеческие страдания не только поэтессы, но и будет служить памятником всем тем, кто был здесь вместе с Ахматовой: А если когда-нибудь в этой стране Таким образом, в «Реквиеме» автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.
Э.Н. Веркин Облачный полк. Автор – Эдуард Веркин – рассказывает историю юного партизана Саныча, на самом деле эта история о Лёне Голикове, герое, имя которого знал каждый школьник. Не случайно Веркин скрывает фамилию своего персонажа. Это позволило ему избавиться от патриотической интонации. Книга построена как мысленные картины фронтовика-ветерана, которого правнук спрашивает: «А на что похожа война? По ощущениям». Для правнука — это подвиги, герои, танки, победа... Для прадеда — это далекая страшная реальность, полустертая в памяти, уже изрядно пострадавшей от склероза и старости. Он не хочет все это вспоминать, но против воли старика, как сквозь пелену проходят картины суровой зимы 1942 года.
Е.Ю. Волкова Последние свидетели Великой Отечественной… (дети в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.). Автор книги Волкова Елена Юрьевна – доктор исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, автор более 100 научных и методических работ, в том числе 7 монографий по истории Великой Отечественной войны, более 30 лет собирает свидетельства участников Великой Отечественной войны, в том числе и детей военного времени. Часть из них вошла в книгу, ее «золотую кладовую» составили воспоминания, собранные студентами КГТУ. Собирая материал, студенты узнали много из жизни военных лет, прежде всего, своих родных. Они смогли другими глазами посмотреть на своих бабушек и дедушек. Все меньше остается живых свидетелей этой самой страшной войны в истории человечества. В книге собраны уникальные воспоминания ветеранов, в детском возрасте переживших Великую Отечественную войну, всесторонне рассмотрена жизнь детей в тылу, в блокированном Ленинграде, на оккупированной территории, в концлагерях и др. Материалы книги будут интересны людям любого возраста. В книге есть особый раздел «Не приведи, Господи, из нашей чаши пить», где собраны воспоминания детей – узников концлагерей, самое страшное, что могло выпасть на долю ребенка. Все это в целом – уроки истории. Автор книги «за поддержку жертв нацизма и сохранение памяти о погибших в войне 1941–45 гг.» удостоена памятной медали «Непокоренные».
Танцовщица-дистрофик «Самая страшная зима в моей жизни была с 1941 по 1942 год, мороз лютый, за 40 градусов, на ступеньках одного из парадных нашего дома сидит мужчина лет пятидесяти, вши по нему перекатываются волнами. В руках он держит банку из-под американских консервов и грязными, потрескавшимися до крови руками выцарапывает со дна банки замерзшие крохи еды. Я проходила мимо, остановилась и говорю ему: «Что вы делаете? Налейте в банку горячей воды и как суп похлебаете эти консервы, будет полезней и сытнее». Он посмотрел на меня. А у него вместо глаз мутные стекла. И говорит: «Девочка, я хоть поем…» Я отошла от него метров на двадцать, оглянулась, а он уже мертвый лежит… С того времени прошла целая жизнь, а вижу это все так, как будто было минуту назад. Представляешь, какое неразгаданное чудо, человеческая память. Что было десять минут назад — забываю. Мне дочка каждый день говорит: «Мама, ты это уже говорила…» А давнее помню до мельчайших деталей… Никогда не забуду, как мы играли концерт в кустах на берегу Ижоры, а немцы были на другом берегу, они все слышали. Но удивительное дело, не стреляли. Командир ансамбля нам говорил, что они в обеденный перерыв не стреляют. Берегли послеобеденный отдых… А мы в это время старались концерты давать. Помню, танцую, а в голове один вопрос веретеном вертится: обстреляют или нет? Потом мне говорили: «Галка, пляши!» И Галка, во второй стадии дистрофии, выскакивала и плясала так, что из-под моих простецких бареток летел огонь. Голова кружилась от голода, в глазах все плыло, а я плясала так, что дух перехватывало. Тогда, в блокаду, я не помню, чтобы кто-то плакал или тем более рыдал. Не помню слез, причитаний и истерик. Людей хоронили молча, в лучшем случае завернув в какую-нибудь тряпицу, чаще всего хоронили в чем были. Первыми умирали мужчины. Родители хоронили детей, дети хоронили родителей, семьями хоронили. На саночках, на досточках волокли по снегу. Гробы были большой редкостью. И все это без слез. Был иной градус бытия, другая степень безусловности. Помню много случаев, когда покойников по нескольку месяцев не хоронили. Зимой такое было часто. Их держали в холодных квартирах, и живые родственники на них получали хлебные карточки. Ходили специальные бригады, проверяли квартиры и силой хоронили мертвецов. Я помню эти штабеля трупов, на каждом углу можно было встретить мертвые тела, кто-то из них был как попало прикрыт. Кто-то так лежал… Глаза прикрою — и вижу их, объеденных крысами, кошками, с выклеванными птицами лица… …Знаю, что продавали котлетки из человеческого мяса, до сих пор помню лицо одной дворничихи, она продавала по 50 рублей за котлетку. Не знаю, где она их брала, но то, что продавала человечину, это я вам говорю со всей точностью. Я знаю десятки случаев, когда люди делились последней крошкой, последним глотком воды, которую приносили из-под обстрела с Невы. Поверьте, добра человеческого было очень много и благодаря этому добру многие выжили».
«Я и другие» Официальный комментарий: При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. Афоризмы и высказывания известных людей: · Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. Л.Н. Толстой · Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В. Г. Белинский · Все дороги ведут к людям. А. де Сент-Экзюпери . · Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия. Оскар Уайльд · Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве. Людвиг Фейербах Методические рекомендации: Данное направление многоаспектно, как многоаспектны понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я – это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» не может существовать без понятия «другие». Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я. Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации — одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие. «Я» осознает себя, формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с «другими» - индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. В комедии автор не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность в Просвещенном государстве. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль обязаны стать основой обновленного дворянства и привнести идеи перемен в государстве.
А.Н. Островский «Гроза». Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - это произведение не только о семейной драме. В центре повествования автора конфликт двух эпох: патриархального уклада крепостников и молодого смелого поколения, готового жить по-новому. Катерина, главная героиня произведения, противостоит не только придиркам деспотичной свекрови, но и всему закостенелому домостроевскому укладу «темного царства». Героиня честна и не может чувствовать себя свободно, если приходится лгать и лицемерить для того чтобы быть угодной. Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор передает и настроение общества, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Замыслу автора соответствует и название произведения. Эта мощная природная стихия олицетворяет грядущий крах удушливой атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях и предрассудках. Не зря первым героем, с которым мы встречаемся в пьесе, является рассудительный механик-самоучка Кулигин, одним из желаний которого является изобретение громоотвода. И именно он говорит о «жестоких нравах», царящих в городе.
А.П. Чехов «Вишневый сад». Есть выражение «под лежачий камень вода не течет», которое отражает закономерность развития человека: если он не будет стараться, ничего в его судьбе не изменится. Об этом писал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Любовь Раневская и ее брат Гаев долгое время закладывали имение и жили на эти деньги, поэтому долги и проценты поглотили их имущество. Они не хотели расставаться с родовым гнездом, однако ничего не сделали, чтобы спасти его от разорения. Они лишь произносили громкие речи о необходимости перемен, но реальных шагов для спасения недвижимости не предпринимали. Герои не осознавали, что времена изменились, не понимали того, что должны меняться и они сами. Все предложения Лопахина, человека нового времени, не были восприняты серьезно. В итоге Раневская и Гаев лишились дома и сада, потому что «под лежачий камень вода не течет».Новое время диктует свои законы.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Сложно ли человеку в эпоху перемен принять что истинно, а что ложно? Ответить на эти вопросы пытается найти для себя герой романа М.А. Шолохова. Григорий Мелехов искренне старался осознать смысл социальных перемен в стране. В герое уживаются одновременно труженик и собственник. Это и является причиной внутреннего разлада. Григорий Мелехов на войне пытается понять общественное устройство и свое место в нем. Сражаясь, герой не ищет для себя выгоды, главное — отыскать правду. Именно поэтому он так пристально всматривается в окружающий мир. Он не разделяет восторга других казаков относительно прихода революции. Григорий не понимает, зачем она им нужна. Раньше казаки сами решали, кто будет ими править, выбирали атамана, а теперь за такое сажают. На Дону не нужны ни генералы, ни мужики, народ и сам разберется, как разбирался и до этого. Да и обещания большевиков ложны. Говорят, что все равны, а вот идет Красная армия, на взводном хромовые сапоги, а солдаты все в обмотках. И где равенство?Он тяжело переносит убийства таких же обычных людей. Когда война закончилась, Григорий понял, что сердце наполнилось холодом, потеряло былую чистоту.
Виктор Гюго «Отверженные». Может ли человек изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос зависит от готовности личности к переменам. Например, главный герой романа «Отверженные» твердо решил исправить свои ошибки и искупить грехи после того, как встретил доброту и понимание в мире, который ненавидел. Жана приговорили к длительному тюремному сроку только за то, что он украл еду для своей умирающей от голода семьи. В заключении он поклялся себе отомстить людям за унижение. Но когда он вернулся с каторги, то встретил священника, который спас его от повторного приговора. Когда Жана привели к нему с украденными у него же вещами, епископ сказал, что украденное является подарком, и велел жандармам отпустить Жана. С тех пор каторжник изменил свое отношение к миру, что стало ключом к другим переменам: герой стал всеми уважаемым дядюшкой Мадленом, который помогал беднякам и способствовал развитию своего региона. Благодаря его промышленным открытиям сотни людей получили работу и достойные условия для жизни. Жан смог построить свою судьбу так, как захотел, потому что был готов трудиться для этого.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Особняком в литературе стоят герои, которые на протяжении всей своей жизни путем ошибок и разочарований обретают истинный смысл жизни. Именно таковы любимые герои Л.Н. Толстого. С князем Андреем Болконским мы встречаемся в салоне А.П. Шерер. Перед читателем предстает молодой человек пронзительного ума, уже совершенно уставший от жизни, единственным смыслом которой для него становится слава. Ради нее он готов жертвовать всем, даже своей семьей, а надо отметить, что жена, которой герой так тяготиться, вот-вот должна родить, но и эта мысль не делает героя счастливым. Он отправляется в поход за славой. Отметим, что это первая ошибка, которая положила начало изменениям в герое. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, князь Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина. Глядя на плывущие мимо облака, Болконский осознает, что его прежние мечты и стремления мелки и ничтожны, впрочем, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь, – теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Затем герой, уверенный в том, что жизнь его «кончена», встречает Наташу Ростову. Она показывает Болконскому, что такое чувства, благодаря ей он узнает, настоящую любовь, ради которой хочется жить. Но вынужденная разлука и увлеченность молодой Ростовой Анатолем Курагиным приводят гордого князя к очередному разочарованию. И только смертельное ранение и осознание ценности жизни подталкивают героя к тому, что он учится прощать. Болконский прощает не только Наташу, но и нанесшего ему смертельное оскорбление Курагина. Князь Андрей умирает с миром в душе. И.А. Гончаров «Обломов». Противопоставляя Обломова и Штольца, автор даёт читателю возможность увидеть, как по-разному решается героями вопрос самореализации в жизни. С юных лет Обломова окружали лень и праздность существования. Родители всячески пытались сдерживать подвижного и любознательного мальчика, тем самым навсегда отгородив его от внешнего мира непреодолимой стеной апатии. Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересуют ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, он «устает» от чувств. Вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях. И такой подход к жизни в нем был воспитан. Другое дело — позиция Андрея Ивановича Штольца. Целеустремлённость, отвага перед лицом жизненных преград — лишь новые ступени к достижению чего-то большего. Родители Штольца закладывали в его образование как любовь к труду, так и любовь к искусству. И все же, здесь тоже не все идеально: Андрей живёт в будущем, не особо задумываясь о настоящем, что не даёт ему ни единого шанса остановиться и жить так, как он того хочет. Смысл его жизни в саморазвитии, которое не только возвышает его над остальными, но и губит. Именно поэтому он не может стать «живым», он – машина. И только старый друг детства может всколыхнуть его душу. Гончаров в своем романе не дает ответа на вопрос: «Что лучше?» Обломов приковал себя к дивану, утратив способность к самореализации. Штольц же, занимаясь своим будущим, преуспел. Он определенно добился своей цели – реализовал заложенный в нем потенциал дельца. Но счастлив ли герой? Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.
Н.В. Гоголь «Портрет». Художник Чартков, герой повести Н.В. Гоголя, молодой подающий надежды художник, которому профессор пророчит блестящее будущее. О реализации своего таланта мечтает и сам герой, но он бесконечно беден, даже на самое необходимое нет денег. Поэтому так тяжело Чарткову отказаться от внезапно попавшего ему в руки богатства. Помыслы героя изначально благородны и понятны: он мечтает нанять квартиру, купить кисти и краски… А потом творить, стремясь реализовать свой потенциал и заслужить уважение в обществе. Начинающий художник понимает, что для этого нужно много работать и он изначально готов к этому, но не выдерживает испытания богатством. Чартков думает уже не столько о приобретении необходимого, сколько о покупке лишнего. Параллельно тому, как герой наслаждается комфортом новой сытой жизни, он теряет талант, сам того не замечая. Чартков пишет портреты, они вызывают восторг у заказчиков, но искусства в них нет. Поначалу герой понимает это, а потом для него важным становится мнение общества, в котором художник добивается определенного положения. Он уважаемый человек, с его профессиональным мнением считаются. Казалось бы, вот пример полной самореализации личности. Но так ли это? Нет. И понимаем мы, что герой обманывается, в тот момент, когда его как эксперта приглашают оценить работу бывшего однокашника. Чартков смотрит на полотно и осознает, что перед ним настоящие произведение искусства, а то, что он сам за эти годы создал, гроша медного не стоит!
А.Н. Островский «Гроза». К душевному разладу приводят угрызения совести и Катерину Кабанову. Выросшая в атмосфере любви и свободы героиня, выходя замуж, ожидала гармонии и в семье мужа. Но домостроевские порядки, вечные придирки свекрови и неспособность безвольного мужа встать на ее защиту толкают Катерину на измену. Читатель может объяснить себе мотивы поступка героини, но сама она не видит оправдания себе. Ее гложет чувство вины. В душе главной героини разлад: жить во лжи она не может, а терпеть унижения не хочет. Катерина находит для себя единственный выход – бросается с обрыва в Волгу.
Портрет моего поколения»
Официальный комментарий: Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики. Афоризмы и высказывания известных людей: · Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Сократ 399 до н.э · Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Моё, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле ещё величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть. Альбер Камю · Печально я гляжу на наше поколенье! М.Ю.Лермонтов · Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов. Альберт Эйнштейн · Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. Джордж Оруэлл · Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами. Сомерсет Моэм · Нынешняя молодежь действительно ужасна. Но самое ужасное то, что мы к ней не относимся. Пабло Пикассо · И общество, где не почитают стариков, и общество, где не любят молодежь, равно несовершенны. Андре Моруа · Будущее приобретается в настоящем. Сэмюэл Джонсон · Наставники, которым кажется, что они понимают молодежь, - чистейшие мечтатели. Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться самой собой. Эри
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.016 с.) |