Специфика содержания выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика содержания выпускной квалификационной работы



(дипломной работы) по профилю подготовки

 

В зависимости от рассматриваемых вопросов выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (профиль «Технология») может быть выполнена в следующих направлениях:

· научно-исследовательское;

· методическое;

· смешанное (комбинированное).

В каждом случае содержание основной части выпускной квалификационной работы (дипломной работы) будет иметь некоторые отличия.

Научно-исследовательское направление предполагает выполнение работы в форме исследования, основанного на анализе научных источников. В этом случае, обучающийся вносит определенный вклад в теорию рассматриваемой проблемы, демонстрирует способности видеть методологические основы науки, возможно – оригинальную точку зрения, авторское видение темы.

В данном направлении чаще всего рассматриваются проблемы, связанные с общими вопросами технологического образования школьников, его историей, современным состоянием и перспективами развития, в том числе, изучением и анализом зарубежного опыта. Работы научно-исследовательского характера могут быть посвящены совершенствованию содержания технологического образования; раскрытию условий развития личности, исследованию способов формирования мотивации, ценностных ориентаций, творческого мышления, способностей и т.п. в технологическом образовании; обоснованию процессов формирования у подрастающего поколения технологической и проектной культуры; различным аспектам подготовки и деятельности учителя технологии и другие.

Для выпускной квалификационной работы (дипломной работы) научно-исследовательского направления свойственны следующие черты:

· описание научных фактов (событий, явлений, понятий);

· объективное раскрытие сущности исследуемых явлений (процессов, идей) во взаимосвязи, взаимодействии и выявление законов их развития;

· анализ, обобщение (не перечисление) материалов и определение выводов.

Исследование такой направленности носит, как правило, комплексный характер и может охватывать элементы истории и философии образования, различных отраслей педагогики и психологии, аксиологии, социологии труда, экономики и другое.

Экспериментальная работа в данном исследовании выполняет некоторую профилактическую функцию, указывая возможные пути решения заявленной проблемы. Эксперимент может быть проведен как опытная работа, обнаруживающая практическую необходимость разработки исследуемой проблемы.

В качестве результатов научно-исследовательских работ могут быть представлены:

· учебно-теоретические материалы, например фрагмент учебного пособия, частично освещающего тот или иной теоретический аспект проблемы, например, «Сущность, цели и задачи дифференцированного обучения», «Основы организации предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении», «История возникновения и развития учебной экскурсии как формы организации обучения» и т.п.;

· рекомендации научно-прикладного характера, содержащие методические предложения, способствующие лучшему пониманию теоретических возможностей технологического образования и внедрению их в практику работы учителей, например, «Организация внеурочной работы технологической направленности», «Межпредметные связи как органичная составляющая уроков технологии»;

· конкретные программытренинговых, диагностических или коррекционных методик, структурированное и содержательное наполнение которых может быть использовано педагогами при выборе рациональных решений организации учебно-воспитательного процесса по технологии;

· фрагментами уроков, учебных занятий с подбором и обоснованием оптимальных средств (способов) обеспечения планируемых личностных достижений обучающихся.

Подготовленные в качестве результатов исследования материалы в обязательном порядке должны содержать обоснование их применения: целевое назначение, установление логики и характера использования, особенности разработки, реализуемые принципы (дидактические, методические, организационно-технические и другие), достоинства.

Методическое направление предполагает выполнение выпускной квалификационной работы (дипломной работы) в форме исследования общих вопросов методики преподавания технологии.

Методическое направление относится к практическим исследованиям-разработкам. Это наиболее распространённый тип проблем, когда исследователь пытается ответить на вопрос, каким способом получить результат с помощью имеющихся методических средств (то есть содержание, методы, средства, формы обучения и организации деятельности учащихся в обучении технологии требуют дополнительных исследований).

Работы, относящиеся к данному направлению, бывают разнообразными. Одни ставят своей целью изучение социально-педагогических основ обучения технологии (например, выявление познавательного и воспитательного значения технологии как школьного предмета), другие направлены на улучшение каких-либо распространенных и важных для технологического образования способов обучения, третьи содержат разработку конкретной методики (например, как изучать технологии художественной обработки древесины, обработки металлов, пищевых продуктов, технологию творческо-конструкторской деятельности и т.п.), четвёртые определяют организационно-технические условия обучения технологии (например, подбор учебно-материальной базы, применение учебно-технической документации, средств наглядности и технических средств обучения) и другие.

Для выпускной квалификационной работы (дипломной работы) методического направления характерны следующие черты:

· объективная оценка конкретного способа (методики) обучения;

· выявление существенных особенностей данного способа (методики) обучения и аргументы в их пользу, дающие преимущества по сравнению с другими способами (методиками);

· наличие методического обеспечения образовательного процесса по технологии (практической разработки, изделия, продукты творческой деятельности и т.п.), предназначенного для непосредственного внедрения в практику.

Методические исследования, чаще всего, направлены непосредственно на педагогическую практику, поэтому теоретические разделы в них должны служить обоснованием для последующих методических (практических, проектных, технологических) разработок. В параграфах теоретических разделов целесообразно рассмотреть сущность и функции методического анализа содержания учебного материала, определить продукт методического анализа материала, провести методическую редукцию учебного материала, и представить методически обработанный материал в формах, которые выбрал студент.

Экспериментальная работа в исследованиях методической направленности может быть проведена как обучающий эксперимент, то есть в условиях учебных ситуаций, способствующих применению того или иного способа (методики) обучения.

В качестве результатов методических работ могут быть представлены:

  • программно-методические материалы, например, фрагменты учебно-тематического плана, учебной программы;
  • учебно-методические материалы, например, методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем); разработки уроков, учебных занятий;
  • учебно-справочные издания, например, учебный терминологический словарь, учебный справочник, содержащие сведения по определенному разделу (теме);
  • учебно-практические материалы (целесообразно разрабатывать такие материалы по отдельным учебным модулям (темам)), например, сборник упражнений, сборник заданий, сборник контрольных заданий, сборник лабораторных работ, сборник практических работ, рабочая тетрадь (на печатной основе или электронная);
  • учебно-наглядные материалы, например, предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда, коллекции, альбомы, образцы изделий т.п.); изобразительная наглядность (репродукции, фотографии и т.п.); условно-графическая наглядность (схематические рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.п.);

· технические средства: кинофильмы (кинофрагменты), тренажёры и т.п.;

· изделия (творческие проекты), имеющие прикладное значение в контексте темы выпускной квалификационной работы (дипломной работы);в качестве проектов целесообразно подбирать изделия, отличающиеся оригинальностью и полезностью, отражающие творческий характер работы, и самостоятельный поиск студента.

Подготовленные в качестве результатов исследования материалы в обязательном порядке должны содержать методическое обоснование их применения: раздел (тема (-ы)), к которому относится методическое обеспечение, целевое назначение, реализуемые принципы, структура, содержание и соответствие планируемым результатам обучения, характер использования, особенности разработки, разработка учебных ситуаций их применения (планов-конспектов), рекомендации по методике использования.

Заявляемые творческие проекты целесообразно подкреплять доводами в пользу выбора оптимальной идеи, подбора материалов, рациональной технологии, отражения межпредметных связей.

Смешанное (комбинированное) направление о бъединяет научно-исследовательский и методический подходы. Это, пожалуй, самый распространённый тип выпускных квалификационных работ (дипломных работ), поскольку позволяет обучающемуся продемонстрировать умение работать с комплексом научных источников и проводить эмпирические исследования.

Смешанное исследование предполагает изучение педагогической (и одновременно методической) проблемы, включающее в себя информационный поиск по теме, теоретико-методический анализ, экспериментальную работу с интерпретацией её результатов, а также разработку конкретных рекомендаций (методических материалов), которые должны быть доведены до стадии, обеспечивающей их практическое применение.

 

6 Методические рекомендации по оформлению текстовой части



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.023 с.)