Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускной квалификационной работы (дипломной работы)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
5. 1 Структура и содержание выпускной квалификационной работы (дипломной работы)
Обязательными структурными элементами выпускной квалификационной работы (дипломной работы) являются: · титульный лист; · специальный бланк «Задание на выпускную квалификационную работу» (заполняется в двух экземплярах, один из которых подшивается к работе, второй – хранится в личном деле обучающегося); · содержание; · введение; · основная часть (представленная разделами, включающими подразделы); · заключение; · список использованных источников; · приложения; · отзыв научного руководителя (не подшивается). Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников, наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Введение – это краткое, логичное, аргументированное изложение основных идей (замысла) выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Назначение введения в структуре выпускной квалификационной работы (дипломной работы) – охарактеризовать современное состояние исследуемой проблемы, степень её разработанности в теории и практике, привести теоретико-методологические основы исследования, обосновать актуальность и значение избранной темы, дать общую характеристику источников, материалов, методик, использованных в процессе исследования. Введение содержит научный аппарат исследования: объект, предмет, цель, задачи, комплекс научных методов педагогических исследований. Во введении раскрывается практическая значимость проведенного исследования, указывается база исследования, даются сведения о возможной апробации и внедрении его результатов, указывается объем и структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Проблема не выдвигается произвольно, она является результатом изучения практики и специальной литературы, выявления противоречий. Источником научно-педагогической проблемы обычно являются затруднения, преодоление недостатков педагогической практики, противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств, методов, форм их решения. Актуальность исследования – это степень его важности в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы. Критерий актуальности динамичен, зависит от времени и конкретных условий. Для оценки актуальности выпускной квалификационной работы (дипломной работы) главное значение имеет практическая потребность в нём и степень неудовлетворённости существующим в практике положением. Объект исследования – это педагогическое пространство (некий процесс или некое явление), подлежащие изучению в исследовании. Предмет исследования – это часть (аспект) объекта, которую необходимо исследовать более глубоко и детально. Предмет исследования конкретизирует определённые условия, характеризующие широту охвата (границы) работы. Например, указывается конкретный образовательный уровень (основная школа, средняя школа, дополнительное образование и т.п.) или отмечаются определённые классы, возраст учащихся. Условиями также могут быть: определённый раздел (подраздел) ПО «Технология», профиль образования и т.п. Цель исследования – это желаемый (предвосхищаемый) конечный результат исследования; то, что требуется достичь в результате исследования. Задачи исследования – это последовательные шаги, действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Среди задач педагогического исследования важно выделить три группы: · задачи, связанные с изучением источников, истории вопроса и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, поиском теоретико-методологических основ исследования; · задачи, связанные с раскрытием сущности изучаемого педагогического явления факторов и способов его преобразования, моделированием структуры; · задачи, направленные на практическую разработку и использование методов, средств, форм рациональной организации педагогического процесса, выработку практических рекомендаций и дидактических средств. В выпускной квалификационной работе (дипломной работе) целесообразно формулировать не более 4 исследовательских задач. Подбор научных методов педагогических исследований. Для решения научных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно подразделить на теоретические и эмпирические. Теоретические методыпредполагают глубокий анализ фактов, образование мысленных моделей, использование предположений и др. К теоретическим методам относят анализ, синтез, моделирование, систематизацию, типизацию, классификацию, исторический подход и другие. Эмпирические методы применяются для фиксации и описания явлений, фактов. К ним относят: педагогическое наблюдение, исследовательскую беседу, опросные методы (интервью, анкетирование, тестирование), изучение результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, экспертную оценку (метод независимых экспертов), статистические методы обработки данных, шкалирование, ранжирование, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и другие. Подбор методов исследования основывается на следующих принципах: · адекватность существу изучаемого явления и тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя; · соответствие логической структуре исследования; · запрет исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым. Практическая значимость исследования характеризует влияние, которое оказывают (или могут оказать) результаты исследования на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и т.п. Показатели, описывающие практическую значимость проведенного исследования, могут быть следующие: пользователи, заинтересованные в результатах исследования (учителя, учащиеся, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных органов и т.п.), масштаб внедрения результатов (в одной, нескольких школах, районе, области и т.п.), способы использования результатов исследования в практической деятельности (новые разработки, программы, тематическое планирование, планы-конспекты, правила, алгоритмы, дидактическое обеспечение, проекты и другое). База исследования подбирается в соответствии с заявленной темой. Экспериментальной площадкой должны быть организации, в которых обучающиеся могут решать профессиональные задачи в тех видах деятельности, которые определенны ФГОС ВО по соответствующей направленности и профилю образовательной программы. Основная часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы) содержит основную информацию (до 75 % от общего объема работы), отражающую непосредственно процесс исследования проблемы, методику и основные результаты. Основная часть состоит из двух (реже трёх) разделов, разбитых на подразделы (параграфы). Количество разделов и подразделов в них зависит от особенностей темы и области знания, к которой эта тема относится. Окончательное решение данного вопроса принимается обучающимся при согласовании с научным руководителем. Обязательным является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Каждый раздел и подраздел (параграф) основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и содержать вывод (обобщение). Вне зависимости от количества разделов выпускная квалификационная работа (дипломная работа) должная включать в себя следующие части: · теоретическую; · практическую (экспериментальную). Первый раздел, как правило, представляет теоретическую часть. Он носит обзорно-аналитический характер, содержащий систематизированное изложение истории и современного состояния изучаемого вопроса, авторскую позицию по теме и её отдельным аспектам. В параграфах первого раздела целесообразно остановиться на вкладе отечественных и зарубежных авторов в исследование проблемы, рассмотреть различные подходы к её решению, ключевые понятия, которые используются в исследовании, привести их определения, дать сравнительную характеристику. В ходе обзора теоретического материала необходимо избегать механического соединения не переработанных отрывков из разных источников, сплошного цитирования без анализа и обобщений. Второй раздел традиционно составляет практическую (экспериментальную) часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Он нацелен на изложение основных результатов экспериментальной и методической работы. В параграфах данного разделах можно затронуть такие вопросы, как разработка фрагмента тематического плана, системы занятий, уроков, внеклассных форм работы технологической направленности, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий с рекомендациями по их применению и т.п. Данный раздел выпускной квалификационной работы (дипломной работы) требует от студента творческого применения его потенциальных возможностей и способностей в сфере профессионально-педагогической деятельности, интеграции психолого-педагогических, технологических, экономических знаний и умений. Экспериментальная работа – это спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого субъект (экспериментатор) воздействует на изолированный объект (процесс, явление) и регистрирует изменение его состояния. Экспериментальная работа предписывает использование комплекса теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей объективностью и достоверностью исследовать образовательный процесс. Чаще всего в ходе экспериментальной работы применяют педагогический эксперимент, в структуре которого различают констатирующий и формирующий этапы. Реализуемый Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования уровень бакалавриата по выше заявленному направлению и профилю подготовки позволяет считать достаточным проведение в ходе экспериментальной работы только констатирующего этапа (констатирующего эксперимента). Констатирующий эксперимент может вбирать в себя ряд исследовательских методов, в частности – беседы, анкетирование, педагогическое наблюдение, рейтинговую оценку, статистические методы и другие. Констатирующий этап (эксперимент) ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта (явления, процесса). Цель констатирующего эксперимента – констатировать (зафиксировать) реальное состояние исследуемого объекта (процесса, явления) в действительности, определить его исходные параметры и связи: наличие (или отсутствие) чего-либо, уровень проявления (выраженности) чего-либо, установление разнообразных зависимостей и т.п. На заключительном этапе констатирующего эксперимента обязательно должно произойти обобщение, систематизация, анализ (осмысление) результатов и их итоговая интерпретация. Интерпретация – это раскрытие смысла, разъяснение полученных результатов и их значения в логической схеме исследования (предполагаемая эффективность в практическом использовании). Результаты экспериментальной работы должны отвечать таким требованиям как актуальность, научная объективность, доступность выводов и рекомендаций для использования их в других исследованиях или практической деятельности. В процессе экспериментальной работы могут быть допущены следующие ошибки: · используются исследовательские методики без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента; · констатирующий эксперимент выстраивается только на использовании одного исследовательского метода (например, проведено одно анкетирование); · результаты экспериментальной работы носят описательный, а не аналитический (причинно-следственный) характер. Заключение – это завершающая часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы), которая содержит оценку результатов исследования. Эта оценка дается с точки зрения соответствия выполненной работы поставленной цели и решенным задачам. В заключении дается краткое и логичное обобщение изложенного материала, подчеркиваются основные вопросы, затронутые в исследовании, аргументировано оцениваются достигнутые результаты. В заключении не допускается повторение содержания введения и выводов основной части, в частности выводов, сделанных по разделам. Список использованных источников содержит все изученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы) источники: публикации всех видов, нормативную документацию, отчеты научно-исследовательских работ, материалы Интернета и т. п. Для качественного и всестороннего изучения рассматриваемой в работе проблемы обучающемуся следует использовать как отечественную, так и зарубежную литературу. Приложения содержат промежуточный второстепенный материал, вспомогательные таблицы, рисунки, описания, анкеты и другую информацию, дополняющую основную часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.012 с.) |