Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По использованию в работе с детьми раннего возраста

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию в работе с детьми раннего возраста

Тканевого конструктора «Шифоновая радуга»

Жизнь современных детей предельно насыщена, строго регламентирована и требует от них не только физических затрат, но и серьезных психологических и умственных усилий. С такими нагрузками психологическое и физическое состояние здоровья ребенка вызывает опасение, как у родителей, так и у специалистов детского сада. Ведь для сохранения здоровья ребенку необходимо наслаждение интересными делами, играми и впечатлениями, чем больше впечатлений, тем шире интересы, любознательнее и активнее ребенок.

Каждый год в детский сад приходит все больше детей с особенностями развития, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевом развитии.

Такие дети меньше удивляются, восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Перед педагогическим коллективом детского сада встала проблема, как помочь детям научится творить, фантазировать и при этом стать инициативными, самостоятельными, умеющими адаптироваться в окружающем социуме.

Мы адаптировали и внедрили инновационную авторскую арт-методику «Альтернативное рисование тканью с использованием конструктора «Шифонова радуга»». «Шифоновая радуга» это оригинальный авторский конструктор для рисования тканью, который может использоваться в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. Арт - методика основана на многоаспектном использовании сенсорного материала — ткани. Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность. Сенсорные качества ткани создают ощущение безопасности. Лёгкий, мягкий, гладкий материал даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». В период адаптации (разрыв с матерью) это ощущение носит характер замещающего компонента. Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста.

Составляющие конструк­тора-пособия « Textil - fan»:

- игровое поле - «холст» (бязь, которая не даёт скользить шифонам и помогает детям чувствовать границы);

- набор шифоно­вых полотен (минимальный набор - 7 цветов) - квад­раты 70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x15 см; прямо­угольники 70x50 см, 60x40 см;

- корзина (или короб, туесок с удобной крышкой).

 Основная идея технологии заключается в применении опосредованных способов решения педагогических задач и регулирование психоэмоционального состояния ребенка в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми. Ребенок, в отличие от взрослых, не боится «чистого листа» - ему не нужны особые инструкции, чтобы придумать, как играть. Детям важны игрушки открытого типа, которые не задают шаблонов в игре, а предлагают творить самому.

Взяв за основу предлагаемое пособие, мы постарались расширить его, и адаптировать к конкретным педагогическим задачам.

Расширение и обогащение чувственного опыта дошкольника, его знаний и представлений об объектах окружающего мира.

Развитие познавательных процессов и приемов познавательной деятельности (умственной и практической).

Формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности, возможность реализовывать себя в окружающем социуме.

Развитие любознательности, формирование положительной мотивации к различным видам деятельности.

При работе с конструктором мы определили ряд преимуществ:

Пальчиковые игры

Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Совершенствование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве, двигательной памяти.

«У меня проглот - кулачок,

Проглотил кулачок платок,

Сразу стало у проглота,

Брюхо как у бегемота».

«Бегемот»

Привет! Я бегемот!

У меня большой живот.

Мой платочек, скушал, вот.

Ням, ням, ням, ням.

Вот это бегемот,

 У него большой живот.

 

Играют вначале одной рукой, а потом и правой и левой вместе.

«Медведь»

Лез медведь

В свою берлогу,

Все бока свои помял.

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

«Ловкие пальчики быстро бегут,

Ловкие пальчики не устают

Мишутке шьют рубашки,

Пашутке шьют кармашки,

Ванюшке и Танюшке

Косыночки, штанишки.

 

 

«Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем

Влево – вправо, влево – вправо,

На другой руке сначала»

 

«Жаба» (Е.Савельева).

Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)

Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)

Развернули мы платок – (снять носовой платок)

Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)

 

«Стираем носовой платочек»

Намочить платочек; намылить, потереть, прополоскать, отжать, встряхнуть, повесить сушить.

Я платочек постираю,

А потом прополоскаю, отожму,

Встряхну, повешу,

И прищепкой пристегну.

«Маме станем помогать»

Маме станем помогать,

Будем мы бельё стирать,

Раз, два, три,

  Раз, два, три,

Мы стираем, посмотри!

Чистенькой воды нальём,

Полоскать бельё начнём.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Полоскаем, посмотри!

Чтоб бельё сушить начать,

Нужно хорошо отжать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Отжимаем, посмотри!

Подтянулись высоко

И повесили бельё.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Как бельё висит, смотри!

Мы стирали, мы стирали,

Наши рученьки устали,

Сядем рядом посидим,

Друг на друга поглядим!

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

Раз, подбросим, два, поймаем,

Три, уронем и сломаем!

«Снежки»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

И в кого-нибудь запустили.

 

«Запоминалка» (можно использовать шнурки, веревочки, плетенки)

Раз шнурок и два шнурок,

Перекресток. Узелок.

Вот посорились концы

Разбежались, молодцы

Спинки сделали дугой,

Вот один, а вот другой.

Померились – повстречались

И опять узлом связались.

«Мышинные хвостики» (учимся завязывать узлы)

Хвостик, хвостик, перекрест

Хвостик в дырочку пролез

Потянули, завязали

Вместо мышек ушки стали.

Ушко, ушко, снова крест

Вот мышонок в норку влез.

«Мастерицы»

Научилась вышивать я,

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

«-Молодец! – сказала мама,

-Ты у нас портниха прям».

«Иголочка»

Игла, моя иголочка,

Один стежок – расцвел цветок

Другой стежок – распустился лепесток.

«Рукодельница»

Вышивала я цветы,

Вышивала травы.

Все что видела кругом,

Тканью рисовала.

«Букет»

Лоскуточек к лоскутку,

На квадраты поделю,

Совмещу оттенков цвет,

Получается – букет.

Мой букет не из цветов,

Создан он из лоскутков.

Стоил он больших трудов

Мне дороже всех даров.

«Одеяло»

Лоскуточки я достала,

Собираю свой узор,

Получилось одеяло,

Лоскуточков разговор.

«Улитка»

Вот улитка по дорожке

Тихо, медленно ползет,

Кверху вытянула рожки

Домик на себе везет.

Если кто ее пугает,

В дом свой быстро заползает.

«Стирка»

Мылом мылю я носки

Крепко трутся кулачки,

Сполосну носочки ловко

И повешу на веревку.

«Кошечка»

Придет киска не спеша

И погладит малыша.

«-Мяу, мяу – скажет киска.

-Наша детка хороша».

«Игрушки»

Из цветной красивой ткани

Малышам игрушки шьем.

Куклы, мячики и зайки

Их все больше с каждым днем.

Логоритмические игры

Цель: формирование ориентировки в пространстве, умение чувствовать свое тело и управлять им, побуждать ребенка реализовывать свои творческие возможности, способствовать положительному эмоциональному настрою.

«Фокусники»

Свои ручки покажите. Пусто?

Свои ручки поднимите.

Ими потрясите.

А теперь потрите. Ничего?

Сожмите, уроните,

подуйте, поглядите. Ничего?

 

Затем педагог прячется или отворачивается и говорит волшебные слова: «1,2,3 – ну-ка фокус покажи!». Дети достают свои платочки и показывают педагогу (Приложение 6).

«Шмель»

С первым солнцем шмель проснулся,

Встрепенулся, отряхнулся…

Лепестков открытие,

Для шмелей событие.

«Ручеек»

Говорливый ручеек

К речке – мамочке притек

И за ручку вместе с нею

К морю побежал скорее.

Но купаться ручейкам

Надо под присмотром мам.

Можно использовать купол, парашют, синие, голубые лоскуты. Играть индивидуально, парами, большими командами.

«Бабочка»

Бабочка прилетела! (машем руками)

На цветочек села (садимся на корточки)

Крылышки сложила (руки за спину)

Головку опустила (опустить голову, накрываем лоскутом).

«Листики»

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем.

Ветер поднимается,

Листья опускаются.

Мы шагаем, мы шагаем

Ни когда не отстаем,

Руки к верху поднимаем,

Приседаем и встаем.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

«Ручеек»

Познакомьтесь мой дружок –

Маленький и быстрый,

Синеглазый ручеек,

Чубчик серебристый.

Он бежит из далека,

По камням и сучьям.

Я завидую слегка,

Ах! Какой везучий.

«Шарик»

Мне купили шарик синий

Был он легким и воздушным

Ах, какой он был красивый,

                            Но ужасно не послушный.

Коммуникативные игры

«Играющий котенок»

Эта игра побуждает использовать не ведущую руку. Все движения в игре выполняются медленнее обычного, поэтому дети с невысокой скоростью реакции успевают выполнять задания.

Возьмите платок и сядьте на пол. Держите платок в руке, не сминая его. А теперь подкиньте платок повыше и поймайте его другой рукой. Представьте, что платок это котенок, прыгающий с одной руки на другую. А теперь представьте, что котенок устал и прыгает все медленней и медленней.

 

«Малый круг»

В этой игре дети действуют и ведущей и не ведущей рукой, сотрудничают друг с другом, развивают внимание и способность к эмпатии. Дети перебрасывают платок друг другу, игру можно усложнить, перебрасывая 2 платка

«Найди пару»

Дети делятся на две команды. Команда девочек - в разноцветных платочках.

Звучит музыка. Мальчики и девочки свободно бегают по залу. Музыка обрывается: девочки застывают на месте и закрывают глаза. Мальчики бегут к педагогу, и тот быстро раздает им в руки цветные платочки, а потом звонит в бубен. Девочки открывают глаза. Все играющие должны найти себе пару по цвету платочка до того момента, пока бубен кончит звенеть. Те, кто не успели найти партнера, выбывают из игры.

В игру «на вылет» играют с детьми старшего дошкольного возраста.

Для четырехлеток такого «обострения» не требуется: они захвачены не столько скоростью, сколько самим процессом поиска пары.

Игра «КУ-ку

Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.

Вариант. Пока дети прячутся за платочками, можно давать им задание изображать на лице различные эмоции: радость, страх, удивление, грусть, злость.1,2,3 –ты печальным замри. 1,2,3 – ты удивленным замри. 1,2,3 – ты веселым замри 1,2,3 – ты сердитым замри.

Игра с платком (фанты)

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Необходимый материал: шифоновые платки, карточки с заданиями.

Процедура: ведущий раздает карточки с заданиями: с помощью платка нужно изобразить бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, морскую волну, больного и т.д. Каждый из участников с помощью платка должен изобразить того персонажа, который указан на его карточке, остальные угадывают. Важно, чтобы каждый принял участие в игре. Ведущему нужно поощрять к участию робких, стеснительных ребят.

2 вариант: Дети двигаются под музыку, после остановки музыки ведущий «превращает» их в какой-нибудь персонаж (фокусник, баба-яга, принцесса, автогонщик).

А теперь давайте немного отдохнем. «Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят. Будто опять закружиться хотят. Ш-Ш-Ш-Ш. Вы любите рисовать? А ведь рисовать можно не только красками, но и цветными лоскутками. Для создания картин лоскутки можно связывать, скручивать, завязывать узлом, использовать прищепки и резиночки. Давайте попробуем нарисовать осенний лес.

 

Игры со стихами

«Платочек»

Я на новенький платок дую, словно ветерок.

Мой платок зашевелился, на колени опустился.

К нему жук приходил - по краю ходил:

- жжж...жжж...жжж...

К нему муха прилетала - с угла на угол скакала:

- ззз...ззз...ззз...

Надо деточек позвать - будут детки танцевать!

-Тра-та-та... Тра-та-та...

-Хватит детки вам плясать!

Вам пора ложиться спать!

Уложу Маринку на мягкую перинку.

А подружку Аллу укрою одеялом.

Спит Андрюшка на подушке,

А под подушкой книжка, книжка - малышка.

Я ребят будить не буду-

Надо деточкам поспать.

А платочек не забуду

В свой кармашек я убрать.

 

«Обезьянка Дина»

На квадратной - квадратной полянке

Жила-была обезьянка.

Обезьянку звали Дина.

А где на полянке середина?

Прибежал к середине уголочек.

А к нему и второй, его дружочек.

Подтянулись ещё два брата.

Сколько углов у квадрата?

Получился конверт.

В нём открытка.

На открытке блестящая рыбка!

А ещё значок квадратный!

Вот как сложен платок аккуратно!

 

ОРУ с тканевыми лоскутами

Ветерок»

И.П. – О.С. ткань в правой руке

1,2,3,4 – махи тканью в боковой плоскости.

 

Вертолет»

И.П. – О.С. ткань в правой руке

1,2,3,4 – круги тканью в боковой плоскости.

Выполнить – большие, средние, малые круги.

 

Змейки»

И.П. – О.С. ткань в правой руке, вверх

1,2,3,4 – выполнять движения кистью влево и вправо.

 

Спирали»

И.П. – О.С. ткань в правой руке

1,2,3,4 – выполнять круговые движения кистью наружу

5,6,7,8 - выполнять круговые движения кистью внутрь

 

Восьмерки»

И.П. – О.С. ткань в правой руке

1,2,3,4 – выполнить восьмерку тканью в горизонтальной плоскости по воздуху.

ТОЖЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ

 

Фокусники»

И.П. – О.С. руки внизу, ткань натянута за края

1 – руки вперед

2 – руки вверх

3 – руки вперед

4 – И.П.

 

Штанга»

И.П. – О.С. руки внизу, ткань натянута за края

1 – руки вверх

2 – руки за голову

3 – руки вверх

4 – И.П.

 

Радуга»

И.П. – О.С. руки внизу, ткань натянута за края

1 – руки вверх

2 – наклон туловища вправо

3 – выпрямиться

4 – И.П.

5 – руки вверх

6 – наклон влево

7 – выпрямиться

8 – И.П.

 

9. «Складка»

И.П. – сед, ткань в руках, натянута за края

1 – руки вверх

2 – наклон, потянуться тканью за носки

3 – руки вверх

4 – И.П.

 

10.   «Передай палаток»

И.П. – лежа, руки вверх, ткань натянута за края

1 – поднять правую ногу, ткань передать под коленом

2 – вернуться в И.П.

3 – поднять леву ногу, ткань передать под коленом

4 – И.П.

 

11.   «Жанглёры»

И.П. – О.С., ткань в правой руке

1 – бросок лоскута вверх правой рукой

2 – ловля левой рукой

3 – бросок лоскута вверх левой рукой

4 – ловля правой рукой

 

Упражнение на дыхание

Лоскут в любой руке, за край вперед

Дуть, чтобы ткань «летела»

 

 

13.   Прыжки боком

Ткань на полу растянута

И.П. – боком к ткани

Прыжки через ткань боком

 

14.   Прыжки вперед назад

Ткань на полу растянута

И.П. – лицом к ткани

Прыжки через ткань лицом, спиной

 

15.   «Ловцы»

И.П. – О.С. ткань в двух ладонях

1 – присесть, бросок ткани вверх двумя руками

2 – встать, ткань поймать

 

16.   «Солнышко»

И.П. – О.С. ткань в правой руке

1 – руки вверх через стороны, переложить ткань в левую руку

2 – руки вниз через стороны

3 – руки вверх через стороны, переложить ткань в правую руку

4 – И.П.

 

17.   «Лодочка»

И.П. – лежа на животе, руки вперед ткань за края натянута

1,2 – поднять руки и ноги вверх, прогнуться

3,4 – И.П.

 

18.   «Горячая картошка»

В парах, в тройках и т.д. (можно использовать одновременно несколько лоскутов, если детей более трех)

Ткань завязать на несколько узелков, не крепко. Бросок лоскута то правой, то левой рукой друг другу, ловля так же, со сменой рук.

 

Вывод: используя адаптированную технологию «Textil - fan» в течение года мы смогли отследить:

1. Снижение тревожности детей раннего возраста.

2. Снижение порога эмоционального дискомфорта детей с особыми образовательными потребностями.

3. Развитие коммуникативной, познавательной сфер воспитанников, умение мыслить не стандартно.

4. Повышение коммуникативных способностей и интереса к участию в коллективных играх.

5. Повышение интереса у детей к физической активности, в большей мере для детей с особыми образовательными потребностями.

 

Конструирование тканевыми лоскутами - это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач: от развития всех видов моторики и накопление сенсорного опыта до формирования сложных мыслительных действий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию в работе с детьми раннего возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.)