Тема: Общество: сущность и специфика познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Общество: сущность и специфика познания



    Цели и задачи занятия: определить категории, которыепозволяют осмыслить общество как систему в совокупности его основных сфер и как процесс поступательного развития; выявить основные черты, характеризующие гражданское общество и спланировать основные перспективы его формирования в Украине; определить принципиальные различия и гуманистическую направленность значения нации как политического, гражданского, а не этнического образования: осмыслить методологические возможности формационного и цивилизационного подходов к анализу истории общества.

    Основные понятия и категории темы: производство, производственные отношения, всемирно-исторический процесс, географическая среда, гражданское общество, идеология, историческое мышление, исторический процесс, класс, конфликт, человечество, человеческий труд, искусство, мораль, народность, нация, племя, политика, права, природа, производительные силы, религия, род, семья, социальная общность, социальная стратификация, казнь, общественные отношения, общественно-экономическая формация, общество, формы общественного сознания, цивилизационный подход, цивилизация.

ПЛАН

1. Социум, как исторический процесс.

2. Общество и природа. Народонаселения - предпосылка и субъект исторического процесса.

3. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

4. Социально-этнические общности людей и тенденции их развития.

5. Сущность духовной жизни общества. Формы общественного сознания.

 

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Назовите основные сферы общественной жизни. Охарактеризуйте их, покажите взаимосвязь и взаимообусловленность.

2. Чем обуславливаются конфликты? Дайте оценку концепций социального конфликта.Выясните их методологический потенциал.

3. Что выступает основным социальным мотивом развития производительных сил общества:

а) стремление изменить природу;

б) развитие науки, постоянное расширение знаний;

в) характер производительных сил;

г) экономические интересы, вытекающие из определенного отношенияк собственности?

4. Какое утверждение является верными:

а) способ производства базируется на основе взаимодействия человека и производства;

б) способ производства развивается на основе развития техники;

в) способ производства развивается на основе развития

производительных сил и производственных отношений;

г) способ производства развивается на основе господствующих производственных отношений?

5. Проанализируйте диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в истории Украины. Выделите основные этапы преобразований производственных отношений и проследите, как они связаны с изменениями в технике и технологии производства.

6. В чем заключается специфика законов развития общества по сравнению с законами развития природы?

7. Общество - часть природы. Общие законыоказывают действия на его составные части. Почему законов природы недостаточно для функционирования и развития общества? Назовите законы, которые определяют общественное развитие.

8. Что такое «нация»? Проиллюстрируйте единство ее территориальных, этнических, экономических, общекультурных и психологичных основ.

9. Чем вызвана актуальность формирования гражданского общества? Назовите его основные институты и обозначьте перспективы их развития в современном украинском обществе.

1О. В чем сущность «гражданского общества»? Определите его основные качественные характеристики и институты.

11. Раскройте сущность концепций «географического детерминизма» и «геополитики». В чем заключаются методологические недостатки этих концепций?

12. Дайте характеристику основных концепций истории, раскройте их мировоззренческое и методологическое значение для общества.

13. Какими факторами обусловливается специфика национальных отношений? Почему толкование нации как политического, гражданского образования считается более гуманистическим, продуктивным в методологическом отношении, чем ее понимание как этнического образования?

14. Определите структуру общественного сознания. Покажите различия обыденного и теоретического сознания, идеологии и общественной психологии.

15. Дайте характеристику основных форм общественной сознания, раскройте механизмы их взаимовлияния и взаимообусловленности.

16. Покажите эволюцию социальных сообществ через диалектику категорий: «род», «племя», «семья», «общество», «народность», «нация».

17. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «формация»?

Охарактеризуйте особенности цивилизационных этапов в

истории человечества. Дайте характеристику общественно-экономических формаций.

 

Темы докладов и рефератов

1. Общество как система и жизнедеятельность общества: методологические подходы.

2. Социальный прогресс: цивилизации и формации. Теории локальных цивилизаций.

3. Философия истории: проблемы периодизации. Понятие постиндустриального общества.

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с. 311-334.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 351-359.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация„Логос”, 1998, с. 236-243.

4. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996, с.305-343.

5. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с. 425-456.

6. Несмеянова Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для

вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 219-255.

7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.631-666.

8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.445-469.

9. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

 

 

СЕМИНАР № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.006 с.)