Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: сознание, ее природа, сущность и структура

Поиск

    Цели и задачи занятия: определить соотношение понятий «материя», «сознание», «бытие», «дух»; выявить их методологический потенциал для решения фундаментальных проблем философии; проанализировать развитие форм отражения, его особенности на разных уровнях развития материи; определить философские и естественнонаучные свойства сознания, его структуру и основные факторы развития; обосновать значение, самосознания, охарактеризовать уровни сознания.

    Основные понятия и категории темы: бытие, отражение, ощущения, вульгарный материализм, душа, дух, язык, мозг, органы чувств, раздражительность, психическое, рефлексы, самосознание, сознание, восприятие, представление целей.

ПЛАН

1. Возникновение и природа сознания.

2. Сознание - высшая форма отражения действительности. сущность

и функции сознания.

3. Определяющая роль социальности в эволюции сознания.

4. Творческий характер сознания. Самосознание.

5. Сознание и язык.

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем заключается ошибочность взглядов, вульгарных материалистов на природу и сущность сознания? Обоснуйте свой ответ.

2. Что означает положение о том, что сознание не только отражает мир, но и создаёт его?

3. Как можно обосновать общественно-историческую сущность сознания?

4. Какими качественными признаками отличается психика человека от психики животных?

5. Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека?

6. Какую роль в жизни человека играет бессознательное?

7. В чем проявляется «вторичность» сознания и зависимость его от материи?

8. Проанализируйте роль языка в развитии сознания?

9. Можно понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?

10. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания?

11. Что из перечисленного входит в философское понимание сознания (ощущения, речь, мышление, биотоки мозга, свобода, представление, темперамент, эмоции, память, понятие, инстинкты, мировоззрение, желание, нервные импульсы, рефлексы)?

12. В чем заключается специфика творческой деятельности? Кого можно считать субъектом творчества?

 

Темы докладов и рефератов

1. Эволюция философских представлений о сознании, его происхождении и сущности.

2. Проблема «диалога» человека и компьютерных систем.

3. Сознание как необходимое условие восстановления культуры.

4. Сознание и духовный мир человека.

5. Индивидуальное и общественное сознание: общее и отличительное.

6. Сознание, самосознание, подсознание: формы проявления.

Литература

1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.63-83.

2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 283-310.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация Логос, 1998, с. 191-194.

4. Кохановський В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996, с. 162-201.

5. Несмеянова Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для

вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 203-219.

6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.286-304.

7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.445-467.

8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.280-294.

9. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч.

посібник – К.: Либідь, 2004, с. 281-296.

10. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.

СЕМИНАР № 6

Тема: Диалектика: принципы, законы,категории

    Цели и задачи занятия: обосновать мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики, что позволит раскрывать источник, механизм и направленность изменений всех предметов и явлений материального и духовного мира; выявить взаимосвязь и взаимопереходы законов и категорий диалектики; обосновать непродуктивность софистики, эклектики и метафизики, их несостоятельность; выявлять истинную сущность и взаимообусловленность всех элементов мира; вырабатывать навыки применения диалектического метода в научно-теоретической деятельности и повседневной жизни.

    Основные понятия и категории темы: случайность, диалектика, действительность, эклектика, общее, закон, отрицание, содержание, категория, количество, метафизика, мера, возможность, следствие, необходимость, единичное, особенное, причина, противоположность, противоречие, софистика, преемственность, прыжок, сущность, форма, явление, качество.

ПЛАН

1. Разнообразие способов философствования (диалектика, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и т.д.).

2. Диалектика и метафизика как основные альтернативные способы

философского осмысления бытия.

3. Общие законы диалектики и их роль в осмыслении процесса развития.

4. Универсальные связи бытия и категории диалектики.

 

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. Ваше мнение о границах диалектического метода. Существуют ли они? Обоснуйте ответ.

2. Связана с диалектикой способность человека к постоянному духовному самообновлению и самосохранениюперед угрозой  хаоса, неопределенности?

3. Раскройте философское понятие закона. Приведите примеры различных видов законов.

4. Назовите основные принципы диалектики. Приведите примеры их проявления в различных сферах бытия.

5. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что есть источником развития?

б) каков механизм развития?

в) в каком направлении идет развитие?

6. Выберите правильные выводы:

а) все в мире необходимо, случайность существует только как идея;

б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании;

в) одни явления в мире случайные, другие - необходимые;

г) случайность является формой проявления необходимости;

д) каждое явление есть случайным и необходимым, но в разном смысле.

7. В чем заключается принципиальное отличие диалектического возражения от метафизического?

8. Как Вы понимаете утверждение Гегеля о том, что "диалектика есть постижение противоречий в их единстве"?

9. Субъективная диалектика является отражением объективной, возможно ли в таком случае считать, что содержание первой, полностью совпадает с содержанием второй? Аргументируйте  свой ответ.

10. Что является ведущим в диалектическом взаимодействии формы и содержания?

11. Может ли одно и то же явление быть одновременно и причиной, и следствием? Могут причина и следствие меняться местами? Приведите примеры.

12. Раскройте сущность альтернативных концепций диалектики.

 

Темы докладов и рефератов

 1. Диалектика как теория развития.

2. Категории диалектики как универсальные формы мышления.

3. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики.

 

Литература

1. Гаврилов Н.И. Основыфилософии; учебно-методическоепособие для вузов – К.: „Манускрипт”, с. 205-247.

2. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.237-260.

3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 205-247.

4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-37-39.

5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.476-521.

6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.30302-348.

5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989.


СЕМИНАР № 7

Тема: Проблемы истинностизнания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.008 с.)