Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: сознание, ее природа, сущность и структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели и задачи занятия: определить соотношение понятий «материя», «сознание», «бытие», «дух»; выявить их методологический потенциал для решения фундаментальных проблем философии; проанализировать развитие форм отражения, его особенности на разных уровнях развития материи; определить философские и естественнонаучные свойства сознания, его структуру и основные факторы развития; обосновать значение, самосознания, охарактеризовать уровни сознания. Основные понятия и категории темы: бытие, отражение, ощущения, вульгарный материализм, душа, дух, язык, мозг, органы чувств, раздражительность, психическое, рефлексы, самосознание, сознание, восприятие, представление целей. ПЛАН 1. Возникновение и природа сознания. 2. Сознание - высшая форма отражения действительности. сущность и функции сознания. 3. Определяющая роль социальности в эволюции сознания. 4. Творческий характер сознания. Самосознание. 5. Сознание и язык.
Проблемно-поисковые вопросы 1. В чем заключается ошибочность взглядов, вульгарных материалистов на природу и сущность сознания? Обоснуйте свой ответ. 2. Что означает положение о том, что сознание не только отражает мир, но и создаёт его? 3. Как можно обосновать общественно-историческую сущность сознания? 4. Какими качественными признаками отличается психика человека от психики животных? 5. Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека? 6. Какую роль в жизни человека играет бессознательное? 7. В чем проявляется «вторичность» сознания и зависимость его от материи? 8. Проанализируйте роль языка в развитии сознания? 9. Можно понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг? 10. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания? 11. Что из перечисленного входит в философское понимание сознания (ощущения, речь, мышление, биотоки мозга, свобода, представление, темперамент, эмоции, память, понятие, инстинкты, мировоззрение, желание, нервные импульсы, рефлексы)? 12. В чем заключается специфика творческой деятельности? Кого можно считать субъектом творчества?
Темы докладов и рефератов 1. Эволюция философских представлений о сознании, его происхождении и сущности. 2. Проблема «диалога» человека и компьютерных систем. 3. Сознание как необходимое условие восстановления культуры. 4. Сознание и духовный мир человека. 5. Индивидуальное и общественное сознание: общее и отличительное. 6. Сознание, самосознание, подсознание: формы проявления. Литература 1. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.63-83. 2. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 283-310. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательскаякорпорация Логос, 1998, с. 191-194. 4. Кохановський В.П. Философия: учебник для высшихучебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996, с. 162-201. 5. Несмеянова Е.Е. Философия в вопросах и ответах: Учебноепособие для вузов – М.: Гардарики, 1999, с. 203-219. 6. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.286-304. 7. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.445-467. 8. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.280-294. 9. Табачковський В.Г. Філософія: Світ людини. Курс лекцій: навч. посібник – К.: Либідь, 2004, с. 281-296. 10. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989. СЕМИНАР № 6 Тема: Диалектика: принципы, законы,категории Цели и задачи занятия: обосновать мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики, что позволит раскрывать источник, механизм и направленность изменений всех предметов и явлений материального и духовного мира; выявить взаимосвязь и взаимопереходы законов и категорий диалектики; обосновать непродуктивность софистики, эклектики и метафизики, их несостоятельность; выявлять истинную сущность и взаимообусловленность всех элементов мира; вырабатывать навыки применения диалектического метода в научно-теоретической деятельности и повседневной жизни. Основные понятия и категории темы: случайность, диалектика, действительность, эклектика, общее, закон, отрицание, содержание, категория, количество, метафизика, мера, возможность, следствие, необходимость, единичное, особенное, причина, противоположность, противоречие, софистика, преемственность, прыжок, сущность, форма, явление, качество. ПЛАН 1. Разнообразие способов философствования (диалектика, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и т.д.). 2. Диалектика и метафизика как основные альтернативные способы философского осмысления бытия. 3. Общие законы диалектики и их роль в осмыслении процесса развития. 4. Универсальные связи бытия и категории диалектики.
Проблемно-поисковые вопросы 1. Ваше мнение о границах диалектического метода. Существуют ли они? Обоснуйте ответ. 2. Связана с диалектикой способность человека к постоянному духовному самообновлению и самосохранениюперед угрозой хаоса, неопределенности? 3. Раскройте философское понятие закона. Приведите примеры различных видов законов. 4. Назовите основные принципы диалектики. Приведите примеры их проявления в различных сферах бытия. 5. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы: а) что есть источником развития? б) каков механизм развития? в) в каком направлении идет развитие? 6. Выберите правильные выводы: а) все в мире необходимо, случайность существует только как идея; б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании; в) одни явления в мире случайные, другие - необходимые; г) случайность является формой проявления необходимости; д) каждое явление есть случайным и необходимым, но в разном смысле. 7. В чем заключается принципиальное отличие диалектического возражения от метафизического? 8. Как Вы понимаете утверждение Гегеля о том, что "диалектика есть постижение противоречий в их единстве"? 9. Субъективная диалектика является отражением объективной, возможно ли в таком случае считать, что содержание первой, полностью совпадает с содержанием второй? Аргументируйте свой ответ. 10. Что является ведущим в диалектическом взаимодействии формы и содержания? 11. Может ли одно и то же явление быть одновременно и причиной, и следствием? Могут причина и следствие меняться местами? Приведите примеры. 12. Раскройте сущность альтернативных концепций диалектики.
Темы докладов и рефератов 1. Диалектика как теория развития. 2. Категории диалектики как универсальные формы мышления. 3. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики.
Литература 1. Гаврилов Н.И. Основыфилософии; учебно-методическоепособие для вузов – К.: „Манускрипт”, с. 205-247. 2. Губар О.М Філософія: інтерактивний курс лекції: Навч. посібник.-К.: Центр учбової літератури, 2007, с.237-260. 3. Заїченко Г.А. та ін., Філософія. Підручник – К.: Вища шк., 1995, с. 205-247. 4. Причепій Є.М Філософія. Підручник. Вид 3-тє стереотипне- К.: Академвидав, 2009, с.-37-39. 5. Подольська Є.А. Філософія. Підручник- К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006.- с.476-521. 6. Подольська Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логіка, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник. Вид. друге, перероб. та доп.-К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006, с.30302-348. 5. Философскийэнциклопедическийсловарь, М.Ланда, М.Смолкин и др.; 2-е издание – М.: Советскаяэнциклопедия, 1989. СЕМИНАР № 7 Тема: Проблемы истинностизнания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.008 с.) |