Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторская педагогическая разработка↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторская педагогическая разработка
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ (методические рекомендации)
2020 год город Харцызск СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Теоритические основы данного пособия являются продолжением работы, начатой авторами с детьми старшего дошкольного возраста. Научно-теоритическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности имеет тот же алгоритм и методические рекомендации, что и с детьми старшего дошкольного врзраста. В авторской разработке многоглетняя практика использования видов торческой деятельности (игровое творчество, песенное творчество, танцевальное творчество, театральные игры, основы актерского мастерства, работа над основными принципами драматизации) в подготовке дошкольников к театрализованной деятельности, подтверждает, что у ребенка происходит пробуждение творческого креативного начала воссоздание и реализации образа. Авторы О.И. Пастухова, Н.Д. Обыденная провели большую работу над подбором репертуара для устешной реализации всех видов творческой деятельности с детьми 4-5 года жизни.
Дошкольное детство – это особый и очень важный период развития ребенка. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми и сверстниками через игровые отношения. Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является развитая речь. Наиболее благоприятные условия для речевого самовыражения детей создает художественно-речевая деятельность, которая является огромным развивающим потенциалом в формировании речевой компетентности. Задачи художественно-речевой деятельности не ограничиваются только становлением правильной и грамотной речи. Основной целью ее является: воспитание любви и интереса к художественному слову, развитие эмоциональной, ярко окрашенной, выразительной речи. Необходимо подчеркнуть, что важно не только научить ребенка понимать выразительность речи при восприятии художественного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи и деятельности. Одним из таких видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития и воспитания детей, является театрализация. Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов педагогического воздействия на детей. Используя театрализацию, педагог развивает в дошкольнике: · умение входить в «образ» и удерживать его на протяжении игры; · осознанность речевых и исполнительских действий; · умение передавать характерные особенности художественного образа; · способность переносить полученные представления в самостоятельную игровую деятельность. Театр, по утверждению К.С.Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Театрализованная игра в дошкольном детстве также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка; стимулирует активность речи за счет расширения словарного запаса; совершенствует артикуляционный аппарат; ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса). Гармоничное, дополняющее друг друга взаимодействие художественно-речевой и театрализованной деятельности создают все условия для формирования речевой и коммуникативной компетенции ребенка, для развития его творчества и креативности. Все показатели сформированности речевых, коммуникативных и творческих способностей и умений дошкольника складываются не стихийно, а в ходе воспитательно-образовательной работы. I. АКТУАЛЬНОСТЬ
Целевые ориентиры ГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, проявляет инициативу, умеет вступать в диалог, поддерживает и ведет его последовательно, способен слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли, интонации, формулы речевого этикета – это яркая характеристика сформированности речевых, коммуникативных и творческих умений современного дошкольника. Реализация данных задач – одна из главных целей дошкольного образования. Актуальность этой цели особенно велика в наше время, когда отмечается снижение интереса к культурным и духовным ценностям личностного развия. Сегодня вопрос быстрого развития образной, выразительной, яркой речи стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что взрослые, да и дети, стали больше и чаще общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Эффективным и мощным средством активизации речевого общения, развития словесного творчества детей, является театрализованная деятельность. Во время просмотра спектакля, знакомства с литературными произведениями они получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи. В процессе подготовки и показа представления у детей развивается связная речь, имеющая эмоционально-окрашенный характер и предусматривающая широкое применение вербальных и не вербальных средств выразительности. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но не навязчивого педагогического средства, т.к. сам ребенок при этом испытывает только удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно синтез театрализованной и речевой деятельности является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-речевых способностей детей средствами театрализации требует определения особой технологии, использование театрализованных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
ПЛАН-ПРОГРАММА I квартал
II квартал
III квартал
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ПЛАН-ПРОГРАММЕ «ТЕАТР-ТВОРЧЕСТВО-ДЕТИ»
Алгоритм календарного планиолвания представлен помесячно. Предполагается проведение систематических театрализованных занятий 1 раз в неделю. Тематика занятий может перекликаться с основными темами годового планирования учебно-воспитаельного процесса. Занятия в основном строятся по единой схеме: 1. Создание эмоционального настроения (этюды души, музыкальные разминки, приветствия, сюрпризные моменты, психогимнастика), которые воспитатель подбирает по своему усмотрением с учетом особенностей проживаемой ситуации. 2. Введение в тему (мотивационные беседы, общение, загадки). 3. Театрализованная деятельность (в разных видах творческой деятельности): * культура и техника речи (артикуляционная гимнастика); * пальчиковые игры, скороговорки, чистоговорки, биоэнергопластика; * игровое творчество; * театрализованная игра; * песенное творчество; * ритмопластика. 4. Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Содержание театрализованных занятий может включать в себя: - чтение произведений художественной литературы (анализ содержания, поступков героев, происходящих событий); - просмотры кукольных спектаклей и беседы по ним; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные); - упражнения на социально-эмоциональное развитие детей и дополнения содержания зависит от креативных идей и творчества воспитателей. Предложенный в планировании репертуар в разделе методические приёмы в основном своем содержании представлен в приложениях. В разделе «Театрализованной деятельности» виды творческой деятельности реализуются не всего перечня, а те которые необходтиы для проведения данного занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Сентябрь 1н. « Давайте познакомимся» - (Диагностика) 2 н. «Для Деда и Бабы снесла Курочка яичко…» -(настольная театр по русск.народной сказке) 3 н. «Есть у Деда огород…» - (импровизация по мотивам р. н. ск. «Репка) 4 н. «Ходит Осень по дорожкам…» (хоровод «Здравствуй, Осень!») Октябрь 1 н. «Мы играем поём!» (имитационные игры на дудочке, балалайке, шумовых инструментах в пляске «Мишка с куклой пляшут полечку») 2 н. «Забыла девочка котенка… (козленка, мышонка, теленка) покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить…» 3 н. «Галя по садочку ходила, свой платочек там уронила… 4 н. Игра – пляска с платочками Развивать способность воспроизводить импровизированные танцевальные движения, умение ритмично двигаться под музыку.
Ноябрь 1. н. «Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок (козленок, утенок) подрастёт… (импровизация и звукоподражание) 2.н. Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили…» Развивать интерес к хороводным играм; способность выполнять имитационные движения; воспитывать эмоциональный отклик на хороводное пение. 3 н. Настольный театр по р. н. ск. «Репка 4 н. «Свет мой, зеркало, скажи, кого ты видишь?» (упражнения на мимику).
Декабрь 1 н. «Потеряли котятки на дороге перчатки» (чтение пр. С. Я. Маршака «Перчатки») 2 н. «Встали детки все в кружок, Дед Мороз огни зажег на зеленой Ёлке» (инсценировка «Песенки о Ёлочке») 3.н. «Падали, падали белые снежинки…» (импровизация танца со снежинками) 4 н. «Снеговик с сюрпризом»(игры со снежками)
Январь 1. н. Рассказывание ск. «Заюшкина избушка» 2.н. «Лисичку Зайка в Дом впустил, и вот на улице он плачет один» (драматизация сказки «Лиса и Заяц» в исполнении старших дошкольников) 3 н. «Колобок спешит на Ёлку в детский сад» (инсценировка сказки – пьески) 4 н. «Шумовой оркестр малышей для всех наших гостей!» Февраль 1. н. Чтение пр. С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» 2. н. «Чужие мамы свои песенки мышонку пели» - (Этюд на импровизацию и звукоподражание). 3.н. «Жил в лесу колючий Ёжик…» (инсценировка песенки) 4 н. «В гости пальчики пришли…» (пальчиковые игры и упражнения)
Март 1 н. «Нет на свете милей, милой мамочки моей !» - (Инсценировка песенки «Пирожок для мамы!») 2. н. «Вышла Курочка (Коровушка, Козочка) гулять…» (импровизация/инсценировка песенок)
3 н. Танец с платочками – «Я с платочками хожу…» 4 н. Хороводы: «Кто у нас хороший?» «Ходит Ваня…» 5 н. «Пальчиковые игры» Н. Пикалевой.
Апрель 1 н. Чтение пр. С. Я. Маршака «Теремок» 2 н. «В тесноте, да не в обиде…» (инсценировка по ск. «Теремок») 3 н. «На болоте 2 лягушки, 2 веселые квакушки…» (танец/импровизация песенки «2 лягушки вечерком…») 4 н. «Дайте только срок, мы построим Теремок …» (пальчиковая игра, строительные игры)
Май 1 н. «Ладушки, Ладушки! Идем в гости к бабушке!» (импровизация песенок – потешек, пальчиковые игры) 2 н. «Два веселых Гуся» (инсценировка песенки – потешки) 3 н. «Цветы и пчелки на лугу…» (импровизация танца)
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Сентябрь № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. «Давайте познакомимся!» (Встреча с Петрушкой) Формировать у детей интерес к театрализованной игре; желание участвовать в общем действии используя все окружающее пространство. Побуждать детей к общению, развивать речевую активность. М. Д. Маханева «Театральные игры в детском саду» / Москва, Творческий Центр «Сфера», 2003г. «Кукла Петрушка» 2. «Для Деда и Бабы снесла Курочка яичко…» (настольный театр по р. н. ск. «Курочка Ряба») Познакомить детей с ходом действий сказочных персонажей в настольном театре; стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры; побуждать к активному участию в ней; развивать речевую и двигательную активность. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду» / Москва «Школьная пресса», 2000г. Настольный театр по р. н. ск. «Курочка Ряба» 3. «Есть у Деда огород…» (импровизация по мотивам р. н. ск. «Репка») Стимулировать у детей эмоциональное восприятие сказки; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; звукоподражать голосам животным; воспитывать интерес к играм/драматизациям. Н. Ф. Сорокина «Кукольный театр детям» / «Развитие творческих способностей детей от 2х до 3х лет» Журнал «Музыкальный руководитель» № 3/2005г. Настольный театр по р. н. ск. «Репка» 4. «Ходит Осень по дорожкам…» (хоровод «Здравствуй, Осень!») Обогащать знаниями о щедрых Дарах Осени; развивать способность к импровизации, разрабатывать мелкую моторику пальчиков рук; речевую активность, пополнять активный словарь у детей. Н. Ф. Сорокина «Развиваем творческие способности у детей от 2х до 3х лет» Журнал «Музыкальный руководитель» №4 /2005г. ЛЭП – БУК «Что нам Осень принесла?» Октябрь № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. «Мы играем поём!» (имитационные игры на дудочке, балалайке, шумовых инструментах в пляске «Мишка с куклой пляшут полечку») Вызвать интерес и желание играть на игрушечных музыкальных инструментах; побуждать к выполнению импровизированных танцевальных движений. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович Программа «Театр – Творчество – Дети» / Москва, 1995г. Игрушечные музыкальные инструменты, погремушки, шумовые «яички» 2. «Забыла девочка котенка… (козленка, мышонка, теленка) покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить…» Обучать умению отождествлять себя с театральным персонажем; побуждать к звукоподражанию, выполнению имитационных движений. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду» / Москва «Школьная пресса» 2000г. Фланелеграф, дид/игра «Мама и детки» 3. «Галя по садочку ходила, свой платочек там уронила… (хоровод) Воспитывать у детей интерес к хороводным играм; обучать умению свободно двигаться, используя все пространственное окружение, развивать эмоционально – образное восприятие хороводного пения. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович Программа «Театр – Творчество – Дети» / Москва, 1995г. Разноцветные тканевые платочки 4. Игра – пляска с платочками Развивать способность воспроизводить импровизированные танцевальные движения, умение ритмично двигаться под музыку. Ноябрь № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. «Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок (козленок, утенок) подрастёт… (импровизация и звукоподражание) Продолжать формировать понятие о домашних животных и их детенышах; побуждать к пальчиковой гимнастике, звукоподражанию, имитационным движениям. Н. Ф. Сорокина, «Развиваем творческие способности у детей с 2х до 3х лет Журнал «Музыкальный руководитель» № 4/2005г. Игрушки «Домашние животные» 2. Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили…» Развивать интерес к хороводным играм; способность выполнять имитационные движения; воспитывать эмоциональный отклик на хороводное пение. Игрушка Зайка, дудочка, барабан 3. Настольный театр по р. н. ск. «Репка» Поддерживать желание детей участвовать в театрализованных действиях персонажей, запоминать их последовательность; побуждать к звукоподражанию; развивать речевую активность. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду» / Москва «Школьная пресса» 2000г. Настольный театр по р. н. ск. «Репка» 4. «Свет мой, зеркало, скажи, кого ты видишь?» (упражнения на мимику) Развивать способность понимать эмоциональное состояние; побуждать к умению с помощью мимики передавать настроение. Наглядное пособие «Твои Эмоции» Зеркало Декабрь № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. «Потеряли котятки на дороге перчатки» (чтение пр. С. Я. Маршака «Перчатки») Познакомить с произведением; учить правильно понимать содержание, следить за развитием действия; правильно отвечать на вопросы. Н. Ф. Сорокина «Развиваем творческие способности у детей с 2х до 3х лет Журнал «Музыкальный руководитель» № 4/2005г. Маска Кощки, котят, перчатки, «пирог», столик. 2. «Встали детки все в кружок, Дед Мороз огни зажег на зеленой Ёлке» (инсценировка «Песенки о Ёлочке») Вызвать у детей радостные чувства от предстоящего Новогоднего праздника, эмоциональный отклик на Ёлочку – красавицу; продолжать развивать способность выполнять импровизированные движения под музыку и пение. М. Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду» / Москва Творческий Центр «Сфера» 2003г. Ёлочка, огоньки, игрушка Дед Мороз. 3. «Падали, падали белые снежинки…» (импровизация танца со снежинками) Продолжать развивать способность импровизировать под музыку; умение ритмично двигаться в такт музыки. Снежинки, мишура. 4. «Снеговик с сюрпризом» (игры со снежками) Развивать эмоциональный отклик на Снеговика и двигательную активность. Снежки из Ваты. Январь № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. Рассказываниеск. «Заюшкина избушка» Способствовать эмоциональному детскому восприятию сказки; умению внимательно относится к образному слову, запоминать ход действия, интонационную выразительность воспитателя; правильно воспринимать содержание, отвечать на вопросы. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович Программа «Театр – Творчество – Дети» / Москва, 1995г. Р. н. ск. «Заюшкина избушка»; просмотр мультфильма «Лиса и Заяц» 2. «Лисичку Зайка в Дом впустил, и вот на улице он плачет один» (драматизация сказки «Лиса и Заяц» в исполнении старших дошкольников) Развивать у детей способность воспринимать /наблюдать за театральной игрой старших детей; накапливать необходимый запас эмоций и впечатлений; побуждать к активному участию в театральной игре. Декорации к сказке «Деревянная и ледяная избушка, коса для петуха; костюмы Лисы, Зайца, Собаки, Медведя, Петуха. 3. «Колобок спешит на Ёлку в детский сад» (инсценировка сказки – пьески) Побуждать к играм – инсценировкам; повторять за воспитателем выразительные слова и фразы; выполнять имитационные движения. Костюм Колобка, Волка, Зайки, Мишки, Лисички, Ёлка – игрушка. 4. «Шумовой оркестр малышей для всех наших гостей!» Развивать способность ритмично ударять шумовыми игрушками; вызвать эмоциональный всплеск, радость и удовольствие. Шумовые «яички», погремушки. Февраль № Тема Цель и задачи Литература/материал 1. Чтение пр. С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Обучать умению внимательно слушать сказку, понимать ее смысл; п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.013 с.) |