Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Упражнения на три вида дыхания
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - СССССССССССС...
Шумят деревья - ШШШШШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - СССС!СССС!СССС!
Метет метель - ШШШШ!ШШШШ!ШШШШ!
Сверлит дрель - ЗЗЗЗ!ЗЗЗЗ!ЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила - С!С!С!С!
Заводится мотор - Р!Р!Р!Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединятьвсе три вида выдыхания в одном упражнении. например:
МОТОЦИКЛ. Заводим мотор: Р!Р!Р!. Р!Р!Р! РРРРР!РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРР! РРРРР! РРРРР!
«Игра со свечой»
Цель: Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается ттонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
«Мыльные пузыри»
Цель: Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям чмтают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно – пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой – не лопнул дольше всех.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
«Окошко»
Исходное положение. Голова прямо, язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы, губы сомкнуты.
На счет «один» - широко открыть рот.
На счет «два» -
Приложение № 3.2.
Артикуляционная гимнастика (игры на развитие дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, диапазона звучания).
Зарядка для губ
1. Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнадая зубов;
б) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Зарядка для шеи и челюсти
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
2. Удивленный бегемот: отбросит резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносиить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
Зарядка для языка
1. Любопытный язычок. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо – влево, вверх – вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
«Птичий двор»
Ход Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь) цыплят (цып-цып-цып) и т.д.
Ведущий
Соберайся, детвора!
Начинается игра!
Да ладошек не жалей!
Бей в ладоши веселей!
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через час?
И не правда: будет два!
Дремлет ваша голова!
Как поет в селе петух?
Да не филин, а петух?
А на самом деле как?
| Дети
Ра! Ра!
Ра!Ра!
Лей!Лей!
Лей!Лей!
Час!Час!
Час!Час!
Два!Два!
Ва!Ва!
Ух!Ух!
Ух!Ух!
Так!Так!
Как!Как!
| Если кто-тол закукарккал, отдает фант, и игра начинается сначала.
Приложение № 3.3.
СКОРОГОВОРКИ
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку –
Рак за руку греку цап.
Скороговорки на развитие дикции Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Камель на мели ели
Курочка по зернышкам
Курочка по зернышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка –кря кря кря,
Индюшонок –фалты-балды,
Кисонька –мяу-мяу, мяу.
Приложение № 3.4.
ЧИСТОГОВОРКИ.
| | Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Носок, висок и волосок. Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Бросок, басок и голосок. Са-са-са, са-са-са – Сахар, сало, колбаса.
| Са-са-са, са-са-са – Садик, сабля, паруса. Са-са-са, са-са-са – Сани, санки, небеса. Са-са-са, са-са-са – Сажа, салки, голоса. Са-са-са, са-са-са – Сайра, сайка, полоса. Са-са-са, са-са-са – Палисадник, сад, коса.
| Побросали пояса. Са-са-са, са-са-са – Искусала пса оса. Са-са-са, са-са-са – Набросал косарь овса. Са-са-са, са-са-са – Записали адреса. Са-са-са, са-са-са – У Оксаны колбаса. Са-са-са, са-са-са – Саня сам писал: "Лиса".
| Са-са-са, са-са-са – Сапоги, сарай, роса. Са-са-са, са-са-са – Трасса, самосвал, леса. Са-са-са, са-са-са – Самокат, салют, краса. Са-са-са, са-са-са – Такса, крыса и оса. Са-са-са, са-са-са – Плакса, сарафан, коса.
| Са-са-са, са-са-са – Власа, Стаса голоса. Са-са-са, са-са-са – Садится в самолёт лиса. Со-со-со, со-со-со – Сокол, соболь, колесо. Со-со-со, со-со-со – Сода, соска и лассо.
| Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Лесок, песок и колосок. Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Кусок, брусок и поясок. Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Носок, висок и волосок.
| Сок-сок-сок, сок-сок-сок – Бросок, басок и голосок. Су-су-су, су-су-су – Сосу, пасу и несу. Су-су-су, су-су-су – Сутки несу косу.
| Су-су-су, су-су-су – Осу и лису пасу. Су-су-су, су-су-су – Рисуем лису в лесу. Су-су-су, су-су-су – Посулили судье лису
| Су-су-су, су-су-су – Суп сурку понесу. Су-су-су, су-су-су – Посулили судье лису. Су-су-су, су-су-су – Суп сурку понесу.
| Ри, рэ, ра, ро, ру - редечку натру. Руй, руй, руй - ветер дуй. Ири, ири - игрушки собери. Ыры, ыры - зеленые дворы.; Ий, эй, ой - весело мне пой. Эй, эй, эй - полетел наш змей. Ай, ай, ай - руку мне подай.
| Цо, цо, цо - снесла курица яйцо. Цу, цу, цу - держу овцу. Цо, цо, цо - вымыли лицо. Цэ, цэ, цэ - сидим на крыльце. Цы, цы, цы - едим огурцы. Ца, ца, ца - выбежит овца
| жа-жа-жа - убежали два ежа жу-жу-жу – молоко дадим ежу жи-жи-жи - вот лежат ножи
| Са-са-са - Соня идет в сад, Cа-са-са - в саду оса, Со-со-со - оса пьет сок, Су-су-су - Соня видит осу, Сы-сы-сы - у осы усы, Сы-сы-сы - в саду нет осы.
| Ас-ас-ас - покупаем ананас, Ас-ас-ас - какой вкусный ананас! Ос-ос-ос - в детском саду много ос, Ас-ас-ас - съедят осы ананас, Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус, Ис-ис-ис - ананасы ест Денис
| За-за-за - у Зои коза, Зо-зо-зо - у Зои зонт, Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу, Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы.
| За-за-за - Зоин зайка - егоза, Зо-зо-зо - зовут зайку егозой, Зу-зу-зу - Зоя любит егозу, Зы-зы-зы - нет забот у егозы*. Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,
| Зе-зе-зе - Кузя едет на козе Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези, Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.
| Ле-ле-ле, ле-ле-ле! Павлик едет на метле
| Тара-тара-тара-ра, Поднимайся, детвора! поднимайся, детвора — В детский сад идти пора! Тыры-тыры-тыры-ры! Нету дома детворы. Тра-тра-тра, тра-тра-тра — В детский сад идём с утра. Тро-тро-тро, тро-тро-тро — В садик едем на метро.
| Туру-туру-туру-ру — Поднимаем детвору. Поднимаем детвору — Туру-туру-туру-ру!
Тру-тру-тру, тру-тру-тру Трубят трубы на ветру. Тры-тры-тры, тры-тры-тры — В сказках гномики хитры. Рано-рано два барана Застучали в ворота: — Тра-та-та! И тра-та-та!
|
Тара-тара-тара-ра, Поднимайся, детвора! поднимайся, детвора — В детский сад идти пора! Тыры-тыры-тыры-ры! Нету дома детворы. Тра-тра-тра, тра-тра-тра — В детский сад идём с утра. Тро-тро-тро, тро-тро-тро — В садик едем на метро.
| Туру-туру-туру-ру — Поднимаем детвору. Поднимаем детвору — Туру-туру-туру-ру!
Тру-тру-тру, тру-тру-тру Трубят трубы на ветру. Тры-тры-тры, тры-тры-тры — В сказках гномики хитры. Рано-рано два барана Застучали в ворота: — Тра-та-та! И тра-та-та!
| Дра-дра-дра — выльем воду из ведра, Дро-дро-дро — на мосту стоит ведро, ДРУ-ДРУ-ДРУ — к нам пришёл на праздник друг, Дры-дры-дры — в сказках гномики мудры.
| са-са-са под кустом сидит оса со-со-со у Алеши колесо ос-ос-ос на поляне много ос су-су-су грибы выросли в лесу сы-сы-сы на стене весят часы ус-ус-ус мы несем домой арбуз ас-ас-ас пили мы из кружки квас ыс-ыс-ыс мы пошли гулять на мыс
| ся-ся-ся мы поймали карася сю-сю-сю Соня кашу съела всю си-си-си едет Сима на такси усь-усь-усь из реки выходит гусь се-се-се на скамейку сели все ось-ось-ось шел зимой по лесу лось ась-ась-ась у меня тетрадь нашлась
| за-за-за уходи домой коза зу-зу-зу моем зайку мы в тазу зы-зы-зы дали в школе нам призы зя-зя-зя на красный свет идти нельзя зи-зи-зи поросята все в грязи зе-зе-зе дали сено мы козе зин-зин-зин мы налили в банк бензин
| цо-цо-цо покатилось яйцо ца-ца-ца на лугу стоит овца цы-цы-цы в огороде огурцы ец-ец-ец наш Сережа молодей ец-ец-ец вот и сказочки конец
| ха-ха-ха мы поймали петуха хи-хи-хи Маша нюхает духи хе-хе-хе рыба плавает в ухе ах-ах-ах очень холодно в горах ох-ох-ох мы засеяли горох ух-ух-ух с тополей слетает пух их-их-их я люблю сестер своих эх-эх-эх в гости мы позвали всех
| гу-гу-гу петь я больше не могу го-го-го кричит лошадка иго-го га-га-га гуси вышли на луга
| ку-ку-ку сидит белк на суку ко-ко-ко дети любят молоко ка-ка-ка у нас в шкафу лежит мука
| ём-ём-ём громко песенки поём ёт-ёт-ёт котик песенки поёт эй-эй-эй сидит на ветке воробей ой-ой-ой скоро мы пойдем домой ай-ай-ай наступит месяц май
| арь-арь -арь на стене висит фонарь ри-ри-ри зарядку делам раз, два, три ре-ре-ре конфеты дали детворе
| ра-ра-ра были мы в гостях вчера ро-ро-ро потерял петух перо ру-ру-ру мышка спряталась в нору ры-ры-ры у ребят в руках шары ор-ор-ор мы пошли во двор ур-ур-ур во дворе кормили кур
| ла-ла-ла сняли скатерть состола ло-ло-ло мыли с мылом мы стекло лу-лу-лу не могу найти пилу лы-лы-лы стали туфли мне малы ул-ул-ул мы купили новый стул ал-ал-ал наш Илюша очень мал ол-ол-ол вратарю забили гол ыл-ыл-ыл Леша шарф забыл
| ща-ща-ща мы несем леща щи-щи-щи мама вари щи ще-ще-ще я пошел гулять в плаще щу-щу-щу я грибы в лесу ищу
| ча-ча-ча к Саше вызвали врача чу-чу-чу молоточком я стучу чи-чи-чи испекли мы калачи че-че-че сидит кошка на плече
| юч-юч-юч потеряла Оля ключ оч-оч-оч наступила ночь ач-ач-ач шел по полю черный грач еч-еч-еч у Сережи щит и меч
| жа-жа-жа есть иголка у ежа жи-жи-жи под кустом сидят ежи жу-жу-жу молоко дадим ежу же-же-же снег на улице уже
| ша-ша -ша моет мама малыша шу-шу-шу на листочке я пишу ша-ша-ша на обед у нас лапша аш-аш-аш мы построили шалаш ишь-ишь-ишь за стеной шуршала мышь ши-ши-ши что-то шепчут камыши
| а-а-а Аня гладила кота о-о-о у Оли новое пальто у-у-у утка плавает в пруду и-и-и у Инны синие носки ы-ы-ы тыква, бусы и усы э-э-э Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо
| [м] Ма-ма-ма – я сама. Мо-мо-мо – лук помой. Мы-мы-мы – ждем зимы. Ом-ом-ом – строим дом. Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Мо-мо-мо – мы идем в кино. Ма-ма-ма – все я делаю сама. Му-му-му – в руки букву я возьму
| [л] Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Лу-лу-лу – бабушка дала пилу. Ли-ли-ли – папа строит корабли. Ле-ле-ле – он их строит на земле
| [р] Ри-ри-ри – на орехи посмотри. Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора. Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
| [п] По-по-по – песню пой. Пы-пы-пы – вытри пыль. Пу-пу-пу – летит пух. Уп-уп-уп – готовлю суп.
| [б] Бо-бо-бо – большой забор. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Ба-ба-ба – бежит кабан.
| [т] Та-та-та – поймай кота. Ту-ту-ту – поет петух. То-то-то – поем батон. Ят-ят-ят – птички летят.
| [д] Ду-ду-ду – домой пойду. Ды-ды-ды – попей воды. Да-да-да – пойду сюда.
| [н] Но-но-но – у нас темно. На-на-на – стоит стена. Ны-ны-ны – идут слоны. Он-он-он – возьми бидон
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна. Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни. На-на-на, ни-ни-ни.
| [в] Ву-ву-ву – лови сову. Во-во-во – воет волк. Вы-вы-вы – бегут львы.
| [ф] Аф-аф-аф – купили шарф. Уф-уф-уф – сядь на пуф. Оф-оф-оф – поймали сов.
| [к] Ко-ко-ко – рот далеко. Ка-ка-ка – дай молока. Ку-ку-ку – лежи на боку. Ок-ок-ок – беги со всех ног.
| [г] Га-га-га – у козы рога. Гу-гу-гу – по лугу бегу. Го-го-го – стоит вагон.
| [х] Ха-ха-ха – поймал петуха. Хо-хо-хо – идет Пахом. Хи-хи-хи – поел ухи. Ух-ух-ух – летит пух.
| [с] Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса, Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.
| [з] За-за-за – на лугу стоит коза. Зу-зу-зу – мы увидели козу
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
| [ш] Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши?
| [ш]
Шу-шу-шу, шу-шу-шу Я письмо тебе пишу. Ша-ша-ша, ша-ша-ша И пишу я не спеша. Шо-шо-шо, шо-шо-шо У меня все хорошо. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Мама нянчит малыша.
| [ш]
Шо-шо-шо, шо-шо-шо Помогаю с малышом. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Забочусь о малыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши У тебя как – напиши.
| [ш]
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша. Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо. Ши-ши-ши – ее любят малыши. Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
| [щ] Ща-ща-ща, ща-ща-ща Дождь идет – я без плаща. Ще-ще-ще, ще-ще-ще Нет дождя, а я в плаще. Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Ты иди, меня ищи! Щу-щу-щу, щу-щу-щу Вот теперь-то отыщу.
| [щ] Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща Нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Приготовим-ка мы щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я капусту поищу.
| [щ] Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща Брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Поедим сначала щи.
| [ж] Жу-жу-жу, жу-жу-жу Как-то еж пришел к ужу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ужаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ежами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Еж уходит от ужа.
| [ж] Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу.
| [ж] Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Не страшны совсем моржи.
| [ж]
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа. Жу-жу-жу – спели песню мы ежу. Жи-жи-жи – нас услышали ужи. Же-же-же – приползли ужи к меже.
| [ч] Чо-чо-чо, чо-чо-чо У меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Раз болит – иди к врачу. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча Буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи Помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Коли так, пойду к врачу.
| [ч] Чу-чу-чу, чу-чу-чу Посадили алычу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча И вот поспела алыча. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Собираем алычу. Чо-чо-чо, чо-чо-чо Подставляй свое плечо. Чи-чи-чи, чи-чи-чи Сварили сок из алычи. Ча-ча-ча, ча-ча-ча Всем так полезна алыча.
| [ч] [Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча. Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу. Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи. Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
|
|
Приложение № 3.5.
|