Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные формы гостиничного бизнеса
Структура современного гостиничного хозяйства представлена двумя сегментами: независимыми предприятиями и гостиничными цепями (группами). Независимым называется предприятие, находящееся во владении, распоряжении и пользовании владельца, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями по вопросам управления или использования чужого торгового знака или знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений. Гостиничная цепь — это объединение гостиничных предприятий, имеющих централизованное управление и образующих хозяйственный комплекс, который соблюдает единую систему стандартов материально-технической базы и услуг. Гостиничные цепи могут объединяться в еще более мощные гостиничные корпорации — гос тиничные группы. Влияние таких групп и цепей на индустрию гостиничного дела велико. Они продвигают на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания. Большинство критериев, которые сейчас считаются «стандартом производства», либо имели свое начало, либо получили поддержку в гостиничных цепях. Гостиничные корпорации разрабатывают и вводят в практику работы своих отелей определенный минимум стандартов, правил и процедур. Именно на этом основывается принцип цепи — полное соблюдение стандартов для всех ее членов. Чем сильнее централизованное управление, тем жестче контроль над комплексом, но в то же время и большая формализация услуг. Цепи с меньшей централизацией управления дают возможность местным менеджерам решать большинство производственных проблем самостоятельно, что иногда приводит к отступлению от стандартов. Достоинства гостиниц — звеньев международных гостиничных цепей следующие: • единая система бронирования позволяет «вести» клиентов по • международная известность бренда привлекает клиентов; нахо
• общая финансовая система позволяет проводить масштабные 33 рынках; есть возможность перелива капитала между гостиницами цепи для поддержания их финансовой устойчивости и реализации стратегических задач без привлечения заемного капитала; • возможность доступа к новым технологиям и технике позволя • единый стратегический маркетинг способствует существенной • включение в известную гостиничную цепь дает отелю возмож • возможность расширения сервиса, опираясь на уже разработан • централизованное обучение персонала, повышение его квали • гибкая ценовая политика отелей; почти всегда клиенту предла • жесткая система контроля и мониторинга всех процедур обслу Исследования, проведенные британскими специалистами, показали, что при объединении гостиниц в цепи доходность одного номера в 7 раз выше, чем в независимых гостиницах. Эти цепи продолжают развиваться даже в условиях постоянно снижающегося уровня загрузки гостиниц, который в последние годы наблюдается во многих регионах. Консолидация приводит к увеличению продаж гостиничных услуг и созданию постоянной клиентуры. У потребителей появляется уверенность, что независимо от того, в каком городе и на каком континенте расположена гостиница выбранной цепи, им будет предоставлен заранее известный набор услуг, качество которых отвечает определенным стандартам.
Недостатком отелей гостиничных цепей можно считать ограниченные возможности в создании своей уникальности — гостиничный продукт приобретает усредненный характер. По данным Американской ассоциации гостиниц и мотелей (АН&МА), в настоящее время в мире существует 11 гостиничных групп. Это Cendant Corporation (США), Holiday INN (Великобритания), Choice Hotels (США), Best Western International (США), Marriott International (США), Starwood Hotels & Resorts (США), Promus Hotel Corporation (США), Ассог (Франция), Patriot American Hospitality Inc. (США), Hilton Corporation (США), Carlson Hospitality Group (США). 34 В свою очередь, в каждую из этих групп входит несколько гостиничных цепей. 70 % всех гостиниц США принадлежит к той или иной гостиничной цепи, в Великобритании эта цифра составляет 20%, в ФРГ — 10 %, в России —15 %. Насчитывается около 100 гостиничных цепей, общий номерной фонд которых составляет более 1,6 млрд номеров. Большинство крупнейших гостиничных цепей имеют штаб-квартиры в США, хотя из года в год возрастает роль и других стран в управлении гостиничным бизнесом. Каждая гостиничная цепь может иметь собственную классификацию, основными характеристиками которой служат назначение и месторасположение отеля (курортный или бизнес-отель, городской или пляжный и др.). В одну и ту же гостиничную цепь могут входить отели разных категорий. Отели объединяются в цепи на различных правовых и экономических условиях, с сохранением большей или меньшей хозяйственной самостоятельности. Например, практически полную самостоятельность предоставляют своим членам такие гостиничные группы, как Bas или Starwood, а в Marriott International и Accor принята жесткая иерархия. Цепи могут включать в себя гостиницы одной или нескольких стран, т.е. быть национальными или международными. Можно выделить три основных вида гостиничных цепей: интегрированные, не-интегрированные и смешанные. Интегрированные цепи созданы из однородных единиц, объединенных в единую финансово-экономическую систему, они являются собственностью корпорации, находящейся во главе цепи. Неинтегрированная цепь состоит из независимых гостиниц, управляемых через франчайзинговую систему, по контракту на управление или арендованных. Смешанные цепи включают в себя как гостиницы, являющиеся собственностью корпорации, стоящей во главе цепи, так и независимые, имеющие своих владельцев, а их участие в цепи закрепляется договорами аренды, франшизы, контрактом на управление. Контракт на управление — это соглашение, предусматривающее передачу владельцем гостиницы прав на эксплуатацию и управление гостиницей управляющей компании (гостиничному оператору) в течение определенного периода времени за определенную плату. По условиям такого контракта в основном передаются управленческий опыт и каналы продаж взамен получения доли в доходах (3... 5 %) или в валовой прибыли (8... 15 %). При этом получатель услуг платит взнос за присоединение к системе обслуживания (например, маркетинга и бронирования) около 3 % валового поступления от проживания гостей. Управленческие фирмы работают как с независимыми отелями, так и с известными гостиничными цепями.
Контракты на управление бывают трех типов: 35 • предприятие фирмы в другой стране экспроприировано; • фирма начинает управление новым предприятием; • фирма берется за управление бедствующим предприятием. В ситуации первого типа иностранные инвестиции экспроприированы страной-реципиентом, а бывшему владельцу предложено управлять предприятием, пока обучаются местные менеджеры. В этом случае структура управления остается прежней, но изменяется состав правления фирмы. К ситуации второго типа относятся контракты на управление новым коммерческим проектом, в этом случае подряжаемая фирма может продать предприятию значительное количество своего оборудования. В ситуации третьего типа иностранной фирме предлагают взять на себя управление в целях повышения эффективности функционирования предприятия. Заключая контракт на управление гостиницей, управляющая компания оказывает услуги по эксплуатации и управлению гостиницей в качестве агента от имени и за счет владельца. Необходимо учитывать некоторую эксклюзивность такого соглашения, поскольку обычно владелец назначает одну конкретную управляющую компанию в качестве своего исключительного агента для осуществления надзора, руководства и контроля за управлением и деятельностью гостиницы. Услуги управляющей компании по временному признаку разделяются на два основных этапа: услуги до ввода в эксплуатацию гостиницы (предварительная деятельность) и услуги после ввода в эксплуатацию гостиницы (собственно услуги по управлению). Предварительная деятельность включает в себя следующие виды услуг: • обучение и наем рабочей силы, необходимой гостинице; • предоставление помощи владельцу в получении лицензий и раз • оказание других услуг по подготовке и организации работ по уп В отношениях с работниками гостиницы управляющая компания выступает как агент владельца и обязуется от имени, по поручению и за счет владельца находить рабочую силу, принимать на работу, перемещать, платить, надзирать и увольнять с работы всех служащих и работников, необходимых для управления гостиницей, а также полностью определять кадровую политику. При этом владелец является непосредственным работодателем всех служащих гостиницы за исключением определенных старших руководителей гостиницы и иностранных работников, которые являются работниками управляющей компании. В обязанности и расходы владельца входит установление для всех своих работников плана медицинского страхования и увеличение стандартного пенсионного фонда, что обычно огова-
36 ривается управляющей компанией и владельцем в так называемом годовом плане работ или бюджете гостиницы. После ввода гостиницы в эксплуатацию управляющая компания становится обладателем исключительных прав и обязанностей по надзору, управлению и руководству гостиницей. В обязанности управляющей компании входит также определение всех программ управления, подлежащих исполнению, согласно условиям контракта на управление гостиницей. К основным правам и обязанностям управляющей компании относятся: • установление всех цен, таблиц расценок, стоимости номеров, • ведение бухгалтерского и иного управленческого учета, а также • оказание услуг по заключению лизинговых, лицензионных и • оказание услуг по поддержанию гостиницы и мебели, предме • от имени владельца ведение переговоров и заключение контрак • проведение переговоров и заключение от имени владельца со • организация закупок всего инвентаря, продовольствия, бытовых • подготовка и предоставление на согласование владельцу годового • выполнение иных управленческих задач. За небольшим исключением все расходы управляющей компании при исполнении своих обязанностей и все расходы, возникшие в 37 процессе выполнения контракта на управление гостиницей, производятся за счет владельца и считаются его обязательствами.
Управляющая компания, как правило, не получает никаких прав на имущество предприятия. Однако встречаются случаи, когда заключение контракта сопровождается частичным участием управляющей компании в собственности. Это характерно для транснациональных гостиничных компаний. Как правило, контракт на управление гостиницей заключается на срок от 10 до 30 лет в зависимости от требований и стандартов управляющей компании и компании — владельца торговой марки гостиницы. В содержание контрактов обязательно включаются семь условий (пунктов). 1. Наделение управляющей компании правом управления пред 2. Возложение на собственника оплаты всех расходов по различ 3. Защита или освобождение оператора от ответственности за 4. Срок управления собственностью гостиничных предприятий. 5. Управленческое вознаграждение. Поскольку главной целью Некоторые контракты предусматривают ступенчатую систему: в первый год — 2 %, во второй — 2,5 %, в третий и последующие — 3,5 % и т. д. Усилившаяся конкуренция между управленческими фирмами привела к уменьшению размера контрактного вознаграждения. Возможны также фиксированные суммы отчислений или комбинированная система оплаты. 38 6. Условия возобновления контракта (как правило, преимуще 7. Условия прекращения контракта. Существуют, как минимум,
• если одна из сторон не выполняет условия контракта в течение • если одна из сторон признается банкротом либо передает иму • если одна из сторон становится причиной приостановления или • контракт может быть прекращен по обоюдному желанию. появилась и получила распространение в США в 1970-е гг. Далее эту систему управления начали экспортировать в Европу, Азию и другие регионы мира. С помощью таких контрактов местным инвесторам передавались опыт, мастерство и стандарты обслуживания. Американские компании, имевшие к этому времени большой управленческий опыт, начали передавать свои ноу-хау другим. В 1980-х гг. произошли изменения в формах и стиле управления гостиничной индустрией, связанные с увеличением строительства отелей и повышением их прибыльности. Владельцы отелей стали более осторожными и осмотрительными при заключении контрактов управления. Ныне владельцы приобрели опыт и имеют определенное представление о гостиничном бизнесе, достоинствах и недостатках контрактов на управление. Рост конкуренции между операторами заставляет их менять свои предложения и условия в системе управления. Важнейшими среди них являются величина капитала и большое количество отелей, разбросанных по всему миру и имеющих единую систему бронирования. От управленческих компаний ждут радикальных улучшений в хозяйственной деятельности отелей, заключивших с этими компаниями контракты. Но не всегда они оправдывают ожидания. Поэтому в этой группе наблюдается постоянная смена лидеров. Возглавлявшая многие годы рейтинг группа Richfield Hospitality Services перешла на третье место, уступив группе Doubletree Hotels Corporation, которая заявила о себе только в 1993 г. Управление по контракту имеет как достоинства, так и недостатки. Положительным для владельца гостиницы является свобода выбора оператора и возможность получить максимальную прибыль (за вычетом управленческого вознаграждения). 39 Недостатки контрактного управления для владельца: • отсутствие оперативного контроля (может контролировать кон • максимальный риск и необходимость выплаты управленческо
• трудности с досрочным расторжением контракта. • расширение сферы влияния; • увеличение доходов с минимальными затратами; • полное отсутствие необходимости выплат владельцу. • ограничение дохода суммой управленческого вознаграждения; • зависимость от финансового положения владельца. Контракты на управление несут в себе зародыши будущих проблем. Так, если управляющая компания меняет свою политику, неэффективно работает в начальный период или не может обучить местных менеджеров, отношение партнеров зачастую портятся, что ведет к разрыву контракта на управление, в результате чего управляющей компании будет труднее заключать новые контракты. К сожалению, формы управления гостиницами, получившие широкое распространение в международной практике, в России приживаются с трудом. Отечественные гостиничные предприятия предпочитают выживать самостоятельно, идеи объединения не пользуются популярностью. Соглашаясь на отдельные совместные акции (участие в выставке на едином стенде, членство в ассоциации, рекламные мероприятия), владельцы гостиниц или их директора не готовы допустить посторонних ни к маркетингу, ни тем более к ценовой политике или влиянию на механизмы управления. Франчайзинг Решение многих экономических проблем современной России требует новых механизмов. Одним из них является франчайзинг. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Понятие «франчайзинг» происходит от французского термина franchir, что означает право на свободу ведения какой-либо деятельности. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века. В отечественной экономической литературе первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако специалисты обращали внимание на различные его аспекты и формулировали свои определения. Анализируя разные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение. 40 Франчайзинг — это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Объектом франчайзинга могут быть: товар (изделие, имеющее материальную форму); услуга; производственный процесс; бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий); комплексный продукт, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары. Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Франчайзером выступает, как правило, крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров. Этот набор может варьироваться, в то же время наиболее стандартный вариант включает в себя следующие виды товаров и услуг: • оценка и подбор месторасположения торговой точки; • оказание помощи в переговорах о лизинге и аренде; • оказание помощи при подборе транспортных средств; • проведение первоначального курса обучения, при проведении • проведение маркетинговых исследований на территории деятель • оказание консультативной помощи в подборе помещения, дос • проведение систематической переподготовки сотрудников фран • обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по за • предоставление помощи в определении источников финансиро • помощь в работе в течение первой недели с момента открытия • консультативная помощь в организации и поддержании связей 41 Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. В одной франчайзинговой системе может быть несколько франчайзи. Они берут на себя следующие основные обязательства: • обеспечивать необходимые стандарты качества товаров и услуг; • всячески содействовать укреплению имиджа марки франчайзера; • строго соблюдать все требования, изложенные франчайзером в • предоставлять франчайзеру право контролировать франчайзи. Наиболее распространенными нарушениями бывают: • приобретение запасов и оборудования в не предусмотренных до • отклонение от установленных стандартов качества и нанесение • уклонение от внесения необходимых платежей; • предоставление неверной финансовой информации; • уклонение от погашения имеющейся задолженности. новых членов. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является «заявление об условиях». Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. В «заявлении об условиях» говорится также о квалификации руководящего состава предприятия-франчайзера, о его финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи. Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых платежей. Основным из них является вступительный взнос (паушальный платеж). Он предоставляет право франчайзи пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера, открыть собственное франчайзинговое предприятие, получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия. Вступительный взнос представляет собой единовременную фиксированную плату за лицензию на право продажи продукции или услуг под торговой маркой франчайзера. Как правило, он включает в себя стоимости комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, обучения специалис- 42 тов высшего и среднего звена, обслуживающего персонала до открытия предприятия, а также их периодической переподготовки в течение всего времени действия договора. Величина вступительного взноса формируется как определенный процент (в гостиничном бизнесе около 30 %) от общей суммы затрат на организацию отеля. Выплата вступительного взноса осуществляется сразу же после подписания договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения и 50 % во время обучения. Другим платежем является роялти. Это регулярные, обязательные, платежи франчайзеру в соответствии с установленными показателями деятельности, в качестве которых обычно выступает объем продаж. Ставка этого платежа колеблется в пределах 3... 4 % от объема продаж и зависит от набора услуг, предоставляемого головной фирмой. За стандартный набор услуг — обучение, маркетинг, менеджмент, ведение бухгалтерии — головная фирма обычно берет 6...7 % дохода франчайзи. Необходимо отметить, что франчайзинговое право не накладывает каких-либо ограничений на формирование системы платежей и позволяет сторонам комбинировать условия соглашения в зависимости от специфики различных видов деятельности. Например, бывают случаи, когда проводится дополнительный рекламный сбор, который обычно не превышает 1...5% валового дохода. На эти средства проводятся рекламные кампании, осуществляется стимулирование продаж. Наблюдательный совет франчайзера следит за проведением рекламной кампании и дает соответствующие рекомендации. Стало нормой при проведении рекламных кампаний не указывать, является ли предприятие собственностью цепи франчайзера или только его договорным членом. Это делается в целях предотвращения злоупотреблений рекламными средствами, принадлежащими франчайзи, в интересах собственных предприятий франчайзера. Система франчайзинга содержит для обеих сторон достоинства и недостатки. Достоинства франчайзинга для франчайзи: • пакет планов и спецификаций, помощь в период начала разви • возможность пользоваться скидками при приобретении мебели, • экономия средств на продвижении гостиницы, поскольку бренд • гарантия высокого качества услуг благодаря разработанным ма • подключение гостиницы к международным системам брониро 43 • обучение персонала, профессиональный маркетинг и др. • необходимость осуществления выплат франчайзеру; • строгое исполнение стандартов, установленных франчайзером;
• ограничения, относящиеся к ведению бизнеса (например, по • невозможность конкуренции с другими франчайзи данного • недостаточно полная поддержка со стороны франчайзера может • зависимость от стабильного финансового положения франчай • возможность утраты положительного имиджа из-за неудовлетво Достоинства франчайзинга для франчайзера: • возможность более глубокого проникновения на рынок, расши • дополнительный доход от получения выплат от франчайзи. • доход ограничивается только выплатами от франчайзи;
• опасность приобретения негативного имиджа в случае несоблю • сложность контроля за франчайзи; • возможность сокрытия полной суммы продаж франчайзи от • возможность разглашения коммерческих секретов франчайзера; • после расторжения договора с франчайзером франчайзи может Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно его подразделяют на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. Сбытовой франчайзинг используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем. Товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером, под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. По основному условию сделки франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на 44 реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяет географию рынка сбыта. Промышленный франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Деловой франчайзинг подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной франчайзером. Применение делового франчайзинга характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. Франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает, безусловно, тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. По формам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Региональный франчайзинг — форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи. Субфранчайзинг — форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне — главному франчайзи — права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам — субфран-чайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые суб-франчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют «многоэлементной франшизой». Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения. 45 Франчайзинг — экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России либо вообще не сформировались, либо сформировались частично. К экономическим проблемам в России можно отнести: • нестабильность развития экономики (франчайзинговые схемы • отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стар • сложность, а порой и невозможность получения кредитов для
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.126 с.) |