Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Основы конституционного строя Российской Федерации
1. Конституционные основы общественного и государственного строя: понятие, признаки, виды. Понятие, признаки и элементы основ конституционного строя РФ.
2. Российское государство и его конституционные характеристики.
3. Народовластие в Российской Федерации. Институты непосредственной и представительной демократии.
4. Конституционно-правовые основы гражданского общества, политического плюрализма и статуса общественных объединений в Российской Федерации.
5. Конституционные основы свободы хозяйствования и многообразия форм собственности в Российской Федерации.
Устройство государства и общества, охватывающее большое разнообразие общественных отношений, лишь в некоторой своей части регулируется правом. Конституционное право закрепляет лишь основные его устои: дает социально-политическую характеристику общественному строю, определяет принципы организации государства и общества, устанавливает основы политической, экономической, социальной, духовной систем как сфер жизнедеятельности общества.
В отечественной науке конституционного права нет единого понятийного аппарата в отношении института, определяющего устройство общества и государства. Используются такие понятия, как «общественное устройство», «общественный строй» (В.Е.Чиркин); «гражданское общество» (Щекочихин, Баглай), общественное и государственное устройство и, наконец, конституционный строй. Среди них более всего распространено понятие конституционного строя.
При этом существуют различные подходы к его определению. Основными являются формально-юридический (нормативный) и общесоциологический (оценочный). В рамках нормативного подхода конституционный строй – это установленное нормами конституционного права устройство общества и государства, в котором выражается сущность, формы организации и функции деятельности государственной
власти (Колюшин Е.И., Чудаков М.Ф.). В рамках оценочного подхода конституционный строй – это не всякое устройство общества и государства, а лишь такое, которое является воплощением идей конституционализма (Румянцев О.Г., Богданова Н.А.).
Основы конституционного строя – сущностные характеристики конституционного строя, его принципы.
Основы конституционного строя в широком плане, как ключевые начала конституционного строя, можно подразделить на следующие три уровня:
1) главные ценности, на которые опирается конституционный строй (прежде всего, ценности конституционализма, гуманизма);
2) собственно основы конституционного строя (в узком понимании), т.е. основные принципы, определяющие его сущность;
3) конституционно-правовые институты и нормы, посредством которых упомянутые выше положения получают непосредственное
обоснование, закрепление.
Все эти уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а они конкретизируются в институтах и нормах.
Для уяснения категорий «конституционный строй», «основы конституционного строя», а также системы основ конституционного строя будет полезным изучить монографию Румянцева О.Г. «Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления».
Одной из часто встречающихся методологических ошибок в
определении нормативного содержания конкретных основ конституционного строя Российской Федерации является сведение его к взглядам конституционалистов. Опору следует делать на нормативные источники: правовые позиции Конституционного Суда РФ и нормативные акты. Доктринальный же взгляд на основы конституционного строя стоит использовать для критического осмысления нормативного содержания, усвоенного отечественной законодательной и судебной практикой. Поэтому студентам при изучении 2-5 вопросов темы следует ознакомиться
с соответствующими основам конституционного строя правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также законодательными актами.
При рассмотрении второго вопроса студентам следует учесть, что в статьях 1-3, 5, 7, 8, 10, 14 Конституции РФ перечислены следующие
характеристики государства: демократическое; основанное на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина; федеративное; правовое; с республиканской формой правления; распространяющем суверенитет на всю территории Российской Федерации; основанное на признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа; основанное на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; социальное; светское.
При изучении третьего вопроса студентам следует разобраться с понятием непосредственной (прямой) демократии, уяснить отличие форм решающей непосредственной и консультативной непосредственной демократии, отличие форм решающей демократии от форм участия граждан в осуществлении власти; определить содержание института представительной демократии, виды представительства и особенности их отражения в нормативных конструкциях.
После изучения теории народовластия и ее форм следует перейти к изучению системы форм непосредственного демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления по законодательству Российской Федерации. Для этого следует проанализировать положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3074 «О краевой народной инициативе»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3076 «О народном обсуждении».
Второе понятие – представительная демократия – требует установления системы выборных органов и выборных должностных лиц в Российской Федерации, уяснения предусмотренных в законодательстве видов связи выборных органов и выборных должностных лиц с избирателями, а также гарантий обеспечения представления выборными органами и должностными лицами интересов народа.
При изучении четвертого вопроса студентам следует определить значение для народовластия идеологического и политического многообразия, многопартийности и политического плюрализма.
Далее следует рассмотреть такой институт гражданского общества как Общественная палата Российской Федерации, показать ее значение, виды взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Затем необходимо перейти к основам статуса, организации и деятельности общественных объединений, используя при этом следующие Федеральные законы: «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях»; «О национально-культурной автономии»; «О свободе совести и о религиозных объединениях»; «О политических партиях».
Следует иметь в виду, что законодательством определены особенности деятельности общественных объединений в экстремальных условиях. Для этого следует ознакомиться с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
По пятому вопросу студентам нужно определить содержание основ конституционного строя, закрепленных в статьях 8, 9 Конституции РФ и получивших развитие в статьях 34, 35, 74, 75 Конституции РФ (свобода экономической деятельности в Российской Федерации, поддержка конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, единство системы налогообложения и сборов в РФ, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности). Для более глубокого изучения этого вопроса можно воспользоваться Сборником докладов «Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации».
Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:
1. Определите, какие из перечисленных положений относятся к основам конституционного строя:
а) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; б) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения;
в) Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
г) Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации;
д) В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
е) Государственную власть в Российской Федерации осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской
Федерации, суды Российской Федерации;
ж) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;
з) Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные
законы не применяются;
е) Общественные объединения равны перед законом.
2. В статье 5 Конституции РФ установлено, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». В связи с этими особенностями в закреплении статуса республик и использованием применительно к ним термина «государство» можно ли сделать вывод о наличии у республик суверенитета и обладании такими свойствами (признаками) государства, как территория, народ, гражданство, государственная власть?
При ответе на этот вопрос следует использовать Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай
и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определения от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми,
Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» и от 19 апреля 2001 г. № 65-О «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».
3. Какие из перечисленных институтов относятся к формам непосредственной демократии:
а) забастовка работников предприятия;
б) отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; в) прием граждан депутатом Государственной Думы; г) обжалование постановления главы местной администрации об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений;
д) участие высшего должностного лица субъекта РФ в заседании Государственного Совета; е) утверждение бюджета Федеральным Собранием РФ;
ж) митинг по вопросу изменения законодательства о выборах; з) сход граждан сельского поселения;
и) направление в Законодательное Собрание Красноярского края правотворческой инициативы, поддержанной пятью тысячами граждан.
4. Сопоставьте между собой местный референдум и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования: по порядку инициирования, назначения, правовым последствиям проведения.
5. Сопоставьте между собой категории «формы непосредственной демократии» и «формы участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления)».
6. Составьте таблицу, отражающую систему форм непосредственной демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. На основе анализа Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определите пределы использования таких форм непосредственной демократии как выборы и референдум.
8. Составьте схему, отражающую отличия в порядке отзыва высшего должностного лица субъекта Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.
9. На основе анализа Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определите принципы отношений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации с народом и избирателями.
10. Выпишите из Конституции РФ статьи, в которых определяется экономическая система страны, и отдельно – статьи, определяющие конституционную модель регулирования экономических отношений.
11. Исходя из анализа Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» охарактеризуйте модель взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Юридические источники:
1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008).
2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005).
3. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 23.07.2010).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008).
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
7. О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11.07.2001
№ 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010).
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
9. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010).
10. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009).
11. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
12. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010).
13. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
14. О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 06.11.1991 № 169 (с изм. от 30.11.1992).
15. Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 25.08.1991 № 90 (с изм. от 30.11.1992).
16. О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 23.08.1991 № 79 (с изм. от 30.11.1992).
17. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 1-П.
18. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина», а также к положениям Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П.
19. По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 №
10-П. 20. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №
10-П.
21. По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле
и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 № 16-П.
22. По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от
20.12.1995 № 17-П.
23. По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа, 25 августа, 6 ноября 1991 года, а также о проверке
конституционности КПСС и КП РСФСР: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 № 9-П.
24. По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-О.
25. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 № 98-О.
26. О народном обсуждении: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3076.
27. О краевой народной инициативе: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3074.
Дополнительная научная литература:
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. Т. 1. 2. Авакьян С.А. Конституция и парламент: размышления по поводу юбилея // Размышления конституционалиста: Избр. ст. – М., 2010.
3. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы.– М., 1996.
4. Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.
5. Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России. – С-Пб., 2008.
6. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., 2006.
7. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.
8. Богданова Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.
9. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. – М., 2010.
10. Гаджиев Г.А. Судебная Концепция конституционного принципа социального государства в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.
11. Гриценко Н.Н. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М., 2004.
12. Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. – М., 2003.
13. Кононов А.П. Государство и политическая система в постсоциалистический период развития России. – М., 2005.
14. Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.
15. Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации: Сборник докладов. М., 2010.
16. Конституционные ценности в теории и судебной практике: Сборник докладов. – М., 2009.
17. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – С-Пб., 2005. 18. Краснов М.А. Ответственность власти (государства) в открытом обществе. – М.,1997.
19. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.
20. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999.
21. Левин И.Д. Суверенитет. – М., 2003.
22. Левшуков-Энгельгардт А.В. О действующей Конституции и политических партиях в России. – М., 2003.
23. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан российской Федерации. – М., 2001.
24. Новикова Т.В. Правовые проблемы многопартийности в России. – М., 2000.
25. Очерки конституционной экономики / Под ред. Г.А. Гаджиева.– М., 2009.
26. Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. –
М., 2006.
27. Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. Конституционно-правовое исследование. – М.,
2006.
28. Разделение властей / Отв. ред. Марченко М.Н. – М., 2004.
29. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. – Екатеринбург. 2003.
30. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления. – М., 1994.
31. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005.
32. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005.
33. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.129 с.) |