Тема 6. Основы конституционного строя Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Основы конституционного строя Российской Федерации



 

1. Конституционные основы общественного и государственного строя: понятие, признаки, виды. Понятие, признаки и элементы основ конституционного строя РФ.

 

2. Российское государство и его конституционные характеристики.

 

3. Народовластие в Российской Федерации. Институты непосредственной и представительной демократии.

 

4. Конституционно-правовые основы гражданского общества, политического плюрализма и статуса общественных объединений в Российской Федерации.

 

5. Конституционные основы свободы хозяйствования и многообразия форм собственности в Российской Федерации.

 

Устройство государства и общества, охватывающее большое разнообразие общественных отношений, лишь в некоторой своей части регулируется правом. Конституционное право закрепляет лишь основные его устои: дает социально-политическую характеристику общественному строю, определяет принципы организации государства и общества, устанавливает основы политической, экономической, социальной, духовной систем как сфер жизнедеятельности общества.

 

В отечественной науке конституционного права нет единого понятийного аппарата в отношении института, определяющего устройство общества и государства. Используются такие понятия, как «общественное устройство», «общественный строй» (В.Е.Чиркин); «гражданское общество» (Щекочихин, Баглай), общественное и государственное устройство и, наконец, конституционный строй. Среди них более всего распространено понятие конституционного строя.

 

При этом существуют различные подходы к его определению. Основными являются формально-юридический (нормативный) и общесоциологический (оценочный). В рамках нормативного подхода конституционный строй – это установленное нормами конституционного права устройство общества и государства, в котором выражается сущность, формы организации и функции деятельности государственной


 

власти (Колюшин Е.И., Чудаков М.Ф.). В рамках оценочного подхода конституционный строй – это не всякое устройство общества и государства, а лишь такое, которое является воплощением идей конституционализма (Румянцев О.Г., Богданова Н.А.).

 

Основы конституционного строя – сущностные характеристики конституционного строя, его принципы.

 

Основы конституционного строя в широком плане, как ключевые начала конституционного строя, можно подразделить на следующие три уровня:

 

1) главные ценности, на которые опирается конституционный строй (прежде всего, ценности конституционализма, гуманизма);

 

2) собственно основы конституционного строя (в узком понимании), т.е. основные принципы, определяющие его сущность;

 

3) конституционно-правовые институты и нормы, посредством которых упомянутые выше положения получают непосредственное

 

обоснование, закрепление.

 

Все эти уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а они конкретизируются в институтах и нормах.

 

Для уяснения категорий «конституционный строй», «основы конституционного строя», а также системы основ конституционного строя будет полезным изучить монографию Румянцева О.Г. «Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления».

 

Одной из часто встречающихся методологических ошибок в

 

определении нормативного содержания конкретных основ конституционного строя Российской Федерации является сведение его к взглядам конституционалистов. Опору следует делать на нормативные источники: правовые позиции Конституционного Суда РФ и нормативные акты. Доктринальный же взгляд на основы конституционного строя стоит использовать для критического осмысления нормативного содержания, усвоенного отечественной законодательной и судебной практикой. Поэтому студентам при изучении 2-5 вопросов темы следует ознакомиться

 

с соответствующими основам конституционного строя правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также законодательными актами.

 

При рассмотрении второго вопроса студентам следует учесть, что в статьях 1-3, 5, 7, 8, 10, 14 Конституции РФ перечислены следующие


 

характеристики государства: демократическое; основанное на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина; федеративное; правовое; с республиканской формой правления; распространяющем суверенитет на всю территории Российской Федерации; основанное на признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа; основанное на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; социальное; светское.

 

При изучении третьего вопроса студентам следует разобраться с понятием непосредственной (прямой) демократии, уяснить отличие форм решающей непосредственной и консультативной непосредственной демократии, отличие форм решающей демократии от форм участия граждан в осуществлении власти; определить содержание института представительной демократии, виды представительства и особенности их отражения в нормативных конструкциях.

 

После изучения теории народовластия и ее форм следует перейти к изучению системы форм непосредственного демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления по законодательству Российской Федерации. Для этого следует проанализировать положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3074 «О краевой народной инициативе»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3076 «О народном обсуждении».

 

Второе понятие – представительная демократия – требует установления системы выборных органов и выборных должностных лиц в Российской Федерации, уяснения предусмотренных в законодательстве видов связи выборных органов и выборных должностных лиц с избирателями, а также гарантий обеспечения представления выборными органами и должностными лицами интересов народа.


 

 

При изучении четвертого вопроса студентам следует определить значение для народовластия идеологического и политического многообразия, многопартийности и политического плюрализма.

 

Далее следует рассмотреть такой институт гражданского общества как Общественная палата Российской Федерации, показать ее значение, виды взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Затем необходимо перейти к основам статуса, организации и деятельности общественных объединений, используя при этом следующие Федеральные законы: «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях»; «О национально-культурной автономии»; «О свободе совести и о религиозных объединениях»; «О политических партиях».

 

Следует иметь в виду, что законодательством определены особенности деятельности общественных объединений в экстремальных условиях. Для этого следует ознакомиться с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

 

По пятому вопросу студентам нужно определить содержание основ конституционного строя, закрепленных в статьях 8, 9 Конституции РФ и получивших развитие в статьях 34, 35, 74, 75 Конституции РФ (свобода экономической деятельности в Российской Федерации, поддержка конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, единство системы налогообложения и сборов в РФ, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной

 

и иных форм собственности). Для более глубокого изучения этого вопроса можно воспользоваться Сборником докладов «Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Определите, какие из перечисленных положений относятся к основам конституционного строя:

 

а) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;


б) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

 

каждому от рождения;

 

в) Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

 

действующими. Они определяют смысл, содержание и применение

 

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,

 

местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

 

г) Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории

 

всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные

 

Конституцией Российской Федерации;

 

д) В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом

 

частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

 

е) Государственную власть в Российской Федерации осуществляют

 

Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет

 

Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской

 

Федерации, суды Российской Федерации;

 

ж) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;

 

з) Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные

 

законы не применяются;

 

е) Общественные объединения равны перед законом.

 

2. В статье 5 Конституции РФ установлено, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». В связи с этими особенностями в закреплении статуса республик и использованием применительно к ним термина «государство» можно ли сделать вывод о наличии у республик суверенитета и обладании такими свойствами (признаками) государства, как территория, народ, гражданство, государственная власть?

 

При ответе на этот вопрос следует использовать Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай

 

и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определения от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми,


 

Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» и от 19 апреля 2001 г. № 65-О «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

 

3. Какие из перечисленных институтов относятся к формам непосредственной демократии:

 

а) забастовка работников предприятия;

 

б) отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; в) прием граждан депутатом Государственной Думы; г) обжалование постановления главы местной администрации об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений;

 

д) участие высшего должностного лица субъекта РФ в заседании Государственного Совета; е) утверждение бюджета Федеральным Собранием РФ;

 

ж) митинг по вопросу изменения законодательства о выборах; з) сход граждан сельского поселения;

 

и) направление в Законодательное Собрание Красноярского края правотворческой инициативы, поддержанной пятью тысячами граждан.

 

4. Сопоставьте между собой местный референдум и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования: по порядку инициирования, назначения, правовым последствиям проведения.

 

5. Сопоставьте между собой категории «формы непосредственной демократии» и «формы участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления)».

 

6. Составьте таблицу, отражающую систему форм непосредственной демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

7. На основе анализа Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определите пределы


использования таких форм непосредственной демократии как выборы и референдум.

 

8. Составьте схему, отражающую отличия в порядке отзыва высшего должностного лица субъекта Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.

 

9. На основе анализа Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определите принципы отношений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации с народом и избирателями.

 

10. Выпишите из Конституции РФ статьи, в которых определяется экономическая система страны, и отдельно – статьи, определяющие конституционную модель регулирования экономических отношений.

 

11. Исходя из анализа Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» охарактеризуйте модель взаимоотношений государства и религиозных объединений.

 

 

Юридические источники:

 

1. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008).

 

2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005).

 

3. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 23.07.2010).

 

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

 

5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008).

 

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие

 

в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

7. О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11.07.2001

 

№ 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010).

 

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти


субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

9. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010).

 

10. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009).

 

11. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

 

12. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010).

 

13. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

14. О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 06.11.1991 № 169 (с изм. от 30.11.1992).

 

15. Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 25.08.1991 № 90 (с изм. от 30.11.1992).

 

16. О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 23.08.1991 № 79 (с изм. от 30.11.1992).

 

17. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 1-П.

 

18. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина», а также к положениям Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П.

 

19. По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 №

 

10-П.


20. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №

 

10-П.

 

21. По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле

 

и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 № 16-П.

 

22. По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от

 

20.12.1995 № 17-П.

 

23. По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа, 25 августа, 6 ноября 1991 года, а также о проверке

 

конституционности КПСС и КП РСФСР: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 № 9-П.

 

24. По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-О.

 

25. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 № 98-О.

 

26. О народном обсуждении: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3076.

 

27. О краевой народной инициативе: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3074.

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. Т. 1.


2. Авакьян С.А. Конституция и парламент: размышления по поводу юбилея // Размышления конституционалиста: Избр. ст. – М., 2010.

 

3. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы.– М., 1996.

 

4. Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.

 

5. Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России. – С-Пб., 2008.

 

6. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., 2006.

 

7. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.

 

8. Богданова Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.

 

9. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. – М., 2010.

 

10. Гаджиев Г.А. Судебная Концепция конституционного принципа социального государства в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.

 

11. Гриценко Н.Н. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М., 2004.

 

12. Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. – М., 2003.

 

13. Кононов А.П. Государство и политическая система в постсоциалистический период развития России. – М., 2005.

 

14. Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

 

15. Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации: Сборник докладов. М., 2010.

 

16. Конституционные ценности в теории и судебной практике: Сборник докладов. – М., 2009.

 

17. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – С-Пб., 2005.


18. Краснов М.А. Ответственность власти (государства) в открытом обществе. – М.,1997.

 

19. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.

 

20. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999.

 

21. Левин И.Д. Суверенитет. – М., 2003.

 

22. Левшуков-Энгельгардт А.В. О действующей Конституции и политических партиях в России. – М., 2003.

 

23. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан российской Федерации. – М., 2001.

 

24. Новикова Т.В. Правовые проблемы многопартийности в России. – М., 2000.

 

25. Очерки конституционной экономики / Под ред. Г.А. Гаджиева.– М., 2009.

 

26. Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. –

 

М., 2006.

 

27. Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. Конституционно-правовое исследование. – М.,

 

2006.

 

28. Разделение властей / Отв. ред. Марченко М.Н. – М., 2004.

 

29. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. – Екатеринбург. 2003.

 

30. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления. – М., 1994.

 

31. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005.

 

32. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005.

 

33. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.129 с.)