По направлению «Юриспруденция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По направлению «Юриспруденция»



Конституционное право

Методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Очная форма обучения

 

 

Красноярск 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Объем семинарских занятий и самостоятельной работы студентов……………...3

2. Разделы дисциплины и объем семинарских занятий и самостоятельной работы …………………………………………………………………………………………4

3. Тематический план семинарских занятий и самостоятельной работы …………..6

4. Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе…………………………………………………………………………………7

5. Раздел 1. Введение в конституционное право…………………………………11

6. Тема 1. Конституционное право как нормативное образование, наука и учебная дисциплина………………………………………………………………………….11

7. Тема 2. Теория конституции……………………………………………………….19

8. Тема 3. Конституционное развитие: понятие и формы. История конституционного развития России……………………………………………….24

9. Тема 4. Конституция 1993 г. Конституции (уставы) субъектов РФ ……………28

10.  Тема 5. Реализация (действие) Конституции. Толкование Конституции. Охрана Конституции………………………………………………………………………...37

11. Раздел 2. Основы конституционного строя. Народовластие. Конституционно-правовые основы положения личности…………………...45

12. Тема 6. Основы конституционного строя…………………………………………45

13. Тема 7. Избирательное право в РФ………………………………………………..55

14. Тема 8. Конституционное положение личности: понятие, принципы, элементы…………………………………………………………………………….66

15. Тема 9. Гражданство РФ………………………………………………...................73

16. Тема 10. Конституционные права, свободы и обязанности………………..……78

17. Тема 11.Конституционные обязанности личности. Гарантии прав и свобод. Ограничение прав, свобод и обязанностей………………………………………..85

18. Раздел 3. Территориальное устройство РФ……………………………………91

19. Тема 12. Государственное устройство РФ. Особенности государственного устройства России………………………………………………………………….91

20. Тема 13. Конституционно-правовой статус РФ как суверенного государства…………………………………………………………………………96

21. Тема 14.Субъекты РФ и их конституционно-правовой статус………………..100

22. Тема 15. Административно-территориальное устройство субъектов РФ………………………………………………………………………………….112

23. Раздел 4.Органы государственной власти РФ………………………………119

24. Тема 16. Президент РФ……………………………………………………….….119

25. Тема 17. Федеральное Собрание РФ……………………………………………127

26. Тема 18. Правительство РФ……………………………………………………...132

27. Тема 19. Уполномоченный по правам человека. Счетная палата…………….135

28. Тема 20. Конституционные основы правосудия. Конституционный Суд РФ………………………………………………………………………………….136

29. Раздел 5. Органы государственной власти субъектов РФ. Конституционные основы местного самоуправления…………………………………………….141

30. Тема 21. Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ……………………………………………………………………………….…141

31. Тема 22. Местное самоуправление в РФ……………………………………..…157

1. Объем семинарских занятий (СЗ) и самостоятельной работы (СР) студентов

Тема 2. Теория конституции

 

1. Конституционализм как политико-юридическая доктрина и государственно-правовой режим.


2. Понятие и сущность конституции.

 

3. Содержание и форма конституции.

 

4. Свойства Конституции.

 

5. Функции Конституции.

 

 

Приступая к изучению темы, важно обратиться к понятию

 

«конституционализма», которое неоднозначно определяется в юридической литературе, уяснить его связь с понятием конституции. В этом поможет Сборник материалов «Конституционализм: идеал и/или реальность», особое внимание следует уделить статьям: Н.В. Варламовой

 

«Конституционализм:   вариативность    понятия»,    Б.А.    Страшуна

 

«Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива», Н.В. Витрука «Конституционализм: реальный или имитационный?», В.И. Фадеева «Конституционный идеал и практика его реализации», М.А. Краснова «Кто сбережет конституционализм?», С.И. Некрасова «Конституционный идеал и повседневная реальность: единство правового

 

и нравственного восприятия, пределы несовпадения и трансформации».

 

Также можно воспользоваться работами Бобровой Н.А. «Конституционный строй и конституционализм в России», Кравеца И.А. «Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления», Кутафина О.Е. «Российский конституционализм».

 

Различные аспекты характеристики конституции обусловливают множественность ее определений. Студентам необходимо уяснить разницу в понимании конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления. Разобраться в этих вопросах поможет монография Хабриевой Т.Я. и В.Е. Чиркина «Теория современной конституции».

 

По вопросу о сущности конституции необходимо ознакомиться с различными подходами и позициями автором. Для усвоения взглядов социалистов следует обратиться к речи Ф. Лассаля «О сущности конституции» и работе В.И. Ленина «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам». С критикой взглядов социалистов можно ознакомиться в брошюре Е. Спекторского «Что такое конституция». Для проверки правильности понимания представленных подходов и закрепления полученных знаний можно порекомендовать использование монографии Н.А. Михалевой «Социалистическая конституция. Проблемы теории». С


 

современным видением сущности конституции можно ознакомиться в статьях Б.С. Эбзеева «Сущность конституции в свете нового политического мышления» и С.Ю. Кашкина «Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала».

 

По вопросу о содержании и форме конституций следует обратиться к фундаментальной работе Г. Еллинека «Общее учение о государстве» (глава 15. Государственное устройство), монографии Хабриевой Т.Я. и В.Е. Чиркина «Теория современной конституции», а также монографии Арановского К.В. «Конституционная традиция в российской среде». В отношении содержания конституции важно уяснить, что является традиционным предметом конституционного регулирования, какие факторы объективного и субъективного порядка на него влияют, в чем проявляется эволюция содержания конституционных актов. Также необходимо определить, в чем проявляется «особенное» (конкретно-историческое, национальное) в конституциях государств. При рассмотрении формы конституций следует обратить внимание на проблемы отграничения «конституционного» в неписаных конституциях, достоинства и недостатки «гибких» и «жестких» конституций.

 

Четвертый вопрос связан с характеристикой конституции как правового акта. Студентам нужно изучить основные юридические свойства конституции и их содержание. При этом следует разобраться: всякая ли конституция представляет собой основной закон, существует ли различие между верховенством и высшей юридической силой конституции, каким образом проявляется воздействие конституции на текущее законодательство, в чем проявляется «наднормативность» конституции, в чем особенности прямого действия конституции при соблюдении и при правоприменении, каково значение конституционного контроля для охраны конституции.

 

Обращаясь к вопросу о функциях конституции, студентам нужно иметь в виду, что функции отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Затем следует раскрыть содержание таких функций, как учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.


 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Соотнесите понятия «конституционализм» («конституционное государство») и «правовое государство».

 

2. Определите, какое значение для перевода политико-юридической доктрины конституционализма в соответствующий государственно-правовой режим имеет конституция.

 

3. Установите факторы, обусловливающие различие юридической и фактической конституции. Определите, в любом ли государстве есть основания для выделения наряду с юридической конституцией конституции фактической.

 

4. Определите, существует ли зависимость сущности конституции и

 

ее формы. Является ли неписаная конституция в точном смысле слова конституцией?

 

5. Соотнесите между собой такие юридические свойства конституции как высшая юридическая сила и прямое действие.

 

Юридические источники:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

2. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. – С-Пб., 2003.

 

2. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.

 

3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. – М., 2008.

 

4. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. – М.,

 

2010.

 

5. Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном праве. – С-Пб., 1905.

 

6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – С-Пб., 2004.


 

7.     Кашкин   С.Ю.   Смена   цивилизаций   и    конституция:

 

формирование глобального идеала // Государство и право. 1992. № 11.

 

8. Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

 

9. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. – М., 2000.

 

10. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – С-Пб., 2005.

 

11. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.

 

12. Лассаль Ф. О сущности конституции. – СПб., 1906.

 

13. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 17. – М., 1968. С. 339-353.

 

14. Михалева Н.А. Социалистическая конституция (проблемы теории). – М., 1981.

 

15. Общие начала теории социалистической конституции. – М.,

 

1986.

 

16. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. – М., 1998.

 

17. Ромашов Р.А. Современный конституционализм: вопросы истории и теории. – С-Пб., 1998.

 

18. Спекторский Е. Что такое конституция. – М., 1917.

 

19. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. – М., 1996.

 

20. Теоретические основы Советской конституции. – М., 1981.

 

21. Теоретические проблемы российского конституционализма. –

 

М., 2000.

 

22. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2007.

 

23. Чиркин В.Е. Конституция. Российская модель. – М., 2004.

 

24. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). Перевод с венг. – М., 2001.

 

25. Эбзеев Б.С. Сущность конституции в свете нового политического мышления // Советское государство и право. 1990. № 12.


 

Тема 16. Президент РФ

 

1. Президент РФ: место в системе государственных органов, порядок вступления в должность, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, неприкосновенность.

 

2. Функции и полномочия Президента РФ.

 

3. Акты Президента. «Указное право».

 

4. Администрация Президента РФ, Государственный совет Российской Федерации и другие органы при Президенте РФ.

 

При определении места Президента РФ в системе государственной власти следует различать его положение по формальной конституции и по фактической, подверженной динамичным трансформациям, исходя из особенностей личности, занимающей должность Президента РФ, и конкретно-исторической обстановки.

 

При рассмотрении вопроса об избрании Президента РФ следует обратить внимание на дифференциацию требований к выдвижению кандидатов политическими партиями и самовыдвижению, в частности различное количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку кандидата.

 

При изучении вопроса о досрочном прекращении полномочий необходимо обратить внимание на неопределенность порядка прекращения полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия. Эту неопределенность не удалось устранить и Конституционному Суду РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». В соответствии с правовой позицией, изложенной в данном решении, досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Однако кто должен участвовать в этой процедуре, давать заключение о необратимом характере расстройства функций организма и принимать решение о досрочном прекращении полномочий Президента РФ, осталось неясным. На семинарском занятии предлагается обсудить возможные варианты решения этих вопросов.

 

При рассмотрении вопросов неприкосновенности Президента РФ следует учесть абсолютный характер иммунитета, предполагающий невозможность привлечения действующего Президента к уголовной ответственности, а также допустимость привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, прекратившего осуществление полномочий, только по особой процедуре, предусматривающей необходимость снятия неприкосновенности. Студентам необходимо уяснить связь института неприкосновенности с институтом отрешения Президента РФ от должности. Для этого необходимо изучить статью 93 Конституции РФ, а также Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

 

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание, что в Конституции в статье 80 определены функции Президента РФ, а в статьях 83-89 – полномочия. Для случаев, когда порядок реализации полномочий не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ по так называемому «чеченскому делу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994

 

г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»). Признание полномочий Президента Российской Федерации, не перечисленных в статьях 83 - 90 Конституции, означает введение в конституционную практику России института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента.

Далее студентам нужно раскрыть функции Президента РФ как главы государства; гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; функции по охране суверенитета Российской Федерации, ее

 

независимостиигосударственнойцелостности;обеспечению

 

согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.

 

Полномочия Президента РФ целесообразно разбить на следующие группы: полномочия в отношении Правительства РФ, полномочия в отношении Государственной Думы и Совета Федерации, полномочия по формированию органов власти, полномочия в области внешней политики, полномочия по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия в сфере правового положения личности, полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования органов власти и гарантирования Конституции РФ.

 

При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что издание актов является своего рода «служебным» полномочием, оформляющим реализацию основных полномочий. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, являются нормативно-правовыми актами (могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности). Распоряжения представляют собой акты организационного, индивидуального характера.

 

Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам. Но наряду с подзаконными актами, возможно издание актов, имеющих законодательное значение. Это право было подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 30 апреля 1996 г.; от 27 января 1999 г.; от 25 июня 2001 г.), в которых Суд указал на допустимость таких «законодательных» указов при восполнении пробелов в правовом регулировании при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего законодательного акта; а также при осуществлении регулирования в условиях рассогласованности законодательных норм.

 

По последнему вопросу следует изучить положение Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах), Совета безопасности РФ, Государственного Совета, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Комиссий (по вопросам гражданства, по государственным наградам и др.), используя при этом следующие Указы Президента РФ: «Об Администрации Президента Российской Федерации»; «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;

«О Государственном совете Российской Федерации»; «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»; «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»; «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава»; «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Составьте таблицу скрытых (подразумеваемых) полномочий Президента РФ (полномочий, прямо не установленных в Конституции РФ, вытекающих из функций Президента РФ и не закрепленных законодательно) с приведением наименования полномочия, правовой позиции Конституционного Суда РФ, в которой обосновывается полномочие, и реквизитов Постановления Конституционного Суда РФ, в котором оформлена правовая позиция.

 

2. Составьте схему полномочий Президента РФ, в отношении которых предусмотрены «сдержки» и «противовесы» со стороны иных высших органов государственной власти.

 

3. Составьте схему полномочий Президента РФ, представляющих собой «сдержки» и «противовесы» в отношении прерогативных прав иных высших органов государственной власти.

 

4. Составьте схему, отражающую положение Правительства РФ относительно Президента РФ. На данной схеме должны быть отражены, с одной стороны, функции руководства Правительства РФ со стороны Президента РФ, а, с другой стороны, гарантии автономии Правительства РФ.

 

5. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по определению направлений внутренней и внешней политики.

 

6. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.

 

7. На основании анализа положений Конституции РФ и Постановления от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о

досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» составьте алгоритм принятия решения о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

 

Юридические источники:

 

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

7. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

8. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

9. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: Указ Президента РФ от

 

01.02.2010 № 120.

 

10. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.

 

11. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам: Указ Президента РФ от 02.12.2008 № 1712 (ред. от 09.11.2010).

 

12. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (17.02.2010).

 

13. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318 (ред. от 07.04.2006).

 

14. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602(ред. от 12.03.2010).

 

15. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000

 

№ 849 (ред. от 07.09.2010).

 

16. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 (ред. от 28.06.2005).

 

17. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 №

 

12-П.

 

18. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4)

 

и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

 

19. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

 

20. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.

 

21. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по

 

совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П.

 

22. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П.

 

23. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта»,

Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П.

 

Дополнительная научная литература:

 

3. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. – М., 2008.

 

4. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. – М., 2003.

 

5. Дегтев Г.В.Становление института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М., 2006.

 

6. Жилинский С.Э. Наш Президент: как он правит и как его избирают. – М., 2004.

 

7. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008.

 

8. Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.

 

9. Лучин В.О., Мазуров В.А. Указы Президента Российской

 

Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., 2000.

 

10. Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. – М., 2007.

 

11. Мирзоев Г.Б. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. – М., 2002.

 

12. Огородников А.А. Конституционные основы института президентства: США и Россия. – М., 2001.

 

13. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.

 

14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. – М., 1999.

 

15. Президент – Правительство – исполнительная власть: российская модель / Под ред. И.Г. Шаблинского. – М, 1997.

16. Президент Российской Федерации в системе разделения властей / Под ред. В.И. Радченко. – Саратов, 1996.

 

17. Сахаров Н.А. Институт Президентства в современном мире. –

 

М., 1994.

 

18. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. –

 

С-Пб., 2004.

 

19. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина. – Саратов, 2008.

 

20. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: конституционно-правовое регулирование и практика. – М., 2006.

 

21. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. – Саратов, 2006.

 

22. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2010.

 

Тема 17. Федеральное Собрание РФ

 

1. Федеральное Собрание РФ: структура и общие вопросы конституционного статуса. Внутренняя структура палат и организация их работы. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 

2. Функции палат Федерального Собрания РФ. Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ.

 

3. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

 

 

При рассмотрении первого вопроса студентам нужно указать общие статусные характеристики Федерального парламента – Федерального Собрания РФ, выделить вопросы, по которым Государственная Думы и Совет Федерации собираются совместно. В основу функционирования Федерального Собрания заложен принцип «верхней» и «нижней» палат вместо существовавшего ранее принципа равенства палат Верховного Совета РФ. Студентам следует определить, в чем это проявляется.

 

Затем необходимо перейти к особенностям избрания депутатов Государственной Думы и порядку формирования Совета Федерации, установленных Федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

 

Внутреннюю структуру палат и организацию их деятельности следует рассмотреть на основе Регламентов палат. Студентам нужно определить роль председателей палат, Совета Думы (в Государственной Думе) и Совета палаты (в Совете Федерации), фракций в Государственной Думе, сравнить структуру комитетов в Государственной Думе и в Совете Федерации. В отношении организации работы палат следует остановиться на понятиях «сессия», «заседание палаты», определить порядок их проведения (в том числе правительственный час, парламентские запросы палат, запросы парламентариев, порядок проведения голосования), порядок работы органов палат, порядок проведения парламентских слушаний, организации работы фракций в Государственной Думе.

 

Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ необходимо рассмотреть в сравнении, установив общие и особенные элементы статуса. При этом следует использовать Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

Второй вопрос следует изучить на основе анализа статьей 102-103 и других положений Конституции.

 

По третьему вопросу на основе положений Конституции и

 

Регламентов палат студентам нужно определить субъектов законодательной инициативы, порядок внесения законопроектов в Государственную Думу, роль комитетов в законодательном процессе, назначение каждого из чтений в Государственной Думе, специфика одобрения федеральных законов в Совете Федерации, способы преодоления разногласий между палатами, права Президента РФ в законодательном процессе, особенности принятия бюджета, финансовых законов, федеральных конституционных законов, порядок вступления в силу законов.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Сравните способы формирования Совета Государственной Думы, которые использовались ранее, и способ, который применяется в


настоящее время. Оцените, какой из них более всего отвечает назначению данного органа Государственной Думы.

 

2. Составьте схему парламентских процедур, используемых в Государственной Думе и Совете Федерации.

 

3. Сравните права депутатов Государственной Думы при обсуждении законопроектов в первом, втором и третьем чтениях.

 

4. Сравните контрольные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации.

 

5. Составьте схему, отражающую отличия в статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

 

Юридические источники:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

2. О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

4. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 №

 

113-ФЗ (ред. от 15.11.2010).

 

5. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

 

6. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от

 

22. 10.1999).

 

7. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 09.07.2010).

 

8. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 15.12.2010).


9. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы

 

Федерального Собрания России от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 09.07.2010).

 

10. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4)

 

и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

 

11. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П.

 

12. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от

 

12.04.1995 № 2-П.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.205 с.)