Тема 4. Конституция РФ 1993 Г. Конституции (уставы) субъектов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Конституция РФ 1993 Г. Конституции (уставы) субъектов РФ



 

1. Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.: концепция, структура, технико-юридические особенности.

 

2. Несовершенство Конституции РФ 1993 г.: концептуальные просчеты, «советизмы», логические ошибки, пробелы, технико-юридические оплошности и т.д.

 

3. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и порядок ее пересмотра.

 

4. Изменение и пересмотр действующей Конституции РФ: проблемы

 

и перспективы.

 

5. Конституции (уставы) субъектов РФ: общая характеристика

 

(юридическая природа, место в системе конституционного законодательства, особенности содержания и формы).


При изучении первого вопроса необходимо уяснить особенности структуры действующей Конституции РФ (виды и последовательность ее разделов и глав), нормативное значение элементов структуры Конституции. Далее следует определить особенности предмета конституционного регулирования, важнейшие конституционно-правовые институты, отраженные в Конституции РФ. Студентам нужно обратить внимание на использование заголовков структурных элементов Конституции, применение бланкетных норм Конституции РФ, определить удельный вес специальных норм (норм-принципов, дефиниций, норм-установлений), установить взаимные связи конституционных норм, выделить иные технико-юридические особенности Конституции РФ.

 

Для изучения второго вопроса студентам следует проанализировать текст Конституции РФ и попытаться выявить концептуальные (связанные

 

с сущностью используемых понятий и категорий), содержательные (связанные с неполнотой, внутренней противоречивостью) и технико-юридические (связанные с использованием несовершенных формулировок и конструкций) дефекты Конституции РФ. Для проверки сделанных выводов и более глубокого погружения в существо вопроса стоит воспользоваться статьями проф. С.А. Авакьяна, помещенными в Сборник его статей «Размышления конституционалиста»: «Конституцию надо не поправлять, а менять»; «Конституция России: сложный юбилей»; «Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы»; «Конституция как символ эпохи»; «Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения».

 

При изучении третьего вопроса студентам нужно обратиться к главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции, учесть, что Конституцией РФ предусмотрены различные процедуры: порядок принятия новой Конституции (пересмотр Конституции РФ), порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции РФ, порядок изменения статьи 65, в которой дается поименный перечень субъектов Российской Федерации.

 

При изучении порядка пересмотра Конституции РФ следует обратить внимание на субъектов инициативы пересмотра, сравнить их с субъектами законодательной инициативы; определить требования, предъявляемые к содержанию инициативы, порядок участия Государственной Думы и Совета Федерации в пересмотре Конституции;


 

установить функции Конституционного Собрания в пересмотре Конституции, ознакомиться с проектами Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». При этом необходимо ответить на вопросы: можно ли внести изменения в главы 1, 2, 9 Конституции РФ, сохраняя действие Конституции РФ; можно ли при работе над проектом изменения глав 1, 2, 9 переработать иные положения Конституции РФ; связано ли Конституционное Собрание при работе над проектом новой Конституции инициативой пересмотра Конституции РФ, поддержанной Государственной Думой и Советом Федерации.

 

При изучении порядка внесения поправок в Конституцию РФ следует изучить Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ, Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», а также ознакомиться с поправками, внесенными Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

 

При изучении порядка внесения изменений в статью 65 Конституции РФ нужно обратить внимание на то, что Конституцией РФ предусмотрены различные процедуры при изменении персонального наименования субъекта РФ, при изменении состава субъектов РФ (принятии или образовании нового субъекта РФ) и при изменении статуса субъекта РФ.

 

Порядок изменения наименования субъекта РФ определяется ч. 2 статьи 137 Конституции РФ и разъясняется в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Студентам также следует ознакомиться с уже произведенными изменениями:

 

1) Ингушская Республика изменила наименование на Республику Ингушетия (Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

 

2) Республика Северная Осетия изменила наименование на Республику Северная Осетия-Алания (Указ Президента РФ от 9 января


 

1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

 

3) Республика Калмыкия - Хальмг Тангч изменила наименование на Республику Калмыкия (Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации

 

в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

 

4) Чувашская Республика - Чаваш республика изменила наименование на Чувашскую Республику – Чувашию (Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

 

5) Ханты-Мансийский автономный округ изменил наименование на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»).

 

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющие состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона. Настоящий федеральный конституционный закон был принят 17 декабря 2001 г. и имеет название «О порядке принятия в российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

 

В соответствии с Законом принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части; образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая объединение двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

 

В обоих случаях изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии

 

в Российскую Федерацию нового субъекта или, соответственно, федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

 

Студентам следует ознакомиться с уже произведенными изменениями:

 

 

1) Образование Пермского края (с 1 декабря 2005 г.) - Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об


 

образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»;

 

2) Образование Красноярского края (с 1 января 2007 г.) - Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»;

 

3) Образование Камчатского края (с 1 июля 2007 г.) - Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»;

 

4) Образование Иркутской области (с 1 января 2008 г.) Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»;

 

5) Образование Забайкальского края (с 1 марта 2008 г.) - Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа».

 

В соответствии со ст. 137 Конституции РФ порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ в связи с изменением статуса

 

субъекта Федерации должен быть определен федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Такой закон еще не принят, поэтому «изменение статуса субъекта» - пока не совсем ясная категория. Поскольку в Конституции РФ об изменении статуса субъекта РФ говорится в увязке со статьей 65, в которой просто перечисляются субъекты РФ, можно предположить, что речь идет об изменении отнесения субъекта РФ к соответствующему виду.

 

По последнему вопросу студентам следует изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке


 

конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан», а также воспользоваться следующими монографическими работами: Дудко И.Г. «Законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики»; Гошуляк

 

В.В. «Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации»; Жученко А.А. «Соотношение конституций республик в составе Российской федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики»; Михалева Н.А. «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Законодательное Собрание Ивановской области внесло в Государственную Думу РФ проект закона о поправке к Конституции, в соответствии с которым предлагается исключить из статьи 66 Конституции части 3 и 5. Комитет Государственной Думы по вопросам конституционного законодательства после рассмотрения законопроекта внес предложение о возвращении его инициатору, так как не соблюдены требования Конституции РФ об условиях внесения предложения о поправке к Конституции – данные изменения не могут быть внесены в действующую Конституцию. Оцените заключение Комитета по конституционному законодательству, соответствует ли оно положениям Конституции РФ.

 

2. Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон о поправке к Конституции РФ. Совет Федерации направил принятый закон в законодательные органы субъектов Федерации. В течение месяца после данного направления в 2/3 субъектов Российской Федерации закон рассмотрели и одобрили. Должен ли Совет Федерации для определения


 

результатов рассмотрения закона о поправке к Конституции РФ законодательными органами субъектов Федерации дождаться его рассмотрения всеми субъектами Федерации?

 

3. В Государственную Думу поступил проект закона о внесении поправки в Конституцию РФ, под которым стояли подписи 90 депутатов Государственной Думы и 34 членов Совета Федерации. Парламентарии предложили исключить из статьи 66 часть 1, часть 2 статьи 66 после слова «статус» дополнить словом «республики», исключить из статьи 68 часть 2.

 

В пояснительной записке к проекту закона о поправке они указали, что цель законопроекта – привести главу 3 Конституции в соответствие со статьей 5 Конституции, в которой закреплен принцип равноправия всех

 

субъектов Федерации. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству после рассмотрения законопроекта внес предложение о возвращении его инициатору, так как не соблюдены требования Конституции к субъектам инициативы, а также предлагаемые изменения не могут быть внесены в одном законопроекте. Оцените

 

заключение Комитета по конституционному законодательству, соответствует ли оно положениям Конституции РФ.

 

4. В ходе голосования 12 декабря 1993 года, по данным Центральной избирательной комиссии РФ, в голосовании приняли участие 58 187 755 избирателей (54,8 % от общего числа зарегистрированных избирателей). За принятие Конституции РФ высказалось 32 937 630 избирателей (58,4 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании). Постановлением ЦИК РФ Конституция РФ была признана принятой. Данный результат был воспринят неоднозначно, в том числе в связи с тем, что в соответствии со статьей 35 Закона РСФСР от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме. Дайте этим итогам и результатам голосования по вопросу принятия Конституции РФ правовую оценку.

 

Юридические источники:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).


 

2. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ.

 

3. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007).

 

4. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской

 

области и Корякского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ.

 

5. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ.

 

6. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006).

 

7. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в

 

ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005).

 

8. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998 №

 

33-ФЗ.

 

9. О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.2003 № 841.

 

10. О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.06.2001 № 679.

 

11. О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.02.1996 № 173.


 

12. О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20.

 

13. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от

 

28.11.1995 №15-П.

 

14. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 №12-П.

 

15. По делу о проверке конституционности положений статей 115

 

и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П.

 

16. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №

 

10-П.

 

17. Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (ред. от

 

10.06.2010).

 

 

Дополнительная научная литература:

 

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2001.

 

2. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. – М., 2010.

 

3. ДудкоИ.Г.ЗаконодательствосубъектовРоссийской

 

Федерации: проблемы теории и практики. – Саранск, 2004.

 

4. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. – М., 1999.


5. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. – М., 2001.

 

6. Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – Воронеж. 1996.

 

7. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 1999.

 

8. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002.

 

9. Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / Отв. ред. В.Д. Зорькин. – М., 2009.

 

10. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. – М., 2010.

 

11. Чиркин В.Е. Конституция. Российская модель. – М., 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.058 с.)