Правовой и экономический аспекты продюсирования печатных и Интернет-СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой и экономический аспекты продюсирования печатных и Интернет-СМИ



 

 

Каждый продюсер или продюсерская компания функционирует в рамках правовой среды. Это означает, в первую очередь, наличие законов, которые регулировали бы предпринимательскую деятельность в сфере медиа- и шоу-бизнеса, создавали бы наиболее благоприятные условия для развития этой отрасли, обеспечивали бы возможность нормирования и выполнения определённых правил и предписаний продюсирования.

В законодательстве определяющим признаком продюсера установлены, в первую очередь, инициатива и ответственность за финансирование, производство и прокат продукта[43], но не круг его конкретных правомочий и обязанностей.

Стоит отметить, что в российском законодательстве определение понятия «продюсер» дается только применительно к сфере создания аудиовизуальных произведений, теле- и радиопрограмм, а также исполнительской деятельности, в том числе в рамках циркового представления («импресарио»)[44]. Так, в Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» термин «продюсер фильма» используется в значении «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма».

Должностные обязанности продюсера телевизионных и радиопрограмм установлены в Постановлении Минтруда от 04.10.2000 № 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний»[45].

Продюсером может быть физическое либо юридическое лицо, оказывающее услуги по созданию и продвижению творческого проекта на арт-рынок; действующее от своего имени и за счет собственных средств и (или) средств спонсоров; осуществляющее организационные, обеспечительные, финансовые, контрольные функции по договору; целью деятельности которого является развитие творческого и коммерческого потенциала проекта, повышение уровня его известности, введение произведений в рыночный оборот[46].

Рассмотрим законы, которые напрямую касаются социально-культурной сферы.

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1. В ней рассматриваются: предпринимательская деятельность, регистрация организации и частного предпринимательства, заключение договоров и сделок.

Продюсер в своем роде является предпринимателем, а любая предпринимательская деятельность предусматривает наличие «физических» и «юридических лиц». Юридические лица нуждаются в регистрации в соответствии с российским законодательством и должны оформлять отношения со своими клиентами в виде договоров и сделок.

Сделка – это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление или прекращение гражданских прав и взаимоотношений. Сделка, заключенная в письменном виде – это договор.

Как показывает анализ Квалификационных характеристик работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 30.03.2011 № 251н и применяемых в работе государственных и муниципальных учреждений культуры, функционал продюсеров включен в должностные обязанности руководящего персонала учреждений культуры или отнесен к должностным обязанностям специалистов соответствующих учреждений. Поэтому заключение учреждением культуры трудового договора с продюсером не представляется возможным[47].

Суть продюсерского договора составляют определенные действия в пользу творческого (если проект (продукт) уже создан) или иного заинтересованного субъекта (если предметом продюсирования будет являться создание проекта (продукта)) со стороны продюсера и уплата продюсеру соответствующего вознаграждения, а также, в отдельных случаях, передача интеллектуальных прав этим субъектом.

Условие об установлении цены за передачу исключительного права является существенным (ч. 3 ст. 1234 ГК РФ). По сути, при заключении продюсерского договора такое отчуждение исключительного права, принадлежащего автору, осуществляется на условиях безвозмездности. Вместе с тем, отсутствие в договоре условия о размере вознаграждения по закону делает договор незаключенным. Таким образом, если в договоре о передаче исключительного права не установлен размер вознаграждения, то такой договор является незаключенным. Моментом предоставления или отчуждения исключительных прав на произведение искусства по продюсерскому договору будет являться момент заключения договора. Существенным условием договора является срок его исполнения[48].

Как правило, продюсерские отношения являются долгосрочными (от одного года и более), и результат работы продюсера можно проследить, изучая тенденцию изменения степени узнаваемости проекта или продукта, спроса и динамики цен на него. При взаимной удовлетворённости сторон результатами исполнения продюсерского договора сотрудничество может быть продолжено.

2. Гражданский кодекс РФ, часть 4. В ней рассматриваются: Интеллектуальная собственность, авторские и смежные права. Личные неимущественные права, исключительные авторские права. Права смежные с авторскими. Исполнительские, фонограммные и студийные смежные права. Контрафактная продукция. Гражданско-правовые и иные меры защиты.

Если продюсер не участвует в создании проекта творческим трудом, то авторские права на созданное при его участии произведение у него не возникают. В соответствии с ч. 5 ст. 1259 ГК РФ идеи и концепции не являются объектами авторских прав. То есть даже если идея проекта принадлежит продюсеру, он не получает прав на нее и на проект.

Если продюсер поучаствовал в создании произведения, совершив действия, непосредственно направленные на создание объекта авторских прав (ст. 1259 ГК РФ), например, самостоятельно совершил подборку авторских произведений (собрал, получил согласие авторов (наследников) и выступил составителем сборника литературных произведений), то авторские права на возникшее составное произведение будут принадлежать и ему.

Безусловно, постоянная защита авторских прав является самым эффективным и главным инструментом борьбы с пиратством, плагиатом и другими нарушениями авторства результатов интеллектуальной деятельности. Многие скептически относятся к «судебной эффективности» защиты авторских прав в России. Это связано, прежде всего, с несколькими важными факторами:

- малочисленная и еще не сложившаяся судебная практика защиты авторства;

- малочисленность случаев привлечения к уголовной ответственности за нарушение авторских прав;

- особенности работы и механизмов системы судебных приставов-исполнителей при защите авторства и т.д.

Авторское право не позволяет другим людям использовать продукт творческой деятельности без разрешения автора. Кроме того, оно позволяет авторам требовать плату за право использования их продукта – например, Интернет-приложений[49].

Таким образом, авторское право представляет собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право физического лица или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. К объектам интеллектуальной собственности относятся не только защищенные патентами изобретения, но и такие объекты, как товарные знаки, промышленные образцы, а также иные результаты интеллектуальной деятельности. Например, логотип для Интернет-журнала, фирменный шрифт для печатного издания[50].

3. Административный кодекс РФ говорит об административных нарушениях по продаже, сдаче в печать, незаконном использовании экземпляров произведений и фонограмм, правилах продажи отдельных видов товаров. Административный кодекс РФ в основном предусматривает штрафные санкции за несоблюдение норм, законов. В частности, касательно продюсерской деятельности это относится к нарушениям по продаже, то есть организация реализации продукта должна быть выполнена в соответствии со всеми предписанными нормами по продаже. А касательно незаконного использования экземпляров произведений и фонограмм следует отметить то, что штрафная санкция вступает в силу в случае коммерческой деятельности[51].

Другими словами, каждый продюсер должен знать, как правильно организовать продажу своих товаров и услуг, а также знать, когда и какая ответственность наступает при использовании авторских прав.

4. Трудовой кодекс: о заключении трудовых договоров. Продюсер является работодателем, создавая свою фирму, а члены команды, которых он нанимает, являются работниками. Между ними заключается трудовой договор.

Закон не выделяет в качестве самостоятельного договора продюсерский договор. Под продюсерским договором часто понимается любой договор между продюсером и артистом, предусматривающий взаимное сотрудничество в том или ином виде[52].

Продюсер заинтересован в том, чтобы держать ситуацию под контролем, и хочет быть уверенным, что его денежные и организационные вложения окупятся и что вторая сторона не уйдет от продюсера, не оставив ничего (даже права на объекты авторского права и/или смежных прав).

Подавляющее большинство продюсерских договоров составляют не более 4-7 страниц. Но так как продюсирование – процесс многогранный и сложный, краткость в данном случае является потенциальной угрозой и для продюсера, и для второй стороны, но больший риск несет продюсер. Чем меньше предусмотрено в продюсерском договоре, тем больше неопределённости, а неопределённость в данном случае опасна прежде всего для продюсера, т.к. именно продюсер несёт финансовые риски. Более того, в большинстве случаев такие договоры оспариваются в суде, что ведет либо к признанию договора недействительным в целом, либо в части (но так, что на тех условиях, которые останутся в силе, он не будет устраивать продюсера), либо приведет к признанию за второй стороной авторских и/или смежных прав на уже созданные проекты (продукты)[53].

Проблема заключается в том, что формат продюсерского договора сегодня не стандартизирован, но при этом можно выделить его основное содержание и ключевые моменты:

1. порядок проведения и участия продюсируемой стороны в различных мероприятиях (репетициях, концертах, записях, интервью, рекламе и т.д.),

2. порядок создания новых объектов авторских прав,

3. вопрос авторских и смежных прав на создаваемые объекты авторских и смежных прав,

4. порядок выполнения продюсером агентских и организационных функций,

5. вопрос персональных данных продюсируемой стороны,

6. право на изображение продюсируемой стороны, право на псевдоним, название проекта (продукта),

7. вопросы собственности (на техническое оборудование и т.д.),

8. распределение расходов и доходов, включая вознаграждение продюсируемой стороны по продюсерскому договору,

9. представительство интересов продюсируемой стороны,

10. основания ответственности сторон, включая основания взыскания штрафных санкций,

11. основания и порядок расторжения продюсерского договора,

12. порядок урегулирования разногласий и разрешения споров между продюсером и второй стороной.

Продюсерский договор в большинстве случаев является смешанным договором, т.е. включающим в себя сразу несколько видов договоров. Не запрещено включать в него и договоренности, которые не относятся ни к одному из прямо предусмотренных законом видов договоров.

5. Налоговый кодекс РФ. Об освобождении отдельных видов предпринимательской деятельности от уплаты федеральных налогов. Вместе с тем, речь в Кодексе идёт о кинопродукции: «В соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма»[54].

Согласно указанной норме освобождение от НДС распространяется только на работы и услуги по производству кинопродукции, выполняемые и оказываемые организациями кинематографии, а также при передаче прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Если говорить о налогообложении продюсерской деятельности, то стоит уточнить, что продюсер фильма – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и выпуск медиапродукта.

Если продюсерская студия занимается производством, например, фильма, получившего удостоверение национального, то работы (услуги) по производству кинопродукции не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп.21 п.2 ст.149 части второй НК РФ.

При этом действие данной статьи не распространяется на иную деятельность продюсерской организации, в частности на изготовление киноматериалов, кинооборудования, издательскую, рекламно-пропагандистскую деятельность в области кинематографии, на хранение фильма и его исходных материалов[55].

Главной проблемой правового положения продюсера является отсутствие в действующем законодательстве функций этого субъекта и ответственности за какие-либо правонарушения в рамках своей профессиональной деятельности[56], а также ориентация только на кинопродюсеров. В частности, имеется утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2014 г. № 610н профессиональный стандарт «Продюсер в области кинематографии», но не приводятся требования к продюсерам в иных сферах.

Вместе с тем, для отдельных случаев под требования каждой организации может быть разработана «Должностная инструкция исполнительного продюсера» как локальный нормативный акт, которая должна быть утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения, а также следующих законов[57]:

- Закон «О культуре» (общие положения и требования к медиапродуктам);

- Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». Здесь продюсер – это лицо (не важно, юридическое или физическое), которое стремиться получить прибыль от производства творческого продукта, задействуя труд сторонних работников;

- Закон «О рекламе» (общие требования к продвижению медиапродукта);

- Закон «О СМИ» (общие положения и требования к медиапродуктам).

Продолжается разработка законодательства о продюсерской деятельности. Так, в частности, законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ» разработала группа депутатов во главе с председателем думского комитета по собственности Сергеем Гавриловым (КПРФ).

Инициаторами разработки законопроекта стала группа крупных российских продюсеров, в которую вошли Иосиф Пригожин, Михаил Шурыгин, Игорь Крутой, Надежда Соловьева, Владимир Зубицкий, Андрей Матвеев, Евгений Финкельштейн и другие.

Согласно законопроекту, организацией концертов в залах площадью более 400 кв. м. смогут заниматься только люди или компании, которые вступили в отраслевые саморегулируемые организации (СРО). Иными словами, собирать стадионы артистам разрешается только в том случае, если они или их помощники стали членами СРО. В противном случае выступать исполнители смогут только в небольших залах и клубах. Нарушителей законопроект предлагает наказывать штрафом в размере 500 тыс. руб. (1 млн руб. при повторном нарушении). Авторы законопроекта считают, что данная инициатива нужна как зрителям, так и участникам рынка. Предложенные меры, в частности, должны искоренить лже-организаторов концертов, которые продают билеты на выступления «звёзд» эстрады и потом пропадают вместе с деньгами. Кроме того, законопроект призван увеличить безопасность проведения массовых мероприятий[58].

В 2015 году вышел закон о концертной деятельности с названием «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ», который мгновенно вызвал шквал критики из-за необходимости взносов и требований обязательно быть участником СРО. Это говорит о сырости нового законопроекта и несоответствия его российским реалиям, что значительно ограничит деятельность продюсеров[59].

Таким образом, проблема продюсирования медиапроектов состоит в невозможности определить точный круг задач, которые должен решать непосредственно продюсер.

В первую очередь следует отметить, что продюсер медиапроектов не должен становиться только лишь инвестором (им он может и не быть). Всё зависит от задач и масштаба, от источников финансирования и т.д. Как правило, инвесторы не всегда хотят вступать в качестве учредителей в новую компанию, для этого существует инвестиционное соглашение между инвестором и компанией, в котором всё оговаривается. И бывает даже так, что вновь созданная под интересы этого инвестора компания полностью регулируется тем инвестиционным соглашением, которое заключено между компанией и инвестором, который перечислит туда деньги[60].

Огромной частью дела продюсера является выбор юридической формы компании, потому что именно на нем лежит вся юридическая и финансовая ответственность от начала до завершения работы над проектом.

Продюсер не всегда должен быть управленцем. Для этого и существуют топ-менеджеры компании – руководители, директора, управляющие. Совмещение роли продюсера и управляющего директора или президента компании – это уже некий другой, многосложный уровень. Если удается этого достичь – хорошо, но это совсем не обязательно для того, чтобы быть продюсером.

Продюсер не всегда обязан знать все тонкости управления компанией, менеджмента, подбора кадров или налогообложения. Когда сам продюсер управляет компанией, тогда он обязан всё это знать. Надо различать эти вещи: можно быть хорошим продюсером, но при этом можно не справиться с управлением компанией, потому что надо знать стратегический менеджмент, операционный менеджмент и т.д.[61]

Возникают сложности и при работе по схеме «одна компания – один проект». Допустим, создается специальная компания под проект с одноименным с проектом названием. Но, как правило, этой вновь созданной компанией не управляет сама компания – это будет вновь созданное предприятие с учетом интересов большой студии. Они нанимают одного независимого регулятора – либо это финансовая компания, или юридическая. Как правило, выбирают юридическую компанию, и она занимается правами, ответственностью, рисками и т.д. И уже в составе этой управляющей юридической компании выступают финансовые консультанты на аутсорсинге.

При внесении инвестиций, их разделении или изъятии рассматривается прежде всего природа юридической защиты этих финансов. Например, в Америке управление отдано крупным юридическим компаниям.

Поэтому, когда выбирается организационно-правовая структура, важно учитывать, однострановое или многострановое участие предполагается, артхаусный или коммерческий проект и т.д., поэтому всё зависит от источников финансирования и количества участников данного проекта.

Продюсер прежде всего должен задаться вопросом, какие вложения он хочет сделать в свой проект. Как только появляются инвесторы, государственные деньги, любые другие источники финансирования, то форма усложняется. Как только всё это начинает включаться, штат людей, который будет этим заниматься, увеличивается.

Продюсер должен знать, что такое корпоративный бизнес, какова роль управленцев. Три важных составляющих его работы – юридическая грамотность, деловое администрирование и финансы. Продюсер должен понимать альтернативную стоимость денег, что такое инвестиции, долгосрочность, краткосрочность инвестиций. Соответственно, важно понимать риски, которые в российских условиях очень велики.

Также в России после 2008 года наблюдаются сложности с поиском инвесторов. Несмотря на кризисный период, возникает вопрос, куда деваются все медиапродукты, которые делались на деньги инвесторов. Часто они либо не работают, либо проваливаются при запуске и раскрутке. Поэтому очень важно понимание, и для инвесторов тоже, что продюсер – это не только человек, который знает, как собрать команду, быстро распределить деньги и что-то создать.

Также проблемой является некомпетентность медиапродюсеров и, вместе с тем, высокий уровень конкуренции. Многие инвесторы разочаровались и ушли из медиа, потому что приходили «продюсеры новой волны», которые требовали инвестиции, обещая сделать всё, что надо. В итоге получался условный медиапродукт определенного качества, который дальше не работал – ни на зрительскую аудиторию, ни на имидж, ни на продажу. Всё дело в том, что продюсерами считают себя не профессионалы, а те, кто в силу каких-то обстоятельств – связей, знакомств – могут получить деньги на создание медиапродукта. Но получить деньги – это только часть работы, важно вернуть эти деньги. Поэтому если планируется остаться на рынке, получить бонус к своей репутации и доверие инвесторов, то можно этого добиться, только постоянно самосовершенствуясь[62].

Иногда сам бизнес-подход может всё испортить. Если всё направлено на бизнес, на минимизацию, это может негативно сказаться на конечном результате – на проекте. Продюсер медиа должен помнить, что цифры – это не только деньги, но еще и конечный продукт, которая имеет художественное воплощение, которое и представят потребителю. Немногие понимают, что бюджет медиапродукта складывается не только из производственных затрат и затрат на постпродакшн, но также там должны иметься расходы на продвижение продукта.

Поэтому при правильном бюджетировании, обсуждении с инвестором всегда должны учитываться расходы на рекламу. Всё, что касается рекламы, должно стать прямым делом продюсера. Имея нулевой бюджет на рекламу, он ставит под риск всё, что сделано[63].

Многие российские медиапродюсеры ошибались на том, что защищали производственные бюджеты, не учитывая вопросы продвижения. У главного, генерального продюсера, который дает деньги на проект, бюджет шире. Он состоит не только из рекламно-производственного бюджета, а также включает расходы на девелопмент – развитие проекта и все операционные расходы, связанные с обслуживанием данного проекта – консультанты, налоги, непредвиденные расходы, вплоть до коммунальных расходов управляющей компании. В бюджет входят не только производственные нужды, но и все затраты, от начала запуска идеи до ее продвижения до готового продукта, в том числе и реклама. В эти расходы входят и полиграфические расходы, и выпуск ролика, и презентации, и командировочные, и авиабилеты.

В современной России продюсером может стать только человек, который может стать инициатором хорошего проекта либо который в состоянии прочувствовать и поддержать проект проекта с интересной и большой идеей. Он должен быть прекрасно знаком с многочисленными аспектами медиапроизводства и уметь работать со всеми членами основной творческой группы. У него должны быть отменные лидерские качества, он может принимать решения и нести ответственность за весь проект, от формирования идеи до выхода медиапроекта к зрителю[64].

Также продюсер должен обладать великолепными коммуникативными качествами, которые позволят ему найти инвесторов, партнеров, дистрибьюторов и т. д., т.е. иметь «связи», что очень актуально в России. Также у него должны быть широкие познания в области маркетинга, менеджмента, юриспруденции, PR и рекламных кампаний, продвижения проектов на фестивали, продаж[65].

Итак, три сферы, без которых нельзя стать продюсером – это финансы/ экономика, законодательство и знание отрасли медиа. Самое простое здесь – знание отрасли. Это та сфера, которую можно очень быстро узнать, остальные же в России часто криминализированы или же трудноуправляемы. Поэтому мнение, что достаточно только знания медиапроцесса, чтобы быть продюсером, ошибочно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.03 с.)