Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики исследования связной речи.
Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основные методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.). Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение верно выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в наблюдательности, логичности. Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины, игрушки. Он считал, что дети должны быть самостоятельными в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих, собственные мысли. По этой причине К.Д. Ушинский характеризует пересказывание прочитанного своими словами следующим образом: «Это весьма плохое упражнение дара слова, так как оно обогащает только ум, но собственная способность дара слова может остаться совершенно неразвитой» [36; 89]. В современной методике обучения связной речи пересказ занимает одно из ведущих мест, так как готовит детей 4-5 лет к осознанию структуры текста, позволяет им на первых этапах обучения рассказыванию заимствовать некоторые сюжетные линии. В исследовании М.М. Кониной намечена последовательность работы с картиной. Особого внимания заслуживает то, что выделяются два направления в обучении рассказывания по картинам – их описание и составление повествовательных рассказов. В работе «О роли слова и картинки в развитии речи ребенка дошкольного возраста» З.М. Истомина доказывает, что при пересказе текста с опорой на картинки ребенок старшего дошкольного возраста ориентируется и на изображение, и на рассказ. Картинки положительно влияют на понимание дошкольниками текста и позволяют ребенку более последовательно, содержательнее, точнее его излагать [36; 90]. В работе Е.А. Смирновой рассматриваются вопросы изучения и формирования связной речи у старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Автор определила содержание и методику обучения старших дошкольников связному повествовательному высказыванию по серии сюжетных картин и доказала эффективность обучения, обеспечивающего формирование умений выстраивать сюжетную линию рассказа, заложенную в содержании серии, композиционно завершать текст и использовать различные типы внутритекстовой связи [45; 120].
В работе А.М. Дементьевой в наиболее полной форме представлена методика обучения детей рассказыванию, которая стала традиционной для дошкольных учреждений. Данная методика может быть использована и для исследования особенностей связного высказывания. Автор выделяет пять видов рассказов: рассказ по наблюдению (описание предметов, явлений); рассказ по памяти; пересказ литературного текста; рассказывание по сюжетной картине; творческий рассказ. Определяя диалог и монолог, как две формы связной речи А.М. Дементьева подчеркивает отличие диалогической речи от монологической, отмечает взаимосвязь монолога с развитием словаря, освоением грамматического строя родного языка и общей культурой речи. Как известно, формирование связной речи предполагает развитие всех сторон устной речи: фонематической, грамматической и лексической. А.М. Дементьева рекомендует начинать обучение дошкольников связной монологической речи с описания. При этом указывается, что описательный рассказ о реальном предмете, игрушке, так как видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядное воспринимаемое качество облегчает подбор соответствующего словаря, в то время, как при описании картины ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его. Данная точка зрения распространена и нашла свое отражение во многих изданиях «Программы воспитания в детском саду», методических рекомендациях и практике работы детского сада [36, 90]. Наряду с проведением исследований по развитию связной монологической речи в области педагогики, проводились исследования специалистами в области логопедии. Так, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предложили свою методику обучения рассказыванию: составление рассказа-описания; рассказа по серии сюжетных картин; разучивание стихотворений; работа с загадками; пересказ художественных текстов. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности [8; 264].
Рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают разобраться ребенку в последовательности событий. Составление рассказов по сюжетным картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и изучению новых. В ходе работы дети также овладевают навыками диалогической и монологической связной речи [8; 266]. Пересказ художественных текстов можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. Для детей, у которых уровень развития связной речи более высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы: выборочный пересказ (например, выделить из рассказа то, что относится к данному поступку); краткий пересказ (только самое главное, существенное в рассказе); творческое рассказывание (пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев; составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему; составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным) [8; 276]. Изучив литературу по проблеме исследования и формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста, подобрав теоретическую и методическую литературу по исследованию навыков формирования монологического высказывания, мы решили провести ряд исследований по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Основываясь на изученные методики, мы провели экспериментальное изучение сформированности монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.) |