Глава. Теоретические основы изучения формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава. Теоретические основы изучения формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.



Глава. Теоретические основы изучения формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение сформированности монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Выводы:

    1) для формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы выбрали методику В.К. Воробьевой, на основе которой был проведен формирующий эксперимент.

    2) По окончании формирующего эксперимента, длявыявления эффективности коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент. Экспериментальная группа занималась по методике В.К. Воробьевой, а контрольная группа по традиционной методике.

3) По оценке результатов проведенного контрольного эксперимента в двух группах, мы выяснили, что дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты высказываний, чем в контрольной группе. Данные результаты показывают, что использование серии сюжетных картин цепной организации значительно облегчает составление монологического высказывания даже без предварительной подготовки.

                                                                     

 

 

                                           Заключение

    Целью данной работы являлось изучение особенностей развития и нарушения связной речи, а также формирование навыков монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    В связи с этим анализ научно-методической литературы по проблеме формирование навыков монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показал, что любое связное высказывание монологического типа у детей с ОНР III уровня требует развития следующих умений:

    - понимать тему;

    - отбирать материал к высказыванию;

    - систематизировать материал;

    - строить высказывания в определенной композиционной форме;

    - выражать свои мысли правильно.

Развитие данных умений происходит в процессе проведения специальных подготовительных мероприятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыкам формирования монологического высказывания.

Мы изучили особенности сформированности монологического высказывания. В ходе проведения нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что на высоком уровне задание №1 выполнили 3 человека, из них 2 ребенка справились с заданием № 2 на высоком уровне. На среднем уровне задание №1 выполнили 5 человек, а задание №2 на среднем уровне – 6 человек. И 2 человека, выполнив задание №1 на низком уровне, соответственно смогли выполнить задание №2 только на низком уровне.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет повышено, если в работе по формированию монологического высказывания будем опираться на следующие принципы:

1. связи речи с другими психическими процессами;

2. поэтапного формирования умений с использованием материальных опор в виде серий сюжетных картин.

Принцип поэтапного формирования монологического высказывания с использованием материальных опор в виде серий сюжетных картин осуществляется в процессе проведения специальных упражнений. Данные упражнения проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходят в следующей последовательности:

1. формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

2.обучение составлению и распространению предложений по картинам;

3. обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

При составлении рассказа по любой серии сюжетных картин происходит развитие таких психических процессов у детей, как произвольное внимание, зрительная и речевая память, словесно - логическое мышление.

А также при проведении специальных упражнений по формированию монологического высказывания проводится работа, направленная на:

     - расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;

     - умение распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов и самостоятельно;

     - обогащение рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).

По оценке результатов проведенного контрольного эксперимента в двух группах, мы выяснили, что дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты высказываний, чем в контрольной группе.

По сравнению с данными констатирующего эксперимента, в экспериментальной группе в ходе проведения контрольного эксперимента на высоком уровне оказалось 3 человека, на среднем – 2. А в контрольной группе на высоком уровне оказалось 2 человека, и 3 человека - на среднем уровне.

 Данные результаты показывают, что использование серии сюжетных картин цепной организации значительно облегчает выполнение заданий даже без предварительной подготовки. Так как последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Поэтому дети быстрее и с минимальной помощью раскладывают данную серию картин. 

        Контрольный эксперимент подтвердил эффективность коррекционной работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня.

 

 

                                                Литература

1) Воробьева В.К. «К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии» // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. – М., 2002.

2) Власова Т.А., Певзнер М.С. «Учителю о детях с отклонениями в развитии». – М., 1967.

3) Волковская Т.Н. «Сравнительное изучение дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. – М., 2003.

4) Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. «Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью»/ Дефектология. – М., 1988. - №3.

5) Грибова О.Е. «Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и отолингвистический анализ»/ Монография. – М.: АПК и ППРО, 2009 – 120с.

6) Жинкин М.И. «Механизмы речи». – М., 1956.

7) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. «Преодоление и коррекция речевого развития у дошкольников».- М., 1973.

8) Жукова Н.С. «Логопедия». Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М.,Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2004. – 320с.

9) Зарубина Н.Д. «Методика обучения связной речи». – М., 1977.

10) Зарубина Н.Д. «К вопросу о лингвистических единицах текста»/ Синтаксис текста. – М., 1979.

11) Зимняя И.А. «Лингвопсихология речевой деятельности». Воронеж, 2001.

12) Золотова Г.А. «К типологии простого предложения»// Вопросы психологии.- М., 1978.-№3.

13) Золотова Г.А. «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса» - М., 1982.

14) Ильин Г.М., Лейкина Б.М. и др. «О двух типах внутреннего представления текста»// Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. – Л., 1974.

15) Кирпичникова Е.Г. «Оспособах объединения предложений в связной речи»// Русск.яз. в школе. - М., 1960.-№5.

16) Корицкая Е.Г., Шимкович Т.А. «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития»// Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова-Давид. – М., 1972.

17) Леонтьев А.А. «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания». – М., 1969.

18) Леонтьев А.А. «Функции и формы речи»// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

19) Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». – М.:СП, 2003.

20) Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека». – М., 1969.

21) Лурия А.Р. «Речь и мышление».- М., 1975.

22) Мальцева К.П. «План текста как смысловая опора запоминания у младших дошкольников»// Вопросы психологии памяти/ под ред. А.А. Смирнова. - М., 1958.

23) Маркова А.К. «Психология усвоения языка как средства общения».- М., 1974.

24) «Методы обследования речи детей. пособие по диагностике речевых нарушений»/под ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд. – М., 2004.

25) Новиков А.И. «О соотношении лингвистической и семантической информации в тексте» // Семантика языковых единиц и текста (лингвистическое и психолингвистическое исследование). - М., 1979.

26) «О развитии связной речи дошкольников» // Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста // Родная речь: тез.науч.конф. – Шяуляй, 1974.

27) «Обогащение речи старшего дошкольника»// подготовка детей к школе в семье/ под ред. Т.М. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976. -– (в соавт. с О.С. Ушаковой).

28) «Обучение грамоте: Введение. Ознакомление детей с предложением и словом»/ воспитание и обучение детей в детском саду/ под ред. В.А. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., - 1976.

29)  «Основные задачи развития речи»// Развитие речи дошкольного возраста/ под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976; 2-е изд. – 1979; 3-е изд.-1984.

30) «Осознание речи дошкольниками: сообщение II: представление о слове у старших дошкольников». – М., 1974. - №. – (в соавт. с Г.П. Беляковой).

31) «Осознание речи дошкольниками: сообщение III: представление о слове у старших дошкольников». – М., 1975. - №1.- (в соавт. с Г.П. Беляковой).

32) «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни/ сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.

33) «Психолингвистика и современная логопедия». – М., 1997.

34)  «Обучение грамоте: Введение. Воспитание и обучение детей в детском саду / под ред. В.А. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1976.

35) «Расстройства речи и методы их устранения»/ под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Ушаковой. - М., 1975.

36)  Смирнова Е.А. «Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин»/ дис.кан.пед.наук. - М., 1987.- 133 с.

37) Смольникова И.Г. «Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников»/ дис.кан.пед.наук. - М., 1986.- 156 с.

38) Сорокин Ю.А. «Текст: цельность, связность, эмотивность»/ аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982.

39) Сохин Ф.А. «Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников»/ учеб.пособ./ Ф.А. Сохин – 2-е изд. – Воронеж; издательство НПО «МОДЭК», 2005 – 224с.

40) Струнина Е.М. «Влияние словарной работы на связность речи старших дошкольников»/ Дошкольное воспитание. – М. 1981.

41) Струнина Е.М. «О развитии словаря детей старшего возраста»/ сб.научных трудов. -  М., 1982.

42)  Струнина Е.М. «Влияние словарной работы на связность речи старших дошкольников»/ Дошкольное воспитание. – М. 1981.- №2.

43) Тамбовцева А.Г. «Формирование структуры предложений в речи детей (средний дошкольный возраст)»// дошкольное воспитание. – М., 1987.

44) Трошина Н.Н. «О семантикосинтаксическом аспекте цельности (когерентности) художественного текста»/ аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982.

45)  Ушакова О.С. «Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»/ О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова/ дошкольное воспитание. – М., 1987.

46) Ушакова О.С. «Работа по развитию связной речи»/ дошкольное воспитание. – М., 1984.

47) Ушакова О.С. «Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой»/ под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.

48) Ушакова О.С. «Развитие связной речи»/ умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1984.

49) Ушакова О.С. «Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»/ О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова/ дошкольное воспитание. – М., 1987.- №12.

50) Федеравичене Э.А. «Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа»/ дис.кан.пед.наук. – М., 1981.

51) Филичева Т.Е. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». – М., 1999.

52) Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений дошкольников с использованием нейропсихологических методов»./пособ.для логопедов и психологов. – М., 2002.

 

 

                                      


 

Глава. Теоретические основы изучения формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.019 с.)