Глава. Формирующий эксперимент и его анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава. Формирующий эксперимент и его анализ.



3.1. Методика логопедической работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня впроцессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

    Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучению составления пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

        В выборе методики логопедической работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы решили остановиться на методике формирования умения пересказывать текст цепной организации В.К. Воробьевой.

     Например, каждому ребенку экспериментальной группы формирующего эксперимента (5 человек) выдали большую карточку (по принципу лото), состоящую из 8 отделенных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Также детям раздали по комплекту таких же отдельных (разрезанных) картинок, разработанных по методике В.К. Воробьевой (см. приложение №3).

    Текст цепной организации представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связей чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие

 [1; 54].

    В.К. Воробьева для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста предложила предметно-графическую схему. Данная схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект; стрелкой – предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка – подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета; на втором – действия; на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста оправдывает себя в полной мере, так как создает удобства для организации целенаправленного восприятия последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложения

[1; 55].

    Задача обучения детей построению цельных и связных рассказов реализуется через систему упражнений, предложенных В.К. Воробьевой:

    - умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;

    - умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.

    Раскладывание детьми серии сюжетных картин относится к наглядным методам обучения, но также несет в себе определенный игровой момент. Так, например, раскладывание серии сюжетных картин цепной организации по методике В.К. Воробьевой осуществляется по принципу детской игры «Лото».

    Данная серия заданий позволяет определить, в какой мере дети способны создавать связные речевые сообщения, устанавливать логико-фактологическую последовательность изображенных на картинках действий и составлять рассказ, используя последовательность картинок – как программу, а каждую картинку – как смысловую веху. Без этих умений в рассказах прослеживается несформированность: лексико-синтаксического оформления предложений; выбора слов преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередования коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе. Несформированность всех вышеуказанных операций приводит к нарушению связности речевого сообщения [1, 58].

    Цель формирующего эксперимента: сформировать умения составлять монологические высказывания у детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет) с ОНР III уровня при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Работа по формированию монологического высказывания у детей старшего старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня предполагала проведение двух этапов: подготовительного и основного.

Подготовительный этап формирующего эксперимента проводился с экспериментальной группой и длился одну неделю.

Для работы на подготовительном этапе мы предлагали картинки – рассказы, разработанные по методике формирования умения пересказывать текст цепной организации В.К. Воробьевой. Данная серия состоит из 8 отделенных друг от друга картинок (см. приложение №3).

Цель подготовительного этапа:

- формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

- обучение составлению и распространению предложений по картинам.

Задачи подготовительного этапа:

     - расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;

     - развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления детей.

Логопед зачитывал рассказ:

Соня ела конфеты.

Конфетный запах почуяла собака.

Собака открыла буфет.

В буфете лежали конфеты.

Сначала дети слушали рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивалась и испытуемые «записывали» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:

     девочка – конфеты

     конфеты – собака

     собака – буфет

буфет – конфеты.

Далее испытуемые по очереди рассказывали с опорой на свой картинный план, что у них получилось. После всех предложенных рассказов проходило обсуждение, чей рассказ точнее.

Также дети отвечали на вопросы: «Кто изображен на картинках? Что делает? Опишите девочку и собаку. Охарактеризуйте их. Каких еще домашних животных вы знаете? Какие предметы изображены? Опишите, где съедобное (конфеты), а где несъедобное (буфет), по каким признакам они отличаются? и т.п.», тем самым проводилась работа по расширению, уточнению и активизации предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

     Далее проводился основной этап работы с экспериментальной группой и длился три недели.

Цель основного этапа:

- обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

     Задачи основного этапа:

- составление предложения по опорным словам.

     - умение распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов экспериментатора и самостоятельно;

     - составление рассказа с опорой на картинки и с помощью слова-подсказки;

     - обогащение рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).

На следующих занятиях дети учились составлять предложения по опорным словам (собака – «У меня есть собака Жучка, я ее люблю» и т.д.); развитие умения распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов экспериментатора и самостоятельно (например, «Соня сладкоежка, потому что…»), а также проводилось обогащение рассказа выразительными средствами русского языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.009 с.)