Диагностика изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика изобразительной деятельности



Детей раннего возраста.

Возраст Показатели развития изобразительной деятельности
1г.3мес. Ребёнок держит карандаш и оставляет «следы» на бумаге. Совершает «открытие» - карандаш (фломастер) рисует. Знакомиться с карандашом: рассматривает, находит заостренный конец, постукивает и двигает им по бумаге.                                                                                                                                
1г.6мес. «Рисунок» носит спонтанный характер. След от карандаш служит стимулом, поддерживающим желание увлеченно «рисовать».Возникает процесс объединения умений руки действовать карандашом и результата – изображения, полученного на бумаге: рисует точки и короткие штрихи на бумаге. (преднамеренное черкание).
1г.9мес. Контролирует свои движения карандашом, создает «каракули» в пределах листа. Рисует штрихи с закруглёнными концами в разные стороны. Это новый этап в рисовании – первый шаг в овладении «техникой рисования». Спонтанная деятельность переходит в преднамеренную (период «каракуль»).
2г.-2г.6м. Заканчивается период хаотичных «каракуль», ребёнок начинает проводить отдельные линии (горизонтальные, вертикальные), проводит линии по подражанию в зависимости от задания взрослого. Рука формируется и совершенствуется, ребёнок увереннее держит карандаш, кисть, пытается что-либо изобразить сам. Черкая на листе бумаги, ребёнок создает неузнаваемые по очертанию предметы, форма которых быстро изменяется, поэтому он часто и не даёт им названия. Но иногда с помощью взрослого ребёнок может назвать то, что получилось: штрихи, линии – «дождиком», «палочками»; круглые формы – «мячиками», «колёсами», «шариками». Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Ребёнок приобщается к элементарной творческой деятельности. Это предпосылки к предметному рисунку.
2г.6м.- 3г. С помощью карандаша, пластилина ребёнок изображает простые предметы и называет их. Рисует спираль с тремя завитками, чертит круг. Умеет катать валик из пластилина, резать бумагу ножницами (2 разреза) и рвать бумагу в разные стороны.
3г. – 4г. Ребёнок изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии, копирует крест, обводит по контуру; лепит предметы из1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приёмы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краёв кончиками пальцев; в аппликации создаёт изображение путём наклеивания готовых форм.                                                                                                                           

 

Приложение (9).

Этапы развития мелкой моторики рук

Показатели

Новорожденный Ладони преимущественно закрыты. Хватательный рефлекс.
1-2 мес. Начинает раскрывать ладонь. Рефлекторные движения рук.
3 мес. Полуоткрытые ладони. Движение к подвешенной игрушке. Рассматривание рук, приближение ко рту.
4 мес. Руки полностью открыты, пассивная игра своими руками (ощупывание рук). Берёт игрушку (координирующая реакция рука-рот). Тянется к игрушкам и касается их.
5 мес. То же, что и в 4 мес., но более ярко выражено. Захват 2 предметов.
6 мес. Берёт игрушку всей ладонью без противопоставления большого пальца. Перекладывает игрушку из руки в руку. Координация рука-нога.
7 мес. Берёт в обе руки по кубику с противопоставлением большого пальца. Загребательное движение (боковая сторона ладони и серединой ладони). Захват нижней третью пальцев.
8 мес. Берёт в обе руки по кубику с противопоставлением большого пальца. Захватывает предметы центром ладони и нижней третью пальцев.
9 мес. Намеренно бросает предметы. Захват щепотью (тремя пальцами). Указательный жест.
10 мес. Пинцетный захват мелкого предмета. Стучит кубиками друг о друга.
11 мес. Пинцетный захват мелкого предмета. Стучит кубиками друг о друга.
12 мес. Щипцовый захват. Обследование предмета указательным пальцем.
1 г.– 1 год 6 мес. Переворачивает страницы книги с картинками. Рисует точки и короткие штрихи на бумаге. Умеет поворачивать вращающиеся крышки банок в разные стороны. Держа в каждой руке по кубику, может держать третий. Ест самостоятельно ложкой густую и жидкую пищу. Строит башню из 2-4 кубиков (ребро кубиков 3 см.)
1 г.6 мес.-2 года Рисует штрихи с закруглёнными концами в разные стороны. Держит 2 кубика в каждой руке 2 секунды. Строит башню из 4-6 кубиков. Моет руки.
2 г.-2 года 6мес. Закручивает и откручивает крышку от банки. Нанизыв. крупные бусы.
2 г.6 мес.-3 года Рисует спираль с тремя завитками. Строит башню из 8 кубиков. Умеет резать бумагу ножницами (2 разреза), рвать бумагу в разные стороны. Умеет катать валик из пластилина и чертить закрытый круг. Застёгивает пуговицы. Нанизывает мелкие бусы.
3 – 4 года Правильно держит карандаш пальцами. Копирует формы несколькими чертами (горизонтальными, вертикальными, по диагонали). Обводит по контурам, копирует рисование креста за взрослым. Завязывает шнурки.

Критерии оценки

0 – 1 год Норма: от 0 до 1 мес. опережение или отставание. Незначительное отставание: от 2 до 3 мес. Значительное отставание: от 4 до 5 мес. Грубое отставание: от 6 мес. и больше.
1 - 3 года Норма: опережение или нет отставания. Незначительное отставание: отставание на 1 период. Значительное отставание: отставание на 2 – 3 периода. Грубое отставание: на 4 и больше.

 

 

Приложение (10)

Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни.    

Разенкова Ю.А.

 

 1. Дата обследования

 2. Возраст ребенка

 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза

 4. Состояние слуха (по заключению специалиста)

 5. Состояние зрения (по заключению специалиста)

 6. Данные наблюдения и обследования

 6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа

 6.2. Лицо:

 наличие стигм дизэмбриогенеза

непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)

произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

 умение поднять брови;

 умение нахмурить брови;

 умение улыбнуться;

 умение надуть щеки.

 Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры - наличие пареза, паралича.

  Мимика лица:

 Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом

  Нос – строение:

6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

6.4. Артикуляционный аппарат:

 Верхняя челюсть - строение:

 Нижняя челюсть - строение

 Аномалии строения

Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - умение открыть рот;

 - умение закрыть рот;

 - умение закусить нижнюю губу;

 - умение закусить верхнюю губу.

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению;

 другие особенности движений.

Тонус мышц нижней челюсти

Соотношение между верхней и нижней челюстью:

 Губы:

Cтроение:

 аномалии строения

положение губ в покое:

непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - "поцелуй";

 - "улыбка";

 - "трубочка-улыбка" (с 2,5 года).

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению.

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

 Насильственные движения в мышцах губ:

Язык:

строение:

 аномалии строения

 наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

положение языка в покое:

 непроизвольные движения языка:

 произвольные движения языка (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - высовывание языка;

 - убирание его назад;

 - поднимание на верхнюю губу;

 - высовывание на нижнюю губу;

 - "часики";

 - пощелкивание языком.

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению.

Насильственные движения языка

  Подъязычная уздечка:

 аномалии строения

 мышечный тонус языка:

 Твердое небо:

 Cтроение:

 аномалии строения

 Мягкое небо:

 строение:

 аномалии строения

 Наличие пареза:

 непроизвольные движения мягкого неба:

 произвольные движения мягкого неба (с 2 лет):

 - покашливание

 наличие саливации:

 

6.5. Наличие оральных синкинезий

6.6. Дыхательный аппарат.

 Тип дыхания:

 Ритм дыхания

6.7. Голосовой аппарат.

 Строение:

 аномалии строения

  Голос (особенности)

Год 1 мес - 1 год 3 мес

 

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.42.205 (0.021 с.)