Обследование уровня нервно-психического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование уровня нервно-психического



Развития детей.

 

Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического детей 2-3 года жизни составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной. В данную диагностику входит: оценка сформированности понимания речи, уровень сенсорного развития, движения, навыки, собственная речь ребенка, а так же оцениваются уровень игровой деятельности, конструктивной и изобразительной (Приложение 1).

В основе этой методики лежит понимание того, что у всех детей умения и навыки формируются в одинаковом порядке и последовательности. Оценка, сделанная на основе использования данной методики, показывает, что ребёнок может сделать, а чего не может. С её помощью, возможно, решить вопрос о том, каковы должны быть следующие ступени развития ребёнка и как он может усваивать новые навыки, опираясь уже на имеющиеся.

Так же при необходимости используются «Педагогическая методика выявления детей с подозрением на снижение слуха»Автор: Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. (Приложение 2). И методика «Проверка основных зрительных функций», разработана А. А. Невской, Т. П. Васильевой, Л. И. Мушиной (Приложение 3).

Кроме того выявляется уровень общения ребёнка со взрослым: это либо тактильно-эмоциональный уровень, либо эмоционально-речевой или сочетание этих уровней или уровень предметно-действенного общения и редко внеситуативно-познавательного.

Так же определяется тип привязанности. (Приложение 4).

 Как дополнительное обследование используется диагностика раннего выявления умственной отсталости, которая разработана Е.А. Стребелевой (Приложение 5), также используются дополнительные диагностики: оценка уровня сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет (Приложение 6), таблица возрастных показателей развития основных движений у детей в возрасте от 1 года до 5 лет (Приложение 7), диагностика продуктивных видов деятельности детей раннего возраста (Приложение 8), таблица развития тонкой моторики рук ребенка (Приложение 9).

Однако основной диагностикой речевого развития ребенка является «Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни» разработанного Ю. А. Разенковой (Приложение 10).

Оценка нервно-психического развития детей первого года жизни проводится ежемесячно, на втором году жизни – один раз в квартал, на третьем – один раз в полугодие.

Очень важно определить фактический уровень развития ребёнка. Сначала каждого ребёнка проверяют по показателям его возраста, если развитие ребёнка не соответствует его возрасту, а выше или ниже, то его проверяют по показателям предыдущего (более раннего) или более старшего возрастного периода, т.е. определяют нижнюю или верхнюю границу развития.

На третьем году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на 1 полугодие и более раньше срока; при позднем развитии ребёнок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму, если задержка равна 6 месяцам, у ребёнка отставание в развитии, если умения формируются позже на 1 год и более – значительное, или глубокое отставание.

В доме ребёнка выделяются V групп развития. В I группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во II, III, IV, V группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки. Внутри каждой группы отмечаются степени развития, отражающие количество показателей, по которым отстаёт ребёнок (Приложение 11).

Результатом обследования является логопедическое заключение:

· отставание на 1 эпикризный срок соответствует II группе развития – незначительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 2 эпикризных срока соответствует III группе развития – отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 3 эпикризных срока соответствует IV группе развития – значительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 4 и более эпикризных срока соответствует V группе развития – выраженное отставание в нервно-психическом развитии.

  Данные первичного обследования заносятся в медицинскую и речевую карты ребёнка (Приложение 12).

В дальнейшем, проводится текущая диагностика определенная эпикризными сроками. На третьем году жизни контроль за нервно-психическим развитием осуществляется один раз в полугодие и используются те же диагностики, что и при первичном обследовании. Результаты так же отражаются в медицинской карте (учетная форма 112) и речевой карте ребенка.

На основании полученных данных составляется индивидуальная программа развития на каждого ребёнка. Из трех видов существующих индивидуальных программ, выбирается та программа, которая соответствует ситуации, уровню развития ребёнка. Индивидуальные программы развития:

1. Индивидуальная адаптационная программа. Эта программа необходима для детей, которые длительное время находились в стационаре и у них преобладает безучастное и эмоционально отрицательное состояние, а также для детей, поступивших в дом ребенка из семьи после полугода, у которых уже сформировалась привязанность к близкому человеку, и малыш трудно переносит разлуку с ним. Целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

2.   Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка. Необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Целью этой программы будет усиление развивающего воздействия для устранения вероятности отставания в младенческом и раннем возрасте, обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.

3. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.

   

 

 

Приложения

Приложение (1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)