1. Эвфемизация
|
Это замена слова с негативной семантикой позитивным либо нейтральным по смыслу.
Пример: Вы еще успеете надолго надеть строгий костюм. А пока одевайтесь с комфортом! Джинсы Lee (а что означает «надолго надеть строгий костюм»?)
|
2. Подмена понятий
|
Известное понятие ставится в один ряд с негативными (или позитивными) понятиями. Из-за этого оно приобретает негативный (позитивный) смысл.
Примеры:
1) «У женщин есть свои секреты». Майонез становится женским секретом;
2) «KETTLER, Движение, Жизнь!» Тренажеры приравнены к движению и жизни
|
3. Сравнение в пользу манипулятора
|
Сводится к поиску факта или объекта, на который он может опереться, чтобы товар выглядел выигрышно.
Примеры:
1) Клей клеит бумагу. Клей Y клеит фаянс. Клей Z клеит стекло. Клей СИККОТИН клеит все;
2) Мы приняли за основу человеческий мозг … И просто довели до ума. Компьютеры INTEL;
3) Когда недостаточно обычного клея от морщин. Крем Plenitude становится единственным стоящим кремом
|
4. Переосмысление
|
Этот прием состоит в том, что очевидному событию, факту, человеку, явлению присваивается удобный манипулятору новый смысл. Все выглядит как новое знакомство с предметом.
Пример: Слоган в рекламе серебряной посуды: «Серебро не стареет — оно становится старинным»
|
5. Вживленная оценка
|
Признак предмета постоянно становится рядом с его названием, превращаясь в его имманентное свойство.
Примеры:
а) Благородный фарфор — на каждый день. Происхождение фарфора «Цептер» не вызовет сомнений;
б) Отличное туристическое агентство ОТА;
в) Незаменимый CALVE подходит к любому блюду
|
6. Речевое связывание
|
Этот прием взят из практики нейролингвистического манипулирования. Речевое связывание — это прием, с помощью которого два или более действия в предложении связываются временными оборотами «перед тем как», «до того как» и т.д. Эффект приема связан с тем, что на такую временную двойную конструкцию в предложении человеку трудно дать двойное отрицание если он хоть с чем-то согласен.
Пример: «После того, как ваша газета опубликует наше интервью, мы можем обсуждать первые результаты нашего сотрудничества». Собеседник наверняка согласится с этим. Тем самым он даст косвенное согласие на публикацию интервью.
Пример:
Куда бы вы не летели — не упустите возможность посетить Лондон. Тем более что British Airways может предложить вам любой полет через британскую столицу. Это даст вам шанс замечательно провести время в Лондоне перед тем как отправиться за новыми приключениями куда-нибудь еще
|
7. Импликатуры
|
«Имплицитный способ передачи информации — это способ, когда она открытым текстом в сообщении не присутствует, но с необходимостью извлекается читателем в силу стереотипов мышления и языковых конвенций» (Ю.К.Пирогова).
Примеры:
«Придайте стиль здоровому блеску ваших волос!» Скрытая информация: здоровым блеском вы уже обладаете, осталось придать ему стиль лаком для волос PANTIN PRO-V.
«Автомобиль, который поможет вернуть вам доверие к машинам.» Вы потеряли доверие к машинам. И теперь только VOLVO может исправить положение.
«Колготки COBRA — в них вы еще опаснее!»
|
8. «Ложный выбор» (частный случай импликатуры)
|
Это прием, позволяющий собеседнику или аудитории фиктивную возможность выбора, создавая видимость их доброго согласия. Если у вас спросили о том, какие духи вы предпочитаете, вам трудно ответить, что никакие, придется подумать, какие все же.
Пример:
«Какой твой Чарли?» (предполагается, что один из предполагаемых ароматов — обязательно твой)
|
9. Риторические вопросы
|
Перед вами ставятся вопросы, на которые очень проблематично ответить «нет». Но ответив «да», мы попадаем в ловушку, поскольку «да» означает гораздо больше, чем ответ на вопрос.
Пример:
«Вы давно ищете тушь, которая держалась бы на ресницах целых 24 часа?» (реклама туши MARGARET ASTOR)
|
10. Использование нескольких манипулятивных техник
|
Практикуется.
Пример:
Рекламный буклет «Ридерз Дайжест». На первом листке написано «Только для подписчиков изданий «Ридерз Дайжест», то есть для вас!» (прием «подмена понятий»). Развернув листовку, наблюдаем: «Скажите «Да!» возможности выиграть этот великолепный приз!» («риторический вопрос»). Развернув листок до конца, находим: «Воспользуйтесь ВСЕМИ преимуществами нового предложения «Ридерз Дайжест!» Отправьте заказ на наше новое издание в конверте «Да» (прием аппликатуры)
|