Семинарское занятие: 2 часа. 1. Система органов дознания, их краткая характеристика и уголовно-процессуальные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие: 2 часа. 1. Система органов дознания, их краткая характеристика и уголовно-процессуальные



Вопросы:

1. Система органов дознания, их краткая характеристика и уголовно-процессуальные полномочия.

2. Органы внутренних дел как основной орган дознания, их система и основные функции.

3. Система специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел.

4. Основные функции и задачи специализированных подразделений дознания.

5. Полномочия подразделений участковых уполномоченных по осуществлению уголовно-процессуальных функций.

 

          Краткое содержание темы № 1:

До второй половины 19 века органов предварительного расследования в России не было. В уездах расследование проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Расследование заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Оно разделилось на предварительное расследование и формальное расследование. Основной задачей предварительного расследования являлось установление обстоятельств совершения преступления.

Этот период времени характеризовался господством инквизиционного уголовного процесса, который наделял большой властью лиц, осуществляющих расследование, и лишал даже элементарных прав обвиняемого. Качество расследование было достаточно низким, и это объяснялось рядом причин: низким образовательным уровнем полицейских чиновников, царившим в стране взяточничеством и произволом, и другими.

Современный российский подход к определению процессуального положения органов, призванных осуществлять предварительное расследование, начал формироваться еще в ходе подготовки судебной реформы 1864 года. Так, 08.06.1860 г. императором Александром II были подписаны три Указа:

1. «Об учреждении судебных дознавателей». Этим актом были учреждены должности судебных дознавателей.

2. «Наказ судебным дознавателям», который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношение дознавателя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности дознавателей.

3. «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок», который регламентировал деятельность полиции.

Это был первый шаг по отделению дознания от дознания. Дознания производилось по делам о преступлениях, обладавших сравнительно большей опасностью и подсудных судам, входившим в систему общих судебных установлений (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат). Возлагалось оно на должностных лиц, именовавшихся судебными дознавателями, которые пользовались примерно тем же объемом прав, что и современные следователи. Указания им могли давать лишь суды, при которых они состояли, или прокуроры. Жалобы на их действия рассматривал только суд. Что касается дознания, то оно возлагалось преимущественно на полицию.

Система органов внутренних дел представляют собой совокупность элементов (органов, организаций и учреждений), взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. Она построена по двум критериям: административно-территориальному и функциональному. Административно-территориальный критерий определяет вертикальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее организационную структуру и иерархию, т.е. форму. Функциональный критерий определяет горизонтальный срез системы органов внутренних дел, выявляющий ее функциональную структуру.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, в состав органов внутренних дел входят:

1) центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России),

2) территориальные органы МВД России,

3) образовательные и научно-исследовательские учреждения,

4) медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России,

5) представительства МВД России за рубежом,

6) иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Территориальными органами являются:

1) на окружном уровне – главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

2) на межрегиональном уровне – оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта;

3) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

4) на районном уровне – управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном видах транспорта. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

К органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие уголовно-процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Перечень органов дознания приводится законодателем в ст. 40 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

2) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Cт. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации оперативным подразделениям органов Федеральной службы безопасности; Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний;

4) органы Федеральной службы судебных приставов;

5) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

6) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Перечисленные государственные органы и должностные лица выполняют правоохранительные функции, поэтому среди прочих полномочий, определенных для них соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, они вправе раскрывать, расследовать и предупреждать преступления, защищать права участников уголовного процесса, и в конечном итоге реально укреплять закон­ность в стране, выражающуюся в уменьшении количества совершаемых преступлений.

В соответствии с УПК РФ на органы дознания возлагаются следующие уголовно-процессуальные полномочия:

во-первых, производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главами 32 и 32.1УПК РФ;

во-вторых, возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

в-третьих, осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на иных должностных лиц:

1) капитанов морских и речных судов;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Для указанных должностных лиц главное – это решение хозяйственных, оборонных и иных задач, прямо не связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Они относятся к органам дознания лишь в силу объективных причин и наделены уголовно-процессуальными полномочиями только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; по месту нахождения партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В данном случае капитан судна обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и о причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения признаков преступления на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз осуществляют дознание по фактам обнаружения любого преступления, совершенного на территории геологоразведочной партии, зимовки, российских антарктических станций и сезонных полевых баз, однако только в период, когда отсутствует какая-либо транспортная связь с ними.

К дипломатическим представительствам России относятся посольства и миссии, которые находятся на территории другого государства. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в иностранном государстве (п. 7 Положения о посольстве).

К консульским учреждениям относятся: консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства (ст. 2 Консульского устава СССР). Консульские учреждения подчинены Министерству иностранных дел Российской Федерации и действуют под общим политическим руководством главы дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания (ст. 4 Устава). В государствах, где нет дипломатических представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены также дипломатические функции.

Вывод: под дознанием в российском уголовном процессе понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Дознание производится по уголовным делам, перечисленным в части 3 ст. 150 УПК РФ, в общем порядке либо в сокращенной форме (ч. 1.1 ст. 150 УПК РФ).

Для успешного осуществления уголовно-процессуальных полномочий необходима правильная организация деятельности органа дознания и дознавателя. Организация в широком смысле – это подготовка к какому-либо действию или процессу и обеспечение в дальнейшем необходимых условий для успешного проведения этого действия (процесса).

Организация дознания включает научные положения и рекомендации по его планированию, применению технических средств, взаимодействию со следователями, оперативно-розыскными и экспертными подразделениями, использованию помощи общественности и средств массовой информации в расследовании и предотвращении преступлений и иным направлениям деятельности дознавателя.

Тематика рефератов (докладов):

1. История возникновения и этапы развития органов дознания в дореволюционной России.

2. Становление органов дознания в период с 1917 по 1990 г.г. Роль и задачи органов дознания в период Великой Отечественной войны.

3. История образования специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел, их компетенция и процессуальный статус.

4. Концепция развития специализированных подразделений дознания органов внутренних дел. 

5. Структура отделов (отделений) по организации дознания МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, их задачи и основные функции.

6. Структура подразделений дознания УВД, ОВД по району, городу, их задачи и основные функции.

7. Функции подразделений криминальной полиции, взамодействие со службой полиции общественной безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.029 с.)