Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие дидактики как отрасли педагогического знания. Предмет и основные категории дидактики.
Дидактика - это раздел педагогики и теории образования, который изучает проблемы обучения. Раскрывает закономерности приобретения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования. Основной вопрос дидактики формулируется иначе. Одни связывают это с вопросом о содержании образования и воспитания, другие с «тем, как ученики думают в процессе обучения» по конкретному предмету; наконец, другие резюмируют это в двух риторических вопросах: «Чему учить?» и "как учить?" Дидактика является неотъемлемой частью педагогики, науки обучения, изучения законов, закономерностей, принципов и средств обучения. Объект дидактики - обучение. Различают «частную дидактику» - методику преподавания определенных предметов (методика преподавания математики, физики, истории и т. Д.), Определенных категорий учащихся (методы начального образования, дидактика высшего образования), в различных типах учебных заведений и формах обучения. Каждый метод обучения имеет свой объект - преподавание предмета, обучение определенных категорий учащихся и т. Д. Предметом дидактики является связь между обучением (деятельность учителя) и обучением (познавательная деятельность студента), их взаимодействием. Дидактические задания: описание и объяснение учебного процесса и условий его реализации; развитие более современных процессов обучения; организация учебного процесса; новые системы обучения; новые технологии обучения (например, драматическая герменевтика или социо-игровое руководство -изучение вопросов образования (как, кому и какую информацию предоставлять); -изучение законов познавательной деятельности и поиск путей ее активизации; -развитие психических процессов, стимулирующих студентов к поиску и усвоению новой информации; Основными категориями дидактики являются: преподавание, обучение, обучение, образование, знания, навыки, умения, цели, содержание, организация, типы, формы, методы, результаты обучения (продукты): Преподавание - упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения (образовательных заданий), предоставление информации, просвещение, осведомленность и практическое применение знаний.
Обучение - это процесс (точнее, совместный процесс), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности на основе познания, упражнений и приобретенного опыта, а ранее приобретенные изменяются. Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя со студентами, направленное на достижение цели. Образование - это система знаний, умений, навыков, способов мышления, приобретенных в процессе обучения. Знание - понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, которые стали достоянием человеческого сознания. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными экспериментально и теоретически, полученными в результате рассмотрения закономерностей, отношений, отношений между объектами и явлениями. Знания играть мотивирующую и регулирующую роль. Их структура представляет собой единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и волевого компонентов. Навыки - овладение методами (приемами, действиями) применения полученных знаний на практике. Навыки - навыки доведены до автоматизма, высокая степень совершенства. Навыки сенсорные, умственные, двигательные, сложные. Цель (образовательная, воспитательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Контент (обучение, воспитание) - это система научно-практических навыков и умений, способов работы и мышления, которые студенты должны освоить в процессе обучения. Организация - упорядочение дидактического процесса в соответствии с определенными критериями, придание ему необходимой формы для наилучшего достижения цели. Форма - это способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма в первую очередь связана с количеством студентов, временем и местом обучения, порядком ее реализации и т. Д. Метод представляет собой способ достижения (реализации) цели и задач обучения. Средства - объективная поддержка учебного процесса. Средства - это голос (речь) учителя, его умение в самом широком смысле, учебники, учебное оборудование и т. Д. Результаты (пищевое образование) - это то, что приходит к обучению, конечное следствие образовательного процесса, степень реализации цели.
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, инструментов и процессов, направленных на достижение эффективности образовательного процесса) и технологии обучения (система приемов, методик). Компетентность - способность применять знания, навыки, личные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентность - это то, что человек хорошо понимает. Компетенции - качества, приобретенные в течение жизни через определенный опыт. Доктор педагогических наук А. Хуторская предлагает три уровня компетенций: Тема ключ Общие предметы Итак, компетенция - это социально признанный уровень знаний, умений и навыков в определенной сфере человеческой деятельности в педагогике. Понятие «компетентность» является более узким, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии. Компетентность определяется: как сочетание психических свойств; как психическое состояние, позволяющее человеку действовать независимо и ответственно; как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции. Компетентность может быть определена по результатам профессиональной деятельности. Здесь, по-видимому, нужен научный подход к его оценке. По мнению А.К. Маркова, можно выделить следующие виды профессиональной компетентности: особая компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, умение проектировать свое профессиональное развитие; социальная компетентность - владение коллективной профессиональной деятельностью и принятые методы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; личностная компетентность - овладение приемами личностного самовыражения и саморазвития; индивидуальная компетентность - овладение приемами самореализации и развития личности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению, неуязвимость к профессиональному старению; умение рационально организовать свою работу (без перегрузки). Сочетание этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, формировании личности и индивидуальности профессионала. Другим подходом можно считать профессионально-педагогическую компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) - это собственность личности, основанная на стипендии, авторитете учителя и позволяющая эффективно решать проблемы обучения и воспитания, направленные на формирование личности другого человека. ППК - это способность учителя превращать свою специальность в средство формирования личности студента. Таким образом, ППК представляет собой совокупность навыков учителя как субъекта педагогического воздействия для структурирования научных и практических знаний с целью более эффективного решения педагогических задач. В качестве основных компонентов профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие:
- Специальная педагогическая компетентность учителя предполагает его осведомленность и авторитет в области конкретной науки (или нескольких наук), которая определяет содержание предмета, который должен освоить учащийся. - Специальная компетентность учителя основана на его научной компетентности (знание науки плюс навыки и умение применять их на практике), что позволяет ему выступать только в качестве источника знаний. - Научно-педагогическая компетентность предполагает способность учителя превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность студента. - Методологическая компетентность предполагает выбор оптимальных методов обучения для решения конкретных дидактических задач - в том числе обучение будущих учителей методам обучения. - Социально-психологическая компетентность учителя предполагает его знание процессов общения, которые осуществляются внутри групп учащихся, между учителем и группами, между учителем и учениками, а также с учетом успешного решения задач для достижения желаемых педагогических результатов. Его можно рассматривать как совокупную характеристику субъекта общения, в том числе социально-перцептивной и коммуникативной компетентности.
- Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание учителем индивидуальных особенностей каждого учащегося, его способностей, сильных сторон его характера, сильных и слабых сторон предыдущего обучения, а также выработки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебном процессе. - аутопсихологическая компетентность заключается в осознании учителем сильных и слабых сторон его собственной личности и его педагогической деятельности, способах профессионального самосовершенствования, которые повысят эффективность его работы. - Общая педагогическая компетентность предполагает осознание учителем необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого может стать технология обучения и воспитания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.009 с.) |