Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические права и обязанности граждан (ст.42, 58)

Поиск

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

1. Предмет, методы и система экологического права.

Предметом экологического права - комплексные общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны природных объектов как средств материального производства и пространственной среды жизнедеятельности человека; общественные экологические отношения в области взаимодействия общества и природы.

Система ЭП как учебной дисц:

· Общая (предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды;

плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны;

экологические бедствия и чрезвычайные ситуации;

ответственность за нарушение экологического законодательства.

· Особенная

· Специальная (международные отношения)

Система ЭП как отрасли состоит из подсистем:

1) институты природоресурсного права

2) Институты природоохранного права

3) Формирующиеся институты

Институты природоресурсного права:

* правовые способы охраны земель почв

* Правовая охрана недр (горное право)

* Правовая охрана водного фонда

* Правовая охрана лесов

* Правовая охрана животного мира (фаунистическое право)

Институты природоохранного права:

* правовые основы экономического регулирования в области охраны окр среды

* Управление в сфере охраны окр среды

* Эколого-правовые основы обращения с отходами производства производства и потребления

* Правовая охрана атмосферного воздуха

* Правовой режим особо охраняемых природных территорий

* Юридическая ответственность за экологическое правонарушение

Формирующиеся институты:

* правовая охрана озера Байкал

* Зоны экологического неблагополучия

* Правовая охрана природных ресурсов Арктики

* Правовые основы экологической культуры

Метод ЭП - совокупность способов воздействия на поведение людей, участвующих в общественных отношения, регулируемых правом.

Методы ЭП:

1. экологизация НПА

2. Императивный

3. Диспозитивный

4. Прогностический

Экологизация НПА - это проявление обще экологического, природоохранного подхода ко всем событиям и явлениям общественной жизни и аспектам человеческого поведения; проникновение всемирной глобальной задачи охраны окр среды во все сферы общественных отношений. Практически в каждой отрасли российского права присутствуют предписания, направленные на охрану окр среды и рациональное использование природных ресурсов.

Номы экологического права, закреплённые в спец законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. (Принятие норм права, направленных на защиту природы)

Императивный метод:

* Установление предписания, дозволения, запрета субъектам экологических правоотношений.

* Проявление возможности применения гос принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний юр лицам и гражданам

* Обязательное участие государства

* Отношения власти и подчинения

 

Диспозитивный метод:

* равенство сторон

* Стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов

Сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового способов и методов при формировании и функционировании институтов отрасли.

Прогностический метод:

* предсказании о состоянии экологических отношений в будущем

* Планирование и программирование, проектирование природоохранных процессов

Экологический рейтинг региона.

формы использованиями природы человеком:

* потребление природных ресурсов - экономическая форма

* Охрана окр среды обитания человека - экологическая форма

2. Основные концепции взаимодействия общества и природы

* потребительское отношение к природе (природа воспринимается как место извлечения ресурсов для развития материального производства)

* Невмешательство в природу (все процессы в природе осущ на основе объективных законов и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов оборачиваются серьёзными дефектами без учёта ее развития оборачиваются серьёзными последствиями для человека и природы)

* Учение о ноосфере (сила человечного разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде к планете. Разум человека призван спасти человечество от гибели. Ноосфера - это преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, ограническими и неорганическими, сознательными и бессознательными)

* Ограничение экономического развития, потребностей и народонаселения

* Устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим развития общества и заключается в признании невозможности развития человеческого общества при деградации природы

3. Основные принципы охраны окружающей среды.

Принципы ЭП – выработанные наукой ЭП определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых наполняют содержание эколог. правоотношений, формируют поведение их участников.

П.приоритета охраны жизни и здоровья человека – природопользование должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью.

П.разумного сочетания эконом. потребностей и эколог. интересов в процессе взаимодействия человека и природы – направлен на защиту ОС.

П.рационального использования природных ресурсов.

П.платности природопользования-всякое загрязнение должно быть компенсировано природопользователем в разумных размерах, позволяющих направить вырученные средства на восстановление.

П.неотвратимости отв-ти за совершение эколог.правонарушений - должно влечет установленную отв-ти.

Принцип научно обоснованного сочетания эколог., эконом. и соц.интересов человека, общества и гос-ва в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС; Принцип международное сотрудничества РФ в области ООС.

Также на эколог.правоотношения распространяются общеправовые принципы – принцип народовластия, гуманизма, законности, равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования, принцип единства прав и обязанности, сочетаня убеждения и принуждения и другие

4. Объекты охраны окружающей среды.

В соотв. со ст. 4 ФЗ «ООС» (2002) «Объектами ООС от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хоз. и иной деят-ти являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство». В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологич. системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Из этого определения вытекают следующие признаки природных объектов:

 – естественный характер происхождения природных объектов;

 – нахождение природных объектов в естественных экологич. связях, в природных системах, где все элементы тесно связаны друг с другом как в функциональном, так и структурном отношении.

– функционирование природных объектов подчинено объективным законам природы.

Выделяют три группы объектов экологич. о/о (объектов правовой охраны):

1) отдельные природ. объекты, к которым относят землю, недра, воды, леса, растительный мир вне лесов, животный мир, атмосферный воздух;

2) комплексные природ. объекты: гос. природ. заповедники, нац. парки, заказники и др. виды ООПТ; 3) ОС в целом.

5. Источники ЭП: понятие, особенности и система

Источником ЭП явл нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то гос/органами и ОМС в устан-ой форме и в которых содержатся правовое нормы, регулирующие экологические отношения.

 

Источники экологического права имеют ряд особенностей:

1. эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права.

2. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

3. Экологизация нпа

4. Преобладают подзаконные акты

5.  Велика роль международных нпа

По юридической силе все источники ЭП в иерархии по вертикали:

1.Международные акты (м/ж конвенция ООн по ООС стокгольм 1972г, м/ж конв-ция Рио-де-жанейро 1992г)

2.КРФ(ст 42,58-эк права и обяз-ти гр-на; ст9,36- право соб-ти на земл и др прир ресурсы;ст71,72,114 комп гос органов)

3. ФкЗ (введение чрезвычайных ситуаций)

4.ФЗ (фз об ООС Центральная тема закона человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.)

5.Указы и распоряжения президента РФ (о системе федеральных органов исполнительной власти).

6.Постановления и распоряжения правительства РФ.

7.Нормативные акты федеральных министерств, агенств, служб. Министерства обладают принимать в общем порядке принимать, агенства и службы – только есть отдельные указания.

8.Конституции (уставы) субъектов РФ.

9.Законы субъектов

.10.Акты ОИВ S РФ.(министерство природных ресурсов и экологии саратовской области).11.Акты ОМСУ12.ЛНА (в предприятии

 

6. Конституционные основы ЭП

Добровольная.

Объектами добровольного подтверждения соотв явл: продукция, процессы, производства, эксплуатации, перевозки, реабилитации и утилизации, работы и услуги.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

(Ст.22) Знак соотв - это обозначение, служащее для информирования приобретателей, потребителей о соотвествии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации.

14. Экологическая экспертиза: понятие, виды, порядок проведения.

НПА: ФЗ «об охране ОС», ФЗ «об экологической экспертизе», ПП РФ «о порядке проведения гос ЭЭ»

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов или документации, обосновывающих хоз и иную деятельность, экологическим требованиям, уст техническими регламентами и законодательством в области охраны ОС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС.

Задачи экологической экспертизы:

* организация и проведение исследований, анализа и оценки экологической безопасности объектов экспертизы

* Установление соотв экологическим нормам и регламентам предлагаемых решений, прогноз и последствий для ОС и здоровья населения

* Обеспечение гос экологического надзора и информирование общественности об исполнении принимаемых решений

Основополагающий принцип (ст.8 фз об эк экспертизе): принцип презумпции экологической опасности любой намечаемой хоз и иной деятельности (любая деятельность независимо от своего характера признаётся потенциально экологически опасной и должна подлежать экологической экспертизе. Принцип не согласуется с исчерпывающим перечнем объектов экологической экспертизы)

Виды экологической экспертизы:

* государственная

* Общественная

Задачи ЭМ: (ст.63.1)

· регулярные наблюдения за состоянием ОС

· Хранение, обработка информации о состоянии ОС

· Анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния ОС под воздействием природных или антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений

· Обеспечение органов гос власти, органов МС, юр лиц, ИП, гр-н информацией о состоянии ОС

Государственный экологический мониторинг (ст. 63 ФЗ «ооос») осуществляется в целях наблюдения за состоянием ОС, а также в целях обеспечения потребностей в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий, изменения состояния окружающей среды.

Виды:

-по масштабам системы мониторинга

 глобальный, национальный, региональный, локальный;

-объекту мониторинга

 собственно экологический (воздух, вода, почва, животный мир, опасные отходы), радиационный, социально-гигиенический.

В зависимости от объекта экологический мониторинг подразделяется на:

- Общий мониторинг окружающей среды.

- Отраслевой мониторинг природных объектов.

Общее руководство создания и функционирования единой системой экологического мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Экологический мониторинг осуществляется специальной наблюдательной сетью, которая представляет собой систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий (центров), бюро, обсерваторий.

Экологический мониторинг окружающей природной среды, территорий, обладающих особым правовым статусом и режимом охраны, осуществляется в обязательном порядке, а локальный экологический мониторинг источников антропогенного воздействия – на основе принципа добровольной и обязательной регистрации объектов.

16. Государственный экологический надзор: понятие и структура. Права должностных лиц органов гос надзора.

ФЗ Об охране ОС

ГЭН -деятельность уполномоченных ФОИВ и ОИВ S РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоч. представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с межд.договорами РФ, ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соотв. с ними иными НПА РФ, законами и иными НПА S РФ в области ООС, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деят-ть уполномоч. ОГВ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении ОГВ, ОМС, ЮЛ, ИП и гражданами своей деят-ти.

ПП РФ от 08.05.2014 №426 «О фед.гос.эколог. Надзоре» Осуществляется Фед.службой по надзору в сфере природопользования и ее терр.органами.

Осуществляется посредством проведения организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с положениями ФЗ "О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос.контроля (надзора) и мун.контроля".

При проведении плановой проверки должностные лица обязаны использовать проверочные листы(списки контрольных вопросов) Приказ Росприроднодзора «Об утв...»

ФЗ об охране ОС

Об ООС Ст 34. Общие требования

1. осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по ООС, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда все этих действий.

3. Прекращение в полном объеме всех действий при нарушении требований в области ООС осущ на основании решения суда или абритраж с.

Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов

должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Ст 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения ОС, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

2. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по ООС.

Ст 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции

1 осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области ООС.

2. Запрещаются строительство и реконструкция до утверждения проектов и до установления границ ЗУ на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области ООС.3. При осущ принимаются меры по ООС восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соот с зак-вом РФ.

Ст 38. Требования в области ООС при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов 1.осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране ОС. 2. Запрещается ввод не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области ООС. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ поООС, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с зак-вом РФ.

Ст 39. Требования в области ООС при эксплуатации и выводе из эксплуатации

1. Ю и ФЛ,осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юр и, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

Полномочия:

► осуществляет ведение Красной книги РФ;

► согласовывает лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косуль, лося, овцебыка, сибирского горного козла, снежного барана, рыси и соболя; ►согласовывает квалификац. требования к руководителю ОИВ S РФ, осуществл. переданные полномочия РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

► осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях фед.значения;

► осуществляет охрану водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях;

 ►регулирует численность объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях;

 ► ведет гос.учет численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях;

►осуществляет меры по воспроизводству объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях, и восстановлению среды их обитания, нарушенной в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

► ведет гос.кадастр особо охраняемых природных территорий;

►принимает решения о создании охранных зон гос.природных заповедников, национальных парков и памятников природы фед.значения и об установлении их границ; ►выдает разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов;

►осуществляет оформление охранных обязательств, паспортов и других документов; ►утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

►осуществляет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

►обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

►организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан;

Имеет право:

■запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

■давать гос.органам, ОМС, ЮЛ и ФЛ разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства;

■ привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

■ создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в т.ч. межведомственные, в установленной сфере деят-ти;

■учреждать в установленном порядке печатные СМИ для публикации НПА в установленной сфере деят-ти, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных фед.служб и фед.агентств.

В введении находятся:

· Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС;

· Фед. служба по надзору в сфере природопользования;

· Фед. агентство водных ресурсов;

· Фед.агентство лесного хозяйства;

· Фед. агентство по недропользованию

ФЗ о недрах (Ст.34)

Физические лица участв-их в качестве лиц в финансируемом за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (за искл. месторождения общераспр. полезных ископаемых), запасы полезных ископаемых которого поставлены на гос.баланс, имеют право на гос.денежное вознаграждение. Выплата за счет средств фед.бюджета определятся ПП РФ от 28.04.15.

В соотв с ним установлено следующие суммы:

* 9 млн ₽ за открытие уникального месторождения полезных ископаемых

* 5 млн ₽ за открытие крупного месторождения полезных ископаемых

* 500к ₽ за открытие среднего, мелкого месторождения полезных ископаемых или месторождения полезных ископаемых, для которого не установлены категории по величине или объёму запасов

Правовые меры охраны недр

Это система мер, направленные  на обеспечение рационального использования недр, предупрежд. их истощения и загрязн. в интересах удовл. потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

Общие

Основными требованиями по охране недр  (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

- соблюдение установленного зак-ом порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых;- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Гос.учет осуществляется путем ведения гос.кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также гос.баланса запасов полезных ископаемых.

Гос.кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-эк. оценку).С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется гос.баланс, который содержит данные о кол-ве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до-быче, потерях, а также об обеспеченности промышл-ти разведанными запасами полезных ископаемых.

Гос. экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставл. в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения гос.экспертизы. Гос.регистрации - включению в гос.реестр -подлежат участки недр, предоставл. в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

Основания для отказа

-захоронение создает или может создать угрозу обороне страны и безопасности государства;

захоронение несовместимо с требованиями в области ООС;

запрос подан с нарушением установленных настоящим ФЗ;

не представил доказательства или гарантии того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, а также необходимыми финансовыми средствами;

ранее были допущены нарушения настоящего ФЗ и м/ж актов;

заявитель имеет не выполненное перед РФ обязательство по ранее захоронениями иные.

 

Виды водных объектов (ст.5)

* поверхностные (моря и их отдельные части; водотоки и водоемы; болота; природные выходы подземных вод; ледники и снежники)

* Подземные (бассейны подземных вод; водоносные горизонты)

Собственность (ст.8 ВК).

Водные объекты находятся в собственности РФ. Исключение: пруды и обводнённые карьеры. Те, которые находятся в границах ЗУ, принадлежащ на праве собственности кому-то, то они следует судьбе ЗУ. Формы собственности на подземные водные объекты опр законодательством о недрах. Они могут находится в федеральной и региональной собственности.

 

Нормирование

5) Гос. надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. 36 ВК + ст.65 ФЗ «ООС»)

Он осущ Фед службой по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор) и ОИВС.

Гос надзор подразумевает:

* деятельность, напр на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, уст в соотв с законодательством РФ в области использования и охраны водных объектов, посредством организации и проведения проверок, проведения мероприятий по контролю на водных объектах

* Деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований

ПП РФ «о критериях отнесения объектов к объектам, подлеж Фед гос надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному..».

Фед надзору подлежат:

* поверхностные водные объекты, расп на территории двух и более субъектов РФ

* Поверхностные водные объекты, наход на землях обороны и безопасности, используемые для фкд энергетических систем, фед транспорта

* Особо охраняемые водные объекты фед значения

Региональному надзору подлежат:

* водный объект, полностью расположенный в пределах территории соотв субъекта РФ и не относится к фед гос надзору.

Бассейновые округа - основная единица управления. В РФ - 21 бассейновых округов (ст.28 ВК). Для каждого бассейнового округа создаётся бассейновый совет.

Бассейновый совет (ст.29) - органы, создающиеся в целях обеспечения раз использования и охраны водных объектов, осущ разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

Они создаются решением Фед агентства водных ресурсов сроком на 5 лет. В состав включаются председатель, 2 заместителя, иные лица. Бассейновые Советы осущ свою деятельность безвозмездно.

Председателем БС явл руководитель соотв ТО Фед агентства водных ресурсов.

ПП РФ «о порядке создания и деятельности бассейновых советов»

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) - основной орган в этой сфере.

 

Собственность.

ГОс природные заповедники и нац парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения

Гос природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к Фед и рег собственности.

… только в рег собственности

 

86. Гос природные заповедники: понятие, задачи, порядок образования, режим охраны, управление.

Гос заповедники - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений.

Задачи (закр в ФЗ):

- осущ охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых объектов

- Организация и проведение научных исследований

- Осущ гос экологического мониторинга

- Экологическое просвещение и развитие познавательного туризма

- Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны ОС

Режим особой охраны территорий заповедников.

В границах природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за иск случаев, предусм ФЗ. (Байкало-ленский заповедник), также деятельность, противореч задачам.

 

87. Национальные парки: понятие, задачи, порядок образования, режим охраны, управление.

 Национальные парки - это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просв, научных и культурных целях, а также регулируемого туризма.

Задачи:

- сохранение природных комплексов

- Экологическое просвещение населения

- Создание условий для регулированного туризма и отдыха

- Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения

- Гос экологический мониторинг

- Восстановление нарушенных природных и историко-культ. комплексов и объектов.

Режим особой охраны закл в том, что для таких территорий уст опр функциональные зоны:

- заповедная (для сохранения природной среды в ест состоянии)

- Особо охраняемая (проведение экскурсий, рег туризма)

- Рекреационная (объекты инфраструктуры, етс)

- Охраны объектов культурного наследия (памятники культуры)

- Хозяйственного назначения

- Традиционного экстенсивного природопользования (коренные малочисленные народы), а также запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, а также противоречащая задачам.

Также сущ «Путеводитель по нац паркам»

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

1. Предмет, методы и система экологического права.

Предметом экологического права - комплексные общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны природных объектов как средств материального производства и пространственной среды жизнедеятельности человека; общественные экологические отношения в области взаимодействия общества и природы.

Система ЭП как учебной дисц:

· Общая (предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды;

плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны;

экологические бедствия и чрезвычайные ситуации;

ответственность за нарушение экологического законодательства.

· Особенная

· Специальная (международные отношения)

Система ЭП как отрас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.018 с.)