Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смерть означает первый шаг к воскресению
Смерть остается быть самым тяжело переживаемым явлением в жизни человека и великой истиной, пополняющей душу человека с глубоким чувством горечи. Возникают вопросы: Что означает смерть и какова ее действительность? Является ли она завершающей точкой в жизни человека? Или она означает лишь продолжение жизни в другой форме? Или она означает освобождение души человека от оков мирской жизни? Или она есть заход солнца в одном мире и его восход в другом? Является ли она частью эволюционного движения в жизни человека или она есть своеобразный мост, посредством которого человек переходит от одного берега (мирская жизнь) на другой (загробная жизнь)? Является ли она относительной действительностью - концом жизни в нижнем мире и ее началом в верхнем мире? Отвечая на эти вопросы, мы прежде всего должны констатировать тот факт, что существует два взгляда на смерть -взгляд материалиста и взгляд верующего человека.
По мнению материалистов - жизнь это определенный отрезок времени, который начинается с рождения человека и завершается с его смертью. Естественно, такое представление жизни и смерти вселяло в сердце человека горечь. По своей натуре человек склонен к вечности; в глубине души человека заложено чувство страха от умирания и исчезновения.
Взгляд верующего человека. По религиозному представлению, человек движется по эволюционному пути; пройдя через врата смерти он завершает одну часть жизни и начинает его вторую часть. Исламские рассказы описывают смерть как освобождение души от оков телесной оболочки, как замену одной одежды на другую, как снятие человеком грязной одежды и одевание чистой одежды. В других рассказах смерть представляется в виде моста или переправы, перейдя которую человек от одного качества входит в другое. В целом, можно сделать такое заключение, что смерть - это относительное понятие. Ее можно охарактеризовать как смерть в мирской жизни и рождение в промежуточной сфере; как заход в одном мире и восход в другом. Таким образом, конец жизни верующих не будет тяжелым и горьким. Для людей, придерживающихся подобной возвышенной и благородной веры, конец жизни -это превращение, наполненное добром, дающее возможность вещам воссоздать их истинный облик, подвергнуться очищению. В этом случае смерть не окажется страшной; она будет представляться как ворота спасения для связи с Богом; она делает верующего человека в воина на поле битвы, готового принимать кровавую смерть.
Отсутствие знаний и неспособность соответствующим образом осознать природу смерти порождает страх, ужас, неуверенность в человеке, и тогда смерть представляется ему кошмарным сном. Имам Али ал-Хади, да пребудет мир с ним, однажды навестил своего больного друга. Он плакал и очень беспокоился. Имам сказал ему: "О раб Аллаха, ты боишься смерти потому, что не понимаешь ее сути". Скажи мне: если тело твое испачкано грязью и покрыто язвами и если ты знаешь о том, что купание в бане избавит тебя от грязи и боли, то разве ты не захочешь очиститься от нечистот? Или ты проявишь нежелание что-либо сделать и предпочтешь оставаться грязным? Больной ответил: "О потомок Посланника Аллаха! Конечно же, я предпочел бы умыться и стать чистым". Имам ответил: "Так знай же, что смерть подобна бане. Она дает тебе последнюю возможность избавиться от грехов, очиститься от зла. Если смерть приблизилась к тебе, то нет сомнения, что ты освободишься от всех печалей и боли и достигнешь вечного счастья и радости".[1] Услышав слова Имама, больной заметно успокоился, с чувством собственного достоинства предался он смерти. Сомкнул глаза и продолжил путь к вечной своей стоянке.
Человек как и любое другое живое создание избегает исчезновения, страстно желает жить вечно; он думает, что смерть лишает его такой возможности; по его представлению, смерть - это абсолютное исчезновение; исчезновение, которое сводит на нет все его мечты и пожелания. Поэтому она кажется ему страшной. Одной из причин устрашения перед смертью являются дурные поступки, ошибки, погрешности, которые совершает человек; он чувствует, что ему придется встать перед судом Божественной справедливости в день воскресения и держать ответ за все свои деяния. Священный Коран гласит: "Скажи: "О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы - близкие к Аллаху, помимо прочих людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы! Но они никогда не пожелают ее за то, что раньше уготовили их руки. Аллах знает про неправедных" (62:6-7).
Причина страха перед смертью может быть то, что человек проводит свою жизнь думая только о заботах мирской жизни и о ее удовольствиях. Такой человек видит в лице смерти только разрушение и естественно, не хочет променять свою благополучную жизнь на разорение и опустошение.
ближайшая жизнь подобна соленой воде моря, чем больше ее пьет человек, его жажда становится сильнее, те которые стремятся к украшениям ближайшей жизни и к ее обманчивым проявлениям, проведут всю свою жизнь запыхаясь и в конце-концов настолько они будут увлечены заботами мирской жизни, что смерть окажется им страшной.
Повелитель верующих Али, да пребудет мир с ним, относится к числу тех редких людей, которые правильно понимали суть жизни и не страшились смерти. Он говорил о себе: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба несравненно с большим наслаждением относится к смерти, чем младенец тянется к груди своей матери". Почему же этот кристально чистый человек, никогда не подчеркивающий своей любви к Аллаху, день и ночь стремился к встрече с Всемогущим, спешил к Его высочайшему присутствию? благодаря своей чистой сущности и благородному разуму он осознал, что смерть знаменует собой освобождение от темных путей материи и вступление во врата вечности. С какой же стати бояться ему смерти?
[1] Ма'ани-л-ахбар. с.290.
ЛЕКЦИЯ 25
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.008 с.) |