Исследование проблемы о познании Аллаха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование проблемы о познании Аллаха



Во имя Аллаха

Милостивого, Милосердного.

Основные положения ислама

Муджтаба Мусави Лари

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

 ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ЛЕКЦИЯ 1. Религия - вечный спутник человека.

 ЛЕКЦИЯ 2. Поиск бога - воззвание в глубине природы человека

ЛЕКЦИЯ 3. Бог и экспериментальная наука

ЛЕКЦИЯ 4. Проявления Бога в природе

ЛЕКЦИЯ 5. Мир нуждается в том, кто ни в чем не нуждается

ЛЕКЦИЯ 6. Как Бог представлен в Коране

ЛЕКЦИЯ 7. Бог как идеальный объект поклонения

ЛЕКЦИЯ 8. Некоторые атрибуты Бога

ЛЕКЦИЯ 9. Справедливость Бога

ЛЕКЦИЯ 10. Состояние дел в мироздании

ЛЕКЦИЯ 11. Свобода воли против детерминизма

ЛЕКЦИЯ 12. Концепция предустановления и предопределения

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

ЛЕКЦИЯ 13. Доказательства необходимости послания пророков

ЛЕКЦИЯ 14. Учение пророков... особенности и цели

ЛЕКЦИЯ 15. Особенности пророков

ЛЕКЦИЯ 16. Непогрешимость пророков

ЛЕКЦИЯ 17. Последнее послание в истории человечества

ЛЕКЦИЯ 18. Основные этапы и методы конфронтации ислама с курейшитами

ЛЕКЦИЯ 19. Коран - вечное чудо ислама

ЛЕКЦИЯ 20. Коран и современная наука

ЛЕКЦИЯ 21. Коран и предсказание

ЛЕКЦИЯ 22. Поразительная привлекательность Корана

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

ЛЕКЦИЯ 23. Общечеловеческая направленность послания ислама

ЛЕКЦИЯ 24. Важное значение веры в воскресение

ЛЕКЦИЯ 25. Воскресение - проявление божественной мудрости

ЛЕКЦИЯ 26. Проявление божественной справедливости

ЛЕКЦИЯ 27. Проявления воскресения

ЛЕКЦИЯ 28. Проявления воскресения в ближайшей жизни

ЛЕКЦИЯ 29. Свойства духа

ЛЕКЦИЯ 30. Конец мироздания

ЛЕКЦИЯ 31. Воскресение человека; как это происходит?

ЛЕКЦИЯ 32. Особенности потустороннего мира

ЛЕКЦИЯ 33. Критерии по которым наши поступки судимы будут

ЛЕКЦИЯ 34. Доказательства, приводимые в день воскресения

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ

ЛЕКЦИЯ 35. Место руководства в исламе

ЛЕКЦИЯ 36. Необходимость наличия имама

ЛЕКЦИЯ 37. Место имамата в человеческом обществе

ЛЕКЦИЯ 38. Характерные особенности имама

ЛЕКЦИЯ 39. Универсальность знания имамом основ исламских верований

ЛЕКЦИЯ 40. Имам и знание о сокровенном

ЛЕКЦИЯ 41. Пророк и будущее ислама

ЛЕКЦИЯ 42. События, имевшие место после смерти Пророка

ЛЕКЦИЯ 43. Шиизм в водовороте истории

Связь с нашими исламскими сайтами и группами в России: www.dovodi.com, vk.com/shiitproroka, t.me/dovodi, vk.com/dovodi, fb.com/dovodi/

ПРЕДИСЛОВИЕ

В пустыне Аравийского полуострова со скудными природными ресурсами и вдали от мировой цивилизации, своей обыденной, полной тревогами и лишениями жизнью жили арабы. Их долей в этой жизни были голод, печаль и нищета с одной стороны и страх, беспокойство и осторожность -с другой. Набеги, войны и междоусобицы между языческими племенами... Крайняя и унизительная бедность, вынуждающая араба отказаться от родной дочери потому, что он бессилен дать ей наесться досыта, обеспечить ее безопасность и в этой связи может быть запятнано его достоинство... Взгляды сотен нагроможденных истуканов устремлены на Священную Каабу... Им поклонялись языческие арабы вместо Аллаха Всевышнего. Наличие истуканов и идолов обуславливало критическую духовную атмосферу, отсталое экономическое положение и языческий образ жизни. Так можно вкратце охарактеризовать горькую судьбу араба. Неожиданно, в самом центре этой мрачной тьмы, в горе Хира взошел яркий небесный свет. Это Джебраил снизошел на землю и доставил измученному человечеству последнее послание Аллаха. Таким образом, небеса соединились с землей, воспламенилась искра... Искра духа, которая пробудила человечество и историю в целом. Так, в сердце волнистых песков пустыни возникла великая человеческая цивилизация. С неба прогремели слова ангела: "О Мухаммад, ты есть посланник Аллаха, а я - Джебраил". Пророк опустился с подножия горы достигшим совершенства и начал проповедовать послание небес... Это послание было последним обращением Аллаха к человечеству.

Представленная на Ваше рассмотрение книга охватывает основы ислама и последнего послания Аллаха к людям. Она представляет собой рационалистическое исследование, душевные волнения, полученные от чтения благословенного Корана и ознакомления с сунной Пророка и его семьи, подтверждающие прочность устоев, на которых стоит духовное состояние человека. Книга может быть верным путеводителем каждого истинного верующего.

Ша'бан 1418г.

ЧАСТЬ-1

ЛЕКЦИЯ 1

ЛЕКЦИЯ 2

ПОИСК БОГА…ВОЗЗВАНИЕ В ГЛУБИНЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Человек, кроме своих телесных параметров, которые представляют собой сложное и точное построение, обладает еще другим параметром - духом, который содержит в себе более скрытую и глубокую тайну и с которой можно ознакомиться только через исследование всей глубины психологического настроения человека. Человек обладает целым комплексом врожденных способностей, таких как сознательность, верность, искренность, справедливость, которые имеют глубокие корни в душе человека. Он прежде чем верить в естественно - научные истины, верит в информатику, получаемую посредством этих способностей. Но он может забыть некоторые свои способности в силу своего проникновения в мир науки и природы, или же подвергать их сомнению. Отсюда явствует, что поиски религии и Бога заложены в природу человека. Врожденные склонности в человеческой природе имеют глубокие и крепкие корни и если бы не антирелигиозная пропаганда и неблагоприятная атмосфера, то человек смог бы найти свое достойное место в мировом пространстве, смог бы найти ту абсолютную силу, которая приводит в движение и управляет делами мирской жизни.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ЛЕКЦИЯ 4

ПРОЯВЛЕНИЯ БОГА В ПРИРОДЕ

 

Природный мир, функционирующий согласно точному механизму, полон тайн, ясно выражающих могучую, мудрую и сведущую волю. Каждый индивидуум в соответствии с уровнем его сознательности, размышляя об этой великой истине, может созерцать величество Бога. Мир и все, что он таит в себе - ясное доказательство на существование Творца. Как говорит Аллах, всемогущий он и великий, повествуя о беседе Мусы с фараоном: "Он сказал: "Кто же ваш господь, Муса?" Он сказал: "Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути". (20:49-50)

 

ЛЕКЦИЯ 5

ЛЕКЦИЯ 6

ЛЕКЦИЯ 7

ЛЕКЦИЯ 8

Безграничная власть Бога

 

Свидетельством безграничной власти Бога наилучшим образом может служить сотворенная Им вселенная со всеми ее многообразными формами, которые невозможно полностью ни описать, ни представлять. Несмотря на ограниченный характер знаний человека о мироздании, то что удалось ему усвоить путем размышления, достаточно для подтверждения Его могущества. Именно несравненная власть и могущество Бога обязывает человека смиренно преклоняться перед величием Творца. Диапазон Его творений не знает границ:

 

крошечные создания и гигантские твари, живущие как на поверхности земли, так и в глубинах океана; нежные певчие птицы с разнообразными крыльями; звезды, сияющие в небе; восход и заход солнца; рассвет и лунное сияние; планеты, галактики и туманности, содержащие в сердце своем миллионы звезд. В благородном Коране сказано: "Были они мощнее их силой, но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он - знающий, мощный!" (35:44).

 

Безграничность знания Бога

 

Бог Всевышний знает обо всем; нет ни одного уголка бытия, которого не коснулись бы благотворные лучи Его знания. Для нас мир делится на две части: очевидный мир явлений и недоступный человеческому познанию мир сокрытого. Вещи являются "сокрытыми" от нас в том смысле, что некие истины, бесконечные и нематериальные, недоступно воспринимать внешними органами чувств. Важно помнить, что целостность существования не состоит из вещей, которые являются предметом изучения эмпирических наук. В благословенном Коране сказано: "Поистине, от Аллаха не скрыто ничто на земле и на небе" (3:5). С помощью термина "гайб" (сокрытое) благословенный Коран раскрывает перед человеком широкую панораму реальности. Для Бога не существует понятия "сокрытое"; для Него вселенная - нечто совершенно очевидное. В Коране сказано: "Он - Аллах, нет Божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он - милостивый, милосердный" (59-22).

 

[1] Бихар ал-анвар. т.3. с.56; Китаб ат-таухид-ал-хивар бейна-л-имам ас-Садик ва-л-Муфаддал.

 

ЛЕКЦИЯ 9

СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА

 

Многочисленные течения в исламе, имеющие свою историю, придерживались различных взглядов на эту проблему, интерпретируя ее в соответствии со своими принципами. Сторонники и последователи взглядов теолога Абу-л-Хасана ал-Аш'ари, не рассматривают справедливость Бога как предмет веры, отрицают, что справедливость движима божественными актами. Таким образом, аш'ариты разграничивают справедливость Бога от Его действий и поступков, а следовательно, считают справедливым любое действие, приписываемое Богу. Если Он награждает добродетельного и наказывает грешника, это считается справедливым актом, и наоборот. Данное утверждение не соответствует ни кораническому учению, ни содержанию сунны. Коран считает, что пренебрежение интеллектом свидетельствует о заблуждении, неправильном руководстве; поэтому Коран призывает к размышлениям и медитации, для того, чтобы познать божественное знание и религиозную веру.

 

Мнения шиитов и му'тазилитов в этом вопросе расходятся с мнением аш'аритов. Они полагают, что справедливость составляет основу Божественных актов и утверждают:

 

1. Добро и зло измеряются самим характером этих действий;

 

2. Разум человека способен познать и различать добро и зло;

 

3. Если Бог Сам приказывает совершать добродетели и запрещает делать греховное, то стоит ли противоречить этому?

 

Концепция справедливости означает, что когда мы утверждаем, что Бог справедлив, мы тем самым подразумеваем, что Его всезнающая, созидательная сущность не совершает ничего такого, что противоречило бы мудрости и пользе. Понятие "мудрости" применительно к Творцу не подразумевает того, что Он обязательно избирает наилучшее средство достижения Его целей, ибо только человек может двигаться от несовершенства к совершенству. Бог озабочен тем, чтобы обеспечить развитие всего живого от несовершенства к совершенству, к тем целям, которые врожденны для их бытия сущности.

 

Мудрость Бога состоит в том, что Он имплантирует некую форму Своей милости в суть каждого явления, а затем, дав ему толчок к существованию, побуждает продвигаться к совершенству. Таким образом, все поступки Бога основаны на мудрости; любой поступок, противоречащий справедливости, противоречит мудрости. Исключение разума из числа критериев оценки добра и зла означает отказ от всех разумных критериев. Постыдные деяния человека проистекают из его невежества и отсутствия осведомленности о предписаниях Божьих; иногда они являются порождением ненависти и враждебности, которые, подобно искре, вспыхивают внутри человека. Если взглянуть на порядок вещей во вселенной, можно заметить, что все физические явления уравновешиваются некоей всеобъемлющей силой. Это со всей очевидностью видно на примере строения атомов, движения электронов, вращения планет, движения всех тел. Это также наблюдается в жизни растений, минералов и живых организмов. Подобную сбалансированность вещей и явлений необходимо исследовать, ибо она свидетельствует о безоговорочном порядке и системе во вселенной, которые находят свое математическое подтверждение в уравнениях. Пророк ислама сказал: "Истинное равновесие и симметрия поддерживают землю и небеса".

 

ЛЕКЦИЯ 10

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В МИРОЗДАНИИ

 

Глубоко размышляя о состоянии дел в мироздании, неминуемо приходим к следующим выводам, которые рассеивают всякие сомнения о божественной справедливости:

 

1. Зло, в теоретической постановке носит относительный характер. Например, огнестрельное оружие в руках моего врага - для меня зло. Если отбросить в сторону меня и моего врага, это оружие само по себе не является ни злом, ни добром.

 

2. Склонности человека не являются критерием для добра и зла.

 

Сущность человека такова, что он беспрестанно стремится удовлетворить бесчисленное количество своих желаний, не прилагая для этого каких-либо усилий. Природа не обращает внимания на наши капризы, отказывается их исполнять. Поэтому, встречаясь на своем пути с неприятностями, мы неоправданно огорчаемся и усматриваем причины наших неудач в действии "злых сил". Некоторые из проявлений этого мира не соответствуют нашим желаниям, и поэтому нам не следует считать несправедливыми те вещи, которые нам неприятны.

 

3. Бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью.

 

Добро и зло отнюдь не представляют собой две взаимоисключающие категории в порядке вещей во вселенной. Добро тождественно бытию, зло тождественно небытию; там, где есть бытие, там подразумевается и небытие. Мы не должны представлять бедность, нужду, невежество и болезни как самостоятельные реалии: бедность означает отсутствие богатств, невежество-отсутствие знаний, болезнь-отсутствие здоровья. Богатства и знания суть реалии, бедность - не что иное, как пустота кармана и кошелька, следовательно, бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью; они определяются посредством небытия других вещей. Вещи имеют реальное существование благодаря тому, что они сотворены без соотнесения их с другими, отличными от них вещами; в этом смысле их нельзя считать злом. Все вещи изначально добры; если существует зло, оно относительно по отношению к иным, отличным от него вещам. Бактерии не являются сами по себе злом. Если их считать злом, то только потому, что они вредят человеку и вызывают у него болезни. Таким образом, условные или абстрактные сущности неотделимы от реальных сущностей, дающих толчок к их возникновению; они неизбежно сопутствуют друг другу.

 

4. Реально существующие вещи являются миром в целом, со всеми его объектами и неотделимыми атрибутами; мир представляет собой нераздельное единство. С точки зрения Божественной мудрости, либо мир должен существовать на основе присущей ей модели, либо он не должен существовать вообще. Мир не создан различными и многочисленными желаниями. Иными словами, невозможно предположить, чтобы одна часть мира могла существовать, другая - нет. Творение - это нечто цельное, подобно форме и фигуре человека, части которого неотделимы друг от друга. В благословенном Коране сказано: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше - едино, как мгновение ока!" (54:49-50).

 

5. Порядок вещей в мироздании основан на равенстве. Именно дифференциация, а не дискриминация, занимает прочные позиции в мироздании. Дискриминация означает проведение различий между объектами, обладающими одной и той же восприимчивостью, могущими существовать при одних и тех же обстоятельствах. Дифференциация означает проведение различий между мерой, которая различается и не является одной и той же при одних и тех же условиях. Представим, что в одном классе учатся несколько учеников. В конце учебного года педагог поставил всем учащимся одну и ту же отметку невзирая на успехи одних и неудачи других учащихся. Разве это само по себе не является дискриминацией? Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться.

 

ЛЕКЦИЯ 11

Детерминизм.

 

Защитники божественной детерминации, например, представители мусульманской теологической школы, известные как аш'ариты, опираясь на поверхностное значение определенных стихов Корана и не останавливаясь на том, чтобы размыслить над подлинным значением соответствующих стихов или над сущностью Божественной силы предопределять, утверждают, что у человека вовсе нет свободы. Они пытаются обосновать свои заключения тем, что если мы предположим, что человек располагает свободной волей, мы тем самым сузим сферу могущества Бога и Его власти. Если мы допускаем, что тот или иной человек производит собственные поступки, мы отрицаем владычество Бога над всем созданием, что, в свою очередь, не совместимо с атрибутом Бога, как Творца. Таким образом, веры в свободную волю придерживаются, чтобы привести неутомимо к политеизму и дуализму.

 

Идея об абсолютной воле

 

Сторонники этой идеи, в частности евреи и мусульманские му'тазилиты утверждают, что человек в своих действиях располагает абсолютной свободой; что Бог не оказывает ни малейшего влияния в действия человека. К примеру, роль Бога в действиях человека уподобляется роли строителя на стройке или роли художника в исполнении прекрасного творчества; хотя стройка нуждается в строителе, или табло нуждается в художнике, это - нужда действия в том, кто практически действует; стройка может продолжаться в отсутствии строителя и табло может сохраняться и после смерти художника.

 

Те, кто утверждают, что именно естественные нормы и воля людей порождают этот мир явлений, что ни изменения вещей в природе ни, человеческие деяния не имеют ничего общего с Богом, - те приписывают все вещи и явления источнику, диаметрально противоположному Богу. В лучшем случае сотворенные вещи они придают в сотоварищи Богу в творении Им вещей, либо выискивают другого творца, противостоящего Богу. Бессознательно они рассматривают сущность сотворенных вещей как независимую от божественной сущности.

 

Свобода нашей воли не может переступать пределы порядка, установленного Богом, отсюда не существует проблем, связанных с неизменностью Божественных актов. Что бы мы не делали, все находится в сфере Божественного знания, направляется Его волей и мудростью. Все аспекты жизни, все, что касается судьбы человека, находится в зависимости от Его знания. Те, кто отошел от позиции членов семьи Пророка ислама, да пребудет мир и благословение с ним и его семьей! -попал в пучину экстремистских убеждений. Имам Джафар ас-Садик (да будет над ним мир) говорил:

 

"Нет ни безусловного предопределения, ни абсолютной свободы воли: правомерна позиция между двумя позициями".[1]

 

Однако, тот факт, что мы располагаем свободой воли, отнюдь не означает того, что мы в чем-то пытаемся ограничить могущество Бога. Ибо именно Он возжелал, чтобы мы могли свободно принимать решения в соответствии с нормами и законами, Им установленными. Священный Коран наглядно показывает, что Бог указал человеку путь к спасению, при этом ничто не принуждает человека ни принять руководство и спасение, ни впасть в заблуждение: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Следовательно, Коран отвергает попытки приписать волевые действия человека Богу.

 

[1] Ал-Кафи. т.1, с 160.

 

ЛЕКЦИЯ 12

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Вопрос предустановления и предопределения вызывает резкое расхождение мнений или из-за того, что придерживаются ошибочных убеждений относительно этой концепции, или же в связи с корыстными целями. Суть их представления заключается в том, что будто следование этой концепции порождает застой и бездеятельность, делает человека равнодушным к его жизненным проблемам. Вера в предустановление и предопределение отнюдь не мешает человеку достичь своих целей в жизни. Ибо ислам призывает человеческие существа сделать все, что в их силах, дабы улучшить свое существование как в моральном, так и экономическом плане. Однако необходимо отметить, что между верой в предопределение, с одной стороны, и верой в свободу человека, с другой, нет противоречия. Считая Божественную волю универсальной, Благословенный Коран предоставляет человеку свободу действий, активность в его поступках: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Все материальные существа находятся в состоянии изменения и движения, демонстрируют готовность к усовершенствованию; в зависимости от внешних факторов их ожидают многочисленные и разные судьбы; они могут исчезнуть или быстро размножаться. Их судьба никак не связана с предустановлением и предопределением; причина есть основной фактор в определении следствия, как материальные существа отличаются многочисленностью, то и их судьбы могут быть разными.

 

Изменение судьбы

 

Раз мы признаем, что материальные существа возникают по разным и многочисленным причинам, то мы должны принимать и возможность изменения их судеб. Больного, например, могут достичь разные судьбы - он после обращения к врачу и выполнения его рекомендаций может вылечиться или же его болезнь может продлиться из-за обращения к некомпетентному врачу или из-за безответственного отношения к выполнению его рекомендаций; болезнь может принять критический характер и в конце-концов может привести к гибели больного. Все эти вероятности могут соответствовать принципу предустановления и предопределения. Врач, лекарства, микробы, все они созданы Богом. Выходит, что какая бы ни отмеченных вероятностей ни взяла верх, это будет торжеством воли Бога. Человек может изменить свою судьбу, но при всех вариантах его судьба будет оставаться в сфере влияния принципа предустановления и предопределения; изменением своей судьбы он не нарушает закон о причинной связи; это изменение будет одним из проявлений этого закона. Предустановление и предопределение порождают явления благодаря конкретной причине. Божественная воля правит всем миром в качестве универсального принципа и закона. Любые изменения также проистекают в соответствии с божественной нормой.

 

Просительная молитва

 

Когда человек сталкивается с трудностями, он не должен впадать в отчаяние. Двери милости Божьей открыты для всех. В Благословенном Коране сказано: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, -может быть, они пойдут прямо!" (2:186).

 

ЧАСТЬ 2

ЛЕКЦИЯ 13

Закон и законодательство.

 

Для нормального функционирования всех звеньев и институтов общественной жизни нужны законы и законодательство; в противном случае в обществе будет властвовать анархия; основы общества будут подвергнуты разложению. Установление законов зависит не только от совершенства знании всех параметров существования человека, но также от знания других существ. Для этого также нужно знание общества и его сложных связей. Более того, законодатель должен быть полностью лишен таких недостатков, как амбиция, эгоизм, личные склонности и желания, которые ведут к осложнениям и препятствуют приобретению совершенных знаний. Наконец, законодатель должен быть свободен от дешевых склонностей как стремление к власти, авторитету и достижению корыстных целей. Такими исключительными особенностями обладают только пророки Бога. Признавая все удивительные движения души человека, несомненно, глубокими и неограниченными как океан, а наши знания, касающиеся его, неизбежно поверхностными и незначительными, кто может утверждать, что открыл все способности и тонкости, заключенные в этом таинственном существе или знает о всех способностях и степенях совершенства, открытых для него? Таким образом приходим к выводу, что мы имеем лишь частицу незначительных знаний, сопровождаемых сомнениями и колебаниями в сравнении с океаном невежества и незнания. Отсюда явствует, что закон, обещающий счастье человечеству, может быть издан только пророками.

 

Может ли человек издать законы для самого себя? Если мы рассмотрим историю законодательства народов мира, то увидим, что многие законы, явившиеся результатом внимательного рассмотрения и продолжительного изучения со стороны выдающихся экспертов, значительных научных и интеллектуальных средств с течением времени и с появлением более точных исследований были признаны ошибочными. Законы, общественная полезность которых вчера признавалась доказанной, сегодня становятся явно неподходящими и даже вредными. Вместо них появляются новые своды законов, которые в свою очередь будут исправлены и пересмотрены в соответствии с развитием науки и мировоззрения. Естественно, это не означает, что все законы, изданные человеком, бесполезны и вредны. Мы имеем в виду те ошибочные законы, которые не соответствуют Божьему законодательству и обусловлены недостатками внутреннего содержания юридических систем, созданных человеком.

 

[1] Бихар ал-анвар. 11/60; Нахдж ал-балага. Проповедь-1.

 

ЛЕКЦИЯ 14

ЛЕКЦИЯ 15

Откровение в Коране

 

Слово "откровение" используется в различных стихах Священного Корана, и это показывает, что оно не ограничивается человеком, а связано с общим прогрессом - движением людей к совершенству в высшей ступени откровения, которую человек готов принять один из мира невидимого, и заключается в том, что Бог посылает выбранных Им посланцев согласно нужде людей в Божественном управлении. Откровение может быть ниспосланным пророкам и не только. Об откровении, ниспосланном пророкам говорится в стихах 117 и 160 главы "Ахгаф", в стихе 36 главы "Худ", в стихах 13, 48 и 77 главы "Таха", об откровении, адресованном Пророку Мухаммаду говорится в стихе 163 главы "Ниса", в стихе 2 главы "Йасин". Об откровении, адресованном не пророкам же говорится в стихе 111 главы "Маида", здесь откровение адресовано апостолам. В стихе 38 главы "Таха", в стихе 7 главы "Гасас" откровение адресовано Мусе, в стихе 68 главы "Нахя" откровение адресовано пчеле и в стихе 121 главы "Зилзал" откровение адресовано земле.

 

ЛЕКЦИЯ 16

НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПРОРОКОВ

 

Лингвистическое значение слова "исма " (непогрешимость)-это "оберегание" или "охрана", а терминологически это слово означает "невосприимчивость к ошибкам". Непогрешимость пророков может проявляться в областях веры, в принятии божественного откровения, в сбережении послания и в его распространении.

 

ЛЕКЦИЯ 17

ЛЕКЦИЯ 18

Начало переселения (Хиджры)

 

Язычники оказывая давление и устраивая преследование мусульман в Мекке, создали такую атмосферу, которая не позволяла мусульманам свободно жить. Так как условия еще не благоприятствовали вооруженному сражению, Пророк дал распоряжение мусульманам покинуть город и переехать в Ясриб. Мусульмане переселялись отдельными группами и в одиночку. Курайшиты почувствовали опасность этого явления и пытались остановить этот процесс, насильственно вернуть их назад. Так как предыдущие попытки главарей неверующих и отрицающих не принесли результатов, они решили убить Пророка. Здесь яркий пример самопожертвования продемонстрировал Али бин Абу Талиб, великодушно принявший предложение Пророка, спать в его кровати. Тем временем Пророк тайно покинул дом и отправился в самую решительную в жизни поездку. Очевидно, по воле Аллаха Всевышнего был спасен Пророк для выполнения своей святой миссии по распространению последнего божественного послания.

 

До переселения Пророка делегация населения Медины пришла в Мекку для заручения поддержкой Курайшитов в племенных междоусобицах. Несмотря на предостережение Курайшитов не оказывать помощь мусульманам, они сделали это тайно, слова Пророка оказали сильное влияние на делегацию, многие из них объявили о принятии ислама и по возвращению в Ясриб рассказали своим землякам о новой религии и о появлении нового Пророка. Население Медины было истощено долгими племенными войнами и социальным разложением и искало спасение казалось бы, из безвыходной ситуации. В этот период смятения и волнений появилось послание Пророка. Для того, чтобы осознать степень необходимости ислама тогдашнему мединскому обществу, мы должны отчетливо представлять ситуацию, сложившуюся тогда на Аравийском полуострове. Имам Али, мир ему, говорит: "Бог послал Мухаммада, мир ему и благословение, увещевателем для двух миров и доверенным лицом по своему посланию. О арабы, вы уже знали худшие верования и обычаи, и вы жили в самой худшей из всех земель. Вы пали среди грубых камней и ядовитых змей, пили загрязненную воду, ели плохую пищу, разрывали друг друга до крови, пренебрегали узами родства. Среди вас были идолы, и грех представлял ваше бессилие".[2]

 

Божественное послание одержало победу и дело Пророка пускало корни в Светлой Медине. Сила логики и жизненность идей, изложенных Мухаммадом, мир ему и благословение, были таковы, что перед ними разрушались все культурные, нравственные и общественные обычаи и традиции, вытекающие из сущности эпохи невежества. Бессмертный шариат, новые нормы справедливости и возвышенной культуры как дар, принесенные человечеству Пророком, вскоре превратили Медину в духовную, социальную и военную столицу ислама. Испытания, через которые верующие прошли в Мекке, - страдания и мучения, разрушение старых связей и создание новых привязанностей и дальнейшее углубление духовной зрелости - способствовали развитию переселенцев до такой степени, что Медина стала центром духовной и политической жизни для всех арабов и базой для окончательного распространения ислама по всему миру. За относительно короткое время Пророку, мир ему и благословение, удалось превратить Медину в образцовое общество, живущее под знаменем монотеизма и жизнеутверждающих учений ислама и в силу этого, вскоре ислам распространился на весь Аравийский полуостров и в некоторые регионы мира. Эта глубокая и удивительная перемена в истории человечества произошла от человека, избранного Богом. Он не имел никаких материальных источников в своем распоряжении, никогда не использовал научные или технические учения, и даже никогда ничего не брал из познания других. Это нельзя рассматривать как естественное или нормальное явление, наоборот, оно красноречиво свидетельствует о сверхчеловеческих способностях той выдающейся личности. Не вовлеки враги в арабском мире его во внутренние войны, он бы сумел приобщить других людей к исламу быстрее и энергичнее. Но беспощадные нападки врагов вынуждали его отдавать основную часть своего времени защите ислама.

 

ЛЕКЦИЯ 19

КОРАН - ВЕЧНОЕ ЧУДО ИСЛАМА

 

Мы уже говорили, что чудо является одним из путей доказательства пророками правдивости своего послания, все пророки обладали способностью чудотворения. Пророк ислама способен был на такие чуда, как раскол луны на две части, восхваление Аллаха камушками на ладони, вести о сокровенном и т.д. Однако можно сказать, что вся жизнь и вся речь Пророка, мир ему и благословение, были чудом.

 

Чуда Пророков и их сверхъестественные действия должны были соответствовать социальным реальностям и уровню познания своих времен. К примеру, эпоха пророка Мусы, мир ему, славилась колдовством. Соответственно, чудо Мусы, мир ему, проявлялось с удивительным даром колдовства, которое и победило колдунов фараона. То что Муса сделал со своим посохом, внешне проявилось как колдовство, хотя в своей сущности это действие далеко от колдовства и хитростей. В эпоху жизни пророка Исы, мир ему, существовала развитая медицина и Иса сотворил такие чудеса, что удивил всех ученых того времени, такие как оживление мертвых, исцеление неизлечимых и хронических больных. В эпоху же Пророка ислама, мир ему и благословение, поэзия, красноречие и риторика поднялись на вершину своего развития и стали основным показателем развития племенного общества. При таких условиях Бог вооружил своего Посланника Кораном, похожим, очевидно, на литературные произведения эпохи, но обладающим такими уникальными, изумительными особенностями, которые недоступны человеческому воспроизведению. Ограничение в продолжительности чудес, продемонстрированных предшествовавшими пророками, было признаком непостоянства их религии и законов, которые они проповедовали. Напротив, чудо, доказывающее пророчество Мухаммада, мир ему и благословение, не может быть ограниченным во времени, так как его послание универсально и представляет собой вершину всех предшествующих религий, его проповедь требует вечного чуда, блестящего и превосходного доказательства его бессмертия. Коран был ниспослан на ясном арабском языке, в нем мастерство арабского красноречия. По этой причине Коран представляется постоянным и вечно продолжающимся чудом, конечным проявлением божественного откровения. В Священном Коране говорится: "И завершились словеса Господа твоего по истине и справедливости, Нет изменителя словам Его: ведь Он - слышащий, знающий!" (6-115).

 

Коран представляет основной источник исламского мировоззрения. Более того, в каждую эпоху, в любой части света он может служить делу построения развитого и свободного общества и царствию Господа. Имам Али Ар-Рида, мир ему, рассказывает, что некий человек спросил у Абу Абдуллаха:

 

"Почему чем больше читаешь Коран, тем больше он кажется новым и свежим?" Тот ответил: "Потому что Он не предназначил его определенной эпохе и определенному поколению людей. Он - для всех времен и так до дня воскресения".[1]

 

Четырнадцать веков прошло со времени ниспослания Корана. За это время произошло много изменений, росли знания человечества о таинствах мироздания. На всех стадиях истории человеческого общества Коран занимал и продолжает занимать достойное место. Повелитель верующих Али, мир ему и благословение, говорил о Коране:

 

"Знайте, что Коран - это советчик, который не обманывает, он предводитель, который не вводит в заблуждение, рассказчик, который не лжет; кто составил компанию Корану, тот только выиграл".[2]

 

Коран - слишком возвышенная книга для того, чтобы быть созданной отдельной личностью или заимствована из других источников, а тем более личностью, не получившей образования и выросшей в окружении, далеком от науки и философии Аравийского полуострова того времени. Сравнивая систему и программу действия, предложенную Кораном, с законами и системами прошлого мы видим, что ничего не было им заимствовано. Он представляет собой абсолютно новый феномен, оригинальный и беспрецедентный в своей основе, главной целью которого является изменение и установление человеческого общества на основе справедливости, равенства и свободы. Священный Коран подробно рассказывает об истории народов и наций, о жизни предшествующих пророков так, что эти рассказы не похожи на рассказы Торы и Евангелия, описывает реальные картины, не противоречащие разуму и натуре человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.092 с.)