Особенности познания человека свидетельствуют о нематериальности духа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности познания человека свидетельствуют о нематериальности духа



 

Одной из особенностей материальных существ является то, что они ограничены временем и пространством, они изменчивы и преходящи из одного состояния в другое. В то же время, разум и сознание человека не обладают этими свойствами. Умозаключения человека также нельзя интерпретировать законами материи, такие как сравнение между двумя вещами и вынесение по этому сравнению решения, ибо в нашем мозге отражаются лишь зрительные образы вещей, а для того, чтобы вынести решение необходимо ознакомиться со всеми образами. Сознание человека способно познать целое через серию экспериментов и анализов, подбора информации органов чувств и при этом остаться материальным и подвергаться изменениям. В то же время умозаключения, основанные на эту информацию остаются неизменными и неограниченными ни временем и ни пространством. Как раз этим свойством не обладает материя. Например, человек с помощью чувства вкуса чувствует сладость сахара и после неоднократного испытания этого чувства может вынести решение о том, что сахар имеет сладкий вкус. Естественно, это решение не является продуктом деятельности органов чувств и материальных клеток. Функция органов чувств ограничивается лишь пробой в конкретный момент и в конкретном месте. Однако целостное решение не обусловлено вышеотмеченными ограничениями. Целостное познание является еще одним свидетельством того, что дух - это нематериальное и автономное существо.

 

Единство индивидуальности есть доказательство освобождения духа

 

Единство и устойчивость индивидуальности человека также свидетельствует об автономии духа. Сущность, не подверженная изменениям, управляющая материальным телом, свободная от биологического детерминизма, выражающая себя как "Я"

 

- такая сущность одна и та же, начиная с первого мига жизни и кончая последним. Если принимать, тот факт, что материальные клетки человека в состоянии постоянного изменения, то онтологический уровень сущности человека бесконечно выше уровня материи и материальных объектов, поскольку единство человеческой индивидуальности сохраняется на всех этапах тех изменений, которым подвергается индивидуум на протяжении всей его жизни. Таким образом, нам стало ясно, что дух не является материальным существом и это доказывает нам, что помимо материального мира существует и другой мир, обладающий совершенно иными свойствами; данное заключение опровергает измышления материалистов, отрицающих существование иного, нематериального мира.

 

[1] Гурар ал-хикам 1/493.

 

 

ЛЕКЦИЯ 29

СВОЙСТВА ДУХА

 

В глубинах существа человека отражены два реалия бытия: первый, материальный и второй, состоящий из таких атрибутов как мышление и восприятие, любовь и страдание, ненависть и прощение. Они по существу представляют собой реалии, как отличающиеся от материальной оболочки, так и превосходящие ее. Так, человек готов умереть вследствие голодной забастовки, дабы не испытать стыд раболепия в минуту, когда биологические силы разрушают его тело и побуждают его сдаться и начать есть. В других случаях человек может быть голоден, однако продолжает поститься. В данных случаях мы имеем дело с железной волей, жертвующей телом во имя идей, что нельзя объяснить логикой материализма. Двойственность этих реалий в человеке, а также преобладание одной из них другой, указывает на наличие вещи, стоящей над материей. Коран провозглашает:

 

"Клянусь... всякой душой, и тем, что ее устроило, и внушило ей распущенность ее и богобоязнен-ность!" (91:7-8). Душа, о которой говорится в вышеотмеченном стихе, является нематериальной действительностью. Материя реагирует одинаково на внешние раздражители. Вода твердеет при определенной температуре, а не кипит. Однако, человек способен проявлять самые разнообразные реакции, к примеру, на благородные и дурные поступки. Таким образом, если бы наша способность воспринимать не проявлялась бы за пределами непрерывного движения, мы никогда не смогли бы воспринимать движение и ход времени и тот факт, что мы способны воспринимать ход времени, является очевидным доказательством того, что наша способность воспринимать находится за пределами времени. Итак, поскольку мы воспринимаем время, наша способность к восприятию существует за пределами временных рамок, стоит над ними. Это отличает нашу способность к восприятию от нашей телесной формы; можно отметить, что одна часть реальности человека устаревает, изнашивается, в то время как другой удается избежать распада в водовороте времени, спасти себя. Повелитель верующих Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, говорил: "О люди, мы созданы для того, чтобы жить вечно. Однако, вы меняете место своего проживания, передвигаетесь с одного поприща на другое. Тогда готовьтесь к тому миру, в который вы попадете и где будете жить вечно."[1]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.004 с.)