Модернизация миротворческой деятельности ООН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация миротворческой деятельности ООН



В последние годы произошла определенная модернизация как организации, так и инфраструктуры миротворческих операций. Были, например, созданы постоянные резервные полицейские силы для использования в миротворческих операциях. Вместо сбора «с миру по нитке», т.е. отдельных малых полицейских групп из разных стран, был внедрен принцип предоставления странами цельных сформированных полицейских подразделений, которые полностью укомплектованы, имеют внутренние командные органы, оборудование и вооружение и могут немедленно, без «притирки» контингентов друг к другу, приступать к выполнению задач в регионе конфликта.

Другое новшество заключается в создании региональных инфраструктурных «хабов» (центров комплектации и подготовки) для групп операций на разных континентах. Такие центры созданы в Центральной Африке, в Западной Африке, с промежуточными центрами комплектования в Европе. Инфраструктурный центр ООН в Энтеббе (Уганда), например, сконцентрировал комплектование контингентов и оборудования, вооружения для восьми операций ООН в Африканском регионе. Именно в Уганду по морю заранее перебрасываются и складируются контейнеры с оборудованием, автомобильная техника, передвижные электрогенераторы, медицинское обеспечение, вооружение, компьютерная и коммуникационная техника, все, что затем распределяется в разные регионы проведения операций. Сюда же прибывают военнослужащие и полицейские из разных стран, проходят в угандийском центре инструктаж, предварительно знакомятся с особенностями и правовыми регуляциями страны проведения операции, формируются в единые подразделения и контингенты и лишь затем перебрасываются в район операции.

Обновилась и техническая сторона операций. Начато использование беспилотных летательных аппаратов для сбора информации и разведки.

У ООН появились оснащенные современным коммуникационным оборудованием комплексные центры сбора и обработки информации, в которых в одном помещении находятся компьютерные станции представителей военных контингентов, международной полиции, дипломатов-посредников — все они получают информацию по каналам спутниковой связи из регионов операций, поддерживают в режиме онлайн контакт с политическими подразделениями в нью-йоркской штаб-квартире ООН и с лагерями миротворцев в разных странах.

С покрытием отдаленных районов Африканского и Азиатского континентов сетями мобильной телефонной связи была внедрена практика раздачи мобильных телефонов с предоплаченными сим-картами местным «связным» в дальних населенных пунктах конфликтных регионов для регулярной связи с миссиями ООН. Сложилось что-то вроде службы «миротворческой скорой помощи», когда, например, в ряде африканских операций малые бригады миротворцев на вертолетах или автомобилях срочно выдвигаются из лагерей постоянного размещения в районы, относительно которых получены телефонные сообщения от местных жителей о применении силы конфликтующими сторонами или иных проблемах, требующих вмешательства миротворцев.

Однако, несмотря на технологические усовершенствования, основные проблемы в сфере миротворчества продолжают носить, во-первых, политический, во-вторых, инфраструктурный характер. Страны, предоставляющие военные и полицейские контингенты, часто недостаточно проинформированы о реальных требованиях мандата конкретной операции (и особенно о его обновлениях). Нередко контингент направляют в эпицентр боевых действий без должного вооружения, оборудования, тылового снабжения, коммуникационных средств.

С политической же точки зрения продолжает нарастать напряженность, вызванная неравенством в распределении миротворческих функций между государствами. Одни страны, прежде всего постоянные члены СБ ООН, концентрируют в своих руках политическую оценку конфликтов и формулирование целей и мандатов операций. Эти державы предоставляют совсем небольшой контингент для реализации собственных решений. Другие же страны вынуждены выполнять силой своих военных и полицейских требования мандатов на операции, выработанные фактически без должных консультаций с ними или вовсе без их участия.

«Зеленые» и «голубые» каски

В последние годы обострился доктринальный вопрос по организации операций: кому поручить наиболее сложные и рискованные силовые действия? В случаях, когда оперативная обстановка в зоне конфликта требует серьезного международного силового вмешательства, применения тяжелых вооружений или контртеррористических подразделений, ООН старается вообще не привлекать сборные контингенты, а использовать специально обученные силы кризисного реагирования отдельных стран и коалиций государств либо коллективные постоянные вооруженные силы региональных организаций.

Например, НАТО создало в 2007 г. Силы ответного реагирования в количестве 20 тыс. человек именно для быстрого развертывания таких сил в регионах вспыхнувших конфликтов, требующих немедленного вмешательства. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) создала Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) в количестве 17 тыс., а в 2012-2015 гг. также и Коллективные миротворческие силы (КМС) в количестве 3600 человек. Такие силы, в отличие от «сборных» контингентов под знаменами ООН, проходят регулярные совместные тренировки, имеют бригадную структуру с компонентами полевой разведки, транспортной авиации, пехоты, десантников, подразделений химической и радиационной разведки, они опираются на инфраструктурную поддержку Генеральных штабов ряда стран. Вот ООН и предлагает поручать функции контртеррористического или наступательно-силового характера именно таким коалиционным подразделениям группы стран, а не делегировать их гораздо хуже экипированным и не прошедшим совместные тренировки сборным контингентам ООН. На деловом жаргоне ООН это называется различием между «голубыми касками» (сборными подразделениями, переданными в распоряжение ООН и управляемыми со стороны ООН) и «зелеными касками» (представителями национальных армий, вооруженных сил государств, которые параллельно с операцией ООН, но под национальным командованием вводятся в регион боевых действий). Примером является параллельное использование в 2001—2014 гг. войск Пентагона (подчинявшихся только американскому военному ведомству) в собственной американской операции в Афганистане рядом (и параллельно) с операцией международных сил ООН (МССБ) в Афганистане.

Однако следует понимать, что использование «зеленых касок» вместо «голубых» имеет и негативные аспекты. В частности, национальные армейские части обычно не проходят обучения в области прав человека, гуманитарного права, как персонал ООН, они натренированы стрелять «на поражение», а не беспристрастно разделять враждующие стороны. Использование «зеленых касок» (обычных армейских подразделений) вместо контингентов ООН приводит к повышению риска для мирного населения, увеличению числа жертв конфликта, может провоцировать массовые нарушения прав человека. Вообще в ООН приходят к практике соединения параллельных международных, национальных и региональных операций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.004 с.)