Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика международных конфликтов 1990-х гг.
Окончание холодной войны сначала вселило надежду на то, что межгосударственные конфликты останутся в прошлом. Наиболее отчетливо в академических кругах эта позиция была выражена Ф. Фукуямой, заявившим на страницах американского журнала «National Interest» о конце истории. Логика его рассуждений строилась на том, что победа либеральных сил в бывших социалистических государствах и прежде всего государствах, образованных в результате распада СССР, снимает глобальное противостояние Востока и Запада, а вместе с этим и проблему региональных конфликтов. Однако оказалось, что конфликты не ушли из истории. Более того, в конце 1980-начале 1990-х гг. вооруженные конфликты становятся одной из наиболее актуальных проблем в международных отношениях: их количество не уменьшается. Более того, вооруженные конфликты вспыхивают на территории Европы, где начались две мировые войны и где возникновение конфликтов после окончания холодной войны казалось просто невероятным. Реакцией на такое развитие событий стала своего рода программная статья С. Хантингтона о конфликте цивилизаций в другом американском журнале - «Foreign Affairs». Суть ее заключалась в том, что следует ожидать множества конфликтов, в основе которых лежат не межгосударственные противоречия, а противоречия, обусловленные этническими, религиозными и другими различиями, относящимися к цивилизационным. В то же время конфликты 1990-х гг. приобрели качественно иной характер. Во-первых, с мировой арены в этот период практически исчезли «классические» межгосударственные конфликты, которые были типичны для расцвета государственно-центристской политической модели мира. На смену межгосударственным конфликтам в начале 1990-х гг. пришли политические конфликты, протекающие на территории одного государства - внутренние конфликты. Это разнообразные конфликты между центральными властями и этнической/религиозной или иной группой (группами) в различных частях мира направлены на: - отделение и формирование нового государства - сепаратистские конфликты (например, чеченский, абхазский, косовский); - борьбу за власть (например, в Непале). Это могут быть также конфликты между различными этническими или иными группами за власть, в результате чего центральная власть фактически перестает существовать, как, например, произошло в Сомали.
Будучи внутригосударственными, такие конфликты часто имеют значимую международную составляющую, которая выражается в решениях, заявлениях и т.п. других государств и межправительственных организаций и международных неправительственных организаций, а также их вовлечении в процесс урегулирования. Именно по этой причине конфликты рассматриваются как международные. Другой характеристикой конфликтов 1990-х является множество вовлекаемых в них участников - различных движений, формирований со своими лидерами, структурной организацией и т.п., нередко выступающих с требованиями. К урегулированию конфликта одновременно подключаются также много внешних акторов - государственных и негосударственных. Влияние всех этих участников на конфликт вносит элемент непредсказуемости в его развитие и сложности в урегулирование. Важно, что участники, занятые урегулированием, действуют совместно (хотя, разумеется, не всегда взаимодействие проходит легко). В результате на уровне отдельных конфликтов де-факто начинает выстраиваться своего рода модель глобального управления. В связи с этим все большую популярность приобретает новое направление практики - мультинаправленная дипломатия (multi-track diplomacy). Сам термин предполагает сотрудничество представителей официальной дипломатии с теми, кто занимается данной деятельностью в рамках второго направления дипломатии. Причем мультинаправленная дипломатия подразумевает не просто слияние первых двух направлений, но и подключение к ним деловых структур, частных лиц, исследовательских и образовательных центров, религиозных деятелей, местных активистов, адвокатских и филантропических организаций, представителей средств массовой информации, а также распределение функций между ними. Изменился и силовой характер воздействия на конфликты, в связи с чем появился даже термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения различных средств в конфликте, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» и довольно неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п.
Третьей особенностью конфликтов 1990-х стало то, что именно в них и через них с особой остротой стали проявляться противоречия существующей политической системы мира. Среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить перестройку мировой политической системы, ее отход от Вестфальской модели, господствовавшей в течение столь длительного времени. Трансформация политической системы мира и изменение функций государства повлекли за собой размывание суверенитета и поставили вопрос об идентичности. В эпоху безраздельного господства национального государства идентификация основывалась во многом на осознании принадлежности к тому или иному государству. В конце XX в. происходит размывание государственной идентичности, что сопровождается формированием иных видов идентичности, прежде всего по наиболее очевидному основанию - национальному и конфессиональному. Поэтому возникшие в 1990-е гг. конфликты получили название конфликтов идентичности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.005 с.) |