Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и эволюция миротворческой деятельности ООН
Само понятие операций по поддержанию мира отсутствует в Уставе ООН. Изначально предусматривалась иная задача: применение Советом Безопасности ООН принудительных мер, в том числе использование вооруженных сил, против государства, которое совершило акт агрессии, нарушает мир или создает угрозу миру. В 1946—1949 гг. в кругах ООН прорабатывалась возможность формирования собственных постоянных вооруженных сил ООН. Однако на практике деятельность ООН по урегулированию конфликтов эволюционировала в другом направлении. Во-первых, происходило становление института военных наблюдателей, которые направлялись от имени международного сообщества в регионы вспыхнувших или потенциальных конфликтов. Две первые миссии военных наблюдателей были посланы в 1948 г. в Палестину и в 1949 г. в район столкновений между Индией и Пакистаном. В соответствии с мандатом они должны были сохранять равноудаленность от конфликтующих сторон и не вмешиваться в противостояние. Позже подобные миссии ООН направлялись, в частности, в Ливан и Йемен (1963 г.), Афганистан и Пакистан (1988—1990 гг.), Иран и Ирак (1988-1991 гг.), Анголу (с 1991 г.), Ирак и Кувейт (с 1991 г.), Грузию, на Гаити (с 1993 г.) и в Таджикистан (с 1994 г.). С 1948 г. по инициативе Генерального секретаря ООН Т. Ли Генеральная Ассамблея рассматривала планы создания полицейских сил ООН с функциями контроля над соблюдением перемирия в конфликтных регионах. Впервые войска ООН, предназначенные для операций по поддержанию мира в современном смысле этого термина, именовавшиеся Чрезвычайными вооруженными силами ООН, были созданы и направлены в 1956 г. на Ближний Восток во время Суэцкого кризиса. В ходе Суэцкой операции, а также с направлением войск в Конго (1960-1967 гг.) и на Кипр (с 1964 г.) повышалась роль Генерального секретаря ООН как руководителя операций. В 1965 г. ГА ООН учредила Специальный комитет по операциям по поддержанию мира в составе представителей 33 государств. Комитет рассматривал правовые и практические аспекты проведения всех миротворческих операций ООН. Особенно острая политическая борьба развернулась по вопросу распределения полномочий в организации и руководстве операциями между Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и аппаратом Генерального секретаря ООН. Западные страны проводили линию на принятие основных решений по операциям в обход Совета Безопасности, где СССР обладал правом вето. В 1973 г. в Комитете была достигнута договоренность по закреплению за СБ исключительных прерогатив решения ключевых вопросов в связи с миротворческими операциями.
В 1980-е и особенно в 1990-е годы миротворческая деятельность ООН ощутимо активизировалась. За последние 20 лет произошел заметный сдвиг от «пассивного» к «активному» миротворчеству, расширились функции военного и гражданского персонала операций. Войска стали применять силу не только для самообороны, но и для защиты гражданского населения в очагах конфликтов, обеспечения безопасных условий передачи гуманитарной помощи при военных действиях между сторонами конфликта, а также для давления на конфликтующие стороны в целях достижения национального примирения более быстрыми темпами, чем те, с которыми они готовы были согласиться. Наблюдательные и посреднические миссии на основе главы VI Устава, как, впрочем, и принудительные военные действия на основе положений главы VII, хотя и предпринимаются периодически, остаются в численном меньшинстве. В то же время наибольшее практическое распространение получили непосредственно не предусмотренные Уставом военные и полувоенные операции по разъединению и разоружению сторон конфликтов, контролю за прекращением огня и пограничными буферными зонами между враждующими сторонами, а также осуществление полицейских функций в постконфликтный период и пр. При всех успехах и значении собственных миротворческих усилий ООН не стала подлинно универсальным субъектом миротворческой деятельности, который эффективно и оперативно использовался бы мировым сообществом во всех конфликтах, объективно требующих международного вмешательства. ООН на практике проявляет себя не всегда необходимым и почти всегда недостаточным субъектом миротворческого процесса. Обозначилась избирательность ООН в отношении того, в какие конфликты, в каких масштабах и с какими функциями вмешиваться: целый ряд кровопролитных конфликтов последних десятилетий остались за пределами миротворческих усилий ООН.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.) |