Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гоу впо ростовский государственный↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Педагогический УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Учебно-методический комплекс
Специальность – 030504 – Право и организация социального обеспечения
г. Ростов-на-Дону 2006 г.
Составитель: Алипова Н.В.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии» составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта 030504 – Право и организация социального обеспечения и отражает требования, предъявляемые к юристу социальной сферы.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры ________________________________ «____»_____________ 200__г.
Учебно-методический комплекс утвержден Ученым советом РГПУ Пр. №____ от «____» ____________200__ г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие России как демократического, правового государства с рыночной экономикой, принятие Федеральной целевой программы «Русский язык и культура речи» предъявляют повышенные требования к речевой культуре граждан, понимаемой как способность к такому выбору и такой организации языковых средств в процессе речевой деятельности, «которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» Соответственно основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в средних специальных учебных заведениях состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального. В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами ссузов в средней общеобразовательной школе, и на этой базе - формирование функциональных знаний и умений, т.е. таких, которые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Этим определяется содержание данной базовой дисциплины. Программа «Русский язык и культура речи» предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи). В программу «Русский язык и культура речи» с целью достижения качественного обучения помимо излагающего материала включены тренирующие практические задания и самостоятельные работы. К соответствующим разделам содержания учебной дисциплины дана тематика 5 практических занятий, предусматривающих расширение словарного запаса студентов, углубление их знаний по морфологии, синтаксису, пунктуации; развивающих навыки лингвистического анализа текста. В процессе изучения учебных тем рекомендуется систематическое использование различных типов словарей и справочной литературы, перечень которых прилагается к программе. В качестве итогового контроля знаний по учебной дисциплине рекомендуется проводить контрольные диктанты с грамматическим заданием, тестирование, лингвистический анализ текстов, составление и редактирование различных жанров деловой письменной речи и др. С учетом сказанного выше программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает следующие требования к уровню подготовки (знаниям и умениям) выпускников ссузов. Выпускник должен знать: - различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - нормы русского литературного языка, специфику устной и пись- Выпускник должен уметь: - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка. На изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» отводится 80 часов, включающих 46 часов лекций, 10 часов практических занятий, 24 часа самостоятельной работы.
Формы аттестации: контрольная работа в 4-м семестре. II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Общие сведения о языке и речи. Требования к знаниям: - знать основные функции языка; основные единицы языка и принципы их выделения; виды речи, виды речевой деятельности; грамматические категории частей речи; структуру языка, уровни языка; основные аспекты речевой культуры; Требования к умениям: - уметь различать понятие «культура языка» и «культура речи», определять единицы языка и соотносить их с языковым уровнем. Курс «Русский язык и культура речи»: Цели, задачи и структура курса, его связь с другими дисциплинами. Основные функции языка, язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы. Уровни языка: фонетический, лексико-семантический, морфемный, морфологический, синтаксический. Речевая деятельность. Виды речи: монолог, диалог, полилог. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.
ЛИТЕРАТУРА 1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А., Матвеева Т. В. 2. 10.Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс,1997. 3. 11.Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997. 4. 12.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997.
Самостоятельная работа. Работа с текстом по разговорным и литературным формам слов. ЛИТЕРАТУРА 1. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997. 2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Москва: ООО "Изд-во ACT-ЛТД", 1998. 3. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 4. Русский язык. Москва: Флинта, 2000. 5. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997. 6. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998.
Самостоятельная работа. Работа с текстом и справочной литературой. ЛИТЕРАТУРА 1. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 3. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст,стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных 4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 5. Голуб И. Б. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 7. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 8. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997. Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм рус ского литературного языка. Требования к знаниям: - знать основные типы словарей, современные справочники по разделам языка. Требования к умениям: - уметь пользоваться словарями и справочниками. Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Самостоятельная работа. Работа с различными типами словарей. ЛИТЕРАТУРА 1. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 3. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст,стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных 4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 5. Голуб И. Б. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 7. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 8. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997. Самостоятельная работа. Работа по схеме фонетического разбора слов. Работа с орфоэпическими словарями.
ЛИТЕРАТУРА 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 2. Голуб И. Б. Основы культуры речи. Москва: Высшая школа, 1988. 3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 5. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997.
Тема 2.2. Лексика и фразеология. Требования к знаниям: - знать лексические и фразеологические единицы и нормы; - типы лексических значений слов; - основные виды лексических и фразеологических ошибок. - уметь определять лексическое значение слова; - находить изобразительные средства языка в тексте; - распознавать и исправлять лексические и фразеологические ошибки; - пользоваться различными типами словарей. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Типы лексических значений слов. Многозначность слова (полисемия). Омонимы, их типы и функции в речи. Паронимы, их функции. Синонимы их типы и функции. Антонимы, их типы и функции. Классификация словарного состава языка. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Стилистические функции фразеологизмов. Толковые и фразеологические словари. Словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических ошибок. Фразеологические ошибки. Практическое занятие №1 Практическое использование словарей в процессе анализа лексического значения, правописания и произношения слов. Самостоятельная работа. Работа со словарями: толковыми, фразеологическими, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. ЛИТЕРАТУРА 1. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997. 2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997. 3. И.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Москва: ООО "Изд-во ACT-ЛТД", 1998. 4. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997. Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка. Требования к знаниям: - знать определение морфемики, морфем, морфемном составе слова типы морфем; - способы словообразования и словообразовательные нормы. Требования к умениям: - уметь определять способы словообразования, морфемный состав слова, образовывать новые слова. Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем (корневые и аффиксальные). Способы словообразования: морфемные (суффиксальный, префиксальный, постфиксальный и др.) и не морфемные (конверсия, слияние, аббревиация, усечение, семантический способ). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. Практическое занятие №1 Расставьте знаки препинания: 1. Работники туристического бизнеса, культурно-просветительских учреждений музеев выставочных центров, специалисты работающие в области связей собщественностью, референты и др. все это те профессии где профессионализм в сочетании с личным обаянием создает у людей представление обо всей области фирмеучреждении. 2. В настоящее время дисциплина «Имиджелогия» обязательный компонент учебного процесса в вузах занимающихся подготовкой работников культуры специалистов по связям с общественностью. 3. Специалисту сферы сервиса, постоянно работающему с людьми, профессия которого в основе своей является коммуникативной, особенно необходимо уметь предъявить себя, представить свою организацию, умело выстроить деловые и межличностные отношения. 4. Как видно из сказанного требования к профессиональной подготовке референтов включают не только умение работать с документационным потоком, они гораздо шире чем даже выполнение стандартных секретарских обязанностей, в чем можно убедиться если рассмотреть перечень умений и навыков которыми должен обладать квалифицированный референт по мнению большинства работодателей ЛИТЕРАТУРА 1..Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс,1997. 2. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. Москва: Рольф, Айрис-пресс, 1997. 3. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. Москва: Флинта, Наука, 1997. 4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Москва:Логос, 2001. 6. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для учащихся стерших классов. Екатеринбург: Сократ, 1997. Самостоятельная работа. Составление таблицы по теме. Тема 2.4. Морфология. Требования к знаниям: - знать определение самостоятельных и служебных частей речи, грамматических категорий; - принципы формоизменения самостоятельных частей речи, переходные явления в частях речи; - нормы формообразования. Требования к умениям: - уметь определять грамматические, морфологические, синтаксические признаки самостоятельных частей речи и выразительные возможности служебных частей речи; - устранять основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи (склонение существительных, прилагательных, числительных, местоимений, спряжение глаголов, изменение причастий и деепричастий). Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы (нормы формообразования). Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимений, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий; ошибки в образовании числительных, ошибки в употреблении местоимений, в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. Практическое занятие №2. Вставьте недостающие буквы 1. Зам…реть, прим…рить, бл…стеть, объ…динить, соч…тать, пож…мать, предпол…гать, оп…здание, пр…тв…риться, выг…реть, оз…рение, тв…рение, з…ря, обл…котиться, исп…рение, сн…мать, ур…жай, разж…гать, пор…сль, отр…сль, накл…ниться, р…внина, непром…каемый, ск…чок, р…сток, поч…татели, оз…рение, пр…клоняться, нар…щение, ур…внение, отвр…щение, сг…рание, пл…вник, м…кать, нар…стание, ср..внение, просв…щение. 2. И…следование, …близиться, …десь, …дружиться, …дать, ра…жигать, ра…творить, …дание, …дравница, мирово…зрение, ра…чётный, ра…считывать, …дельщина, ни…ходящий, бе…просветная, бе…грамотный, бе…предельный, во…создать, во…кликнуть, во…произвести, во…делать, во…хождение; бе…срочный, бе…спорный, бе…ценный, ра…считать, ра…таять, ра…чёт. 3. Пр…зирать врага – пр…зреть сироту. Пр…ступить закон – пр…ступить к работе. Пр…дать друга – пр…дать значение. Пр…творить планы в жизнь – пр…творить дверь. Пр…бывать в стране – пр…бывать в страну. Пр…ходящее явление – пр…ходящий поезд. 4. Жаре…ый, взвеше…ый, рисова…ый, пламе…ый, глиня..ый, торжетве…ый, родстве…ый, чугу…ый, листве…ый, карти…ый, це…ый, соломе…ый, дикови…ый, пуга…ая, име…ой, дивизио…ый, орли…ый, кожа…ый, традицио…ый, иллюстрирова…ый, погаше…ый маринова…ые, варё…ая, мороже…ое. 5. Ненавид…л, сеял, ce…л, строил, стро…т; обид…л, обид…т; ве…л, ве…т; кле…л, кле…т; та…л, та…т; завис…л, завис…т; знач…л. 6. Вышл…те мне книги почтой, а когда вышл…те, позвоните. Не трус…те, прыгн…те в воду, когда прыгн…те, плывите к берегу. Выбер…те книгу, когда выбер…те. Запишитеу библиотекаря. 7. Бор…щиеся спортсмены, стро…щийся дом, паш…щий крестьянин, готов…щийся обед, дремл…щий человек, стел…щийся туман, гон…щие добычу собаки, леч…щий врач, пол…щие сорняки дети, знач…щийся документ, тяжело дыш…щий больной, ла…щая собака, зре…щие поля, се…щий зерно крестьянин, колыш…щиеся хлеба, плещ…щиеся дети, пил…щие доски мужчины, сража…щиеся воины, самокле…щиеся обои, хлопоч…щая хозяйка, мысл…щий человек. 8.. Уважа…мый, прерыва…мый, ненавид….мый, контролиру…мый, редактиру…мый, вид…мый, рекоменду…мый, добыва…мый, изменя…мый, озаря…мый, завис…мый. 9. Подстрел…(н,нн)ый, обстрел…(н,нн)ый, сброш…(н,нн)ый, замеш…(н,нн)ый, замеш……(н,нн)ый, засе……(н,нн)ый, заброш……(н,нн)ый, прослуш……(н,нн)ый, высуш……(н,нн)ый, наве.. …(н,нн)ый, окле……(н,нн)ый, замеч……(н,нн)ый, потер……(н,нн)ый, раскле…вший, раскле……(н,нн)ый; сброс…вший, сброш.. …(н,нн)ый. 10.Ч…рный – чернеть, печ…нка – печень, ж…лоб – желоба, пш…нная – пшено, реш…тка – решето, ш…в, ж…сткий -жестковатый, крыж…вник, ч…рствый – черстветь, ш…рох, ш…пот – шептать, ш…лк -шелковистый, трущ…ба, пощ…чина – щека. 11. (Авиа)почта, (жёлто)оранжевый, (экс)чемпион, (пол)дома, (историко)филологический, (голубо)глазая, (детски)наивные, (вагоно)строительный, (Восточно)Сибирское, (светло)коричневый, (средне)статистические, (хлопчато)бумажная, (научно)исследовательский, (мало)заселённая, (ветро)защитные, (пол)листа, агропромышленный, (среди)(земно)морская, (химико)технологический, (практически)ценное, (молочно)мясная,
12. Девушка хорошо воспита…а. Она тактична и воспита…а. Море взволнова…о бурей. Все взволнова…о обсуждали новый проект. Цветы рассея…ы по лугу. Студенты были невнимательны и рассея…ы. Обвиняемые оправдв…ы судом. Такая мера вполне оправда…а
13. (В)течение года, увидимся (в)последствии, диплом по окончан…вуза, встретимся по приезд…, (в)виду болезни, (в)виде исключения, (с)верх ожидания, (в) связи с (не)погодой вылет отменен, (в)следствие болезни. 14. (Не)убранные вовремя поля, ещё (не)разгруженный состав, (не)оклеенная обоями комната, (не)оконченный роман, ещё (не)разработанная в достаточной мере проблема. ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000. 3. 16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997. 4. 17.Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998. 5. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999. 6. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Самостоятельная работа. Упражнение по закреплению темы. Тема 2.5. Синтаксис. Требования к знаниям: - знать определение синтаксической нормы, типы связи слов в словосочетании, виды предложений, способы соединения предложений в синтаксическое целое; принципы русской пунктуации; синтаксические фигуры. Требования к умениям: - уметь определять тип предложения, смысловую и грамматическую связь в сложных предложениях, правильно расставлять знаки пунктуации, устранять ошибки в построении и употреблении предложений усложненной структуры. Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание, типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложение распространенное и нераспространенное. Виды предложений по цели, по эмоциональной окраске. Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях. Основные ошибки в построении простых предложений: неоправданная инверсия; неоправданный пропуск члена предложения; смещенные синтаксические конструкции; незавершенность синтаксической конструкции нарушение координации главных членов предложения; ошибки при употреблении однородных членов предложения. Сложное предложение и его виды (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные). Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в сложных предложениях. Пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы русской пунктуации. Актуальное членение сложного предложения. Стилистическое использование разных типов сложного предложения. Синтаксические фигуры (анафора, эпифора, симлока, синтаксический параллелизм, именительное представление, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, период и др.). Практическое занятие №3.
Исправьте предложение: 1. Чтобы вам было удобно в поездке, мы хотим дать вам несколько советов для вашего удобства. 2. Отправляясь в поездку, возьмите с собой необходимые лекарства, необходимые документы, зонтик и хотя бы одну теплую вещь, которую вы сможете оставить в салоне автобуса, и удобную обувь для множества экскурсий. 3. Если вы едете на море, то возьмите с собой шляпу от солнца и темные солнцезащитные очки. ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000. 3. 16.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997. 4. 17.Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998. 5. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999. 6. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Самостоятельная работа. Ответы на обобщающие вопросы по теме. Самостоятельная работа. Составление функционально-смыслового текста по заданной теме.
ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000. 3. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997. 4. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998. 5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 2. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998. 3. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999. 4. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Самостоятельная работа. Составление личного словаря по терминам функциональных стилей русского языка. Практическое занятие №5. 1. Отредактируйте текст, устраните тавтологию. В работу референта входит: - подготовка выступлений; - подготовка исходящей корреспонденции; - подготовка составление отчетов, проектов, контрактов, др. - подготовка рекламных материалов для публикации; - подготовка и правка документов, подготовленных другими - подготовка и обработка информации, необходимой руководителю; - подготовка встреч, заседаний, переговоров; - подготовка и личное участие в мероприятиях, подготовленных подготовка технической организации работы: обеспечение современной техникой и т.д. Референт руководителя до 70% своего рабочего времени посвящает работе с документами. 2. Перечислите ошибки в приведенном ниже документе. Перепишите письмо в соответствии с нормами деловой речи. Ответ на письмо заказчика На заявление Алексинская швейная фабрика индпошива одежды сообщает. Факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Администрация фабрики приняла меры для срочного выполнения вашего заказа. Жалоба обсуждалась на общем собрании коллектива, доведена до сведения всех работников фабрики. Меры приняты. Лица, виновные в нарушении сроков исполнения и за грубость, наказаны согласно приказа фабрики от 13.10.2000 №76/2. Сменному мастеру Волковой В.В. объявлен выговор. Закройщик Гусев А.А. переведен портным в бригаду по пошиву мужской верхней одежды.
Директор фабрики А.А. Петров В тексте письма сделаны следующие нарушения официально-делового стиля и культуры речи: ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. проф. В. Ч. Максимова. Москва: Гардарики, 2000. 15.Федосюк М. Ю., Ладиженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. 2. Русский язык. Москва: Флинта, 2000. 3. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие.СПБ.:ИД"МиМ", 1997. 4. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для учащихся старших классов. Екатеринбург: Сократ, 1998. 5. Боброва А. В. Грамматика русского языка. Москва: Цитадель, 1999. 6. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия".Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Самостоятельная работа. Реферирование по нормам речевого этикета в деловом общении.
Контрольные задания.
1. Написать и подготовить выступление информационного или агитационного характера по проблемам экономики, этики, культуры (на 3-5 минут). Уточнить формулировку темы. Определить аудиторию, для которой предназначена речь. Продумать систему логических и психологических доводов. (в школьной тетради) 2. Освоить орфографический, акцентологический, словарный минимум (уметь правильно написать, произнести слова, объяснить их значение). См: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Кашаева Русский язык и культура речи. Ростов н/Д. 2000. С. 502-516 3. Подберите примеры, иллюстрирующие функциональное расслоение русского языка (оформите на карточках, укажите доказывающие стилевую принадлежность отрывка элементы). Отрывок должен быть не менее 30 строк.
1. Характеристика понятия «культура речи». Основные качества речи. 2. Литературный язык - основа культуры речи. Признаки литературного языка. 3. Нормы литературного языка. Виды и типы норм. «Эластичность» и динамичность нормы. 4. Словарь русского литературного языка. 5. Функциональное расслоение русского языка. Понятие функционального стиля и функциональной разновидности языка. 6. Дайте характеристику официально-деловому, научному, публицистическому стилям. 7. Разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности языка. 8. Ораторское искусство как социальное явление. 9. Виды публичных выступлений. 10. Ораторская речь как процесс. 11. Характеристика личности оратора. 12. Особенности аудитории как социально-психологической общности людей. 13. Методика подготовки публичного выступления. 14. Основные источники подбора материалов для ораторской речи. 15. Логико-композиционное построение публичного выступления. 16. Контакт в публичном выступлении. 17. Внимание и его виды. Приёмы управления вниманием удитории. 18. Ответы на вопросы аудитории. 19. Виды публичного спора. Дискуссия и полемика. 20. Культура спора. Принципы конструктивного диалога. 21. Полемические приёмы опровержения. Уловки в споре. 22. Деловое общение, его особенности и виды. 23. Методика организации и проведения деловых переговоров.
Характеристики речи Задание {{ 37 }} характеристики речи Основные характеристики речи - □ неповторимость □ абстрактность □ субъективность □ объективность □ динамичность Правильные варианты ответа: неповторимость, субъективность, динамичность Задание {{ 38 }} характеристики речи Основные характеристики речи - □инвариантность □ ситуативность □ статичность □ конкретность □ произвольность Правильные варианты ответа: ситуативность, конкретность, произвольность Задание {{ 39 }} характеристики речи Речь, в отличие от языка, можно характеризовать, как □объективную / субъективную □ истинную / ложную □ абстрактную / конкретную Правильный вариант ответа: истинную / ложную Задание {{ 40 }} характеристики речи. Речь, в отличие от языка, можно характеризовать, как □ материальную / идеальную □ правильную / неправильную □ инвариантную / вариативную Правильный вариант ответа: правильную / неправильную
Задание {{ 41 }} характеристики речи Качество, обусловливающее развитие речи во времени и пространстве, - □ вариантность □ бесконечность □ неповторимость □ динамичность Правильный вариант ответа: динамичность Задание {{ 42 }} характеристики речи. Свойство речи, определяющее её акустическую и визуальную проявленность, - Правильный вариант ответа: материальность
Задание {{ 43 }} характеристики речи Осознание цели речевой деятельности в ситуации позволяет сделать речь □ чистой □ точной □ понятной Правильный вариант ответа: точной Задание {{ 44 }} характеристики речи Осознание цели речевой деятельности в ситуации позволяет сделать речь □ богатой □ понятной □ выразительной. Правильный вариант ответа: понятной Задание {{ 45 }} характеристики речи Речь – это то же самое, что и речевая … Правильный вариант ответа: деятельность
Задание {{ 464 }} характеристики речи Термины «речь» и «речевая деятельность» - это □ идентичные понятия □ противоположные понятия □ родо-видовые понятия Правильный вариант ответа: идентичные понятия
Задание {{ 47 }} характеристики речи Речевая деятельность – это, в первую очередь, □ рефлексивное поведение □ духовно-природная способность □ мыслительная деятельность Правильный вариант ответа: духовно-природная способность Задание {{ 48 }} речевая
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.11 (0.011 с.) |