Организация и проведение анализа хозяйственной деятельности экономического субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение анализа хозяйственной деятельности экономического субъекта



 

Анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта обычно проводят в следующей последовательности:

1) составляется план проведения анализа;

2) определяется перечень изучаемых вопросов;

3) подбираются необходимые материалы, при этом проверяется качество исходных данных;

4) проводится обработка материалов: составляются аналитические таблицы, строятся графики и диаграммы;

5) обобщаются результаты анализа и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и использованию внутрихозяйственных резервов.

На результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций существенное влияние оказывают природные и экономические условия. Их необходимо детально изучить перед началом проведения экономического анализа. Полный учет природных и экономических условий позволяет более объективно оценить работу хозяйства, его отраслей и производственных подразделений.

В плане проведения анализа предусматривают объекты и вопросы, подлежащие изучению, систему показателей, исполнителей и сроки.

В зависимости от поставленной задачи содержание анализа может изменяться. Например, если требуется определить процент выполнения плана выпуска продукции предприятием, то сравнивают фактические показатели отчетного года с плановыми.

Проверка материалов, используемых при анализе, их изучение и систематизация (составление соответствующих аналитических таблиц, подбор и распределение по отдельным вопросам дополнительно привлеченных материалов и т. д.) — необходимое условие анализа. Материалы могут содержать арифметические ошибки и искажения. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению отчетности. Выявленные ошибки исправляют.

После проверки отобранные материалы обрабатывают. Прежде всего, исходные данные приводят в сопоставимый вид. Сопоставимость данных предполагает сопоставимость территории, периодов времени, единиц измерения, экономического содержания показателей. Если изменились цены на товары и услуги при сопоставлении показателей за периоды до и после этого изменения, необходимо пересчитывать фактические данные в цены и тарифы базисного периода путем их деления на соответствующий индекс цен.

Анализируемый материал при необходимости упрощают. Отдельные показатели округляют до целых чисел, переводят в более крупные единицы измерения (рубли – в тысячи рублей, центнеры – в тонны и т. д.). В результате достигается лучшая наглядность цифр и уменьшается объем последующих вычислительных работ.

Затем определяют средние и относительные величины, другие показатели, которые отсутствуют в плановой и отчетной документации и требуются для проведения тех или иных приемов анализа хозяйственной деятельности.

Для систематизации анализируемого материала составляют таблицы, представляющие собой комплекс взаимосвязанных показателей, общее содержание и формы которых обозначены в заголовке таблицы, а величины показателей даны цифрами на пересечении строк и граф. Таблицы должны быть простыми для понимания и правильно отражать содержание изучаемого вопроса.

Если таким образом не удается четко проследить зависимость между показателями или добиться хорошей наглядности, то используют графические методы изображения (диаграммы структуры товарной продукции, ее себестоимости и др.).

На заключительном этапе полученные данные обобщают и на их основе формулируют конкретные выводы и практические предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

Аналитической работой в организациях занимаются, прежде всего, работники бухгалтерии. Главный бухгалтер отвечает за финансовое состояние организации. Вместе со своим заместителем он готовит информационный материал и изучает хозяйственную деятельность по данным бухгалтерского учета и отчетности, контролирует выполнение планов, расходование и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов так, чтобы предупредить потери, нерациональные расходы, обеспечить сохранность собственности. О результатах анализа он докладывает руководителю организации. По характеру работы бухгалтеру легче, чем кому бы то ни было, выявлять резервы улучшения показателей хозяйственной деятельности.

Большую роль в проведении анализа играют работники отделов маркетинга и сбыта, например в изучении плана продаж и его выполнения, особенно ассортиментной структуры, выполнения договоров на поставку товаров. В ряде крупных организаций в штате имеются экономисты, которые ведут всю экономическую работу в организации; под их руководством и при участии проводится всесторонний экономический анализ.

Для экономического анализа очень важно подразделить информацию по объектам, которые характеризуются этой информацией, по назначению и цели ее использования.

Объектами могут быть отдельные стороны работы организации или ее отдельные структурные подразделения.

Субъектами анализа являются внешние и внутренние пользователи информации. К внутренним субъектам анализа (пользователям информации) относятся: администрация коммерческой организации, ее персонал, собственники (в тех случаях, когда они работают в организации). Внешние субъекты анализа — это собственники, заимодавцы (банки, юридические лица, физические лица), поставщики, покупатели, конкуренты, налоговые органы, аудиторские фирмы, консультанты, юристы, ассоциации и др. Цели субъектов анализа могут быть самыми различными, но для всех главным является получение экономической информации, позволяющей дать точную оценку, как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития.

Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определять увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценивать эффективность использования ресурсов администрацией коммерческой организации. Кредиторам надо знать целесообразность продления кредита, изменение условий кредитования, гарантии возврата кредита. Потенциальным собственникам, кредиторам и поставщикам следует просчитывать выгодность помещения своих капиталов в данное предприятие.

Вопросы для самопроверки

1. Какова последовательность проведения экономического анализа экономического субъекта?

2. Каким образом происходит обработка информационных материалов для проведения экономического анализа?

3. Каковы основные правила организации экономического анализа?

4. Какие службы проводят аналитическую работу в организации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.31 (0.006 с.)