Методические способы и приемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические способы и приемы



ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Содержание метода и методики экономического анализа

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственных процессов деятельности организаций в их становлении и развитии.

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода — целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т. е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе. В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения между методами и методиками экономического анализа, однако такое разграничение следует провести.

Метод анализа имеет следующие характерные особенности:

- комплексность изучения хозяйственной деятельности;

- рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии;

- исследование факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;

- обобщение результатов анализа;

- разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы организации.

Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других организаций, с явлениями и процессами, происходящими в экономике страны. Например, изменение объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с общим ростом производства товаров в данном районе, области, изменениями покупательной способности местного населения, а также с учетом происходящих изменений в структуре потребления населения.

В ходе экономического анализа хозяйственной деятельности организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в противоположных направлениях. Так, рост прибыли, например, может быть обусловлен увеличением объема продаж, сокращением затрат и др., а уменьшение прибыли — замедлением оборачиваемости оборотных средств и др.

Чтобы полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный прием исследования. Изучение отдельных элементов в увязке с общими результатами, от частного к общему, — это индуктивный прием исследования. Так, при оценке выполнения плана продаж сначала применяют дедуктивный прием исследования: определяют выполнение плана по всей организации, затем устанавливают отклонения по отдельным товарам, товарным группам и т.д., а также изучают факторы, вызвавшие эти отклонения. Затем применяют индуктивный прием исследования: группируют выявленные частные результаты, обобщают наиболее важные причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана, и делают выводы. Дедуктивный и индуктивный приемы — это две стороны исследования, которые обеспечивают единство и неразрывную связь анализа и синтеза.

Обобщение результатов анализа представляет собой существенную часть метода. После изучения отдельных сторон и показателей хозяйственной деятельности подводят итоги исследования. Данные анализа обобщают так, чтобы можно было получить представление об объеме и качестве работы не только организации в целом, но и ее частей и подразделений. Результаты анализа систематизируют по направлениям хозяйственной деятельности, по основным участкам работы организации, дают характеристику показателей, указывают основные причины и факторы, повлиявшие на уровень отдельных показателей и общие результаты деятельности организации, делают выводы, дают оценку проделанной работе.

Анализ завершается разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности организации.

С учетом описанных особенностей методов экономического анализа в эту категорию можно включить:

- маркетинговый анализ;

- бюджетирование;

- бизнес-планирование;

- экономико-математическое моделирование;

- функционально-стоимостной анализ;

- анализ хозяйственной деятельности;

- финансовый анализ;

- сетевое планирование и др.

Методика экономического анализа — это совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в заранее определенной последовательности для достижения поставленной цели при исследовании отдельных экономических явлений.

Любая методика анализа должна включать следующий примерный перечень вопросов:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) последовательность и периодичность проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

к) потребители результатов анализа.

Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику метода экономического анализа, назовите его характерные черты.

2. Что представляет собой методика экономического анализа?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.006 с.)