Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления психологического анализа кризиса и необходимой психологической помощи клиенту.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют следующие организационные формы психологической помощи в кризисной ситуации: 1. Телефоны экстренной психологической помощи. 2. Очное консультирование. 3. Психологический дебрифинг («кризисное интервью»). Первые две формы используются для индивидуальной психологической помощи в кризисе, а третья форма — это групповой метод кризисной интервенции. Настоящее пособие посвящено описанию индивидуальной работы психолога, консультанта ТЭПП или психотерапевта с клиентом, переживающим кризисное состояние. Кризисная помощь рассматривается в русле психологической модели. Описание техники психологического дебрифинга см. в Приложении к данному методическому пособию. Механизм психологической помощи при кризисе Ю.Е.Алешина пишет, что основным средством воздействия психолога-консультанта является «определенным образом построенная беседа». Это очень важное условие для достижения главной цели консультирования, оно заключается не только в организации консультативного пространства и распределении консультативного времени, но также включает выполнение некоторых важных задач, как обязательных условий (факторов) процесса психологической помощи. Эффективная психологическая помощь при кризисе главным образом опирается на «терапевтические условия», описанные в клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, среди них мы остановимся на следующих: принятие индивидуального мира клиента, эмпатическое понимание клиента, активное слушание и помощь в вербализации эмоционального опыта клиента6. Принятие индивидуального мира клиента Одно из главных терапевтических условий К.Роджерс видел в том, что психотерапевт испытывает и демонстрирует принятие собеседника. В контексте консультирования слово «принятие» означает «безусловное позитивное внимание к собеседнику», цель которого — создание атмосферы безопасности. Принятие также можно определить как уважение права собеседника на его собственные чувства, мысли, поведение, взгляд на мир. Позиция принятия также характеризуется отношением к чувствам, желаниям и поступкам человека как к естественнымв данной кризисной ситуации для него, для его индивидуальности. Поэтому демонстрируя свое принятие собеседника, консультант говорит о естественности чувств, которые испытывает клиент, об их приемлемости и адекватности: «Это не патология, а нормальная реакция на ненормальные обстоятельства». Этим самым он нейтрализует переживания по поводу переживаний и разрывает замкнутый круг «чувства — метачувства». В результате человек принимает то, что с ним происходит, то есть позволяет себе испытывать чувства, говорить о них, переживать и осознавать их.
Социальная сеть как система естественной поддержки клиента в кризисе. Сущность сети естественной поддержки. Активизация ествественной системы поддержки и профессиональная помощь как основные направления деятельности по преодолению кризиса. Одним из примеров наиболее активно разрабатываемых направлений сетевого анализа в социальных и экономических науках стало изучение функционирования так называемых социальных сетей поддержки. Такие сети могут сочетать в себе как формы взаимодействия, характерные для модели слабых связей, так и модели малых миров. Довольно трудно представить какое-либо последовательное определение социальной сети поддержки (social support network). Например, И. Штейнберг подчеркивает, что примерно до середины XX в. в гуманитарных науках то, что сегодня называют социальными сетями поддержки, чаще всего описывалось такими терминами, как союз, объединение, «круги общения» или соединением формальных и неформальных отношений, деловых и эмоциональных контактов и т. п. Основной отличительный признак, который характеризует социальные сети поддержки заключается в том, что они «возникают в месте пересечения, образно говоря, вертикальных линий должностного положения субъекта и горизонтальных цепочек его личной принадлежности к семейному клану, кругу друзей, общности земляков, товариществу однополчан и т. д. Они самоорганизуются на основе недостаточности формальной организации в достижении ее собственной общественно значимой цели (проще говоря, цель больницы – лечить, школы – учить, милиции – защищать, общепита – кормить), но не для дублирования формальных институтов, а для компенсации их недостатков»18. Соединяясь с системой родственных и семейных отношений, социальные сети поддержки создают специфическую среду связей и зависимостей, которые создают особый род неформального социального института, спонтанно возникшего на основе устойчивых связей кровного родства и дружбы членов семей и их ближнего окружения, на взаимном интересе и личном выборе. Иными словами, социальные сети поддержки – это системы устойчивых персонифицированных взаимоотношений и зависимостей участников сети друг от друга, в основании которых находится традиционный институт семьи и дружеской взаимовыручки, регулирующийся как официальными законами, так и нормами обычного права, а в некоторых случаях и «понятиями»19. Такие связи и взаимоотношения составляют ядро неформальной экономики (особенно в странах, где формальные институты слабы и неустойчивы) и являются инструментом социальной адаптации и поддержания социального благополучия людей. Основным признаком, который поддерживает отношения в таких сетях, является идея взаимопомощи или неэквивалентных обменов. Некоторые характеристики, свойственные таким сетям, на отечественном материале описал И.Е. Штейнберг. 1. Необязывающая взаимность. Неэквивалентные обмены в социальных сетях довольно часто предполагают оказание услуг, помощи как бы безвозмездно («просто так»). Неэквивалентные обмены предполагают долгосрочные отношения. Это не просто взаимодействия «по блату» или «по знакомству», но и возможность оказания значимой услуги «за спасибо». Это поддерживает и укрепляет доверие и тем самым стабильность отношений. Социальная сеть поддержки может использовать «блат» в неэквивалентных обменах, но существовать без «нормальных отношений» она не может. 2. Чем меньше уровень доходов в семье, тем большее значение имеют родственные отношения. В «обеспеченных» семьях процесс идет в обратном направлении, связи с родственниками ограничиваются, а с друзьями «своего круга» и «полезными людьми» расширяются. Однако здесь необходимо сделать ряд уточнений. В основании этих перемен лежит селекция прежних связей по причинам не только экономическим, но и психологическим. Это болезненное переживание разрыва прежних статусов и ролей. 3. Отсутствие лидера, наличие координатора. В социальных сетях нет центра, нет единого лидера, а есть совокупность групп со своими центрами и лидерами. Установки на добровольность услуг и помощи препятствуют появлению в социальной сети поддержки традиционного лидера с мобилизующими и контролирующими функциями и соответствующим авторитетом. Однако для функционирования сети необходимо, чтобы кто-то подсказал, к кому обратиться за помощью, выступил посредником, просителем, определил «размеры благодарности». И социальные сети выращивают такого координатора. Внешне он ничем не напоминает традиционного лидера-ведущего, за которым идут ведомые. 4. Обмен психологическими ресурсами. Можно выделить три формы обмена психологическими ресурсами (совет, моральная поддержка, проявление симпатии и любви) в сетях социальной поддержки: • профилактика форс-мажорных обстоятельств, совет, информация, увещевание, вмешательство в ситуацию (угроза потери работы, проблемы со здоровьем, семейные проблемы); • реабилитация последствий посттравмы (потеря работы, болезнь, развод и пр.); • мобилизация ресурсов сети для решения проблемы путем разделения ее на задачи и распределения этих задач по агентам сети.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.007 с.) |